Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура корпоративной социальной ответственности





В настоящее время, несмотря на все многообразие формулировок понятия корпоративной социальной ответственности, общепринятого определения данной категории нет (см. табл. 5.1).

 

 

Таблица 5.1

Определение понятий «социальная ответственность бизнеса»

и «корпоративная социальная ответственность»

Источник Определение
Социальное управление: словарь. М., 1986. – С. 367. Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира.
Палацци М., Статчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. 1997. – С. 17. Социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом. Причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства.
Фитч Гордон Х. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров // www.arm.ru Корпоративная социальная ответственность – это серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации.
Керолл А. – автор модели пирамиды КСО (цит. по: Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. – С. 18-20). Корпоративная социальная ответственность представляет собой многоуровневую пирамиду, в основании которой лежит экономическая ответственность (определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять нужды потребителей и извлекать прибыль), на ней покоится правовая ответственность (соответствие деятельности компании ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах), затем идет экологическая (сохранение и восстановление окружающей среды), филантропическая (поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ) и этическая ответственность (соответствие ожиданиям общества, основанным на существующих нормах морали).
Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд // Менеджмент сегодня. 2003. № 5. – С. 24. Корпоративная социальная ответственность означает специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций в отношении своих нуждающихся общностей, определяемых и размещенных вне основной операционной среды бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - С. 15. Корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Козловский П. (цит. по: Российский журнал менеджмента. Т.4. 2006. № 3. – С. 188-189.) Корпоративная социальная ответственность выступает средством ведения диалога с социальным окружением фирмы, позволяющим управлять риском появления неожиданных для фирмы нормативных требований. Фирма, которая способна осуществлять эффективные коммуникации и кооперироваться со своим социальным окружением, производит своеобразные инвестиции в свои нематериальные активы и в гарантии против «моральной агрессии» со стороны среды, в которой она функционирует.
Роббинз Стивен П., Коултер М. Менеджмент. 8-е изд.: пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. Социальная ответственность – обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее, в соответствии с законодательством и экономическими условиями.
Институт исследований Всемирного банка (Djordjija Petkoski, Saskia Kersemaekers, Alisa Valderama. Corporate Social Responsibility and Sustainable Competitiveness// www.worldbank.com) Социальная ответственность бизнеса: 1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды; 2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.
Европейская комиссия. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров// www.arm.ru Корпоративная социальная ответственность – концепция, которая отражает добровольное, выходящее за рамки определенного законом минимума, решение компаний участвовать в улучшении жизни общества, прежде всего в социальной и экологической сферах, напрямую связанных с основной деятельностью компаний.
Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год, подготовленный Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России / под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. - С. 9. Корпоративная ответственность перед обществом – это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на качество продукции, инвестиции в развитие человеческого потенциала, соблюдение требований законодательства, эффективное ведение бизнеса, учет этических норм и общественных ожиданий, вклад в формирование гражданского общества. Корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций.

 

Для понимания сущности корпоративной социальной ответственности необходимо рассмотреть место и роль, которую играют компании в обществе:

- компания-работодатель создает привлекательные рабочие места, платит «белую» зарплату;

- компания-производитель создает качественные товары и услуги;

- компания-налогоплательщик платит все налоги (без серых схем), соблюдая законы;

- компания – заемщик капитала вовремя погашает кредиты, выходит на международные фондовые рынки;

- компания – бизнес-партнер демонстрирует добросовестную деловую практику, устанавливает надежные отношения с поставщиками и дистрибьютерами;

- компания – корпоративный гражданин предотвращает возможные негативные последствия своей деятельности, облагораживает территорию, поддерживает социальное благополучие;

- компания – член общественных организаций вносит вклад в формирование гражданского общества.

Таким образом, социально ответственной компанией является та, которая старается оправдать общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг и одновременно формирует высокие общественные стандарты, вносит вклад в повышение качества и уровня жизни в регионе и стране.

В структуру КСО входят три основные компонента: социальные обязательства (social obligation), социальное реагирование (social responsiveness) и собственно социальная ответственность (social responsibility)[33] (см. рис. 5.1).

Рис. 5.1. Взаимосвязь основных структурных компонентов КСО

Социальное обязательство – обязательство субъекта бизнеса выполнять свои экономические и юридические обязанности перед обществом. Если компания увязывает свою деятельность с выполнением определенных социальных обязательств, то она преследует социальные цели только в той мере, в какой последние способствуют достижению ее экономических целей. В отличие от социального обязательства социальная ответственность и социальное реагирование выходят за рамки простого выполнения компаниями основных экономических и юридических требований.

Социальное реагирование – способность фирмы адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. В процессе социального реагирования компании руководствуются социальными нормами, огромное значение которых заключается в том, что они могут служить для менеджеров удобными и полезными ориентирами в процессе принятия управленческих решений. Важность социального реагирования заключается в замене общих рассуждений практическими действиями.

Социальная ответственность – обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее, в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению. Поэтому деятельность любой компании, изготовляющей продукцию, по сути наносящую вред здоровью человека (производство оружия, алкоголя, табачных изделий и т.д.), никогда не будет считаться социально ответственной, несмотря на значительные объемы социальных инвестиций в развитие персонала, пропаганду здорового образа жизни и лечения, например, никотинозависимости. Эти компании могут быть отнесены только к социально реагирующим.

К инструментам реализации КСО нельзя отнести разовую благотворительную и филантропическую деятельность, поскольку она способствует устранению не причины, а следствия деятельности компании.

Анализируя деятельность мировых компаний на основе данных подходов, можно с уверенностью отнести большинство из них к социально реагирующим, которые руководствуются в своей деятельности теорией «корпоративного эгоизма» или «разумного эгоизма». Однако именно это свидетельствует о том, что потенциал концепции корпоративной социальной ответственности еще до конца не использован.

 

Date: 2016-05-15; view: 2040; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию