Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации 3 page





 

Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем. Она ведет к региональной интеграции. Она создает новый контекст для применения национальной мощи. Сочетание новых технологий, международных институтов, органов местного самоуправления и негосударственных акторов ослабляет монополию национальных государств на осуществление властных полномочий и создает новые формы управления. Меняется и способность государств обеспечивать собственную безопасность.

Наконец, глобализация действует и на индивидуальном уровне. Отдельные диссиденты могут привлекать внимание глобальной аудитории. Глобализация приводит к дифференциации индивидов в обществе друг от друга и от признанных авторитетов. Кроме того, она позволяет гражданам взаимодействовать совершенно иным образом, в том числе и по проблемам, связанным с безопасностью.
Пятой проблемой является то, что глобализация также создает трудности с охраной окружающей среды. Связанная проблема — более легкое распространение инфекционных заболеваний.
Таким образом, глобализация имеет целый ряд как положительных, так и отрицательных последствий. Для того чтобы понять стратегические последствия глобализации, необходимо проанализировать как нынешнюю структуру, так и процесс изменений в нынешней мировой системе. Между ними существует большая разница. Структура связана с основными характеристиками мировой системы: основными акторами, их взаимоотношениями друг с другом, их взаимодействиями. Процесс связан с динамикой изменений мировой системы, которые меняют систему нынешнюю и приводят к созданию системы новой. Во время холодной войны наибольшее значение имела структура, поскольку мир был стабилен в результате двухполярности. В нынешних условиях структура сохраняет свое значение. Однако для анализа международных отношений более важен процесс изменений. Причина этого в том, что мировая система не является стабильной. Многие изменения не являются ни эволюционными, ни линейными. Они приведут к тому, что структура мировой системы будущего будет существенно отличаться от нынешней.
Во-первых, следует признать, что противоречие между усиливающейся потребностью мира в единой экономике и господством национально-государственной формы хозяйствования представляет собой основное противоречие современной эпохи — если угодно, эпохи глобализации, сменившей эпоху холодной войны.
Устойчивое развитие — развитие, которое удовлетворяет нынешние потребности, не принося в жертву способность будущих поколений удовлетворять их нужды, при этом не нарушая государственный суверенитет. Для достижения этой цели необходимо международное сотрудничество. В то же время многие существенные вопросы, связанные с устойчивым развитием, могут рассматриваться не только с глобальной, но и с местной точки зрения. Они требуют децентрализованного сотрудничества и действий на местах. Они требуют действий, которые поддерживаются одновременно и правительствами, и гражданским обществом. Для достижения этих целей необходимо одновременно задействовать местные, национальные и международные ресурсы и институты.
Идеология устойчивого развития (sustainable development) привлекательна по целям и как идеал, но (как и всякая идеология) неопределенна по путям и средствам достижения поставленных целей. Она - первый ответ мирового сообщества на бесспорный и пугающий факт резкого и глубокого дестабилизирующего воздействия человека на природно-физический комплекс. Вместе с тем уже сейчас очевидно и в целом признано, что возврат к прежнему экологическому балансу невозможен, а установление нового потребует в качестве условия и предпосылки коренных перемен не только в технологиях, но образе жизни, социальных ожиданиях, во всем устройстве общества и мира.
Во-вторых, региональные и международные организации и правительства должны взаимодействовать с гораздо большим количеством негосударственных акторов. Глобальная экономика дала корпорациям беспрецедентные ресурсы. В настоящее время агентами международных экономических изменений являются глобальные организации бизнеса. При этом их успех зависит от того, в какой степени они способны осознать требования нового, крайне конкурентного окружения. Другие организации, индивиды и даже правительственные органы (включая военных) могут извлечь для себя преимущества, следуя по пути, указанному этими глобальными организациями бизнеса. Реакция ТНК на глобализацию является ключом для понимания того, какие силы, идеи и взгляды будут формировать общечеловеческое будущее.
Будущее глобальных организаций бизнеса формируют процессы, происходящие в пяти сферах:
1. Глобализация экономики и ее переход к цифровым технологиям.
2. Ситуация геополитического мирового беспорядка.
3. Борьба за экологический баланс.
4. Новое внимание к идеологическим и этническим факторам.
5. Конфликты по поводу культурной самобытности.
Мир глобальных корпораций заметно изменился в результате технологической революции. Глобальные многонациональные корпорации встречают новые вызовы и пытаются воспользоваться новыми возможностями, создаваемыми глобальными рынками. Это приводит к невиданной до сих пор консолидации (и слияниям). Глобальные компании имеют цели и интересы, которые распространяются за пределы национальных границ. Глобальная информационная система, которая требуется для поддержки этих компаний, во многом ответственна за рост Интернет, международной телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры.
Причем многие из корпораций являются политически активными. Неправительственные организации, которые ранее в основном интересовались внутриполитическими проблемами, вышли на международный уровень. В силу самой природы глобализации, международное сотрудничество сейчас нарушает внутренний суверенитет и требует участия негосударственных акторов.
В-третьих, индустриализация, модернизация, технологическое развитие имели место на протяжении последних двух столетий. Однако различные страны и культуры отвечали на эти процессы по-разному (например, капиталистическая Европа и социалистическая Россия). Результатом этого является нынешний многообразный мир. Это многообразие не может исчезнуть быстро в результате глобализации. Глобализация, вероятнее всего, приведет не к доминированию единственной модели государственного устройства, а к новому многообразию.
В-четвертых, глобализация впервые в истории создает действительно международную систему. Это означает, что акторы и действия, предпринятые в одном месте, действуют на другие части мира. В прежние времена некоторые регионы создавали единые политические и экономические системы. Примером может служить Европа перед Первой мировой войной. Однако настоящая система не существовала, поскольку все ключевые акторы находились рядом друг с другом. Для существования системы необходимо, чтобы изменения в одном из компонентов, находящемся на периферии системы, приводило к существенному изменению другой части, расположенной на противоположной части системы.
В-пятых, теоретически глобализация кладет конец учету геополитических мотивов, поскольку страны могут добиться своих экономических целей рыночными методами, а безопасности путем многостороннего сотрудничества. На практике, хотя крупные державы и желают участвовать в мировой экономике, они проводят самостоятельную политику в области безопасности, не всегда подчиняясь американской гегемонии.
Примером может служить нынешняя Россия, которая хотя и потеряла значительную часть своей мощи, все еще обладает некоторыми ресурсами для проведения самостоятельной внутренней политики, политики в области безопасности и самостоятельного экономического курса. РФ как раз и провозглашает основной целью внешней политики защиту национальных интересов.
Внешняя политика КНР также декларирует защиту национальных интересов. Однако ситуация здесь сложнее, чем в случае России. Внешняя политика КНР находится под влиянием целого комплекса иногда противоречивых идей. Кроме того, страна находится в периоде роста. Долгое время Китай был азиатской континентальной державой, обеспокоенной доминированием или даже оккупаций со стороны иностранных империалистов (как это было во время Второй мировой войны). С недавних пор внешняя политика КНР стала более ориентирована на внешний мир. Основным фактором было желание выйти на мировой рынок. Кроме того, геополитическое расширение стало дополнительным фактором.
Таким образом, глобализация не устраняет традиционные геополитические соображения. Правительства и различные негосударственные акторы мотивированы не только экономическими стимулами. По-прежнему существуют конфликты из-за территории и границ, ресурсов, этнических и культурных различий. Создается сочетание старых конфликтов и конфликтов, вызванных формирующейся глобальной системой.
В-шестых, глобализация создает новый контекст, в котором государственная мощь используется формальным и неформальным образом. Региональные и международные институты, местные власти, негосударственные акторы (в особенности большие ТНК) и некоторые неправительственные организации используют некоторые инструменты глобализации и ослабление государственной монополии на власть. Некоторые властные полномочия перемещаются на международную арену. Некоторые — на местный уровень. С растущим использованием неправительственными организациями и корпорациями новых информационных технологий создаются новые центры силы. Глобализация приводит к изменениям в международном праве и росту роли таких организаций, как ВТО или ООН. Эти изменения могут привести к созданию новых путей для урегулирования глобального конфликта в экономической и политической областях и в сфере безопасности. Однако вне пределов так называемого "трансатлантического содружества" новые системы безопасности развиваются гораздо медленнее и обычно бывают неформальными.
В-седьмых, глобализация ведет к образованию новой международной структуры, которая находится в точке бифуркации. Она разделена на страны, интегрированные в новую глобальную структуру и придерживающиеся новых норм глобальной экономики, и страны, не успевшие интегрироваться в эту новую структуру и поэтому готовые подвергнуть сомнению новые нормы глобального порядка.
Глобализация не может быть отделена от других тенденций развития международного общества. Она не может быть понята вне более широкого контекста. Нынешнее международное общество отличается от общества перед холодной войной. Имеются и схожие черты. Схожесть может прослеживаться, например, в продолжающемся использовании в различных частях мира классических инструментов внешней политики, таких, как сохранение баланса сил, стремление к региональной гегемонии, сдерживание.
При оценке глобализации необходимо не смешивать ее инструменты и ее последствия. В отношении международной системы наиболее заметные инструменты глобализации относятся к сфере технологии. Понимание важности этих инструментов ведет к необходимости осмыслить их последствия.
Фраза Киниичи Омае "безграничный мир", вполне отражает тот радикальный прогресс и жизнь за пределами ограничений, налагаемых государством-нацией, которые и составляют во многом темы многих работ по глобализации. Концепция глобализации в таком понимании имеет смысл для старших управляющих растущих инновационных компаний, пользователей Интернет, специалистов в области связи, путешественников. Однако концепция является не просто описательной, а нормативной. Многие пытаются ис-пользовать ее для слома нерыночных барьеров и препятствий мобильности. Другие обращают внимание на реальные или вымышленные угрозы своей идентичности и способности их правительств управлять ходом событий.
Глобалистский проект, сформулированный в последней трети XX века, некоторые исследователи рассматривают в качестве замены двух сошедших со сцены либо существенно потесненных идеологий Нового времени — либерализма и коммунизма. Под предлогом разоблачения формационной теории Маркса концепция глобализации вместо классической временной триады — "прошлое — настоящее — будущее", проповедует дихотомию "традиционное — современное". При этом предполагается, что победа современности (персонифицированной ведущими странами Запада) является "полной и окончательной", а принципы, с которыми Запад подходит к миру, — незыблемыми и непререкаемыми. Этот страх перед будущим как иным, отличным от наших предожиданий, парализует творческое воображение прогнозистов, отказывающихся признавать будущее, не укладывающееся в наши излюбленные схемы.
Сторонники глобализации заявляют, что она в конечном итоге вынудит все правительства проводить миролюбивые, демократические, основывающиеся на законности и рыночных принципах политики, что приведет к лучшему состоянию мировой системы.
Согласно господствующей мифологии, глобализация — это процесс:

Наиболее распространенное мнение гласит, что в долгосрочной перспективе рост свободного рынка и новые технологии решают больше проблем, чем создают.
Критики глобализации, напротив, заявляют, что она способствует увеличению прибылей корпораций за счет работников, подрывает демократию, ухудшает экологическую обстановку, понижает стандарты здоровья и охраны труда, способствует культурному нивелированию, способствует распространению преступности и эскалации вооруженных конфликтов.
В оппозиционных построениях все эти стереотипы глобалистского мэйнстрима выступают как бы в перевернутом виде. Глобализация предстает в них процессом:

 

Масштабы глобализации означают, что международная система может быть понята не только как отношения между государствами, но и как сеть взаимодействий, которая связывает людей вместе.
Подводя итог, можно отметить, что оценки влияния глобализации на мировую систему крайне неоднозначны. Открытие стран и обществ в международной системе имело как позитивные, так и отрицательные последствия. Хотя, в общем, растущая взаимозависимость приносит многие блага, она создает и новые угрозы и увеличивает уязвимость. К ним относятся распространение потенциально опасных технологий, ослабление государств, появление негосударственных акторов с непредсказуемым поведением, отсутствие каких либо форм отчетности и контроля над деятельностью многих глобальных акторов, повышение уязвимости глобальной инфраструктуры.
По-разному рассматриваются и перспективы глобализации. Многие рассматривают избрание Д.Буша (мл.) президентом в 2000 году, которое совпало с окончанием экономического бума в США, в качестве поворотного пункта в истории ведомой Соединенными Штатами глобализации. Например, Д.Грэй, который связывает "проект глобализации" с администрацией Клинтона, отмечал, что президентство Буша является проявлением глобализации. Другие аналитики считают, что истоки "проекта глобализации» относятся к 1970-м годам, а не ко времени президентства Клинтона. Более того, несмотря на окончание экономического бума, изменения в мировой конфигурации финансовых и корпоративных сил означают, что даже если правительство США столкнется с оппозицией неолиберальному курсу, оно не сможет обратить процесс глобализации вспять. Новые вызовы процессу глобализации еще не возникли. Старые же (государственный социализм советского образца или государство развития в Восточной Азии) исчезли.
Существует несколько причин для уверенности, что отказ от политики глобализации если не невозможен, то крайне маловероятен. Во-первых, технология сама по себе является достаточно мощной движущей силой процесса. Кросграничные потоки информации будут расти независимо от решений политиков. Во-вторых, системы международного управления (правила и институты) гораздо более развиты сейчас, чем это было в 1930-х годах. В-третьих, несмотря на драматичность кризиса 1998 года, он несравним с межвоенным периодом.

 

Вполне возможно (хотя и маловероятно), что неудачное стечение обстоятельств или некомпетентность превратят недавние признаки слабости системы в коллапс, наподобие кризиса 1929 года. Но даже если этого не случиться, существует вопрос по той системе управления, на которой основывается нынешняя экономическая интеграция.

 

 

53. Телекоммуникации и глобализация.

 

Телекоммуникации

Последние пять лет были периодом структурных изменений для телекоммуникационных систем Грузии. Цель этих изменений - либерализация и интеграция в международные телекоммуникационные системы, что является одним из важнейших приоритетов страны.

После 2003 года влияние телекоммуникационных систем на потенциал развития других секторов экономики существенно возросло.

Сектор телекоммуникаций - один из важнейших сегментов экономики страны, напрямую влияющий на перспективы макроэкономического развития.

Революционные изменения в сфере технологий, имевшие место в секторе телекоммуникаций в 90-е годы и повлекшие за собой углубление процессов экономической интеграции, вызвали значительные изменения в развитии телекоммуникационных систем Грузии. В частности:

· структурная трансформация сектора телекоммуникаций;

· либерализация;

· развитие законодательной базы;

· создание в секторе конкурентной среды;

· создание зоны расширенного покрытия и нового телекоммуникационного обслуживания;

· расширение, диверсификация и доступность обслуживания

Развитие телекоммуникационного рынка Грузии

Подключение телекоммуникационных систем Грузии к международной интегрированной инфраструктуре подразумевает внедрение современных коммуникационных технологий и развитие сегмента обслуживания инфраструктуры. Создание соответствующих систем коммуникационного обслуживания, с целью обеспечения международной транспортировки, товарных, денежных и информационных потоков, имеет решающее значение на текущем этапе структурной трансформации экономики страны.

Наряду с текущими процессами глобальной экономической интеграции растет спрос на горизонтальное развитие и расширение телекоммуникационной инфраструктуры на национальном, внутрирегиональном и международном уровнях. Законодательство Грузии в сфере телекоммуникаций и почтового обслуживания основывается на принципах международного рынка и обеспечивает развитие телекоммуникационного сектора в правильном направлении.

Cектор телекоммуникаций был назван одним из приоритетных секторов экономики страны в правительственной программе Грузии (на 2004-2009 гг.). Исходя из вышесказанного, существует необходимость выработки национальной стратегии развития информационно-коммуникационных технологий с целью создания в телекоммуникационной сфере основы для осуществления государственных программ. Первоочередной задачей сектора электронных коммуникаций является интеллектуализация, глобализация и информатизация телекоммуникационных сетей, что подразумевает:

· создание единой информационно-коммуникационной сети интегрированного обслуживания;

· дальнейшую телефонизацию страны и переход на цифровую систему - существенный рост телефонных плотностей (целевой показатель 30-40), а также существенное уменьшение разрыва между городом и деревней и равномерное развитие электронных коммуникационных систем в различных регионах Грузии;

· 100%-ый охват населения, как минимум, 1-ой теле и радиопрограммой общественного вещания;

· переход на цифровое телерадиовещание;

· значительное повышение уровня компьютеризации населения и увеличение плотности потребителей Интернета;

· развитие мобильных радиотелефонных сетей на базе новейших технологий;

· последующее развитие телекоммуникационных систем, связывающих Грузию с внешним миром (развитие национальных транзитных информационно-телекоммуникационных сетей; содействие и стимулирование создания новых систем на основе тесного сотрудничества с соседними странами).

Одним из приоритетов дальнейшего развития Грузии является формирование современного информационного общества, что подразумевает внедрение электронного управления и обеспечение публичности законодательного пространства и решений государственных ведомств.

 

 

54. Психологические и социальные проблемы глобализации.

 

55. Антиглобализация и альтерглобалистское движение.

 

Date: 2016-05-23; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию