Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умозаключения на основе аналогии





 

Аналогия– это вид вероятностного умозаключения, который основан на сходстве некоторых признаков сравниваемых предметов либо на сходстве отношений, в которых находятся эти предметы.

Среди видов аналогии принято выделять аналогию свойств и отношений, а также нестрогую и строгую аналогию.

Аналогия свойств – это вид аналогии, в случае которой сравниваются предметы (классы предметов), а переносимыми признаками являются свойства этих предметов (классов предметов). Содержание аналогии как формы мышления в данном случае заключается в том, что на основании знания о наличии некоторых одинаковых признаков, например, у двух предметов, один из которых изучен больше, чем другой, делается вывод о том, что предмет, который изучен меньше, вероятно, обладает такими же признаками, которые есть у первого предмета.

Схема аналогии свойств:

Предмет А обладает признаками a,b,c,d

Предмет В обладает признаками a,b,c

Вероятно, предмет В обладает признаком d.

 

Пример аналогии свойств:

Планета Земля (А) является планетой Солнечной системы (a), в ее атмосфере присутствует кислород (b) и водяные испарения (c), есть жизнь (d).

Планета Марс (В) является планетой Солнечной системы ( a ), в ее атмосфере присутствует кислород ( b ) и водяные испарения ( c ).

Вероятно, на Марсе (В) была или есть жизнь (d).

 

Аналогия отношений – это вид аналогии, в случае которой первая группа предметов сравнивается со второй группой предметов, в рамках которой существуют определенные отношения. Эти отношения, существующие между предметами второй группы, затем переносятся на предметы первой группы.

Схема аналогии отношений:

Предмет А подобен предмету С

Предмет В подобен предмету D

Между предметами C и D существует отношение X

Вероятно, между предметами А и В также существует отношение X.

 

Пример аналогии отношений:

Тигры (А) напоминают кошек (С).

Бобры (В) напоминают мышей (D).

Кошки (C) едят (X) мышей (D).

Вероятно, тигры (A) едят (X) бобров (В).

 

В случае нестрогой аналогии переносимые свойства или отношения не являются необходимыми и существенными признаками сравниваемых предметов. Нестрогие аналогии часто встречаются как в рамках обыденного познания, так и в случае общественно-исторических исследований. Особенностью строгой аналогии является то, что в этом случае переносимые свойства или отношения являются необходимыми и существенными признаками сравниваемых предметов. Примером строгой аналогии является сравнение отношений между числовыми значениями в математике. В частности, можно говорить об аналогичности системы из двух чисел 6 и 9 по отношению к системе, которая состоит из 8 и 12. Как 6 составляет ¾ от 9, так и 8 является ¾ от 12.

Необходимо отметить, что из всех ранее рассмотренных видов умозаключений, умозаключения по аналогии являются наименее вероятными. Дело в том, что признак, который приписывается субъекту заключения в случае рассуждения по аналогии, отсутствует у этого субъекта, когда он выступает в качестве термина посылки. Данный признак является свойством (предикатом) совершенно другого объекта, который выступает в качестве субъекта суждения, используемого в качестве другой посылки. Посылки в умозаключении по аналогии не связаны между собой с помощью среднего термина, поэтому заключение здесь логически не следует из посылок. Именно поэтому аналогия не является видом дедуктивного умозаключения. Но она точно также не может быть отнесена и к разновидностям индуктивных умозаключений, так как в случае индукции информация, содержащаяся в предикате заключения, всегда в той или иной степени содержится и в посылках. В индукции субъекту заключения приписывается предикат, который ранее этому же субъекту был приписан в посылке. В случае аналогии имеет место формально бездоказательный и, в этом смысле, произвольный перенос свойств, которые обнаружены у одного объекта, на другой, у которого эти свойства не зафиксированы.

Несмотря на ограниченную эвристическую значимость аналогии, последняя, тем не менее, обладает определенной познавательной ценностью, особенно, на начальных этапах исследования какой-либо проблемы. Наглядным примером этого являются размышления Ч. Дарвина, которые предшествовали разработке им научной теории эволюции. Создавая теорию естественного отбора, ученый, в частности, основывался на наблюдаемых фактах искусственного отбора (селекции или целенаправленном разведении определенных пород) и на фактах конкуренции в обществе, которые к тому времени были хорошо описаны в экономической литературе.

Теоретической предпосылкой аналогии является формально и эмпирически не доказанная убежденность исследователя в гомогенности (существенной и структурной однородности) рассматриваемой области реальности. Поэтому аналогия – это всегда экстраполяция (перенос) признаков и свойств, которые обнаружены в рамках некоторой области знания, на другую область, которая еще не изучена. В этом смысле аналогия напоминает индукцию. Но, как было сказано ранее, она все же не может рассматриваться как разновидность индуктивных умозаключений.

Чем более однородными в содержательном и структурном плане являются сравниваемые предметы, тем более вероятным будет вывод. В случае же тождественности сравниваемых структур вывод будет достоверным. Примером последнего является структурное тождество между группами чисел, которые было рассмотрено ранее.


Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем различие между индуктивными и дедуктивными умозаключениями?

2. Как определить модус и фигуру простого категорического силлогизма?

3. Почему в правильном силлогизме, построенном по III фигуре, меньшая посылка должна быть утвердительным суждением?

4. Какая ошибка допущена в умозаключении: «Материя – вечна. Ситец – материя. Ситец – вечен»?

5. Какая часть условного суждения «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» является основанием (А), а какая следствием (В)?

6. Почему умозаключение по полной индукции дает истинный вывод?

7. Каким образом можно повысить достоверность вывода в индуктивном умозаключении?

8. Какие существуют методы научной индукции?

9. В чем различие между аналогией свойств и аналогией отношений?

10. Чем отличается строгая аналогия от нестрогой аналогии?

11. Можно ли посредством умозаключения по аналогии получить достоверное знание?

12. Почему умозаключения по аналогии не являются разновидностями дедуктивных и индуктивных умозаключений?

 

Задание 1.

Превратите следующие суждения.

1. Все планеты – шарообразны.

2. Не всякое новое прогрессивно.

3. Счастливые часов не наблюдают.

4. Некоторые грибы не являются неядовитыми.

5. Ни один студент не есть неучащийся.

6. Некоторые дети капризны.

7. Некоторые люди не являются необаятельными.

8. Ни один вопрос не является не высказыванием.

9. Не всякое животное способно жить в неволе.

10. Иногда поезда идут не по расписанию.

 

Задание 2.

Обратите следующие суждения.

1. Некоторые государства являются членами ООН.

2. Некоторые учащиеся не являются студентами.

3. Все динозавры вымерли.

4. Некоторые животные не собаки.

5. Некоторые студенты не изучают английский язык.

6. Все люди обладают развитым абстрактным мышлением.

7. Некоторые населенные пункты не являются городами.

8. Некоторые растения являются нецветковыми.

9. Все представители неокантианства – философы.

10. Ни один слух не является надежным источником информации.

 

Задание 3.

Противопоставьте следующие суждения сначала предикату, а затем субъекту.

1. Ни одна неполитическая организация не является государством.

2. Ни один образованный не суеверен.

3. Все квадраты – параллелограммы.

4. Не все суждения обращаются.

5. Некоторые звезды очень яркие.

6. Ни одна планета не светит собственным светом.

7. Все понятия имеют содержание.

8. Некоторые атрибутивные суждения не являются необщеотрицательными.

9. Некоторые прямоугольники являются квадратами.

10. Ни одна незамкнутая кривая не есть окружность.

 

Задание 4.

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Установите фигуру и модус силлогизма и определите, относится ли он к правильным модусам.

1. Ни один серьезный человек не может до конца понять ребенка.
Некоторые учителя могут до конца понять ребенка.
Некоторые учителя не являются серьезными.

 

2. Некоторые глокие куздры кудрячат бокренка.
Все глокие куздры будлают бокра.
Некоторые будлающие бокра кудрячат бокренка.

 

3. Все карьеристы являются тщеславными.
Все тщеславные люди любят лесть.
Некоторые любящие лесть являются карьеристами.

 

4. Ни одна бесцветная зеленая идея не является спящей яростно.
Некоторые спящие яростно есть зеленые идеи.
Некоторые зеленые идеи не есть бесцветные зеленые идеи.

 

5. Во всех правильных простых категорических силлогизмах средний термин распределен, по крайней мере, в одной посылке.
В некоторых умозаключениях средний термин не распределен ни в одной из посылок.
Некоторые умозаключения не есть правильные простые категорические силлогизмы.

 

Задание 5.

Если это возможно, сделайте вывод из посылок. Проиллюстрируйте наличие либо отсутствие определенного вывода с помощью круговых схем Эйлера.

1. Ни один мужественный не боязлив.
Всякий суеверный боязлив.
Следовательно...

 

2. Ни одна рыба не кит.
Ни один кит не дельфин.
Следовательно...

 

3. Все суждения есть истинные либо ложные.
Все суждения являются простыми либо сложными.
Следовательно...

 

4. Некоторые птицы быстро бегают.
Некоторые птицы летают.
Следовательно...

 

5. Мыши любят сыр.
Вася любит сыр.
Следовательно...

 

6. Ни одна оригинальная работа не пишется по заказу.
Некоторые стихи оригинальны.
Следовательно…

 

7. Все историки беспристрастны.
Все юристы не историки.
Следовательно…

 

8. Некоторые рептилии являются удавами.
Все удавы имеют хороший аппетит.
Следовательно…

 

9. Люди – не ангелы.
Все ангелы бесплотны.
Следовательно…

 

10. Некоторые местоимения не обозначают предметы.
Все местоимения – части речи.
Следовательно…

 

Задание 6.

Проверьте любым известным Вам способом обоснованность следующих рассуждений.

1. Все металлы имеют определенную температуру плавления. Данное вещество не имеет определенной температуры плавления. Значит, данное вещество не металл.

2. Ни один бог не есть человек, а все люди – смертные. Значит, все смертные не есть боги.

3. Быть совершенным – значит иметь все возможные качества. Существование – это одно из возможных качеств. Значит, совершенство существует.

4. Фарфор не проводит электричества. Стекло также не проводит электричества. Следовательно, стекло не фарфор.

5. Некоторые поэты XIX в. – декабристы. Некоторые друзья Пушкина – поэты XIX в. Следовательно, некоторые друзья Пушкина – декабристы.

6. Ученые установили, что движение – вечно, а хождение в институт – это движение. Значит, хождение в институт – вечно.

7. Некоторые писатели – женщины. Все женщины любят цветы. Значит, среди тех, кто любит цветы, есть писатели.

8. Некоторые произведения искусства бесценны. Среди произведений искусства есть шедевры. Значит, среди бесценных вещей есть шедевры.

9. Все млекопитающие – позвоночные, а некоторые из млекопитающих живут в воде. Поэтому некоторые существа, живущие в воде, – позвоночные.

10. Некоторые философы являются материалистами. Ни один материалист не верит в бога. Все, не верящие в бога, являются материалистами.

 

Задание 7.

Приведите примеры умозаключений, которые соответствуют следующим фигурам и модусам.

IV фигура – AAI, IAI; III фигура – ЕIO, ОАО; II фигура – ЕАЕ, АОО; I фигура – АII, ЕАЕ.

 

Задание 8.

Приведите примеры умозаключений, которые соответствуют следующим модусам, и приведите эти модусы к модусам I фигуры.

Cesare, Festino, Darapti, Felapton, Bramantip, Dimaris.

 

Задание 9.

Восстановите до полного силлогизма следующие энтимемы и установите их правильность.

1. Рыночная стоимость товара зависит от степени его редкости и полезности, а этот предмет не является редким.

2. Пушкинский пророк не настоящий пророк, ибо у него нет определенного призвания.

3. Посещение концертов классической музыки не является неотъемлемой естественной потребностью, значит это духовная потребность.

4. Ни одно единичное понятие не находится в отношении пересечения с другим понятием, следовательно, данное понятие не является единичным.

5. Так как всякая энтимема восстанавливается до полного силлогизма, то ясно, что и данное рассуждение можно восстановить до полного силлогизма.

 

Задание 10.

Восстановите до полного полисиллогизма следующие сориты и установите их правильность.

1. Все прямоугольники – параллелограммы. Все квадраты – прямоугольники. Все ромбы с прямыми углами – квадраты. Некоторые геометрические фигуры – параллелограммы. Следовательно, некоторые геометрические фигуры – это ромбы с прямыми углами.

2. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Сатурн вращается вокруг Солнца. Все планеты – шарообразны. Все шарообразные отбрасывают круглую тень. Следовательно, некоторые отбрасывающие круглую тень – это Сатурн.

3. Буцефал есть лошадь. Все лошади – это четвероногие. Некоторые четвероногие – это животные. Все животные – это организмы. Все организмы – это материя. Следовательно, некоторая часть материи – это Буцефал.

4. Англичане – мужественный народ. Мужественный народ свободен. Свободный народ счастлив. Следовательно, англичане счастливы.

5. Все законы природы с точки зрения логики являются общеутвердительными суждениями. Правило Тициуса-Боде является общеутвердительным суждением. Любые законы природы обладают прогностической функцией. Следовательно, правило Тициуса-Боде обладает прогностической функцией.

 

Задание 11.

Проверьте логическую правильность следующих эпихейрем.

1. Все тигры опасны, так как они являются хищниками. Некоторые животные являются тиграми, так как все пантеры животные. Следовательно, некоторые животные опасны.

2. Некоторые обращающиеся простые суждения выражаются вопросительными предложениями, так как все обращающиеся простые суждения являются предложениями. Все обращающиеся простые суждения превращаются. Следовательно, некоторые превращающиеся простые суждения выражаются вопросительными предложениями.

3. Г. Гегель не является автором трактата «Логические исследования», так как он немецкий философ начала XIX в. Автор трактата «Феноменология духа» – Г. Гегель, так как автор трактата «Феноменология духа» является автором произведения «Наука логики». Следовательно, автор трактата «Феноменология духа» не является автором трактата «Логические исследования».

4. Все законы логики соответствуют универсальным законам мышления, так как все законы логики выполняются в истинных рассуждениях человека. Правило «Из двух отрицательных посылок вывод не следует» – это закон логики, так как правило «Из двух отрицательных посылок вывод не следует» – это правило простого категорического силлогизма. Следовательно, правило «Из двух отрицательных посылок вывод не следует» – это универсальный закон мышления.

5. Глупец всегда стремится быть умнее всех, так как глупец, как правило, самодовольный человек. Этот человек не глупец, так как он не является непоколебимым в своей уверенности. Следовательно, этот человек не стремится быть умнее всех.

 

Задание 12.

Проверьте правильность следующих умозаключений на соответствие правилам условно-категорического силлогизма.

1. Если идет дождь, то на улице мокро. Но дождь не идет, значит, на улице сухо.

2. Когда понятие является единичным, оно не может быть в отношении пересечения с другим понятием. Данное понятие является единичным, так как оно не находится в отношении пересечения с другим понятием

3. Сейчас у нас день и мы знаем, когда данная сторона Земли повернута к Солнцу, то там день. Следовательно, та сторона Земли, на которой мы находимся, повернута к Солнцу.

4. Если это настоящий художник, то его произведения увлекают всех, кто с ними знакомится. Произведения художника Ге увлекают тех, кто с ними знакомится. Следовательно, он – настоящий художник.

5. Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Мои друзья никогда не перестают читать. Следовательно, они никогда не перестают мыслить.

6. Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат всегда соответствует действительности. Результат умозаключения точно соответствует действительности. Значит, наши предпосылки верны и мы не нарушили законов мышления.

7. Исходя из того, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, можно сказать, что на них все время действует какая-то сила, так как если какое-либо тело движется все время прямолинейно или покоится, то это означает, что на него не действует в этот момент никакая сила.

8. Если сегодня понедельник, то завтра вторник. Но сегодня не понедельник, значит, завтра не вторник.

9. Если студент знает логику, то он знает что такое условно-категорический силлогизм. Этот студент знает, что такое условно-категорический силлогизм, значит, он знает логику.

10. Если писатель талантлив, его книги известны. Книги писателя Н. неизвестны, значит, писатель Н. неталантлив.

11. Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Договаривающиеся стороны достигли соглашения, значит, договор будет заключен.

12. Если вещество в пробирке – это кислота, то лакмусовая полоска станет красной. Но вещество в пробирке не кислота, значит, лакмусовая полоска не станет красной.

13. Если мы поедем на последней электричке, то опоздаем на метро. Мы не опоздали на метро, значит, мы не поехали на последней электричке.

14. Если температура воды достигает 100 градусов по Цельсию, то она закипает. Вода кипит, значит, ее температура 100 градусов по Цельсию.

15. Если своевременно не начать курс лечения, то возникнут осложнения. У Петрова не было осложнений после болезни, значит, он своевременно прошел курс лечения.

 

Задание 13.

Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу, б) по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического силлогизма.

Пример выполнения задания:

На основе суждения «Он или застенчив или не знает о чем идет речь» умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу строится следующим образом:

Он застенчив (A) либо он не знает, о чем идет речь (B).

Он застенчив (A).

Он знает, о чем идет речь (не B).

 

Умозаключение по отрицающе-утверждающему модусу строится следующим образом:

Он застенчив (A) либо он не знает, о чем идет речь (B).

Он не застенчив (не A).

Он не знает, о чем идет речь (B).

 

1. Все, что существует, является материальным или идеальным.

2. Вселенная имеет границы или мы находимся в ее центре.

3. Суждения бывают не обращаемые, общие и частноутвердительные.

4. Судьба ведет того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет.

5. Понятие может быть единичным, общим и находится в отношении пересечения с другим понятием.

6. Все события являются следствиями других событий или проявлениями чуда.

7. Дилемма есть следствие ошибки в формулировке проблемы или указание на границы рассудка.

8. Я послушаюсь Вашего совета и поступлю по-своему.

9. Философы оцениваются поступки людей по их мотивами и по их последствиям.

10. О чем нельзя говорить ясно, о том следует молчать.

 

Задание 14.

Установите вид условно-разделительного силлогизма и проверьте его правильность.

1. Если я пойду по льду, то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться, а если идти через мост, то я, скорее всего, не успею ко времени. Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую провалиться или опоздать.

2. Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин. И когда у меня болит голова, я тоже принимаю анальгин. Сегодня у меня не болит ни зуб, ни голова. Следовательно, анальгин я не принимаю.

3. Если он умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то признается в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не при­знается в ней. Следовательно, он или умен, или не искренен.

4. Если ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят богатые. Если ты будешь лгать, то тебя возненавидит простой народ; но ты должен или лгать, или говорить правду. Значит, тебя возненавидит народ или знать.

5. Если число делится на 6, то оно делится на 2. Если число делится на 4, то оно делится на 2. Данное число делится на 2. Значит, данное число делится на 6, или на 4.

6. Если я пойду по Малой Морской, то выйду на Невский проспект. Если пойду по Большой Морской, то тоже попаду на Невский проспект. Я пойду либо по Малой, либо по Большой Морской. Значит, я попаду на Невский проспект.

7. Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран, то ты не можешь иметь друзей. Но ты или раб, или тиран. Значит, ты не можешь быть другом или не можешь иметь друзей.

8. Если данное явление психическое или физиологическое, то оно обусловлено внешним воздействием на организм. Данное явление является психическим или физиологическим. Значит, данное явление обусловлено внешним воздействием на организм.

9. Если этот студент читал учебник по философии или посещал лекции по философии, то он имеет представление о метафизике Аристотеля. Мы точно знаем, что этот студент не посещал лекции и не читал учебник по философии. Значит, он не имеет представление о метафизике Аристотеля.

10. Если я поеду на юг на поезде, то я потрачу много времени на дорогу. Если я поеду на юг на поезде, то сэкономлю деньги на билетах. Но я не поеду на юг на поезде. Следовательно, я не израсходую много времени на дорогу и не сэкономлю деньги на билетах.

Задание 15.

Определите вид индуктивного умозаключения и определите степень достоверности сделанного вывода.

1. В квартире № 48 проживает семья Сидоровых, состоящая из шести человек: С. И. Сидоров, его жена И. А. Сидорова, их сыновья Василий и Артем, родители С. И. Сидорова – Т. Ф. Сидоров и Е. А. Сидорова. Василий окончил финансовый факультет и работает в банке, Артем призван в армию. Значит, все проживающие в квартире 48 совершеннолетние.

2. Уголовная ответственность за убийство или умышленное нанесение тяжких телесных повреждений наступает с 14 лет. Все эти преступления относятся к тяжким преступлениям против личности. Значит, за все тяжкие преступления против личности уголовная ответственность наступает с 14 лет.

3. Исследования показали, что величина спроса на данный товар зависит от его цены. В каждом из трех экспериментов, в ходе которых цену последовательно увеличивали на 5 %, спрос каждый раз падал приблизительно на 5%. Следовательно, если и дальше увеличивать цену, спрос на данный товар будет уменьшаться.

4. Студент хотя и усиленно готовился к зачету, но сдать его не смог. Он даже обращался к разным преподавателям, но всякий раз на вопрос по одной из тем зачетной дисциплины так и не смог дать ответ. «Преподаватели придираются или сговорились», – решил студент.

5. В семье К. пятеро детей – все девочки. Следовательно, более вероятно, что шестой ребенок будет мальчиком, а не девочкой.

6. Как показывает статистика, преобладающее большинство дорожно-транспортных происшествий приходится на долю машин, едущих с умеренной скоростью, и лишь малое число – на долю машин, едущих со скоростью свыше 100 км/ч. Значит, водить машину на больших скоростях безопаснее.

7. Данная партия консервов насчитывает 100 штук банок. Так как первая и каждая 20-я вскрытая для проверки консервная банка оказались качественными, то, следовательно, вся эта партия консервов – качественная.

8. После ночи наступает день, затем опять ночь, а за ним день. Следовательно, после сегодняшней ночи опять взойдет Солнце и наступит день.

9. Наблюдение показывает, что между любыми двумя телами на Земле, между всеми планетами Солнечной системы, между всеми наблюдаемыми галактиками и их элементами всегда действует одна и та же сила: все перечисленные объекты притягиваются друг к другу с силой, величина которой пропорциональна их массе и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Исходя из этого, можно сделать вывод, что любые два тела в любом месте Вселенной взаимно притягиваются с силой, которая пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

10. Опыт показывает, что любой человек, которому удавалось объяснить смысл логического закона исключенного третьего, всегда соглашался с тем, что из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое – ложно, а третьего быть не может. Следовательно, закон исключенного третьего – это абсолютная и окончательная истина, в которой невозможно усомниться никому.

 

Задание 16.

Определите, какие методы научной индукции использованы в следующих рассуждениях и сделайте возможный вывод.

1. При гололеде в городе увеличивается число уличных травм. При посыпке льда песком, число травм значительно уменьшается. При скалывании льда, число травм сводится к минимуму. Вероятно, причиной увеличения числа уличных травм является…

2.Известно, что внутренняя поверхность речных и морских раковин имеет перламутровый окрас. Было проведено три эксперимента. В первом в раковины залили смолу, а когда она затвердевала, обнаруживали, что образовывавшаяся выпуклая отливка, которую извлекали из раковин, имеет перламутровый окрас. Во втором эксперименте в раковины заливали воск, а когда он затвердевал, также обнаруживали, что извлеченные отливки имеют перламутровый окрас. В третьем эксперименте, прежде чем заливать силикон, к внутренней поверхности раковин приклеивали очень тонкую пленку, которая исключала непосредственный контакт заливаемого вещества с поверхностью раковин. Тем не менее, силиконовые отливки также имели перламутровый окрас. Исходя из этих экспериментов был сделан вывод, что причиной перламутрового окраса является…

3.Основываясь на знании законов небесной механики, ученые в XIX веке могли точно рассчитать траектории движения планет Солнечной системы, которые зависели от масс Солнца и планет, а также от расстояния между ними. Однако после специальных наблюдений за движением планеты Уран выяснилось, что траектория движения этой планеты отличается от расчетной. Ученые сделали вывод, что причиной отклонения Урана от расчетной орбиты является…

4. После попытки включить компьютер, последний начал было работать, однако на его экране появилось сообщение, что обнаружен дефект оперативной памяти. Зная, что на материнскую плату установлены два отдельных модуля памяти, пользователь извлек один модуль и попытался опять включить компьютер, после чего машина вообще перестала работать. Тогда пользователь поставил на место извлеченный модуль памяти, но убрал другой. После этого компьютер включился как обычно. Из этого пользователь сделал вывод, что причиной нерабочего состояния компьютера явился…

5. В XIX веке считали, что животным для поддержания жизни необходимо потреблять лишь белки и соли. Это мнение опроверг доктор Н. Лунин. Он проделал следующий опыт. Одну группу мышей кормил обыкновенной пищей, а другую очищенными белками и солями. Мыши второй группы через некоторое время погибли. Лунин сделал вывод о том, что…

6. Без примеси углерода железо легче куется. При добавлении небольшого количества углерода, железо куется труднее. При большом количестве добавленного углерода, железо вообще не куется. Следовательно…


Date: 2016-05-15; view: 2282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию