Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ отечественного и зарубежного опыта работы учителей химии с детьми девиантного поведения и меры, принимаемые по профилактике такого поведения у учеников





Французский социолог Э.Дюркгейм одним из первых стал изучать социологию именно девиантного поведения. Дюркгейм большое внимание уделял изучению форм и видов поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет объяснить причины отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. Вслед за Э.Дюркгеймом американцы Р.Мертон и А.Коэн выделили эту разностороннюю науку как самостоятельное научное направление.

Отклоняющееся поведение в бывшем СССР протяжительное время изучалось непосредственно в качестве специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии. Исследования же начались в 60-х – начале 70-х гг. В 60-х годах появляются многочисленные исследования именно отклоняющегося поведения (М.А. Алемаскин, 1965, 1968; Н.И. Фелинская, 1965; Л.Г. Сагатовская, 1966, 1968; К.Е. Игошев, 1967; Г.Г. Бочкарева, 1968; А.Г. Ковалев, 1968 и др.). Так, Игошев К.Е. (1967), Бочкарева Г.Г. (1968), рассматривают мотивационную сферу подростков-правонарушителей. Фелинская Н.И., Гурьева В.А. (1975) - различные психические аномалии (психопатии, психозы, невротические реакции, неврозы). Игошев К.Е. (1967), Алемаскин М.А. (1968), Буева Л.П. (1968); Белкин А.С. (1973), Кудрявцев В.Н. (1976) - особенности личности несовершеннолетних правонарушителей [18, с.46-48].

Динамика общественных процессов в период перестройки, проблемы из-за кризиса в большинстве сферах общественной жизни неминуемо приводят к повышению девиаций, проявляющихся в видах поведения, которые отклоняются от социально-установленных норм. Наряду с ростом позитивных девиаций повышаются девиации негативного характера – насилия, преступность из корысти, алкогольная зависимость и наркомания населения, подростковая девиантность. Именно подростковое асоциальное поведение пугало государственные органы. В 1990-е годы некоторые студенты вузов, в которых практиковались новые формы работы с упором на самостоятельность, писали жалобы, что они не хотят новых форм, так как не привыкли к ним. Еще в советские годы была разработана концепция образования, в которой глобальной целью обучения являлось усвоение социального опыта, включающего знания об обществе, способах деятельности. Самоизменение в процессе учебной деятельности вело к неравномерному развитию личности ученика. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры и особенностей работы. Особый научный интерес к проблеме отклоняющегося поведения в России возник с середины XIX века, что было обусловлено реформированием социально-политической жизни, переходом к новой нормативно-ценностной системе. В обществе появились подростки, которые не смогли приспособиться к новым социальным стандартам, и их поведение воспринималось окружающими как социально опасное, С.Я. Завражин, анализируя, состояние проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков в дореволюционной России, в своём исследовании отмечает, что вышеназванные причины стимулировали процесс научной рефлексии рассматриваемой проблемы [16, с.15].

Так, особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий [6]. В своих опытно-экспериментальных работах они заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. В первую очередь, стоит позаимствовать у них их отношение к ученикам, которое совмещало в себе единовременно и строгость, и гуманность, и доброту, и уважение к личности каждого. Шацкий и Макаренко сумели создать в среде неблагополучных подростков, среди тех, кого бы мы сейчас назвали «малолетними преступниками» теплую, почти семейную атмосферу. Эти выдающиеся педагоги вырастили из таких «сложных» подростков полноценных членов общества. Макаренко и Шацкий воспитали в этих детях и подростках чувство ответственности, уважения друг к другу и к учителям, доброту, сопереживание, такт. На наш взгляд, стоит вооружиться их некоторыми педагогическими приемами, чтобы помочь в наши дни подросткам с девиантным поведением вернуться к нормальной жизни, подчиняющейся современным нормам общества. Их разработки очень помогают учителю химии в составлении школьной программы.

В то же время тенденция изучения отклонений у учеников набирала обороты, это заметно в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей. Исследователи признавали за любым воспитанником, независимо от наличия или отсутствия у него трудностей, право на личностное развитие и социальное самоопределение. В педагогическом наследии ученых выделяются три взаимосвязанных идеи, обеспечивающие достижение цели воспитания трудных детей [17, с.10]: идея воспитания на основе знания типологических особенностей трудных школьников; идея организации среды; идея индивидуализации воспитания. Особую ценность эти работы представляли своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов. В 90-е гг. начинается активное взаимодействие российских и зарубежных девиантологов — участие в конференциях, совместных исследовательских проектах (например, Baltica, [19], [20]), в работе 29-го исследовательского комитета Международной социологической Ассоциации, включая выступления на XIII Международном социологическом Конгрессе в Билефельде (1994) [21]. К сожалению, это лишь первые шаги на долгом и нелегком пути вхождения в мировую науку.

Современная Россия являет собой идеальную совокупность всех девиантогенных факторов (состояние аномии, резкая социальная дифференциация и поляризация, глубокий экономический кризис, социальная дезорганизация, «смена вех» в идеологии). В этих тяжелых для страны условиях исследование различных форм девиантного поведения учеников приобретает особенную теоретическую и прикладную значимость [22].

Главной задачей всего общества являлась, и будет являться разработка плана профилактических мероприятий по работе с детьми девиантного поведения. Стоит отметить, что в России накоплен опыт социальной работы с молодым поколением девиантного поведения [7, с.11]. В Ярославле принята областная государственная общественная программа «Молодежь», которая направлена на формирование условий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений. В Астрахани областная социальная служба помогает подросткам найти себя и понять окружающих, учит находить выход из стрессовой ситуации самостоятельно, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. Главной целью службы «Педагогический поиск» в Москве являются защита прав подростков, адаптация учащихся школ-интернатов и детских домов. Все служащие работают сообща. Ребятам оказывают помощь в определении по жизни, в получении жилья, образования, в подборе работы. В Калининградской области работает около 20 специализированных социальных учреждений, призванных помогать семьям и детям. Более тысячи детей из неблагополучных семей поставлены на учет и с ними ведется индивидуальная работа в форме реабилитационной адаптации с последующей их передачей под опеку или в приемные семьи. Отмечается снижение детской преступности.

Богатый опыт работы с детьми отклоняющегося поведения накоплен в США. Там созданы специальные учреждения для социальной поддержки детей [7, с.9]. Учреждения выполняют достаточно многочисленные функции. Проводится работа с детьми, а именно функционирует телефон доверия, существует служба защиты детей, которые подвергаются насилию, оказывается помощь ученикам в получении образования, устройство детей в приюты, индивидуальное и групповое консультирование, наблюдение за воспитуемым, его защита. Для работы с родителями организуют специальные группы профессионального обучения для родителей, обеспечивают их помощью по трудоустройству; оказывается помощь родителям в ведении домашнего хозяйства; проводятся беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью. Дети совместно с родителями проходят тренинги по социальной адаптации; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми.

Можно заметить, что большие силы брошены на корректировку девиантного поведения у учащихся. Принимаются специальные меры по профилактике такого поведения.

Основным моментом взаимодействия с учащимися девиантного поведения является правильно организованная работа. На первом этапе работы с педагогически запущенными подростками каждый учитель химии должен провести диагностику всего класса, она поможет выяснить уровень воспитательных возможностей семьи, в которой воспитывается ученик, неблагоприятные условия жизни, уровень педагогической запущенности, позитивные способности и качества ученика. Наилучшим подходом для корректировки отклоняющегося поведения является перевоспитание. Процесс перевоспитания включает в себя связь общих методов воспитания. Для того чтобы методы перевоспитания действовали ученик должен воспитываться в коллективе или заниматься самовоспитанием. На следующем этапе работы учитель химии планирует, как развить ценности, личностные свойства и качества школьника, проектирует его поведение в различных сложных ситуациях. Заключительным этапом является корректирование [8] (способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, в запрещение позитивных или преодоление негативных качеств).

Очень важно предупредить возникновение у подростков серьезных социально-эмоциональных проблем. Для этого необходимо правильно организовать деятельность на уроках химии, которая может включать в себя:

• посещение химических кружков,

• организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых),

• подготовка к неделе химии,

• вовлечение в коллективные виды деятельности, активизирование творческого потенциала (например, исследовательская работа по химии в группах),

• различные экскурсии, посещение музеев (например, Музей Казанской химической школы, Дом-музей академиков Арбузовых по адресу г. Казань, Катановский пер., 8),

• демонстрация позитивных образов поведения (личный пример, биография ученых-химиков).

Но учитель химии должен взаимодействовать не только с учениками, склонными к девиантному поведению, но и с их родителями, и с учительским составом школы, администрацией. При работе с родителями и сотрудниками школы учителю необходимо сформировать потребность в знаниях; повысить психологическую культуру, при этом делать упор на большом вреде различных форм отклоняющегося поведения.

 

Date: 2016-01-20; view: 1128; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию