Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Экологическая безопасность человека





 

В экологической доктрине Российской Федерации представлены основные результаты совместной работы, проведенной органами государственной власти, общественными организациями, деловыми и научными кругами. В ней определены цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Правительством Самарской области принят ряд постановлений, в том числе по утилизации медицинских отходов. Врачи-гигиенисты, осуществляющие внешний контроль за условиями труда, также как и администрация лечебно-профилактических учреждений, не уделяют должного внимания профессиональной безопасности и здоровью медиков. Ими недооценивается степень опасности госпитальной среды как фактора профессионального риска. В связи с этим актуальны вопросы защиты работников лечебно-профилактических учреждений от воздействия биологического фактора, что обусловлено постоянно регистрируемыми высокими уровнями профессиональной заболеваемости (вирусные гепатиты, туберкулез, ВИЧ-инфекция, бронхиальная астма и др.) данного контингента. Они развиваются при контакте медработников в процессе своей трудовой деятельности с инфекционными больными или инфицированными материалами, грибами-продуцентами, антибиотиками (работа в амбулаториях и стационарных медицинских учреждениях, аптеках, лабораториях, предприятиях микробиологической медицинской промышленности и др.). По данным Роспотребнадзора, профессиональная заболеваемость у них в различных регионах превышает таковую во многих ведущих отраслях промышленности и колеблется от 93,2 до 114,7 случаев на 100 работающих. В настоящее время отсутствуют правила или рекомендации по профессиональной безопасности, применяемые ко всем аспектам работы в лечебно-профилактических учреждениях, а большинство существующих рекомендаций являются неспецифичными.

В целях обеспечения безопасных условий труда медработников в лечебно-профилактических учреждениях, наряду с их особенностями и спецификой, планируется совершенствование существующих и разработка новых методов оценки условий труда по показателям вредности и опасности биологического фактора.

Выживание человека в виде целостной биоэнергетической и социальной структуры, его адаптация к меняющимся условиям существования составляют задачу экологической безопасности человека.

В понятие «экологическая безопасность» человека входят:

- экологическое образование;

- экологическое воспитание;

- экологическая этика поведения;

- здоровый образ жизни.

 

2.1.Экологическое образование.

Ведущая роль в экологическом образовании и воспитании принадлежит естественным наукам, прежде всего биологии, физике, химии и другим, что определяется содержанием научных знаний о системах разного уровня организации живой материи. В наши дни биология – комплексная наука, новейшие данные которой вносят существенный вклад в научную картину мира. На современном этапе биология являет собой учение о жизни в самом широком смысле. Академиком М. В. Волькенштейном дано следующее определение жизни: "Живые тела, существующие на земле – это есть открытые, саморегулирующиеся, самообновляющиеся, самовоспроизводящиеся системы, состоящие из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот".

Любая биологическая система состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей. Самым показательным примером являются существующие в природе уровни организации живой материи. На молекулярном уровне рассматривается участок молекулы ДНК (реже РНК) -ген, несущий определённый объём информации. Благодаря способности ДНК к редупликации происходит сохранение и передача информации последующим генерациям клеток и особей. За последние 20 лет знания, приобретенные в области молекулярной и клеточной биологии, полностью революционизировали представления о том, как функционируют клетки и как реализуется наша способность манипулировать их функцией. Завершение проекта «Геном» позволили ученым ряда стран установить полную последовательность нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты, образующей геном человека, изменить наше понимание генетических заболеваний. Эти сведения значительно расширили выявление и характеристику генов, кодирующих многие ферменты и другие жизненно важные белки, что углубляет понимание не только нормальных процессов жизнедеятельности, но и их нарушений, этиологии и патогенеза многих болезней, особенно наследственных. На клеточном и молекулярном уровнях можно подробно анализировать действие мутаций на индивидуальные клетки и, фактически, на развитие всего организма. Мутагенные факторы индуцируют мутации как в половых, так и в соматических клетках. Генетические болезни соматических клеток выделены в отдельную группу наследственной патологии недавно. Поводом к этому послужило обнаружение при злокачественных новообразованиях специфических хромосомных перестроек в клетках, вызывающих активацию онкогенов (ретинобластома, опухоль Вильмса). Эти изменения в генетическом материале клеток являются этиопатогенетическими для злокачественного роста.

Мы уже находимся на пороге введения генов в клетки с целью исправления поврежденных генетических функций и прицельного введения в раковые клетки особых лекарств, которые "убивают" только те клетки, чей рост невозможно контролировать. Эти открытия являются выдающимися для диагностики и лечения рака, диабета, болезней сердца и генетических дефектов.

На субклеточном уровне изучаются отдельные структуры клетки. Не существует заболеваний, в развитии которых не вносили бы своего вклада нарушения мембранных процессов, являясь своеобразным усилителем патологического состояния. Так, нарушение транспорта веществ в организме связано прежде всего с различными нарушениями молекулярной организации биологических мембран. У человека идентифицировано более 20 транспортных болезней и синдромов (семейный рахит, силикоз, некоторые формы миотонии и другие). Клетка – упорядоченная структурированная система, состоящая из биополимеров и их комплексов, обеспечивающих обмен веществ, энергии и информации, а также воспроизведение всей системы в целом. Клетки представляют собой те элементарные единицы живого, из которых построены многоклеточные живые системы. В настоящее время мы обладаем подробным пониманием молекулярного и клеточного механизма муковисцидоза, наследственной патологии, поражающей примерно одного из двух тысяч человек. При этом заболевании в сложном мембранном белке, который обычно находится в плазматической мембране и участвует в переносе хлоридов, изменена одна аминокислота. Это изменение оказывает сильное воздействие на локализацию белка в клетке, так как изменившийся белок не переходитна клеточную мембрану, а остается в эндоплазматической сети и распадается в цитоплазме.

Мутации в определённых локусах могут нарушать процесс морфогенеза в эмбриональном и постэмбриональном периоде (альбинизм неполный, синдром Горлина, гидроцефалия, болезнь Гиршспрунга). Некоторые факторы окружающей среды, называемые тератогенами, также могут вызывать эмбриональный дисморфогенез. Уже имеются первые доказательства того, что спорадические случаи врождённых пороков развития являются результатом мутаций в соматических клетках в критическом периоде эмбриогенеза. Врождённые пороки развития подразделяются на изолированные (в одном органе, например стеноз привратника), системные (в пределах одной системы органов, например, хондродисплазии), множественные (в органах двух систем и более). Причиной множественных аномалий могут служить и негативные факторы внешней среды.

Связь человека и природы исконна и нерасторжима: человечество остается неотделимой частью биосферы, включенной в общий экологический круговорот. Тотальное вмешательство в природу без учета всех существующих в ней закономерностей породило процессы, которые отрицательно влияют на биологию, психику и наследственность самого человека. Абиотические факторы рассматриваются во взаимодействии с живыми организмами. Под влиянием живых организмов происходит изменение климата, газового состояния атмосферы, рельефа, почв. Живое существо участвует в потоке энергии и круговороте веществ, концентрации химических элементов, минерализации органических веществ, переносе веществ и преобразовании физико-географической среды. Но, к сожалению, антропотехногенная деятельность привела к тому, что около 15% территории страны с населением свыше 60 млн. человек находится в неблагоприятной экологической ситуации. Обострение экологических ситуаций, а иногда возникновение кризисов имеет место в регионах с развитой промышленностью. Так, в Самаре и в Самарской области насчитывается 69 предприятий химической и нефтехимической промышленности, а именно:

- в городе Чапаевск ОАО «Промсинтез», ОАО «Полимер», ООО «Волгопромхим», ЗАО «Синтезхимикат», ЗАО «Химсинтез» и ООО «Прогресс»;

- в городе Самара ОАО «Бытовая химия» и ОАО Косметическая фирма «Весна»;

- в городе Новокуйбышевск ОАО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», ЗАО «Нефтехимия», ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая крмпания» и ООО «Самараоргсинтез»;

- в городе Тольятти ОАО «Тольяттикаучук», ОАО «Фосфор» и ОАО «Куйбышевазот» и др.

Темпы промышленного производства в нашем регионе таковы, что все более широкие масштабы приобретает рекреационное использование территорий, приводящее к деструктивным явлениям в природных системах (уплотнение почвы, уничтожение растительности нижних ярусов, беспокойство животных и др.).

Основными показателями состояния окружающей среды, влияющими на состояние здоровья, являются:

- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными загрязняющими веществами от предприятий химической промышленности являются: окислы азота, аммиак, формальдегид, пары серной кислоты, хлор, хлористый водород, сернистый газ, сероводород, углеводороды, а также в атмосферный воздух выбрасываются пары бензола, толуола, ацетона, гексахлорэтана и другие. По данным лабораторных исследований удельный вес проб атмосферного воздуха с превышением ПДК по отдельным компонентам по области составил: по взвешенным веществам – 18,1%, хлористому водороду – 13,4%, оксиду азота – 8,8%, оксиду углерода – 2,6%, фенолу – 2,3%, формальдегиду – 2,2%, сероводороду – 1,8% и т.д.

- Сброс загрязненных сточных вод. Несмотря на то, что количество сбросов в открытые водоёмы за последние годы значительно уменьшилось, (по данным Приволжского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) общий объём сбросов сточных вод в Саратовское водохранилище составил 467 млн. 364 тыс. м3/год, что на 42 млн. 144 тыс. м3/год меньше по сравнению с 2001 годом. В 2002 году отмечается значительное снижение сбросов сточных вод и от предприятий химической промышленности. Например: ОАО «Фосфор» – объём сбросов в 2002 году составил 2 млн.927 тыс. м3 (в 2001 году – 3 млн.420 тыс.м3 ); ЗАО «Куйбышевазот» – объём сбросов в 2002 году составил 6 млн. 738 тыс.м3 (в 2001 году – 7 млн. 591 тыс.м3); ООО «Волгопромхим» – объём сбросов в 2002 году составил 16 млн. 183 тыс.м3 (в 2001 году – 17 млн.596 тыс.м3). Вместе с тем следует отметить. что уровень загрязнения воды бассейна реки Волги в целом, по сравнению с 2001 годом, не изменился. Основными загрязняющими веществами являются: фенол, нитриты и соединения меди.

- З агрязнение почв. В почвах Самарской области присутствуют хлорорганические пестициды, свинец, ртуть, мышьяк, нефтепродукты и др. Отмечается значительное накопление диоксинов в почве города Чапаевска. В настоящее время на шламонакопителях ООО «Волгопромхим» города Чапаевска находится до 100000 тонн хлорфенолов, 10000 тонн гексахлорана и хлорбензолов. Шламы содержат до 150 м3 диоксинов на тонну, что может стать причиной загрязнения грунтовых вод в случае разгерметизации шламонакопителя.

- Большая концентрация отходов, особенно опасных и токсичных. На территории России накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Имеется 2,9 тыс. мест захоронения токсичных отходов общей площадью 29 тыс. га. Складирование промышленных отходов в неподготовленных местах представляет серьезную опасность для окружающей среды. Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Накоплено свыше 2 млрд. тонн токсичных отходов. Суммарное количество радиоактивных отходов, находящихся на предприятиях ядерного комплекса на начало 2000 года составило 8,2*10 в 19-той степени Бк. Жидкие радиоактивные отходы составляют 85%, а твердые и остеклованные отходы – 15% общего объема радиоактивных веществ.

Эффективная организация обращения с отходами производства и потребления является одной из важнейших задач, решение которой необходимо для сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду, повышение комфортности и уровня жизни населения. За последние годы в Самарской области наметились положительные тенденции решения проблемы с отходами. Построено двенадцать объектов по санитарному захоронению (переработке, сортировке, перегрузке) отходов, в стадии проектирования или строительства находятся ещё десять. В четырнадцати городах и районах области утверждены схемы санитарной очистки территорий. Ежегодный эколого-экономический ущерб от загрязнения почв только свалками твёрдых бытовых отходов составляет 1,5 миллиардов рублей в год (Ю.С. Астахов, 2006).

Живым организмам свойственны различные виды адаптации (морфологическая, анатомическая, биологическая). Среда, окружающая человека, все чаще приобретает характеристики, которые выходят за рамки его адаптивных возможностей. На современного человека обрушилась мощная лавина вредных и высокотоксичных факторов внешней среды, возникших в результате научно-технической революции. В настоящее время во внешней среде зарегистрировано около 4 млн. токсичных веществ, и ежегодно их количество возрастает на 6 тыс. Только за последние десятилетия в атмосферу было выброшено более 1 млн. тонн никеля и столько же кобальта, более 600 тыс. тонн цинка, 1,5 млн. тонн мышьяка и столько же кремния. Согласно имеющимся данным, из всего огромного множества чужеродных соединений во внутреннюю среду человека попадает около 100 тыс. ядовитых или балластных веществ с пищей, воздухом и водой. Загрязнению внутренней среды способствует широкое развитие бытовой химии, интенсивная химизация сельского хозяйства и, наконец, употребление лекарственных препаратов, число которых растет неудержимо.

Воздействие экологических факторов усиливается и наиболее отчетливо проявляется в росте общей заболеваемости населения. В России среди детей, проживающих в экологически неблагополучных районах, болезни крови и кроветворных органов встречаются в 3,5 раза чаще, чем в среднем по стране, мочевыделительной системы - в 2,8 раза, глаз – в 1,8 раза, кожи и подкожной клетчатки в – 1,3 раза, органов дыхания в 1,4-1,8 раза. Так, у детей рак раньше был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще. Та же тенденция прослеживается и в отношении лейкемии; учащаются случаи наследственных заболеваний новорожденных. В городах Самары и Самарской области: Сызрани, Новокуйбышевске и Чапаевске выявлены высокие уровни заболеваемости болезнями крови, кроветворных органов, отдельные нарушения иммунной системы, болезни эндокринной и нервной систем. У детей, проживающих в этих городах, отмечались наиболее высокие уровни таких заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, болезни периферической нервной системы, ожирение и др. Здесь же наблюдаются и максимально высокие уровни развития врожденных аномалий и хромосомных нарушений. Проведенный анализ заболеваемости населения города Чапаевска говорит о том, что действие экотоксикантов на население города продолжается и, за последние пять лет, возросло, в том числе по тем нозологическим формам, которые находятся в прямой зависимости от воздействия стойких органических загрязнителей (гексахлорциклогексан, диоксины и др.). Исследования, проведенные в Нижегородской, Волгоградской областях, а также Казани и Москве, показали, что в зонах химического загрязнения не только выше распространенность данных заболеваний, но и течение их более тяжелое и длительное. Острой проблемой остается рост социально значимых заболеваний (туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, распространение ВИЧ-инфекции), связанных в первую очередь с наркоманией среди молодежи и алкоголизмом. В больших городах началось снижение средней продолжительности жизни. Продолжительность жизни снизилась в России за последние десять лет на 1,4 года у женщин и на 3,1 года у мужчин. Это жестокая плата за ошибочное и эгоистическое убеждение людей в возможности создания среды обитания, максимально независящей от «капризных» законов природы.

«Природу побеждают лишь тогда, когда подчиняются ее законам» (Ф. Бекон).

Экологическое образование необходимо рассматривать в контексте всеобщего образования. Экологическое образование и воспитание предусматривает формирование системы взглядов и убеждений, культуру поведения, выполнение конкретных заданий, направленных на оздоровление и сохранение природы. Важнейшими принципами экологического образования являются систематичность, непрерывность, экономическая целесообразность изучения экологического материала.

Экологическое образование и воспитание должны быть ориентированы на то, чтобы человек знал не только требования и нормы поведения в природной среде и формально исполнял их, но и осознавал их объективную необходимость, принимал как свои собственные. Достижению этой цели способствует не только освоение человеком систем естественнонаучных, социальных и этических знаний, но и формирование опыта практической деятельности.

Экологические проблемы изучаются на разных уровнях — от глобального до локального (местного). Глобальные проблемы экологии и охраны природы должны рассматриваться через призму региональных и локальных проблем. В современных условиях человечество должно мыслить глобально, а действовать локально. Только в этом случае можно успешно решать глобальные проблемы. Поэтому многие глобальные экологические проблемы могут быть успешно решены только путем международного сотрудничества.

Экологическое образование предполагает:

- усвоение основных идей, понятий, раскрывающих взаимодействие общества и природы;

- формирование ценностных экологических знаний;

- развитие потребности общения с природой, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

- соблюдение норм и правил поведения в природе, исключение нанесения ей вреда: загрязнения или разрушения природной среды;

- овладение практическими знаниями и умениями по изучению и оценке состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее улучшению, недопущение негативных воздействий на природу во всех сферах хозяйствования (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, рекреация).

Задачи экологического образования направлены на формирование естественнонаучной картины мира и на этой основе научного мировоззрения. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение «правил безопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. В современных условиях взаимодействия человека с природой большое значение имеет активная позиция человека, его организованность, ответственность.

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Date: 2016-06-09; view: 856; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию