Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция подходов к социальной роли бизнеса в обществе





Социальная ответственность бизнеса – явление, которое появилось вместе с возникновением наемного труда и которое будет существовать до тех пор, пока он будет использоваться в общественном производстве.

Утверждение идеи о необходимости учета социальных элементов при общей нацеленности на получение прибыли относится к началу 1920-х годов. Именно в этот период в работах О. Тида и Х. Метколфа появляются призывы к восприятию работников как личностей. Происходит зарождение концепции «человеческих отношений», требующей сосредоточенности внимания на работнике, а не на его задании. Родоначальником этой школы принято считать Э. Мэйо. Он доказал, что группа рабочих представляет собой социальную систему, воздействие на которую способствует улучшению результатов труда. Однако развитие социальной ответственности корпораций в начале XX века не получило достаточного распространения из-за Первой мировой войны, революций и Великой депрессии 30-х годов, тяжелые последствия которых усугубили и без того глубокое социальное расслоение и поляризацию общества. В США, например, к 1929 г. всего 5% населения получало более 30% всех личных доходов в стране. Отметим, что не последнюю роль в выходе из экономического кризиса 30-х годов сыграли социальные мероприятия «нового курса», в значительной степени усилившие эффект антикризисных мер.

После 1930-х гг. в экономической политике ряда развитых стран стали бурно развиваться идеи социального выравнивания в распределении получаемого ВВП, которые активно реализовывались несколько десятилетий. Однако во второй трети столетия данные тенденции заметно сократились. Усилившаяся международная конкуренция привела к преобладанию концепции «экономики предложения», что нашло свое отражение в переносе внимания многих либерально ориентированных правительств на поддержку национального бизнеса на мировой арене. Результатом этого явилось нарастание социального расслоения в развитых странах.

В СССР гарантом социального равенства выступало государство, которое нацеливало предприятия на проведение активной социальной политики, заключавшейся, в том числе, в обеспечении сотрудников и членов их семей ведомственным жильем, путевками в санатории, пионерские лагеря, местами в детских садах и т.д. В начале 1990-х гг. в условиях развала страны, рыночной переориентации экономики и обвального падения производства первыми пострадали ведомственные социальные объекты. Последовавшая вскоре приватизация доломала систему участия предприятий в решении социальных вопросов работников: в приватизируемый имущественный комплекс, как правило, социальные объекты не включались.

В России стали нарастать тенденции социального расслоения общества. По официальным данным, доходы 10% наиболее богатой части населения в 16,7 раза превышают доходы 10% наиболее бедных.[31] С точки зрения экономической безопасности это соотношение не должно превышать 10:1. По мнению специалистов, реальная дифференциация доходов – в несколько раз выше. Исследования Института социологии РАН показывают, что 59% населения России находятся за чертой или на гране бедности. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, – всего 6-8%.[32] В этих условиях вопрос социальной ответственности бизнеса встает наиболее остро и требует кардинального решения.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – определенные ожидания общества по отношению к собственникам, производственным структурам и осознание ими своего рода долга перед обществом за свои действия и их последствия. Проявлениями КСО являются: развитие собственного персонала; безопасность и благоустройство окружающей среды; вложения в инфраструктуру населенных пунктов, где расположен бизнес; развитие правового государства и гражданского общества; поддержка образовательных структур, конфессиональных организаций, культуры; благотворительность.

Концепции социальной роли бизнеса получили свое развитие в 50-х годах прошлого века. В процессе их эволюции были сформированы четыре подхода к корпоративной социальной ответственности.

Классический подход подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров и уплата налогов. Социальное развитие общества является заботой (обязанностью) государства. Эта точка зрения была обнародована Нобелевским лауреатом по экономике Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 1971 г. в статье «Социальная ответственность бизнеса – делать деньги» и может быть названа теорией корпоративного эгоизма. Сторонники такого подхода обосновывают свои позиции тем, что социальные программы требуют отвлечения средств компании, что снижает ее прибыльность в краткосрочном периоде и уменьшает дивиденды акционеров. Основным недостатком классического подхода считается временн а я ограниченность. Если компания в краткосрочном периоде несет дополнительные расходы, то в долгосрочном – выигрывает от улучшения корпоративного имиджа, развития отношений с местным сообществом.

Второй подход, социально-экономический, прямо противоположный теории М. Фридмана, появился одновременно с его публикациями. Основная идея заключается в том, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли, но и делать максимально доступным вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также сохранение окружающей среды. Компании не могут самоустраняться от социальных проблем, так как они являются открытыми системами, активно участвуя в лоббировании законов и других государственных решений, спонсируя различные партии и иные общественные объединения, стремясь подчинить политические и социальные процессы своим интересам. Авторство этой теории, получившей также название теории корпоративного альтруизма, принадлежит Комитету по экономическому развитию США.

Третий подход представлен одной из самых сильных «центристских» теорий, теорией «разумного эгоизма» (enlightened self-interest). Он построен на том, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», поскольку она сокращает долгосрочные потери прибыли. Затраты на социальные и благотворительные программы снижают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе они создают благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Филантропические и спонсорские программы способствуют узаконенному снижению налогооблагаемой базы компании и дают хороший «эффект публичности». Именно в этом и состоит основной мотив ее социальной деятельности.

Интегрированный подход, который начал формироваться в 1990-х гг., предполагает концентрацию благотворительной и социальной активности компаний вокруг определенной области, непосредственно связанной с основным направлением их деятельности. Этот подход получил название социально значимых направлений деятельности (Socially anchored competences). Основное его достоинство заключается в том, что он смягчает противоречия между интересами компании и общества, используя для этого весь набор доступных компании инструментов, причем социальные программы не рассматриваются как источники неэффективных затрат.

 

Date: 2016-05-15; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию