Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировочные циклы типа годичных и полугодичных





В большом цикле тренировки (типа годичного и по­лугодичного) различают, как правило, три периода: подготовитель­ный, соревнова­тельный и переходный. Эта периодизация связана с динамикой развития спортивной формы.

Спортивной формой, называют состояние оптимальной готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивная форма представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена к дости­жению: физической, психологической, спортивно-технической и так­тической. Процесс развития спортивной, фор­мы имеет фазовый характер и протекает в порядке последователь­ной смены трех фаз: приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы.

Первая фаза включает формирование и улучшение предпо­сылок, на базе которых возникает спортивная форма, а также не­посредственное становление самой спортивной формы.

Вторая фаза характеризуется относительной стабилизацией
спортивной формы как системы компонентов, обеспечивающих оп­тимальную готовность к спортивным достижениям.

Третья фаза отличается изменением направленности адап­тационных процессов, переключением организма на реабилитационный уровень функционирования.

Естественно, возникает вопрос: почему бы спортивную форму, которая является для спортсмена оптимальным состоянием, не сох­ранять постоянно? Потому, во-первых, что спортивная форма, приоб­ретаемая на той или иной ступени спортивного совершенствования, есть состояние, оптимальное для данной (и только для данной!) ступени. То, что оптимально для одной ступени спортивного мастер­ства, не является таковым для следующей, более высокой, ступени. Поэтому, стремление постоянно сохранять однажды приобретенную спортивную форму, было бы равносильно желанию стоять на месте.

Во-вторых, в силу длительной суммации эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для приобретения и сохранения спортивной формы возни­кает охранительная реакция организма против перенапряжения адаптационных механизмов.

В-третьих, поддержание сложного динамического равновесия между различными биологическими функциями и процессами, обес­печивающими спортивную форму, уже само по себе является трудной задачей, особенно для нервной системы спортсмена.

Таким образом, временная утрата спортивной фирмы - это, следовательно, закономерная фаза в процессе спор­тивного совершенствования. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, со­хранение и временная утрата спортивной формы происходят в ре­зультате строго определенных тренировочных воздействий, харак­тер которых закономерно меняется в зависимости от фазы разви­тия спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:

· Первый период, в течение которого создаются предпосылки спортив­ной формы и обеспечивают ее непосредственное становление (под­готовительный период).

· Второй период, во время которого обеспечивают сохранение спор­тивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревно­вательный период).

· Третий период, возникающий в силу необходимости предупредить
перерастание суммарного эффекта тренировки в перетренирован­ность, обеспечить восстановление приспособительных возможно­стей организма.

Как нетрудно заключить, эти периоды представляют собой, по существу, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.

Общую продолжительность макроцикла и обу­словленные ею временные границы одного цикла развития спортив­ной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. В ряде видов спорта имеется возможность обновлять спортивную форму, как в годичных, так и в полугодичных циклах.

Что касается длительности отдельных периодов, то имеющиеся исследовательские материалы позволяют ориентировочно указать следующие оправданные границы:

· подготовительный период от 5 до 7 месяцев (в годичных циклах);

· соревновательный период от 1,5 до 5 месяцев;

· переходный период от 3 до 6 недель.

Определенное влияние на конкретные сроки периодов трениров­ки оказывает спортивный календарь. С другой стороны, спортивный календарь планируется в решаю­щей зависимости от объективно необходимой периодизации трени­ровочного процесса.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки). Второе наименование этого периода, приведенное в скобках, по существу, более точное.

Общеподготовительный этап. Основная направлен­ность тренировки на этом этапе создание, расширение и совер­шенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главная из таких предпосылок - это повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, а также пополнение фонда двигательных навыков и умений. Ведущей стороной содержания тренировки здесь является общая подготовка.

Это не следует понимать в том смысле, будто удельный вес об­щей подготовки здесь всегда превышает удельный вес специальной подготовки, но общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих этапах.

Основными средствами при этом служат избиратель­но направленные специально-подготовительные упражнения. Цело­стные соревновательные упражнения здесь используются в ограни­ченном объеме и главным образом в видоизмененной форме.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и ин­тенсивности с преимущественным ростом объема. Ускоренное наращивание общей интенсивности, означало бы форсирование тренировки, что не мо­жет гарантировать в дальнейшем устойчивой спортивной формы. Ее стабильность зависит в первую очередь от объема подготовитель­ной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена.

Типичные формы мезоциклов первого этапа - «втягивающие» и «базовые». Последние могут иметь более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено относительно менее высоким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и дру­гих обстоятельств.

Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе строится так, чтобы обеспечить непосредственное ста­новление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, то теперь эти пред­посылки должны быть развиты и сведены воедино как гармонические компоненты оптимальной готовности спортсмена к намеченным достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания трени­ровки направлены, прежде всего, на развитие специальной тре­нированности, углубленное освоение и совершенствование избран­ных технических и тактических навыков и умений в том самом виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состяза­ниях. Одновременно проводится и специальная психическая подго­товка спортсмена к этим состязаниям.

На втором этапе подготовительного периода удельный вес общей физической подготовки уменьшается, а удельный вес специальной подготовки соответ­ственно возрастает. Постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений.

Соревнования по мере завершения подготовительного периода
занимают все более значительное место в тренировке. В то же время
они не утрачивают подготовительного характера и органически входят в
структуру тренировки как одно из важнейших средств и методов
подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим
одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе
служит «контрольно-подготовительный» мезоцикл.

Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, повышается абсолютная интенсивность специально-подготовитель­ных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характери­стик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагру­зок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответ­ственно повысив их интенсивность, можно трансформировать резуль­таты предыдущей работы в стремительный рост спортивных показателей. Снижение объема происходит вначале за счет общеподготовительных упражне­ний. На этом, фоне продолжает возрастать объем специально-подго­товительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокра­щается и этот компонент общего объема нагрузок. Исключение со­ставляют в основном соревновательные и близкие к ним специаль­но-подготовительные упражнения, объем которых в суммарном вы­ражении продолжает увеличиваться.

Изменяется структура мезоциклов тренировки: в них чаще вводятся «ударные» и, с другой стороны, «разгрузочные» микроциклы.

Соревновательный период. После того как приобретена спортивная форма, нуж­но решить задачу: как сохранить ее в течение периода ответствен­ных соревнований и реализовать в возможно высоких спортивных достижениях.

Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном пе­риоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональ­ной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности. Спортивно-тех­ническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избран­ных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закреп­ление освоенных ранее навыков и умений, а с другой - увеличение их вариативности, применимости к различным условиям спортивной борьбы. В специальной пси­хической подготовке спортсмена особое значение приобретает не­посредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил.

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тес­но сближаются. Важнейшим средством и методом построения всей подготовки становятся целостные соревновательные упражнения, которые систематически выполняются в реальных условиях спор­тивных состязаний.

Число основных состязаний не может быть значительным. Обычно оно не превышает в большинстве видов спорта 3-5 в мак­роцикле.

Остальные старты соревновательного периода занимают прин­ципиально иное положение, они сами служат средством подготовки.

Для соревновательного периода является закономерным системное чередование основных соревновательных и промежуточных мезоциклов.

Переходный период обеспечивает актив­ный отдых в широком смысле этого слова с целью предупредить перерастание кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В переходном периоде должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности, а также гарантирована преемствен­ность между завершающимся и очередным макроциклами трени­ровки.

Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. В определенных случаях использует­ся и довольно большой комплекс специально-подготовительных уп­ражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки.

Переходный период включает обычно не более 2-3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восста­новительно-подготовительных; При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией. То же самое относит­ся и к режиму отдельных занятий.

Вместо переходного периода иногда вводят относительно крат­ковременную разгрузочную фазу типа восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен не получал достаточно высоких нагрузок: недостаточно часто тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в, соревнованиях. В таких случаях целесообразно строить тренировоч­ный процесс по типу «сдвоенного макроцикла», где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, за­тем второй соревновательный и лишь затем переходный период.

Date: 2016-05-18; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию