Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие социальной ответственности бизнеса в России





В России социальная ответственность бизнеса находится на начальных этапах своего развития. Этот процесс происходит в условиях формирования правил взаимодействия государства, институтов гражданского общества и олигархического бизнеса.

В ноябре 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная хартия российского бизнеса. Этим документом устанавливаются общие этические принципы деятельности, среди которых в качестве ключевых приоритетов провозглашены: обеспечение здоровья и безопасности труда работников; признание их трудовых прав, включая право на достойное вознаграждение труда; предотвращение любых форм дискриминации и принудительного труда; поддержка участия работников в решении принципиальных вопросов развития предприятий. Утверждаются принципы экономической и финансовой устойчивости предприятий, обеспечения качества продукции, экологической безопасности, участия в развитии местного сообщества. Несмотря на декларативный характер документа, его принятие имеет позитивный политический эффект с точки зрения влияния на все деловое сообщество.

Анализируя тенденции участия российского бизнеса в решении социальных проблем, можно сделать вывод о господстве олигархической модели КСО, подразумевающей самостоятельное определение бизнесом меры своей ответственности за социальное развитие общества. В настоящее время наметился переход от хаотичной благотворительности к социальному инвестированию. Согласно выборочному обследованию Российской Ассоциации менеджеров, социальные инвестиции бизнеса направлены в основном на внутренние программы: на развитие персонала – 52,3% от общего объема социальных инвестиций; 17% - на ресурсосбережение; 12,6% - на охрану здоровья; 10% - на развитие местного сообщества. [34]

Социальные программы отечественного бизнеса можно классифицировать следующим образом:[35]

- благотворительные проекты в преддверии выборов;

- систематическая имиджевая поддержка социально уязвимых групп (культура, искусство, спорт);

- социальные проекты на стыке внутренней и внешней социальной политики, когда одновременно решаются внутренние и внешние социальные задачи (например, переселение «Норникелем» своих пенсионеров из Норильска для оптимизации расходов на социальную инфраструктуру города);

- социальные инвестиции в общество, в развитие человеческого капитала (образовательные проекты, вложения в здоровье населения, профилактика наркомании);

- вход бизнеса во власть и улучшение администрирования территорий в своих интересах и в интересах устойчивого социального развития местных сообществ.

Последние два направления наименее развиты.

Существенной проблемой развития КСО в России является выстраивание механизма взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ. Чрезмерное налоговое бремя, как и административный произвол, препятствуют социальной активности бизнеса. Возможным решением может стать б о льшая прозрачность социальных отчислений и самостоятельность компании в определении направлений расходования собственных средств на социальные цели. При этом следует учитывать, что информационная открытость социальной активности бизнеса может нести определенные риски, такие как конфликт между менеджерами и акционерами, возможное усиление налогообложения, недовольство инвесторов, конфликт с местными властями, повышение цен на продукцию, повышение уязвимости перед конкурентами. Однако результатом полной закрытости бизнеса может стать принуждение к участию в социальных программах со стороны властных структур.

В российском обществе сущность КСО по-разному понимается предпринимателями, менеджерами, потребителями, региональными чиновниками и СМИ. Согласно обследованию, проведенному Ассоциацией менеджеров в 2004 г., КСО в представлении менеджеров и населения отождествляется с корпоративной этикой и внутренней социальной политикой.[36] Для менеджеров более важным представляется улучшение условий труда и вложения в развитие производства, для населения – зарплата. Региональные чиновники в качестве объекта социальной ответственности бизнеса определяют социальные последствия деятельности предприятий (например, отказ от системы «конвертов», лишающих сотрудников пенсий). Они полагают, что наравне с необходимостью законодательного принуждения бизнеса, следует выстроить систему льгот и кредитов для поощрения социально ответственных предприятий. У представителей СМИ сложилось двоякое мнение: одни считают КСО попыткой принудить бизнес брать на себя часть социальных забот, другие видят в нем возможную стратегию развития. В качестве аргументов «за» развитие КСО выдвигаются следующие: компании платят сотрудникам нищенские официальные зарплаты, укрывая остальное в «конвертах» и лишая государство налоговых поступлений, а работников – социального обеспечения в старости; в стране нет институтов, реально выражающих интересы наемных работников; бизнес пренебрегает экологическими расходами, не расширяет и не обновляет производственные мощности, эксплуатируя наследие социализма, извлекая прибыль из того, что создано предыдущими поколениями. Поэтому бизнес должен чувствовать ответственность за страну и ее развитие, «делиться» с населением в интересах общего будущего.

Большинство российских предпринимателей в качестве основных мер практической реализации социальной ответственности называют: честное ведение дела; необходимость делиться с социально не защищенными категориями граждан; демонстрацию заинтересованности в социальном прогрессе общества.[37] Говоря о необходимости получения лицензии от общества на ведение бизнеса, они, тем не менее, не согласны, чтобы их использовали в качестве бездонного источника средств, считая, что сотрудничество в этой сфере должно развиваться на принципах социального партнерства и взаимной выгоды.

Основные доводы отечественных компаний «за» и «против» социальной ответственности приведены в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Основные доводы «за» и «против» социальной ответственности

бизнеса в России

Против социальной ответственности За социальную ответственность
1. Снижение прибыли в краткосрочной перспективе. 2. Уменьшение размеров дивидендов. 3. Отвлечение ресурсов от основного бизнеса. 4. Увеличение затрат на производство. 5. Возможное снижение уровня заработной платы для компенсации затрат на социальные проекты. 6. Иностранные конкуренты не несут подобных издержек, что ослабляет конкурентные позиции национальных предприятий. 7. Низкая активность населения страны в решении социальных проблем. 1. Высокая роль корпораций в развитии регионов. 2. Недостаток собственных ресурсов государства для проведения полноценной социальной политики. 3. Глобализация, заставляющая предприятия соблюдать международные нормы и стандарты. 4. Развитие партнерства и сотрудничества государства и бизнеса. 5. Усиление роли гражданского общества в государственном масштабе. 6. Усиление конкуренции, в т.ч. международной. 7. Глобализация рынка труда. 8. Усиление интереса потребителей к поведению компаний в обществе. 9. Рост общественного движения и мероприятий правительства по защите окружающей среды. 10. Фактическое вмешательство корпораций в социально-политическую жизнь общества.

 

Если рассматривать внутрикорпоративную социальную политику, то основные усилия российские компании направляют на воспроизводство и развитие качественной рабочей силы, воспитание квалифицированного менеджмента и развитие корпоративной культуры. Однако по вопросу повышения заработной платы конструктивный диалог между представителями работодателей и профсоюзами отсутствует. Об этом говорит, например, тот факт, что разделы по оплате труда в коллективных договорах отечественных компаний, заключенных на территории России, по сравнению с аналогичными документами этих же фирм, заключенными за рубежом, достаточно малосодержательны.

Наряду с этим крупные российские компании, в частности нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», довольно успешно используют различные финансово-экономические инструменты и механизмы реализации корпоративной социальной политики, позволяющие рассматривать социальную сферу не только как затратную, но и как приносящую определенные дивиденды в виде наращивания человеческого капитала, отдача от которого существенно превышает производимые социальные затраты (см. табл. 5.3).

Таблица 5.3

Основные направления КСО российских компаний, реализуемые в рамках коллективных договоров и соглашений социального партнерства[38]

Направления КСО ОАО «Газпром» ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Оплата труда - ежегодный пересмотр минимальной тарифной ставки и должностных окладов; - в 2012 г. утверждена новая редакция Типового положения об оплате труда работников с учетом особенностей труда на освоении морских нефтегазовых месторождений, в научных организациях, подразделениях по организации общественного питания и внутреннего аудита. - регулярная ежеквартальная индексация тарифной ставки рабочего 1 разряда с учетом индекса потребительских цен; - поэтапное доведение минимального размера месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда основного производства, с учетом районного коэффициента, до величины прожиточного минимума по субъекту РФ. - обеспечение роста зарплаты в соответствии с ростом производительности труда, объемов производства и снижением себестоимости продукции, а также с учетом роста стоимости потребительской корзины в г. Магнитогорске, расчет которой следует производить ежемесячно. В 2011 г. рост ФОТ по сравнению с 2010 г. составил 13,6%; - установление минимального месячного размера зарплаты не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека в регионе; - поддержание постоянной части зарплаты на уровне не ниже 60%.
Условия и охрана труда - внедрение новых отраслевых норм бесплатной выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты; - реабилитационное, санаторно-курортное лечение работников и членов их семей; - добровольное медицинское страхование, страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью в случае аварии. - финансирование мероприятий Программы промышленной безопасности, улучшения условий и охраны труда и защиты от ЧС и Программы экологической безопасности; - приобретение за счет средств работодателя и обеспечение работников качественной сертифицированной специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты. - проведение за счет средств работодателя обязательных медицинских осмотров; - выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, поливитаминов; - бесплатное предоставление работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания по установленным нормам.
Занятость работников и подготовка кадров - оплата стоимости обучения работников, направляемых на учебу в соответствии с договорами, заключенными работодателем с образовательными учреждениями - предоставление льгот и материальной помощи молодым специалистам в рамках Комплексной целевой программы по работе с молодыми работниками на 2008–2017 гг.; - повышение квалификации, профобучение без отрыва от производства, направление работников на переподготовку (открытие корпоративного учебного центра в Астрахани для обучения персонала морских нефтегазовых платформ в 2011 г.); - предоставление работникам в первоочередном порядке вакантных мест при наличии необходимой квалификации; - недопущение экономически и социально необоснованного сокращения рабочих мест; - предоставление работникам, переводимым на другую работу, возможности переподготовки сроком до шести месяцев с оплатой; - утверждение работодателем годовой программы профподготовки и переподготовки работников с выделением на эти цели суммы в размере до 2% от расходов на оплату труда; - создание комплексной системы профессиональной подготовки кадров: школа–колледж–вуз–корпоративный центр подготовки кадров (разработка совместно с корпоративным центром подготовки кадров «Персонал» программ подготовки резерва от уровня мастера до ТОП-менеджера в 2011 г.).
Социальные льготы и гарантии - дополнительное пенсионное обеспечение работников через НПФ «ГАЗФОНД»; - выплата единовременного пособия работникам, впервые уволившимся по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в течение 2 мес. после достижения ими пенсионного возраста; - реализация программы жилищного обеспечения на основе банковского ипотечного кредитования. В 2012 г. улучшены жилищные условия более 9 тыс. работников и пенсионеров организаций – участников Генерального коллективного договора. - добровольное медицинское страхование работников, в т.ч. из прибыли; - содержание профилакториев, санаториев; - централизованное приобретение путевок для организации отдыха и санаторно-курортного лечения; - программа пожизненной долевой негосударственной пенсии (ежемесячный долевой вклад работодателя - 4% от заработной платы работника); - финансирование организации детского оздоровительного отдыха; - предоставление беспроцентных займов молодым работникам и специалистам.   - предоставление работникам поручительства на получение ипотечного кредита; - оказание за счет средств профсоюзного бюджета материальной помощи работникам на оздоровление в учреждениях социальной сферы комбината; - корпоративное ДМС на срок не менее 1 года; - оказание материальной помощи семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам: * единовременно 12000 руб. при рождении ребенка; * ежемесячно 750 руб. в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; * ежемесячно 1500 руб. в течение отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет; * единовременно 1500 руб. для подготовки первоклассника к школе; * единовременно помощь ветеранам в экстренных случаях; - содержание центра «Материнство», реализация Программы поддержки многодетных семей «Дружная семья» с 2008 г.; - лечебные и оздоровительные услуги ветеранам и детям в ДООЦ «Горное ущелье» и «Уральские зори», СТЛ «Скиф»; - негосударственное пенсионное обеспечение работников через НПФ «Социальная защита старости» (в размере 1583 руб. ежемесячно).
Режим труда и отдыха - соблюдение норм Трудового кодекса РФ - применение режима неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. - организация труда работников в соответствии с законодательством о труде, утвержденными Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

К основным преимуществам КСО для бизнеса можно отнести:

- улучшение имиджа, репутации компании;

- возможность преодоления враждебного отношения к бизнесу в обществе;

- лучшее понимание бизнесом проблем местного сообщества;

- улучшение взаимоотношений с органами государственной власти, снижение давления со стороны проверяющих органов;

- повышение капитализации компании за счет снижения нефинансовых рисков;

- закрепление персонала и повышение качественного уровня трудовых ресурсов предприятия, снижение текучести кадров.

Реализация возможных преимуществ социально ответственного поведения формирует лояльность потребителей продукции компании, улучшает отношения со средствами массовой информации, повышает инвестиционную привлекательность компании. Все это приводит к формированию существенных конкурентных преимуществ и повышению рыночной устойчивости предприятия (см. рис. 5.2).

Рис. 5.2. Связь корпоративной социальной ответственности

и деловой репутации бизнеса

 

Таким образом происходит формирование особого вида капитала – репутационного. Практика западного бизнеса показывает, что он учитывается наравне с интеллектуальными активами. Глобальное исследование компаний Interbrand и журнала BusinessWeek выявило, что в среднем стоимость «неосязаемых ценностей» составляет от 10 до 25% их рыночной капитализации. Снижение индекса репутации компании на 1% ведет к падению ее рыночной стоимости на 3%.

Репутационный капитал представляет собой своего рода мультипликатор устойчивого роста дохода. По данным бизнес-школы Гарвардского Университета, за последние 11 лет компании, целенаправленно работающие со своей репутацией и ведущие активную социальную деятельность, повысили доход на 682%, прибыль – на 756%, а численность сотрудников – на 282%. В то же время, компании, не уделяющие этим вопросам внимания, продемонстрировали результаты в 166%, 1% и 36% соответственно[39].

В России осуществление корпоративной социальной ответственности является фактором, непосредственно влияющим на экономическую эффективность компаний. В стране насчитывается 460 моногородов, в которых проживает ¼ городского населения страны и производится 40% ВВП. Корпорации вынуждены уделять особое внимание социальной политике, поскольку от уровня социально-экономического развития местного сообщества зависит их собственная эффективность[40]. Данные исследования показывают, что руководители предприятий положительно оценивают влияние социальных инвестиций на стоимость бизнеса: более 80% из них считают, что социальная активность компаний влияет на её репутацию и укрепление бренда; около 60% отмечают повышение мотивации сотрудников; около 50% утверждают, что социальная активность способствует повышению конкурентоспособности компании на рынке[41].

 

 

Date: 2016-05-15; view: 1085; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию