Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образцы ситуационных задач





 

1. У подростка, который проживает в г.Чапаевск, вблизи завода по уничтожению химического оружия, отмечается катастрофическая потеря веса, признаки нарушения полового созревания, хлоракне (поражение сальных желез, сопровождающееся дерматитом), депрессия. Снижена сопротивляемость инфекции. При обследовании в крови обнаружена эозинофилия и снижение уровня половых гормонов. При анализе иммунограммы выявлено снижение уровня антител. Каков предположительный диагноз? Каким образом экотоксикант проникает в организм человека? Выводится из организма? Разрушается ли данный ксенобиотик в организме? Сколько времени необходимо для этого? Существует ли, порог действия для данного экотоксиканта? Укажите механизм действия. Какие меры защиты необходимо организовать?

 

2.В процессе консервирования продуктов питания запрещается использование антибиотиков.

Укажите, к каким последствиями может привести добавление антибиотиков при консервировании овощей и фруктов. Возможно ли, что появление устойчивой патогенной микрофлоры связано с внесением антибиотика? Верно ли утверждение, что антибиотики создают благоприятную среду для выращивания различных видов устойчивых к антибиотикам микроорганизмов.

 

3. Большинство жителей одного из приморских городов почти одновременно обратились в поликлиники со сходными жалобами на резкую головную боль, слабость, тошноту, металлический привкус во рту, бессоницу, подавленное состояние.

При осмотре у большинства пациентов преобладает неврологическая симптоматика: нарушена кординация движения, поля зрения сужены. Врачи СЭС заподозрили отравление одним и тем же неорганическим токсикантом. Какое вещество могло стать причиной отравления? Как называется заболевание вызванное этим веществом? Какие вопросы, касающиеся продуктов питания следует задать пациентам, для уточнения диагноза? Объясните механизм токсического действия этого вещества?

 

4. В детское отделение реанимации и патологии новорожденных поступил ребенок с выраженной патологией дыхательной системы. Мальчик родился недоношенным в возрасте 7 месяцев. При сборе анамнеза было установлено, что мальчик родился от 4 беременности, протекающей с угрозой прерывания. Первая беременность у этой женщины закончилась родами, а две последующие самопроизвольными абортами. Родители ребенка в течение длительного времени работают на судоремонтном предприятии. Отец электросварщик, мать в цехе по покраске судов, т.е. оба имеют постоянный и длительный контакт с соединениями марганца. Каковы пути проникновения соединений марганца в организм человека? В каких органах и тканях происходит депонирование соединений марганца? Объясните механизм токсического действия соединений марганца? Какие возможные рекомендации следует дать по снижению воздействия этого вещества на организм человека?

 

5.В результате взрыва ядерного реактора на Чернобольской АЭС в 1986 году большое количество людей было подвержено воздействию внешнего и внутреннего облучения, что привело к развитию острой лучевой болезни.

Какие системы органов подвержены наиболее тяжелому поражению при острой лучевой болезни? Назовите периоды течения острой лучевой болезни. Перечислите основные симптомы, характеризующие заболевание.

 

6. У пятимесячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, отмечаются признаки хронического отравления: периодические срыгивания, рвота, вздутие живота, неустойчивый стул, бледность кожных покровов, субфибрильная температура, явление дерматита. Ребенок беспокоен, капризен, плохо спит, снижен аппетит. Наблюдается отставание в весе. При обследовании выявлена анемия. Семья, в которой растет ребенок, проживает в санитарной зоне предприятия, где производятся гербициды, с использованием диоксинов в технологическом процессе. Из анамнеза выяснено, что ребенок от четвертой беременности. Три предыдущие беременности заканчивались самопроизвольными выкидышами. Что является причиной хронического отравления грудного ребенка? Укажите пути проникновения экотоксиканта в организм. Что было причиной самопроизвольного прерывания беременностей у женщины (матери ребенка)? Каков механизм действия данного ксенобиотика. Назовите пути минимизации поступления экотоксиканта в организм?

 

7. У беременной (12 недель) тридцатилетней женщине отмечается поражение слизистых оболочек дыхательных путей, крапивница, нарушение зрения, поражены ногти. Имеются симптомы интоксикации, которые, по мнению врача, являются признаками гестоза. Из анамнеза выяснено, что пациентка в течение последних пяти лет работает на предприятии по производству формальдегидных пластмасс. Каким экотоксикантом вызваны симптомы, у наблюдаемой беременной женщины? Назовите пути поступления его в организм? Какое действие оказывает экотоксикант на клетки человеческого организма? Какую опасность представляет для потомства? Укажите меры минимизации поступления данного экотоксиканта в организм?

 

8. По данным американских врачей (1981г.) у летчиков, участвовавших в военных действиях во Вьетнаме, от брака со здоровыми женщинами рождаются дети слепые, глухие, слепоглухонемые. В семьях родителей этих детей аналогичных аномалий не отмечено. С самолетов, управляемых этими летчиками, над Вьетнамскими джунглями распылялись дефолианты (вещества вызывающие опадание листьев). Основным составляющим дефолиантов является акридин-оранжевый. Назовите причину возникновения указанных аномалий у детей? Пути проникновения экотоксиканта в организм? Токсификацию данного ксенобиотика в тканях и органах? Каков прогноз относительно потомства?

 


 

Библиографический список.

 

1.Агаджанян Н.А., Воложин А.И., Евстафьева Е.В. Экология человека и концепция выживания. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

2.Алексеев С. В., Янущьянц О. И., Гигиеническая проблема экологии детства в современных условиях. Экологическая безопасность городов: Тез. докл. науч. – практ. конф. – С.- Пб, 1993.

3.Бурлакова Т. И., Самарин С. А., Степанов Н. А. Роль факторов среды обитания в онкологической заболеваемости населения промышленного города. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы конференции. Самара., 2000.

4.Буклешева М. С., Горбатова И. Н. Некоторые закономерности формирования заболеваемости детского населения в районе крупного нефтехимического комплекса./Клинико- гигиенические аспекты профилактики профзаболеваний на предприятиях городов Среднего Поволжья: сб0к науч. тр. МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана. – М., 1986.

5.Галкин Р. А., Маковецкая Г. А., Стукалова Т. И. и др. Проблемы здоровья детей техногенных провинций./ Окружающая среда и здоровье: Тез. докл. науч. – практ. конф.- Казань, 1996.

6.Добло А. Д., Логашова Н. Б. Эколого- гигиенические аспекты водоснабжения оьласти./ Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы конференции / Самара, 2001.

7.Жукова В. В., Тимохин Д. И. Гигиенические проблемы сохранения здоровья населения крупных городов. / Гигиена на рубеже 21 века: Материалы конференции. Воронеж. – 2000.

8.Маковецкая Д. А., Гасилина Е. С., Каганова Т. И. Агрессивные факторы и здоровье детей. / Материалы 6 Международного конгресса «Экология и здоровье человека». Самара, 1999.

9.Потапов А. И., Ястребов Г. Г. Тактика и стратегтя комплексных гигиенических исследований. // Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы конференции. Самара, 2000.

10.Сукачева И. Ф., Кудрина Н. В., Матюнина И. О. Эколого – гигиеническая ситуация Саратовского водохранилища в пределах города Самары. / Гигиенические проблемы здоровья населения. Материалы конференции. / Самара, 2001.

11.Спиридонов А. М., Сергеева Н. М. О состоянии окружающей среды и здоровья населения Самарской области // Экология и здоровье человека: Сб. науч. тр./ - Самара.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………………………3

Предисловие………………………………………………………………………..5

Глава 1. Особенности экологии как науки в современных условиях………….8

1.1.Возникновение и основные этапы развития экологии как научной дисциплины………………………………………………………………………...8

1.2.Системный подход в экологии……………………………………………...11

1.3. Междисциплинарный характер экологии………………………………….11

1.4. Глобализация экологии и ее значение для медицины и будущего человечества………………………………………………………………………13

 

Глава 2 Экологическая безопасность человека…………………………………18

2.1. Экологическое образование…………………………………………………19

2.2.Экологическое воспитание…………………………………………………..28

2.3.Экологическая этика поведения……………………………………………. 30

2.4. Здоровый образ жизни……………………………………………………….33

 

Глава 3.Состояние биогеохимических провинций Самарского региона…….36

3.1. Особенности Самарского региона. ……………………………………….. 36

3.2.Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения………………………………………………………………………...38

3.3.Меры, принимаемые правительством Самары, Самарской области и Губернской думой для актуального поиска средств массовой защиты населения от неблагоприятных экологических факторов…………………….46

 

Глава 4. Динамика здоровья населения – главный интегральный показатель воздействия окружающей среды.

4.1. Анализ общей заболеваемости г. Самары……………………………….51

4.2.Состояние репродуктивного здоровья женщин………………………….55

4.3.Состояние здоровья детей и подростков…………………………………59

Образцы контролирующих заданий………………………………………….66

Библиографический список……………………………………………………71

 

 

1.4. Йоддефицитные состояния.

 

Йодная недостаточность (гипойодоз). Наиболее частым МТОЗом человека и млекопитающих является гипойдоз, который, как правило, проявляется в эндемическом увеличении щитовидной железы и эндемическом зобе. Величина этих изменений варьирует в значительных пределах

 

Йодная недостаточность (гипойодоз). Наиболее частым МТОЗом человека и млекопитающих является гипойдоз, который, как правило, проявляется в эндемическом увеличении щитовидной железы и эндемическом зобе. Величина этих изменений варьирует в значительных пределах. Недостаточное поступление йода в организм влечет за собой гипофункцию щитовидной железы, проявляющуюся замедлением обменных и в первую очередь окислительных процессов, снижением основного обмена, температуры тела. Длительный дефицит йода в детском возрасте ведет к кретинизму, дети резко отстают в умственном и физическом развитии, плохо развиваются мозг костная система. У взрослых гипотиреоз приводит к слизистому отеку (микседеме), компенсаторному разрастанию эпителия щитовидной железы (эндемическому зобу), связанному с секрецией гипофизом повышенных количеств ТТГ. При эффективности компенсаторного механизма наличие зоба не сопровождается нарушением метаболических процессов. Оно наступает только при неспособности железы продуцировать необходимое организму количество гормонов.

 

 

Образцы тестовых заданий.

Вариант № 1.

1. Выберите правильный ответ.

ПДК – это:

а) норматив, определяющий количество вредного вещества в определённом объёме окружающей среды, которое практически не влияет на здоровье человека;

б) концентрация вредного вещества в окружающей среде;

в) допустимые содержания выбросов в воздухе;

г) характеристика загрязнения среды;

д) предел достижения концентрации.

2. Какие из перечисленных гигиенических требований предъявляются ко всем видам продовольственного сырья?

а) не допускается присутствие микотоксинов;

б) нормируется количество пестицидов;

в) нормируется остаточное количество антибиотиков;

г) допускается присутствие бензапирена;

д) не допускается применение полихлорированных бифенилов.

 

3. Укажите, какие органы и ткани являются основными депо для ванадия.

а) волосы;

б) ногти;

в) кровь;

г) подкожно – жировая клетчатка;

д) кости;

ж) почки;

з) печень.

 

4. Перечислите факторы, определяющие степень радиоактивного загрязнения:

а) общее количество радионуклидов, выброшенных в окружающую среду;

б) характер распределения их на местности;

в) дезактивация водоёмов;

г) радионуклидный состав загрязнений;

д) содержание нитратов в почве;

е) погодно-климатические условия;

ж) тип почв, особенности рельефа.

 

 

 


Вариант 2

 

 

1. Выберите правильный ответ

Экологическая безопасность – это:

а) метод получения информации, позволяющий фиксировать нарушения окружающей среды, оценивать характер и источники загрязнения, применять меры к защите природы и осуществлять контроль;

б) определение состояния среды жизни или степени воздействия на нее каких-то факторов;

в) комплексная оценка проектов хозяйственного строительства и использования природных ресурсов;

г) состояние защищенности человека, общества, среды от неблагоприятных экологических факторов.

 

2. Какие из перечисленных веществ обладают нейротропным эффектом?

а) бензол;

б) сулема;

в) ртуть;

г) свинец;

д) кадмий;

е) сероуглерод.

 

3. Назовите антропогенные источники радиации:

а) атомные и ядерные взрывы, испытания;

б) космические излучения;

в) первичные радионуклиды земной коры;

г) радионуклиды семейства 235U, 238U, 232Th, 240K, 87Rb;

д) межпланетное вещество, космическая пыль;

е) транспортные, промышленные и научные реакторы: аварии и утечки;

ж) медицинское промышленное и научное оборудование (приборы и материалы).

 

 

4. Укажите причины загрязнения пищевых продуктов вредными веществами:

а) использование упаковочного материала;

б) применение консервантов;

в) стерилизация продуктов;

г) копчение и длительное нагревание;

д) использование пищевых добавок;

е) замораживание;

ж) нарушение условий хранений и транспортировки.

 

 

Вариант 3.

 

1. Выберите, какие из указанных компонентов вносят наибольший вклад в формирование «парникового эффекта»:

а) диоксид углерода (CO2);

б) оксид азота;

в) метан;

г) фреон;

д) озон;

е) диоксид серы;

ж) бензапирен;

з) формальдегид.

2 Укажите, какие из представленных схематично цепей питания характерны для поступления свинца в организм человека:

а) выбросы производства --- атмосферный воздух --- вдыхание пыли, содержащей свинец --- организм человека;

б) выбросы производства --- открытые водоёмы --- планктон --- рыба --- организм человека;

в) выбросы производства --- почва --- растения --- животные --- организм человека;

г) выхлопные газы автомобилей --- почва --- растения --- организм человека.

 

3. Укажите пути поступления радиоактивных веществ в организм человека:

а) перкутанный (через кожные покровы);

б) трансмиссивный;

в) ингаляционный (через дыхательную систему с воздухом);

г) контактный;

д) пероральный (с пищей и водой);

е) воздушный;

ж) инокулятивный.

4. Укажите, что является оценочным критерием степени загрязнения продуктов питания?

а) ПДК;

б) внешний вид продукта;

в) дата изготовления продукта;

г) состояние упаковочного материала;

д) длительность хранения продукта;

е) органолептические свойства продукта.

Вариант 4.

 

1. Укажите, какая из представленных схематично цепей питания характерна для поступления ртути в организм человека:

а) выбросы производства --- атмосферный воздух --- вдыхание пыли и паров, содержащих ртуть --- организм человека;

б) выбросы производства --- открытые водоёмы --- планктон --- рыба --- организм человека;

в) выбросы производства --- почва --- растения --- животные --- организм человека.

 

2. Какие антропогенные ксенобиотики наиболее распространены в воздухе Самарской области?

а) аммиак;

б) оксид азота;

в) оксиды углерода;

г) соединения серы;

д) формальдегид;

з) бензапирен;

ж) соли тяжёлых металлов.

 

3. Выберите отдалённые последствия воздействия на организм человека радиоактивных веществ:

а) аутоиммунные процессы;

б) злокачественные образования;

в) токсический эффект;

г) нефросклероз;

д) инфекции;

е) изменение пигментации (обычно поседение).

 

4. Какие пищевые продукты являются источником железа?


а) мясо;

б) печень;

в) почки;

г) виноград;

д) земляника;

е) картофель;

ж) помидоры.


 

Вариант 5.

 

 

1. В каких отрослях промышленности наиболее часто применяются вещества, обладающие канцерогенным действием?

а) нефтеперерабатывающая промышленность;

б) машиностроение;

в) лёгкая промышленность;

г) металлопрокат;

д) пищевая промышленность.

 

2. Укажите, какие из представленных схематично цепей питания характерны для поступления полихлорированных бифенилов в организм человека:

а) выбросы производства --- атмосферный воздух --- вдыхание пыли, содержащей полихлорированные бифенилы --- организм человека;

б) выбросы производства --- открытые водоёмы --- планктон --- рыба --- организм человека;

в) выбросы производства --- почва --- растения --- животные --- организм человека;

г) выхлопные газы автомобилей --- почва --- растения --- организм человека.

 

3. Какие органы человека наиболее чувствительны к воздействию радиации?

а) селезёнка;

б) кожа;

в) лимфатические узлы;

г) лимфатические фолликулы кишечника;

д) почки;

е) зобная железа;

ж) костный мозг;

з) половые железы.

 

4. Укажите причины, по которым в пищевые продукты вводят антиоксиданты:

а) предотвращение образования плесени;

б) предотвращение прогоркания жиров;

в) сохранение органолептических свойств пищи;

г) ускорение процесса замораживания продуктов.

Вариант № 6

 

1. Выберите, какие из указанных компонентов вносят наибольший вклад в формирование «парникового эффекта»:

а) диоксид углерода (CO2);

б) оксид азота;

в) метан;

г) фреон;

д) озон;

е) диоксид серы;

ж) бензапирен;

з) формальдегид.

 

2. Укажите, какие из представленных схематично цепей питания характерны для поступления свинца в организм человека:

а) выбросы производства --- атмосферный воздух --- вдыхание пыли, содержащей свинец --- организм человека;

б) выбросы производства --- открытые водоёмы --- планктон --- рыба --- организм человека;

в) выбросы производства --- почва --- растения --- животные --- организм человека;

г) выхлопные газы автомобилей --- почва --- растения --- организм человека.

 

3. Укажите пути поступления радиоактивных веществ в организм человека:

а) перкутанный (через кожные покровы);

б) трансмиссивный;

в) ингаляционный (через дыхательную систему с воздухом);

г) контактный;

д) пероральный (с пищей и водой);

е) воздушный;

ж) инокулятивный.

4. Укажите, что является оценочным критерием степени загрязнения продуктов питания?

а) ПДК;

б) внешний вид продукта;

в) дата изготовления продукта;

г) состояние упаковочного материала;

д) длительность хранения продукта;

е) органические свойства продукта.

 

 

Date: 2016-06-09; view: 1712; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию