Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ анкетирования студентов К(П)ФУ и учителей химии г. Казани





 

В классах, имеющих учеников с девиантным поведением, необходимо создать условия для максимально комфортного функционирования ребёнка в образовательном учреждении, где он может успешно реализовать себя в различных видах учебной деятельности, познавая тайны предмета химии и испытывая радость от общения со сверстниками и учителем. Практика показывает, что существующая система коррекционной деятельности не в полной мере решает задачи по изменению отклоняющегося поведения. И этот факт сам собой разумеющийся. Поэтому молодой учитель химии должен подобрать такую методику работы, которая эффективнее всего подходила бы для класса с учениками, склонными к девиантным формам поведения.

Экспериментальная работа по изучению коррекционной деятельности, направленной на изменение девиантного поведения и по формированию специальной методики для учителя химии проводилась нами в течение 4 месяцев, с августа 2015 года по ноябрь 2015 года включительно, но заинтересованность к этой проблеме появилась ещё на 1 курсе.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента с целью выявления учеников с девиантным поведением в классах города нами были использованы следующие методики:

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы) [9, с.32]. Это метод исследования, который применяется при изучении внешних выражений поведения без вмешательства в течение его деятельности.

Используя систематические методы наблюдения, учитель может непосредственно наблюдать поведение ребенка в условиях, которые простираются от неструктурированных наблюдений в естественном окружении ребенка, называемых естественным наблюдением [10, с.78]. Используя естественное наблюдение, учитель приходит в класс, чтобы пронаблюдать и зафиксировать интересующее его поведение ребенка, часто и других учеников, с которыми ребенок общается, например, родителей, учителей, родственников, сверстников. Перед педагогическим наблюдением нужно составить план, предполагающий то, на что необходимо обратить пристальное внимание.

Также нами была использована такая методика, как беседа — в работе учителя это метод извлечения и корректировки информации с использованием словесных коммуникаций. Более тяжелые вопросы, которые требуют анализа и размышления размещаются в середине беседы. Цель: выяснить индивидуальные особенности ученика, его мотивационную и эмоциональную сферу, знания, интересы, отношение к коллективу. Результаты, полученные при разговоре, не поддаются статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.

Следующим этапом явилось анкетирование [23, с.12] − метод получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Изучение литературы предпринимается с целью выяснения общей ситуации по исследуемой проблеме и формулировки гипотезы. В ходе анализа литературы было установлено, что в современных школах почти не используются специальные методики при работе с учащимися девиантного поведения. Нами была выдвинута гипотеза:

− разработка специальной методики учителя химии при его взаимодействии с учениками отклоняющегося от нормы поведения позволит снизить уровень отклонений ребят для полноценного развития и становления успешной личности в соответствии с его возможностями.

Организация и основные этапы исследования. Исследование включало три основных диагностируемых этапа:

1. Осмысление проблемы на основе анкетирования студентов К(П)ФУ и учителей химии г. Казани.

2. Осмысление проблемы на основе наблюдений и бесед с учителями общеобразовательных школ.

3. Экспериментальный этап по формированию специальной методики для учителя химии, для студентов-выпускников химического факультета.

Для начала нами было выявлено, что работы с детьми девиантного поведения ведутся и это приводит к неплохим результатам. Мы узнали, что только согласно данным мониторинга, проводимым Республиканским информационно-методическим центром социальной помощи семье и детям «Гаилэ», на конец 2013 года на межведомственном патронате в районах Республики Татарстан находилось 3658 несовершеннолетних из 2078 семей, находящихся в социально-опасном положении. Это на 11% (259 семей) ниже, по сравнению с 2012 годом (по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) (см. Рис.1).

Рисунок 1. Анализ данных социальной помощи семье и детям в центре «Гаилэ»

Отсюда следует выдвинуть предположение о том, что коррекционная деятельность помогает изменить уровень запущенности учеников.

Анкета 1. Мы провели педагогический эксперимент среди студентов и учителей на тему «Работа учителя химии с детьми девиантного поведения». В эксперименте приняли участие 57 студентов химического института имени А. М. Бутлерова и 9 учителей г. Казани.

Мы разработали Анкету 1 (см. Приложение 1), которая состояла из 5 вопросов. Участники выбирают один вариант ответа из нескольких предложенных. По данным опроса студенты ответили на все вопросы 100%.

На ниже изображенном графике (см. Рис. 2) представлен анализ наличия учеников с девиантной формой поведения в классах 1 курса. На вопрос «Были ли в вашем классе ученики с отклоняющимся поведением (девиантным)?» студентам предлагалось ответить «Да» или «Нет».

 

 

Среди студентов 1 курса ответы распределились следующим образом: 56% студентов ответили, что в своем классе они имели учеников с девиантным поведением, и 44% ответили, что таких ребят в классе не наблюдали. Подробные результаты опроса можно увидеть в Таблице 1 (см. Приложение 1).

На диаграмме (см. Рис.3) видим, что ответы студентов 3 курса (16 человек опрошенных) на вопрос «Как справляться с детьми девиантного поведения учителю (способы коррекции такого поведения)?» распределились по-разному. Вариантами ответов были:

А) разработка специальной методики работы с учеником девиантного поведения;

Б) беседа с учеником, родителями, психологом;

В) частичная организация досуга ученика;

Г) никак (пройдет с возрастом).

Рисунок 3. Анализ способов коррекции девиантного поведения по мнению 3 курса

 

Из обработки результатов данного вопроса было выявлено, что 50% студентов 3 курса выбрали беседу с учеником, как наилучший подход при работе с детьми с девиантным поведением. Процентное соотношение ответов студентов 3 курса Химического института по отдельным пунктам представлено в Таблице 2, Приложение 1.

Анализируя результаты анкетирования студентов химического института имени А. М. Бутлерова можно прийти к выводу, что дети с отклоняющимся поведением были у многих из них в классе. Они не всегда мешали проведению урока химии. Во многом это зависело от степени отклонения поведения. Работа с такими учениками проводилась разнообразная, и методика учителей при работе с детьми отклоняющегося поведения также отличалась.

Кроме анкетирования студентов К(П)ФУ был проведен опрос среди учителей г. Казани. Нас интересовало, как учителя, имеющие большой стаж, высшие и первые квалификационные категории, работают с детьми девиантного поведения. Было задано два вопроса:

1. Приходилось ли Вам работать, сталкиваться на уроках с детьми девиантного поведения? Да – Нет

2. Нужна ли специальная методика при работе с такими детьми? Да – Нет

Анализ результатов опроса (см. Рисунок 4) показал, что в своей работе каждому из них приходилось сталкиваться с детьми подобного поведения, 88,9% учителей считают, что выработка специальной методики при работе с такими учениками является необходимостью.

Участники анкетирования дали несколько рекомендаций, как молодому учителю сформировать систему работы с детьми отклоняющегося поведения:

− познакомиться со специальной литературой, предназначенной для помощи учителю при работе с детьми девиантного поведения;

− пообщаться с психологом, со школьным психологом в том числе;

− навести справки об учениках у учителя начальных классов;

− непосредственно при работе с учениками девиантного поведения, учитель химии должен встретиться с родителями данных ребят для выявления причин асоциального поведения и возможности исправить ситуацию;

− ни в коем случае не вызывать агрессии у учеников с девиантным поведением, сдерживать свои эмоции и по возможности проводить индивидуальные беседы.

Учитель является главной фигурой в процессе обучения девиантных учащихся на химии. Он должен с особым педагогическим вниманием подбирать методы, приемы, формы работы с целью преодоления недостатков в поведении подростков, уметь налаживать контакты между родителями и учеником. Этому стоит обучать еще в университете, когда студенты только начитают свою педагогическую карьеру.

Date: 2016-01-20; view: 805; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию