Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения и их классификация





Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система мето­дов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали мето­ды, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослы­ми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением школ родились методы словесные, которые долго доминировали.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «револю­ции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учите­ля-родители уступили место профессиональным учителям. Суще­ство второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а чет­вертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частич­ную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при трудовом обучении успехов можно достигнуть толь­ко при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относи­тельно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагоги­ки выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я.Лернером и М.Н.Скатки-ным. В ней выделяют следующие методы.


Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизи­онные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость ис­следовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментирова­нии, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащих­ся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предостав­ляет школьникам возможность принять участие в отдельных эта­пах поиска. При этом они знакомятся с определенными момента­ми научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают прин­ципы и этапы научного исследования, изучают литературу по про­блеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обес­печивает постепенный переход от методов, предполагающих срав­нительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащих­ся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизирова­ны по трем группам — в соответствии со способом передачи и ус­воения информации: словесные, наглядные и практические (схема 4).

Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидак­тическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработан­ные практикой рекомендации по особенностям методики их при­менения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство, о котором уже упоминалось ранее: названные методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве. Для определения рациональности их сочетания необходимо знать ди­дактические особенности каждой группы и методические аспекты их использования при занятиях со школьниками по технологии.

Date: 2016-05-24; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию