Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние здоровья детей и подростковИзвестно, что популяционное здоровье во многом определяется состоянием здоровья детей; оно закладывается в перинатальном периоде, так как организм беременных чутко реагирует на любые негативные влияния (И.В. Шешунов 1999). Клинические состояния здоровья детей в течении первого года жизни отражает возможное влияние неблагоприятных экологических факторов на его внутриутробное состояние в процессе гестации. Показана зависимость уровня заболеваемости у детей первого года жизни и состояния окружающей среды, в которой проживают женщины. У детей, матери которых, подверглись прессингу экотоксикантов чаще отмечаются пороки развития, заболевания острой респираторной вирусной инфекцией, пневмонией, чаще наблюдаются рахит, анемии, гипотрофия, атопический дерматит и т.д. Для детей более старшего возраста и подростков также отмечается неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья, выражающаяся в высокой заболеваемости, увеличении частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний. Состояние здоровья детей и подростков формируется под воздействием биологических и внешнесредовых факторов. Наибольшая чувствительность детей к внешнесредовым воздействиям отмечается в возрастные периоды 2-3, 5-6 и 12-15 лет. На протяжении последних 10 лет отмечается уменьшение количества детей 1-ой группы здоровья и увеличение численности детей с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Число здоровых детей (от 0 до 17 лет) на конец 2003 года составило 16,2 % (1 группа здоровья), имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья – 65% (2 группа), хронические заболевания – 18,8%, против 2000 года соответственно: 20,5%; 66,6%; 12,9 (см. рисунок 1.22).
Темп прироста впервые выявленной заболеваемости (по данным статистической отчетности 2003 года) по отношению к 1995 году (дети до 14 лет включительно) составил по новообразованиям 24%, болезням органов дыхания и эндокринной системы – 7,8%, болезням крови и кроветворных органов – 94,2%, болезням мочеполовой системы – 47,6%, болезням костно-мышечной и соединительной ткани – 21,7%, болезням системы кровообращения – 3.2%, болезням органов пищеварения на 36,2%. Ежегодно увеличивается количество детей, состоящих на диспансерном учете. За небольшой отрезок времени с 1995 по 2003г. общая патологическая пораженность выросла на 25%, особенно ухудшилось состояние здоровья учащихся начальных классов и выпускников школы (см. таблицу 1.11 и рисунки 1.23, 1.24, 1.25). Рис.1.23. Удельный вес школьников Самарской области с понижением остроты зрения по данным углубленного медицинского осмотра Рис. 1.24. Удельный вес школьников Самарской области со сколиозом по данным углубленного медицинского осмотра Рис. 1.25. Удельный вес школьников Самарской области с нарушением осанки по данным углубленного медицинского осмотра Столь существенное ухудшение состояние здоровья в школьные годы является следствием целого ряда социальных факторов: резкое ухудшение социально-экономических условий, в первую очередь в сфере питания детей, коренного реформирования системы образования и здравоохранения и др. Школьное образование характеризуется интенсификацией обучения и увеличением объема учебных нагрузок на фоне организации обучения детей с шестилетнего возраста и переходом на 5-ти дневную учебную неделю. В образовательных учреждениях внедрено значительное количество программ, учебников, пособий более 30% которых сориентировано на высокий уровень образования, в то время как доля одаренных детей не превышает 6%. Таблица 1.11. Заболеваемость школьников по данным углубленных медицинских осмотров в целом по Самарской области. Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализация возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывания на воздухе, во сне. Социальная последствия ухудшающего здоровья детей касаются таких вопросов, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, ухудшение демографических показателей. В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что здоровье матери и ребенка проявляет себя как важнейший индикатор уровня санитарно-гигиенического состояния регионов. Физиологически протекающих родов становится не более 30-40%. Имеет место высокий уровень заболеваемость новорожденных и детей в возрасте до 5 лет. Школьные годы также являются периодом нарастания хронической патологии. Улучшение здоровья матерей, вновь рождающихся поколений детей и подростков можно ожидать при условии стабилизации экономического положения положения страны (Черепов В.М., Тимохин Д.И., Жукова В.В. 2001). Для улучшения сложившейся негативной ситуации, касающейся прежде всего улучшения медицинского обслуживания населения Самары и Самарской области, особенно женщин и детей был разработан целый комплекс мероприятий включающий следующие положения: 1. Женщин, проживающих в районах с повышенной антропотехногенной нагрузкой, рекомендовано включить в группу высокого риска, как потенциально угрожаемых по развитию фетоплацентарной недостаточности и гипотрофии плода. 2. Для выявления доклинического химически индуцированного формирования фетоплацентарной недостаточности применять клинико-гигиенический мониторинг за состоянием репродуктивного здоровья женщин. 3. За детьми, рожденными от матерей, проживающих в экологически неблагоприятных районах, необходимо вести диспансерное наблюдения, с целью профилактики нарушений репродуктивного здоровья (Самыкина Е.В.,2003). 4. В целях обеспечения профилактики заболеваемости детей и подростков, улучшения состояния их здоровья, учреждениями Госсанэпиднадзора, здравоохранения и образования организовать работу по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений. Основные принципы которых являются: - комплектность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания; - максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся, непрерывность их проведения в течение года; - интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс с использованием простых и доступных технологий; - реализация в условиях образовательного процесса мероприятий по повышения двигательной активности, закаливанию учащихся, оздоровлению детей имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания; - повышение эффективности системы оздоровительных системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
Образцы контролирующих заданий. Вопросы для самоконтроля. 1.Экологическая медицина. Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний. Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. 2. Экологическая безопасность. Критерии экологической безопасности. Экологическая безопасность человека. Экологически приемлемый риск. 3. Экологический кризис и его компоненты. 4. Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. Экологические факторы, их классификация. 5. Экосистема. Состав и функциональная структура экосистем. Типы экосистем. Город как экосистема. 6. Самара- биогеохимическая провинция. 7. Экология Самарской области. Качественное состояние литосферы, гидросферы, атмосферы 8. Ксенобиотики в пищевых продуктах. Влияние различных видов технологической обработки на качество продуктов питания. 9.Питание и здоровье человека. Рациональное и адекватное питание. 10. Классификация ксенобиотиков и их свойства. 11. Механизм действия ксенобиотиков на различные уровни организации живых систем. Токсификация и обезвреживание органических ксенобиотиков в организме человека.
|