Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы антиглобалистского движения





Разнородность групп и течений, принимающих участие в антиглобалистском движении не позволила до сих пор создать какие-либо четкие и оформленные организационные структуры. Сами участники нередко рассматривают такую распыленность как достоинство движения или даже принципиально новый тип организации, основанный на сетевом принципе и диалоге. Так, один из теоретиков антиглобалистcкого движения Иммануил Валлерстайн объявляет его альтернативой старой модели левых политических партий – централизованных и ориентированных на завоевание власти. У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры, но есть «крайне гибкая коалиция транснациональных, национальных и локальных движений с различными приоритетами».

Главной формой антиглобалистского движения являются массовые акции и кампании протеста и гражданского неповиновения. Они сопровождаются шествиями и митингами, в которых нередко принимают участие тысячи и даже сотни тысяч людей. Предполагается, что такая нацеленность на конкретные действия должна позволить соединить вместе различные инициативные группы из различных стран для борьбы под общими лозунгами, развить узы солидарности «снизу» и постепенно заложить основу для нахождения консенсуса между участниками. В 1998 в качестве такой децентрализованной сети инициатив сопротивления против «свободной торговли» и Всемирной торговой организации было создано «Глобальное действие народов» (People's Global Action). В настоящее время марши и акции протеста проводятся обычно коалициями групп. Организуют такие выступления совместные комитеты, образованные из представителей групп; решения принимаются, по возможности, на основе общего согласия. Какой-либо официальный руководящий центр и формальная иерархия при этом отсутствуют.

 

 

56. Психология среды. Общая характеристика и современные тенденции развития.

Психология среды (энвайронментальная психология) — дисциплина, изучающая психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды, влияние факторов материальной действительности на личность. Понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. Выявляя закономерностивзаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели её поведения.

Междисциплинарный характер психологии среды обуславливает внимание к таким далеко отстоящим друг от друга проблемам, как управление ресурсами общественной собственности городской среды (мест общего пользования), анализ комплексныхсредовых условий, стрессовое влияние среды на продуктивность личности. Психология среды пересекается с такими дисциплинами, как наука о человеческом факторе, когнитивной эргономикой, архитектурной психологией, социо-архитектурой,экологической психологией, поведенческой географией, социальной экологией и др.

 

57. Социальная стратификация и социальная мобильность в информационном обществе.

58. Как было отмечено выше, социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство – характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Справедливо ли это? И возможно ли общество, где отсутствует социальное неравенство? Не случайно существовали, да и продолжают жить и представления о минувшем “золотом веке”, и мечты о будущем обществе полного социального равенства.

59. Прежде всего, следует рассмотреть вопрос о причинах существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства.

60. По этой проблеме существуют разные точки зрения. Марксизм, как отмечалось ранее, находит объяснение, прежде всего, в неравном отношении к средствам производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства.

61. Функционализм дает трактовку на основе дифференциации функций, которые выполняют различные группы в обществе (вспомним “Государство” Платона, где в соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, яростным и вожделеющим – в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и производителей-ремесленников и земледельцев; и каждое должно заниматься своим делом). Значимостью функций определяются соответственно место и роль той или иной личности и группы, их положение в обществе.

62. В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э.Дюркгеймом в его работе “О разделении общественного труда”. Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию.

63. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения.

64. В рамках структурного функционализма концепцию стратификации развивали американские социологи К.Дэвис и У.Мур. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению.

65. Таким образом, общество не просто дифференцировано, оно иерархично структурировано по принципу “выше” – “ниже”.

66. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение не только в классовой теории К.Маркса, но и в теории стратификации. Само понятие “стратификацияпришло в социологию из геологии, где “страта” означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

67. Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Как известно, у нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа.

68. Однако “замкнутость” на экономику не могла объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную дифференциацию общества. М.Вебер расширяет круг критериев, включая, помимо отношений к собственности, отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом.

69. Разные формы социальной дифференциации выделяет П.Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

70. В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д.

71. Однако социальная дифференциация – это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка.

72. Американский социолог Т.Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями.

73. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

74. Так, в примитивных обществах, прежде всего, ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии. Даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец. Но в буржуазном обществе капитал все в большей степени стал определять положение человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере и т. д.

75. Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

76. Занимаемая индивидом или группой социальная позиция предполагает соответствующие “награды”: власть, привилегии, материальные блага и т. д. В реальной действительности не всегда имеет место это соответствие. Тогда мы сталкиваемся с явлением статусной несовместимости. Субъективно она воспринимается как несправедливость и имеет негативные социальные последствия: тормозит прогрессивное развитие общества, дестабилизирует его. Ярким примером статусной несовместимости может служить положение интеллигенции в современной Украине.

77. Поскольку статус является важным условием самореализации личности, человек болезненно реагирует на неадекватность оценки обществом его социальной позиции. Он либо впадает в апатию, либо вступает на путь борьбы с несправедливостью. Как правило, люди, находящиеся в ситуации статусной несовместимости, тяготеют к радикальным взглядам. Не этим ли объясняется феномен В.Жириновского, Н.Витренко? Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые в современной социологии принято называть классами (в отличие от страт классы характеризуются целым рядом, набором определенных признаков и критериев: уровень дохода, образование, профессия и т. д.).

78. Это - высший, средний и низший класс. Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем исследовании “Город-янки” (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса ("белые воротнички"), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

79. Высший класс обычно составляет небольшой процент населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества.

80. По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс.

81. Оценивая средний класс, английский историк А.Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация – это, прежде всего, цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

82. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

83. Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу:

84. - наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

85. - высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

86. - доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

87. - профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

88. К среднему классу можно отнести средних и мелких предпринимателей и бизнесменов (в общем количестве предпринимателей они составляют 80-90%), управленческих работников, государственных служащих, научную, художественную, гуманитарную, инженерно-техническую интеллигенцию, рабочих высокой квалификации, фермеров и некоторые другие категории.

89. Средний класс характеризуют:

90. - экономическая независимость;

91. - активность;

92. - обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода.

93. - как субъект политики выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ.

94. - выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость.

95. В низшей части социальной лестницы находится низший класс. К нему относятся те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже уровня бедности. Сюда же относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные, деклассированные элементы.

96. Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка. Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

97. высший класс

98.

99. средний класс

100.

101. низший класс

102.

103. Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, “буферную” между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

104. Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это – пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

105. Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу. Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.Сорокин, “…существует точка “насыщения”, дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются”.

106. Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет, в сущности, об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

107. Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции называется социальной мобильностью.

108. Социальная мобильность горизонтальная вертикальная территориальная, религиозная, экономическая, политическая, семейная, политическая и т.д. профессиональная и т.д. индивидуальная групповая индивидуальная групповая восхождение нисхождение восхождение нисхождение Рис.1. Типология социальной мобильности

109.

110. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

111. Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям.

112. В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

113. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным “социальным лифтом”, обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

114. Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня “ открытости ” или “ закрытости ” общества. Ярким примером “закрытого” общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

115. Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Украина.

 

Date: 2016-05-23; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию