Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации 2 page





Перефразируя известные слова историка М.Я. Гефтера о начале человеческой истории, В.И. Слободчиков пишет: «...все собственно человеческое в человеке начинается, становится, развивается не с нуля, подлинное вочеловечивание человека начинается с Начала! Мы знаем Имя Начала Всякого Бытия, как оно названо в Священном Писании (помните у св. ап. Иоанна — В начале было Слово...). И так же точно — мы должны положить начало человеческого в человеке, но уже на языке психологии и педагогики развития. Для меня таким началом является предельная идеализация человеческой реальности — это со-бытийная неслиян- но-нераздельная общность людей» [3: с. 249].

Со-бытийная общность есть прежде всего духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодоление каждым тяготения собственного эгоцентризма и границ своей индивидуальности, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и «я», и «ты», и «мы». Со-бытийная общность теоцентрична. Ее прообраз дан в наставлении святого подвижника VI-VII вв. аввы Дорофея. Он начертал окружность и разъяснил: окружность — это мир людей; радиусы — это отдельные люди; центр круга — это Бог; чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям; чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга. В этом основа и возможность преодоления ограничений и деформаций эгоцентризма и группоцентризма. «Развитие такой общности — это не завершаемый в этом мире процесс обретения каждым личностного способа бытия, это всегда выход за пределы всякой наличной ситуации “здесь и теперь”, прорыв сквозь пелену обыденной очевидности к точке явленности и подлинности — “Вот я, Господи!”» [3: с. 249].

Мы определили и лаконично описали три базовые категории психологической антропологии: субъективная реальность фиксирует родовую специфику человеческого способа жизни; со-бытийная общность является предельной идеализацией человеческой реальности, пространством вынашивания, развития и актуализации человеческих качеств и способностей; универсализация бытия определяет направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке. Данное категориальное сочетание позволяет не только полнее выразить языком гуманитарной науки сущностные аспекты человеческого бытия, но и осуществить методологический переход от классической бинарной логики к триадному анализу общих закономерностей развития человека в психологии. Прежде развитие преимущественно рассматривалось в соотношении внешних (средовых) и внутренних (имманентных) источников и движущих сил и трактовалось как реверсивная смена «шагов» социализации и «шагов» индивидуализации. В новом формате антропологический принцип развития может быть описан как преобразование систем связей, отношений и устремлений в со-бытийной общности в процессах социализации (подражания и отождествления в общности), индивидуализации (рефлексии и обособления в общности) и универсализации (децентрации в общности и синергии). Здесь каждый исходный процесс (механизм, движущая сила) развития не только становится предпосылкой разворачивания последующего, но и встраивается в единую структуру, вступая в сложные, иерархически организованные системные отношения. Таким образом, картина развития человеческой субъективности представляется как сочетание процессов социализации, индивидуализации и универсализации бытия; как совершенствование механизмов развития и существования от подражания через идентификацию и рефлексию к самотрансценденции и синергии; как движение от начальной, естественной созависимости через наращивание самообладания и актуализацию самобытности к самоодолению и полноте универсального со-бытия. Наиболее очевидным проявлением универсального со-бытия, не вызывающим сомнения и пережитым многими, является любовь и «бытие-для-других».

Универсальность — высший уровень духовного развития (соответствует эсхатологическому уровню развития личности по Б.С. Братусю) — задает горизонт развития и норму функционирования человека. В соответствии с христианской традицией можно сказать, что на этом пути в нас утверждается понимание человека как носителя образа Божия, когда другой человек в наших глазах обретает особую сакральную ценность. Тенденция к универсальности может быть описана как «симфония» взаимодействия родового (всеобщего), индивидуального (особенного) и Единого (трансцендентного) в онтогенезе субъективной реальности, как наращивание цельности, открытости и полноты индивидуальной жизни, которые в самом глубоком смысле есть воля, свобода и любовь.

Сложившись как методологическая платформа, психологическая антропология стала научным обоснованием проектной деятельности в образовании, легла в основу исследований проблемы психологического здоровья, позволила провести структурно-содержательный анализ субъективной реальности, выделить нормативные образы, предельные качества и запредельную форму бытия человека [9-12].

Структурно-содержательный анализ субъективной реальности.

Структура субъективной реальности может быть воспроизведена исходя из онтологии человеческого способа жизни. Здесь уместно вспомнить очень точное замечание В. Франкла: «Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется» [7: с. 48]. В психологической антропологии в качестве предельных оснований, конституирующих «человеческое в человеке», были выделены сознание, деятельность и общность. Они взаимно полагают и пронизывают друг друга, здесь — все во всем (!); они одновременно и следствия, и предпосылки друг друга, сохраняющие при этом свою сугубую специфику. Соответственно человек — это существо деятельное, способное к созиданию и осознанным преобразованиям; сознательное, способное принимать осмысленные решения и отдавать себе отчет в сделанном; общественное, укорененное в сложной системе связей и отношений с другими людьми.

В пространстве обозначенных онтологических оснований в предельно концентрированном виде можно выделить сущностные силы человека: субъектность, рефлексивность, совестливость; способы воплощения человеческой сути: самость (воля), свобода, любовь. В повседневной жизни сущностные силы и родовые способности актуализированы в труде, переживаниях и общении (отношениях) конкретных людей. С ними связана возможность формирования в мотивах и поступках человека определенных приоритетов или «доминант» (по А.А. Ухтомскому): доминанты на созидании, доминанты на познании истины и доминанты на Другом (человеке).

Кульминационным моментом в описании субъективности является выделение основных образов бытия человека: бытие в качестве субъекта (функциональное и обыденное), индивидуальности (единичное и уникальное) и личности (целостное и над-обыденное). Психологическая антропология призвана вместить и соотнести их между собой как разные уровни субъективной реальности, объединенные возможностью и необходимостью обретения человеком полноты своего бытия. Проницательный ум уловит в общем устроении человеческой субъективности действие закона иерархии (соподчинения), связующего и обеспечивающего внутреннее согласие. Так, периферия субъективности — «функциональное Я» — в процессе своего формирования не только стимулирует индивидуализацию человека, но и подчиняется ей. В поиске своего места и назначения в мире человек начинает «функционировать» — размышлять, рассуждать, действовать, принимать решения и совершать поступки — от первого лица. Но развитие человека отнюдь не сводится к актуализации и гегемонии его «индивидуального Я». На протяжении всего жизненного пути человек непрестанно экзаменуется мучительной проблемой добра и зла и вытекающей из нее проблемой достойного и недостойного бытия в мире. Необходимость делать нравственный выбор пробуждает самую сердцевину внутреннего мира человека — «духовное Я». В нем приоткрывается сокровенная тайна личности, которая делает человека потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным. Подлинной опорой и ориентиром здесь становится исконная духовная традиция, в которой есть прямое наставление человеку стараться быть лучше и выше самого себя, чтобы не пасть ниже. Бытие «в горизонте личности» предполагает ответственную позицию человека, оно чревато испытаниями, может приносить страдания и требует мужества, однако именно оно может дать и наслаждение полнотой жизни.

В продолжение описания субъективной реальности выделим характеристики нормального развития и существования человека: продуктивность жизнедеятельности, осмысленное отношение к жизни, нравственное достоинство; условия и критерии психологического здоровья: самообладание («быть в себе»), самобытность («быть самим собой»), самоодоление («быть выше себя»).

При внимательном рассмотрении мы обнаружим, что психологические формы бытия человека являются точным эквивалентом антропологических образов, которые были выделены в Евангельских посланиях св. ап. Павла: внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни; внутренний человек, сосредоточенный на реалиях духовно-душевной жизни и своем призвании; новый человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине. В этом ряду, в свою очередь, просматривается переход от нормативных характеристик существования человека к его предельным качествам — так, как они обозначены в рамках философской антропологии и в лоне святоотеческой традиции.

Философский взгляд среди предельных проявлений человеческого духа выделяет героизм как силу власти над своей жизнью (силу преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности (терпение в страдании); гениальность как силу постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества; святость как силу сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпением утверждать добро и противостоять злу.

Опыт ревнителей веры и праведников, представленный в святоотеческих источниках, свидетельствует, что неотступное следование образу и заповедям Спасителя (жизнь во Христе) приводит к преображению человека, появлению у него особых богоподобных качеств: в сфере деяний — подвижничества, в сфере сознания и переживания — прозорливости, в сфере общности и отношений — жертвенности.

Полнота бытия воплощена в Богочеловеке. Образ жизни и поступки Спасителя явили собой олицетворение онтологической истины. Призвав лично и каждого из нас ко спасению, Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14: 6). И ты — человек — волен встать на этот Путь, возлюбить Истину и обрести Жизнь вечную. В Нагорной проповеди Он изложил заповеди, исполняя которые человек может обрести счастье и полноту жизни. Они именуются Заповедями Блаженств. Блаженство и есть синоним счастья. Тем самым Господь дал прямые наставления об условиях и критериях лучшего, что возможно для человека в перспективе его земной жизни.

В заключение сведем в схему 1 выделенные нами нормативные образы, предельные качества и запредельную форму бытия человека. Получается своего рода матрица сущностных (родовых) характеристик человека[3], выстроенная на основе принципа триединства. Каждая строка в сводной схеме заслуживает отдельной конкретизации и специального комментария. Но это особая работа, которая выходит за рамки данной статьи. Заметим лишь, что триединая структура субъективной реальности не была придумана или разработана, она была обнаружена и констатируется нами в качестве антропологического инварианта.

Схема 1

топография человеческой субъективности[4]

 

Запредельная форма бытия богочеловек воплощение онтологической истины в непостижимой для обыденного рассудка запредельной форме универсального со-бытия
Предельные качества человека в свете святоотеческой традиции Подвижничество — самоотверженная и бескорыстная деятельность по воплощению в жизнь заветов Спасителя и стяжанию благодати Духа Святого Прозорливость — даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий Жертвенность — самоотдача во имя любви и спасения человеческого рода
Предельные качества человека Героизм как сила власти над своей жизнью (сила преодоления инстинкта самосохранения) и способность не отступать перед лицом трудностей и опасности, терпение в страдании Гениальность как сила постижения истины своей жизни и способность сделать саморазвитие развитием человечества Святость как сила сопричастности Абсолютной Истине и способность любовью и терпением утверждать добро и противостоять злу
Антропологические образы св. ап. Павла Внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни Внутренний человек, сосредоточенный на реалиях духовнодушевной жизни и своем призвании Новый человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине
Условия и критерии психологического здоровья Самообладание («быть в себе») Самобытность («быть самим собой») Самоодоление («быть выше себя»)
линии и индикаторы развития От жизнеспособности к продуктивности жизнедеятельности От переживания самоотождественно- сти к осмысленности жизни, сущностному познанию и самоосу- ществлению От децентрации (преодоления эгоцентризма) к самоопределению на основе чувства долга, нравственному достоинству и служению
Образы человеческого «я» «Функциональное Я»: активная адаптация к условиям динамично изменяющегося мира «Индивидуальное Я»: самоидентификация и жизнетворчество «Духовное Я»: универсализация индивидуального бытия, само- одоление и синергия
Нормативные образы бытия человека Человек как субъект собственной жизни, как распорядитель своих сил и способностей Человек как индивидуальность, как выразитель уникальной, самостоятельной внутренней сущности, как самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности, как автор собственной жизни: в миропонимании, в стиле деятельности, в социальном поведении Человек как личность, во встрече и отношениях с другими людьми, определяющий свободно и ответственно свое место в жизни, в обществе, в культуре, свою позицию в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла; личностное бытие — это муки выбора, риск поступка, тяготы ответственности за себя и других
Типы доминанты (в логике учения А.А. Ухтомского) На созидании На познании истины На Другом (на человеке)
Персональные проявления труд Переживание Общение, отношения
Способы воплощения человеческой сути Самость (воля) Свобода Любовь
Сущностные силы человека Субъектность Рефлексивность Совестливость
онтологические основания бытия человека Человеческая деятельность Человеческое сознание Человеческая общность
общие тематические параметры   Формы бытия человека Читать полностью:http://www.km.ru/referats/335245-postneklassicheskaya-psikhologiya-cheloveka

 

 

52. Понятие глобализации. Глобализованные территории.

 

Глобализация и ее последствия

 

Главным фактором, влияющим на мировую политику в конце двадцатого — начале двадцать первого веков, является глобализация. Без рассмотрения ее сущности, причин, основных форм и возможных последствий для мировой системы анализ современной мировой политики и политики в области безопасности будет, по меньшей мере, неполным. Прежде всего, представляется необходимым остановиться на определении глобализации. Сам термин "глобализация" был впервые использован 40 лет назад в примечании в статье в "Экономисте". Однако идея модернизации в рамках единого рынка относится еще к работам Сен Симона и Маркса.
В настоящее время, несмотря на широкое употребление термина "глобализация", отсутствует единство взглядов между представителями различных научных дисциплин относительно самого феномена глобализации.
В экономических дисциплинах "образы" глобализации многообразны и построены на основах идей постиндустриализма и информационного общества. При этом представление об информационной экономике, становление которой как бы венчает процесс глобализации, остается крайне неопределенным.
Экономический подход к глобализации определяет ее как модель полностью международно интегрированных рынков, удовлетворяющих двум условиям:

  • свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала;
  • уравнивание в статусе иностранных инвесторов (и иностранных граждан, работающих за границей) со статусом собственных граждан. То есть в экономическом смысле — отсутствие иностранцев.

Ричард О’Брайен ввел в обращение термин "конец географии", означающий мир, в котором национальные законы уже не всегда действуют на собственной территории, где финансовые фирмы функционируют как глобально интегрированные предприятия, а не как просто многонациональные компании, где фондовые рынки открыты для иностранных портфельных инвесторов, а не ограничены в доступе лишь для граждан собственных стран. Однако, как и с другими аспектами глобализации, не вполне ясно, что является фундаментально новым. Еще в средние века существовали многонациональные банки (ломбарды), зарубежные займы, торговля финансовыми обязательствами. Бум банковской деятельности, характеризующий вторую половину 1970-х и начало 1980-х годов имеет множество параллелей в истории.
Поэтому глобализация не является совсем новым явлением. Она действительно имеет исторические корни. К концу девятнадцатого века глобальная экономика была достаточно взаимозависима. Технология развивалась довольно быстрыми темпами. Имелась в наличии глобальная культура. Границы были даже более открыты, чем сейчас. Однако с конца 1970-х годов интеграция рынков капиталов и товаров превзошла все предыдущие показатели и продолжается до сих пор. При этом новым является не существование международного бизнеса. Новым являются его масштабы. В настоящее время 35000 транснациональных корпораций и их более чем 150000 иностранных филиалов создают основу для международной системы производства. Поскольку эта система международного производства, которая организуется, управляется и планируется фирмами, доминирует над системой производства, регулируемой национальными правительствами, происходит коренное изменение в экономической основе и легитимности государств. Еще президент Никсон в своем послании Конгрессу "Внешняя политика США в 1970-х" отмечал: "Мы видим новые проблемы, которые пересекают географические и идеологические границы и затрагивают все мировое сообщество. Многие эти проблемы связаны с природой современных технологий. Они отражают сжатие земного шара и растущую взаимозависимость". Вторая характеристика, нынешней глобализации - распространение новых информационных технологий. Согласно определению ОЭСР, глобализация связана с развитием глобального производства и информационных сетей.
Новое качество глобализации состоит не только в том, что повышается уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических направлений. Глобализация ограничивает поле деятельности правительств отдельных стран в плане возможности суверенного формирования своих обществ, изолированного решения проблем, затрагивающих национальную территорию.
Основы нынешней глобализации были заложены Соединенными Штатами сразу вслед за Второй мировой войной. Стратегия для этого состояла из трех элементов: обеспечение безопасности, демократизации и экономического развития. Были созданы соответствующие институты: НАТО, система поддержки некоммунистических режимов, программы восстановления Германии и Японии, ГАТТ, МВФ и Всемирный банк.
Необходимой предпосылкой для глобализации в большинстве регионов было отсутствие военных действий или острой внутренней борьбы. Хотя стабильное и безопасное окружение часто и принимается за данность, оно является необходимой предпосылкой экономического роста. Другая предпосылка — распространение после холодной войны в большинстве развивающихся стран принципов рыночной экономики. Кроме того, к предпосылкам глобализации относятся разумная налоговая и денежная политика, свободное распространение информации, защита частной собственности и подотчетность (хотя бы в какой-то степени) государственных структур и крупных корпораций обществу.
На наш взгляд, существуют три фактора, способствующие процессу глобализации. Во-первых, и это было признано теоретиками, развитие глобальной капиталистической системы стало возможным в результате фрагментации международной политической системы на соперничающие государства. Разделение политической власти между целым рядом государственных акторов позволило частным акторам со специфическими, не привязанными к конкретному месту активами (то есть мобильными в международном отношении активами) "избежать" национальных юрисдикций и играть на противоречиях между различными государствами. Во-вторых, до недавнего времени большинство факторов производства были лишь в очень малой степени мобильны. В двадцатом же столетии технологические изменения снизили стоимость связи и транспорта и вовлекли гораздо большие сегменты экономики и общества в международные взаимодействия. В-третьих, внутриполитические структуры промышленно развитых стран создали сферы частной деятельности и затем помогли проецировать их на международную арену. Именно эти частные акторы и являются двигателями глобализации. Поэтому для того, чтобы понять глобализацию, необходимо понять, какое место частные акторы занимают в национальной экономической сфере ведущих стран.
Основной движущей силой глобализации является информационная революция. Другая движущая сила — рыночная конкуренция, вынудившая крупные корпорации распространить свои операции на развивающие страны.
Почти все стороны современной жизни были затронуты информационной революцией. Одно из наиболее серьезных ее последствий — глобализация экономики. Наиболее заметным ее проявлением является то, что бизнес должен иметь глобальный доступ к рынкам, финансам, партнерам и т.д. В долгосрочной перспективе более важна связь национальных экономик всего мира. Как отмечалось Комиссией по национальной безопасности США, "экономические спады, которые ранее были эпизодическими и локальными, могут благодаря интеграции глобальных финансовых рынков стать системными по происхождению и более глобальными по последствиям".
По мнению отечественных исследователей, глобализация мировой экономики — понятие более широкое, чем интеграция, поскольку предполагает взаимозависимость даже не связанных тесно друг с другом частей мировой экономики. Понятия экономической глобализации и интернационализации хозяйственной жизни отражают усиление взаимозависимости мира. Однако интернационализация означает, что у национальных экономик появляются международные интересы, требующие многостороннего сотрудничества. Глобализация же акцентирует тот факт, что проблемы любой экономики, любого рынка со временем превращаются в мировые, глобальные и требуют для своего решения не просто многосторонних, но и всеобщих усилий.
Тот факт, что в преддверии XXI в. исследователи, политики и дипломаты переместили акцент с взаимозависимости участников международных отношений на тенденции глобализации мировой политики и экономики, был обусловлен ростом влияния в деятельности мирового сообщества новых факторов, проявивших себя лишь в самое последнее время. В результате, по словам С.Стрэндж, международная политическая экономия уже не является подразделом международных отношений. Скорее, международные отношения могут стать подразделом международной политической экономии.
Используя экономическое определение глобализации, следует помнить, что экономическая глобализация является зависимой переменной, находящейся под действием более широких изменений. Для ее понимания необходимо понять не только экономические, но и политические, социальные и этические измерения информационной революции и других новых факторов, действующих в мировой системе.
Другой способ определения глобализации — сочетание юридических и организационных категорий. Ричард О’Брайен выделял следующие виды деятельности:

 

  • внутренняя деятельность;
  • международная деятельность, связанная с продажей товаров и услуг, финансовыми потоками, движением людей через границы;
  • многонациональная деятельность, связанная с деятельностью в более чем одной стране одновременно;
  • оффшорная деятельность, проходящая вне юрисдикции конкретных государств;
  • глобальная деятельность, отличающаяся от международной, многонациональной и оффшорной степенью интеграции и координации. Покупатели в этом случае получают действительно глобальное обслуживание, а производство организуется, почти не принимая во внимание национальные границы.

Глобализация означает смесь международной, многонациональной, оффшорной и глобальной деятельности.
В рамках культурологии глобализацию понимают весьма по-разному: и как тенденцию к созданию некой единой мировой культуры/цивилизации; и как растущую взаимосоотнесенность различных культур, не порождающую новую культуру, а построенную либо на господстве одной из них, либо на их "концерте"; и как более сложные схемы, например, общность сознания, включающего в себя проекции глобального мира, продуцируемые локальными цивилизациями. Налицо полярно противоположные трактовки. Преодоление такой полярности намечено, пожалуй, в постановке проблемы о возрождении идентичности в условиях информационной революции (Мануэль Кастеллс).
Между тем в собственно социологических дисциплинах выход к идее мирового социума обозначен более скромно. В них глобализацию трактуют скорее как многосторонний процесс взаимосвязывания структур, культур и субъектов в мировом масштабе (Маргарет Эрчер) или же как процесс, размывающий географические границы социокультурных нормативов и сопровождаемый растущим осознанием этого (Малком Уотерс). Наконец, тот же процесс определяют как интенсификацию общественных отношений в мировом масштабе, так что события в тех или иных отдаленных друг от друга местах оказываются взаимосвязанными (Антони Гидденс). В итоге глобализация предстает как сжатие мира в одно целое, чуть ли не в одну точку, с одновременным осознанием этого целого локальными частями (Роланд Робертсон).
Пространственный и даже пространственно-временной аспект глобализации находит отражение в географических дисциплинах, особенно в их исторических ответвлениях. Во франкоязычной литературе "мондиализацию" (эквивалент "глобализации") понимают как трансакционный процесс, порождаемый всевозможными обменами между разными частями земного шара, или как своего рода всеобщий обмен в масштабах человечества.
В теории международных отношений все чаще говорят о необходимости анализировать не только транс- и кросснациональные феномены, но и мировой социум. В теории международных отношений понятие "глобализация" тесно связано с активно обсуждавшимися в 1970—80-х годах концепциями взаимозависимости участников международных отношений. В этом же ряду стоят представления о мировом, или глобальном, гражданском обществе. По мнению Х.Булла, глобализация — это распространение европейской системы государств по всему миру и ее трансформация в систему государств глобального измерения.
Конференция ООН по развитию определяет глобализацию как появление вспомогательных организаций, которые имеют своей миссией управление увеличившейся сетью действий и трансакций.
Определение глобализации как долгосрочного процесса предполагает переход к некоему глобальному состоянию мира - состоянию, при котором взаимосвязанные сети делают традиционные границы не столь значимыми. Это новое глобальное состояние также неотделимо от глобального управления, при котором мировое сообщество должно взять на себя "большую коллективную ответственность в широком спектре областей, включая безопасность". Такой подход подчеркивает существующий "дефицит управления", или несоответствие между существующими правилами, регулирующими торговые трансакции, и правилами, действующими в других областях. Наконец, подобное глобальное состояние предполагает некое единство человеческого духа, выражаемое в общем наборе основных норм.
Некоторые исследователи отделяют политическую глобализацию от экономической. По их мнению, политическая глобализация означает, что политические события (конфликты, политическая борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, согласно господствовавшим до сих пор представлениям являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное значение и затрагивать интересы других государств. Политическая глобализация потребует, таким образом, какой-то приемлемой формы преодоления принципа невмешательства и будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против "плохих" режимов.
По словам А.С.Панарина, "глобализацию можно определить как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров (некогда изолирующих народы друг от друга и в то же время предохраняющих их от неупорядоченных внешних воздействий) и становления новой, "беспротекционистской" системы международного взаимодействия и взаимозависимости". Как он считает, мир глобален в смысле "объективной взаимозависимости народов; он несравненно менее глобален в смысле субъективной политической готовности действительно сообща, на основе добросовестной партнерской кооперации, решать глобальные мировые или региональные проблемы. Мир глобален в смысле наращивания каких-то единых, сквозных транснациональных измерений и пространств; он несравненно менее глобален, если принять во внимание тот факт, что преимуществами такой глобальности пользуются одни (наиболее развитые страны-гегемоны), а издержки несут другие, представляющие так называемое догоняющее, или зависимое, развитие. Политику следует признать одним из интегрирующих факторов, связующим судьбы народов и готовящим единую историческую перспективу человечества (хотя, скорее всего, совсем не ту, о которой нам уже успели поведать "великие учения"). Если политика есть производство власти, то глобальная политика есть драма, связанная с производством, распределением и перераспределением власти в мировом масштабе. Если политика есть драма производства власти, то, следовательно, только в глобальном мире речь идет уже не об ограниченной теми или иными национальными рамками, а поистине безраздельной, тотальной власти".
Выделяются различные подходы к тому, какие формы можно придать процессу глобализации.
Первый подход мыслит возникающее мировое сообщество в виде увеличенной модели национального государства. Его сторонники выдвигают идею мирового правительства. Однако такому институту не будет хватать легитимности. Пожалуй, большинство теоретиков международных отношений согласились с преждевременностью идеи создания мирового правительства. Поэтому в ближайшее время мировая система вряд ли будет иметь центральный институт, обеспечивающий подчинение отдельных акторов существующим нормам. В этом смысле основной характеристикой международных отношений по-прежнему является анархия.
Второй подход видит реформированную ООН в качестве главного действующего лица в управлении процессом глобализации. Однако этот подход не уделяет должного внимания роли частных акторов. Попытки же реформирования ООН (до сих пор неудачные) с целью обеспечить доступ этих акторов к процессу принятия решений будут рассмотрены в последнем разделе данной работы.
Представители третьего подхода главными действующими лицами процесса глобализации видят гегемонистскую державу США или другие сверхдержавы, которые решают глобальные проблемы на своих условиях. Этот подход получил, в частности, распространение в националистических кругах самых различных по уровню развития стран.
Четвертая группа считает необходимым так называемое кооперативное глобальное управление. Подробнее это направление будет рассмотрено в седьмой главе.
Естественно, выбор той или иной формы процесса глобализации находит отражение и в политике в области безопасности ведущих держав, а также в развитии новых концепций безопасности. При этом следует учитывать, что глобализация проходит во многих формах. Экономическая глобализация — лишь одна из них. Временные задержки между различными формами способствуют конфликтам.
Последствия глобализации неоднозначны, как неоднозначны и их оценки. Как писали Ергин и Станслоу, "возникает новая действительность. Это не процесс, а условие - глобальность, мировая экономика, в которой традиционные и знакомые границы преодолеваются или становятся неуместными. Конец Советского Союза и коммунизма перекроил карту мировой политики и подчинил идеологию как доминирующий фактор в международных делах".
Если глобализация есть движение к этому глобальному состоянию, тогда ее основной характеристикой будет являться интеграция. Т.Фридман, определял глобализацию как "интеграцию рынков, национальных государств и технологий в степени, которая не встречалась ранее". Интеграция означает в данном контексте процесс, состоящий из двух элементов. Одно из значений интеграции означает интенсификацию контактов, но вовсе не обязательно наличие общих ценностей. Более высокая форма интеграции означает общую идентичность, ос-новывающуюся на нормах, а не на принципах, вроде общности языка или этничности. Интеграция в этом значении является основой для плюралистического общества.
Хотелось бы отдельно подчеркнуть достаточно конфликтный характер, который принимает процесс глобализации в последние годы. Один из становящихся все более распространенных типов конфликтов — конфликт по поводу распределения ее плодов. Растущее благосостояние и интеграция могут даже увеличиватьполитическую нестабильность, поскольку ве-дут к большей экономической зависимости, что создает ощущение опасности. Рост благосостояния и нестабильность очень часто идут рука об руку. Классическим примером может служить период с 1900 по 1914 годы, когда уровень межгосударственной торговли достиг беспрецедентных масштабов при постоянно усиливающейся напряженности в политической сфере. Поэтому в ближайшем будущем растущее глобальное процветание может привести к росту нестабильности. Сама глобализация кроме очевидных преимуществ может иметь негативные последствия.
Первая группа таких последствий лежит в области экономики. Большинство экономистов положительно оценивают глобализацию, поскольку для них главной ценностью является эффективность. Глобализация же поощряет рыночное поведение, которое требует эффективности. Результат глобализации за последние годы — экономический рост и рост реального дохода населения многих стран мира. Критики глобализации связывают ее с распространением бедности. Они уверены, что глобализация, помимо всего прочего, разрушает самобытные культуры и ухудшает состояние окружающей среды. Примером может быть Доклад Программы развития ООН, который указывает на то, что глобализация угрожает личностной безопасности.
Финансовый кризис в настоящее время может распространиться по всему миру за считанные часы. Азиатский кризис был первым настоящим кризисом глобализации. Падение тайского бата повлияло на большинство стран Азии, затем Южной Америки. Снижение доверия, связанное с азиатским кризисом, дошло и до России, вызвав финансовый кризис. В Индонезии, которая была наиболее затронута кризисом, экономический рост снизился на 14 процентов за один год. Правительство Сухарто пало, сепаратистские движения значительно активизировались. Кризис был вызван, прежде всего, внутренней политической и структурной слабостью государств, которые ему подверглись. Однако глобализация усилила эти слабости. Хотя она и принесла достаточно высокие темпы роста в большую часть азиатского региона, она также привела к большому объему краткосрочных заимствований и огромному количеству сомнительных проектов. Финансовый сектор был слаб и недостаточно регулируем. Система социальной защиты была просто не способна сгладить последствия кризиса. Реакция же международного сообщества лишь ухудшила ситуацию.
Нестабильность во многом является следствием скорости работы финансовых рынков. Быстрота перемещения данных по всему миру усиливает нестабильность движений денежных средств и может повергнуть фондовые рынки в кризис в течение считанных минут. Денежные средства могут быть изъяты практически мгновенно и при достаточно слабом государственном контроле над этим процессом. За исключением энергоносителей ни один товар не имеет столь сильного влияния на государства, какое имеют денежные потоки. Поэтому полное отсутствие государственного контроля над ними может увеличивать конфликтный потенциал.
Адекватные процессу глобализации рынков правила игры в мировой экономике необычайно трудно установить, не в последнюю очередь потому, что властные отношения в политике и экономике очень сильно отличаются друг от друга, постоянно меняются в связи с быстрым развитием мировых экономических процессов. Разработка правил в области глобальной экономики замедлилась также из-за того, что быстро набирает силу отчуждение между все еще по преимуществу государственными национальными секторами и частным сектором в экономике, который все больше интернационализируется.
Таким образом, силы, которые обычно ассоциируются с экономической глобализацией, в краткосрочной перспективе угрожают стабильности некоторых ключевых стран, усугубляют социальное и экономическое напряжение и увеличивают потенциал противодействия глобализации. Некоторые регионы, похоже, вообще не способны успешно конкурировать в глобальной экономике и поэтому могут перейти к агрессивному поведению.
Другая негативная тенденция — усиление этнических конфликтов. Как писал Г.Киссинджер, "мир может превратиться в двухъярусную систему, в которой глобализирующиеся элиты связаны общими ценностями и технологиями, в то время как большая часть населения чувствует себя исключенной [из процесса глобализации] и обращается к национализму и этничности в попытках освободиться от того, что она считает американской гегемонией". По мнению М.Кастельса, "националистические движения как движения, рационализирующие интересы определенной элиты, создают национальную идентичность, которая, в случае ее успеха, поддерживается государством-нацией, затем распространяется пропагандой среди его граждан до такой степени, что они готовы отдать жизнь за свою нацию". Национализм не обязательно является элитным феноменом. Более того, чаще всего в настоящее время национализм является реакцией против глобальных элит. Конечно, глобализация не является единственной причиной обострения этнических конфликтов, однако информационная прозрачность делает их доступными широкой аудитории и усиливает их.
Национализм может быть определен как теория политической легитимности, постулирующей, что политическое объединение (государство) и национальное объединение должны совпадать. Национализм подразумевает коллективную национальную идентичность. Он нацелен на сохранение и защиту государства, которое защищает нацию и которое является единственным легитимным источником власти.
Численность существующих этнических групп в начале XXI века оценивается в 2—5 тысяч. Большинство из существующих 191 государств являются этнически гетерогенными, причем имеется тенденция к росту этой гетерогенности. Следствием этого и является усиление конфликтного потенциала.
Сущность национализма заключается в идентификации индивида с нацией или национальным государством. Глобализация приводит к личной идентификации с глобальным сообществом и не требует личной идентификации с государством. Государство, формирующееся без национальной идентификации, с населением, которому по-прежнему требуется идентификация с какой-либо группой, подвержено общественному расколу. Индивиды идентифицируют себя не с государством, а с кланами, семьями, территориями, определенной культурой или субкультурой.
Третья группа негативных последствий глобализации связана с тем, что она разделяет мир на лагеря "победителей" и "побежденных". Чем менее развита страна, тем меньше она выигрывает от глобализации. В легко адаптирующихся странах глобализация укрепляет стабильность и благосостояние. Однако некоторые страны должны бороться лишь за то, чтобы сохранить свое место на мировом рынке. Ширящийся разрыв между этими странами и остальным миром приводит к их внутренней и региональной нестабильности. Некоторые страны вообще не в состоянии сохранить свое место в глобальной системе. Это приводит к обострению этнических конфликтов и распространению терроризма. К примерам подобной схемы развития событий можно отнести то, что азиатский экономический кризис привел к нестабильности в Индонезии и, в итоге, к размещению миротворческих сил ООН в Восточном Тиморе.
Глобализация порождает зависть и возмущение многих стран и групп, которые хотят присоединиться к глобальной экономике, но еще не являются ее частью. Усложняют ситуацию и остатки напряженности между развитыми странами (пример — нежелание Великобритании в полной мере принять ценности ЕС).
Внутри самих стран есть как выигравшие, так и проигравшие в результате глобализации. Хотя какая-либо страна могла и улучшить свое положение в результате глобализации, некоторые сегменты общества могли серьезно пострадать. В этом причины протестов против глобализации в развитых странах.
"Победители" (как на международном, так и на национальном уровне) завоевывают еще больше, а "побежденные" еще больше теряют. В результате основное ядро рыночных демократий, пользуясь плодами глобализации, становится еще более интегрированным. В то же время менее развитые страны в результате глобализации дезинтегрируются. Они могут не иметь никаких стимулов для того, чтобы придерживаться международных норм поведения. Такие страны вместе с противозаконными транснациональными организациями могут присоединиться к уже существующим странам (странам-изгоям), не соблюдающим общепринятые нормы. Обладание же такими государствами оружием массового поражения таит в себе несколько угроз. Одна из них заключается в том, что они могут использовать эти вооружения для оказания давления на соседей. Другая — состоит в том, что они могут сдерживать внешнюю интервенцию, что позволит им проводить агрессию против соседей с использованием обычных вооружений.
Как правило, глобализация приносит большую часть своих плодов элитам и городскому среднему классу. Если эта доля растет слишком быстро, а остальные части общества не получают от глобализации ничего позитивного в результате наличия монополистов или коррупции, правительство может потерять свою легитимность. Это имело место в случае Индонезии. В случае, когда правительство искусственно сдерживает глобализацию путем, например, ограничения свободного доступа к информации и изоляции своих граждан, могут иметь место выступления среднего класса (случаи Китая или Ирана).
Ширящийся разрыв в доходах как внутри стран, так и между странами и регионами является достаточно большой проблемой. Имеет место и разрыв между странами с хорошим доступом к новым информационным технологиям и теми, кто такого доступа не имеет.
Каждая страна должна выбрать между участием в глобальной экономике и постоянной бедностью. Участие означает, что государство (а не только предприниматели конкретной страны) должно следовать определенным правилам поведения. Как писали Р.Кохэйн и Дж.Най "Прозрачность становится важным активом для стран, ищущих инвестиций. Способность скрывать информацию, которая была ценной для авторитарных государств, подрывает доверие и прозрачность, необходимые для привлечения инвестиций и поддержания глобальной конкурентоспособности".
Подобная система может привести к образованию альянса тех, кто выступает против глобальной элиты. Стабильность новой системы будет зависеть от того, сможет ли глобальная элита эффективно контролировать это большинство. Кроме того, новая система должна, по крайней мере, выглядеть справедливой для большинства населения.
В странах со слабыми правовыми и институциональными структурами глобализация также обострила и проблемы взяточничества и коррупции. Проанализировав более 30 экономических, политических и социальных индикаторов в 34 странах, А.Т.Керни пришел к выводу, что быстро глобализирующиеся страны испытывают стремительный рост коррупции. Коррупция в этих странах выходит из под контроля и может вызвать падение правительств или банкротство корпораций.
В результате нового деления мира оказалась сломанной не только привычная ось "запад–восток". Требует серьезных корректив и модель "север–юг".
Согласно одному из сценариев, вследствие этих процессов глобальные элиты будут преуспевать, однако большинство населения не сможет воспользоваться плодами глобализации. Рост населения и нехватка ресурсов приведут к упадку развивающихся стран и станут источником миграционных потоков. Новые технологии не смогут решить возникшие проблемы, являясь лишь инструментом криминальных сетей. Управление будет неэффективным как на национальном, так и на международном уровне.
В-четвертых, по мнению некоторых исследователей, с потерей государством контроля над экономикой происходит революционная трансформация глобальной системы безопасности. Страны, отказывающиеся участвовать в глобальной экономике, должны все более отставать от участвующих в ней. По мере роста этого отставания они могут обратиться к военной агрессии и терроризму. Чаще всего те, кто не пользуется плодами глобализации, винят в этом не себя, а заговорщиков вовне.
Решения, принимаемые многонациональными финансовыми институтами или инвесторами на другом конце мира, могут определять экономическое положение нации в той же степени, как и решения, принятые ее лидерами. По словам Джессики Мэтьюз, "правительства не просто теряют автономию в глобальной экономике. Они делят власть (включая политические, социальные роли и функции, связанные с безопасностью) с бизнесом, с международными организациями и множеством неправительственных организаций".
Новое качество глобализации состоит не только в том, что повышается уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических вопросов. Глобализация ограничивает возможности правительств отдельных стран для суверенного формирования своих обществ и самостоятельного решения проблем, затрагивающих национальную территорию. В результате наряду с глобализацией в области экономики возникает новая глобальная система политических отношений. Она является всеобъемлющей системой, состоящей из множества взаимосвязанных подсистем. При этом взаимозависимая глобальная система просто не может позволить сбоев в какой-либо из составляющей ее подсистем. Основной проблемой ближайшего будущего будет обеспечение того, чтобы местные конфликты разрешались до того, как они выйдут на уровень этой глобальной системы. При этом в ближайшем будущем трудно ожидать установления стабильного порядка на длительный период. Возможно, для разрешения возникающих проблем возникнут новые глобальные организации (не такие долговечные, как организации прошлого).
Факторами, влияющими на новое распределение силы являются:
1. Новая территориальность, то есть конкретные территории, где глобализация материализуется в конкретных институтах и процессах. Эта материализация происходит, главным образом, в так называемых высокоразвитых странах.
2. Новые режимы для регулирования межграничных экономических трансакций. К юридическим новациям относится, например, дерегуляция. В данном контексте деругуляция является не просто снижением значения государства, а важным механизмом обеспечения межгосударственного консенсуса в вопросах глобализации, позволяющим совмещать суверенитет и транснациональную деятельность корпоративных экономических акторов.
3. Рост экономической активности, происходящей в электронной форме.
4. Формирующаяся глобальная система, размывающая старые границы между внешней и внутренней политикой и между экономикой и национальной безопасностью. События в одной сфере могут иметь последствия в другой.
5. То, что внешнеполитическая стратегия в условиях глобализации должна основываться на междисциплинарном анализе, учитывающем все аспекты глобализации, включая не только торговые, финансовые, технологические, военные, политические, и социальные, но и культурные, религиозные, психологические, исторические и иные аспекты. Холистический подход является единственно возможным.

Date: 2016-05-23; view: 521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию