Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологическая база для Реинжиниринга процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Для более точного понимания процесса построения и совершенствования рассмотрим три точки зрения на него. Дадим краткое описание каждой из них. У Кибанова А.Я. в случае формирования система мотивации состоит из шести больших этапов. При этом отдельно внимание уделяется стратегии управления персоналом, ее увязкой с системой мотивации. Так же под каждую часть системы мотивации (материальная, социальный пакет и нематериальная) выделяется отдельный этап. Это говорит о том, что разработка всех частей системы мотивации очень важна, а так же требует отдельного внимания и тщательной проработки. Второй пример этапов формирования системы мотивации разработан Соломанидиной Т.О. Система мотивации состоит из семи глобальных этапов, при этом важно заметить, что на четвертом этапе параллельно выполняются три блока: базовая заработная плата, переменная заработная плата и социальный пакет. Получается, что нематериальной мотивации, внимание не уделяется. Таким образом, автор подчеркивает важность только материальной мотивации. Данное положение, по нашему мнению, не верно, поэтому точка зрения Кибанова А.Я. о наличии всех трех частей считаем более верной и правильной. Так же стоит отметить тот факт, что в отличие от схемы Кибанова А.Я., в схеме Соломанидиной Т.О. после документального оформления есть еще два этапа: это обучение управления новой системой мотивации и ее мониторинг. По нашему мнению, наличие этих двух этапов действительно необходимо. В качестве последней точки зрения на этот процесс рассмотрим формулирование этапов создания системы мотивации практиком, Еленой Даниловой, директором департамента HR-консалтинга консалтинговой группы «Борлас» Процесс перепроектирования системы мотивации. Этап 1. Описание системы «как есть». Задача: описание существующих на практике полномочий, сфер ответственности и функциональных обязанностей сотрудников с целью подготовки основы для проектирования необходимых изменений. Действия: 1. проанализировать существующую систему стимулирования (анализ документов и регламентов, описание фактически используемых механизмов расчетов, соотнесение полученных данных и систематизация информации о существующих расхождениях); 2. описать функции подразделения и показатели его эффективности; 3. описать существующие роли каждого сотрудника в реализации функций подразделения (зоны ответственности, выполняемые работы, результаты, критерии эффективности). Этап 2. Проектирование целевой модели («как надо») Задача: разработка основных принципов мотивации сотрудников подразделения. Действия: 1. определить три-четыре среднесрочные бизнес-цели, которые компания планирует достигнуть с помощью новой системы мотивации (рост прибыли, повышение производительности, качества продукции и т. д.); 2. разработать целевую модель поведения для каждого сотрудника. Целевая модель должна описывать роль сотрудника в подразделении и выполняемые им функции, степень его ответственности, планируемые результаты и показатели эффективности деятельности; 3. определить целевые показатели стимулирования; 4. создать соответствующие инструменты стимулирования; 5. определить перечень изменений в организационной деятельности подразделения. Часто оказывается, что необходимо пересмотреть порядок взаимодействия сотрудников и перераспределить ответственность. Этап 3. Моделирование и настройка новой системы мотивации Задача: выявить и устранить все неточности, допущенные в процессе разработки новой системы стимулирования. Действия: 1. Пересчитать заработную плату сотрудников за истекший период (месяц, год) с использованием принципов, механизмов и элементов новой системы стимулирования. Это позволит конкретизировать механизмы стимулирования до конкретных формул расчета премии. 2. Рассчитать зарплату сотрудников на будущий период с использованием запланированных показателей деятельности. Проведенные расчеты позволяют оценить уровень адекватности системы и при необходимости скорректировать ее. Несмотря на то, что данная более короткая, она по смыслу схожа с двумя предыдущими. Данная версия формирования системы мотивации вообще использует только прямую материальную мотивацию. Для более детального сравнения этих точек зрения, разработаем критерии сравнения (таблица 12). Таблица 12 - Сравнение точек зрения на процесс разработки системы мотивации
Все выработанные критерии мы считаем принципиально важными для формирования системы мотивации. Вследствие этого, наименее удачной формулировкой создания системы мотивации является версия Даниловой Е, а наиболее удачной версия Кибанова А.Я. Но все же, по нашему мнению, ее необходимо дополнить и добавить в нее недостающие этапы: 1. Первоначально перед анализом стратегии управления персоналом провести анализ генеральной стратегии компании; 2. После принятия решения об изменении, внедрении новой системы мотивации, необходимо провести информационную работу с персоналом: объяснить причины изменений, их цели, а так же их пользу для самих сотрудников. Кроме того, есть возможно привлечения сотрудников к разработке частей системы мотивации. 3. Добавить этап обучения HR-менеджеров управлению новой системой мотивации; 4. В конце создания и внедрения системы мотивации обязательно проводить мониторинг и совершенствования. Таким образом, мы выработали свою точку зрения на этапы формирования системы мотивации. При этом было выявлено, что огромное значение в этом процессе имеет мотивационный аудит.
ВЫВОД по 1 главе.
Подводя итог практическому анализу системы стимулирования и мотивации персонала предприятия, можно сделать следующие выводы: 1. Персонал предприятия выражает относительную удовлетворенность существующими условиями, процессами и организацией труда, непосредственным руководством, духом и деловой атмосферой в целом, уровнем оплаты труда.
2. Желание и стремление работать стабильно, повышая эффективность и собственный профессионализм, подтверждается тем, что подавляющее большинство вопросов, заданных работникам касаются организации рабочих мест и условий труда, проблемы подбора квалифицированных кадров.
Исходя из сказанного выше по первой главе можно сделать вывод, что была проведена аналитическая работы по ТПЦ №1. Были сделаны анализ по численности персонала, по полу, по уровню образования, по возрастному составу персонала предприятия. Исследован персонал предприятия на удовлетворенность трудом методами анкетного опроса, беседы, анализа внутренних документов предприятия.
В ходе исследования выяснено, что у работников и руководителей есть стимул работать эффективнее и приносить предприятию прибыль. Система стимулирования на предприятии развита, как считают большинство работников, но недостаточно продуманное. Большинство работников в ТПЦ №1 имеют высшее и средне - специальное образование, поэтому они нуждаются в повышении квалификации и желают подняться по карьерной лестнице. Поэтому во второй главе будет разработан проект, как сделать систему стимулирования персонала в ТПЦ №1 эффективнее, чтобы работники были еще больше удовлетворены действующей системой стимулирования на предприятии.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТИМУЛИРОВАНИЯ 2.1 Оценка эффективности системы мотивации предприятия на основе стимулирования труда. Необходимость реализации данного проекта состоит в том, что чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем сильнее её действие и тем выше эффективность стимулов. В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю. Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. К ним относятся все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме, носят целесообразный характер, а также способствуют росту в будущем заработков человека. Основной проблемой, с которой столкнулось предприятие ОАО «ЧТПЗ» - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. 1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. Поэтому руководству ОАО «ЧТПЗ» стоит начать вкладывать в свой персонал уже сейчас. 2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются. Таким образом, система мотивации и стимулирования труда на исследуемом предприятии должна быть непрерывным процессом. 3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается. Учитывая этот факт, ОАО «ЧТПЗ» следует делать ставку на молодых кадрах. 4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго. Исходя из этого, на предприятии можно ввести такой тип обучения, когда высококвалифицированный специалист в рамках своего предприятия обучает низкоквалифицированного работника. 5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества. 6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей. 7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества. Выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал: · расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
· расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
· расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Как известно, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание - не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе. Делая ставку на образование и подготовку на производстве, руководство ОАО «ЧТПЗ» тем самым повышает уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность. Накопление человеческого капитала в ОАО «ЧТПЗ» подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям. Наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека, поэтому были разработаны такие документы, как Положение о социальной поддержке нуждающейся категории персонала в ОАО «ЧТПЗ». Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а, следовательно, и времени функционирования человеческого капитала. Неудовлетворительное состояние здоровья снижает производительность труда: физически слабые и больные работники не могут в полной мере реализовать свой человеческий капитал, поэтому руководство предприятия экономически заинтересовано в инвестициях в здоровье сотрудников. В связи с этим приобретают особое значение расходы организации на поддержание хорошего физического состояния своих сотрудников: профилактику профзаболеваний, предоставление диетического питания для отдельных работников и (или) бесплатного питания для всех сотрудников, медицинское обслуживание по месту работы и оплату путевок в дома отдыха, лечение в медицинских учреждениях, профилакториях и санаториях, улучшение жилищных условий, страхование работников от несчастных случаев. К инвестициям в человеческий капитал в ОАО «ЧТПЗ» актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. Культура накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, так как без «духовной пищи» невозможно гармоничное развитие личности. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются знания, умения, навыки. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру. 1.2 Совершенствование системы стимулирования производственного персонала в ТПЦ №1. Совершенствование системы стимулирования в ОАО «ЧТПЗ» будет проходить для производственного персонала. Выбор именно этой категории персонала из всей компании связан, во-первых, с многочисленностью, а, во-вторых, с проблемами, выявленными в процессе кадрового аудита, такими как постоянство кадров, низкий мотивационный потенциал и увольнение по собственному желанию. Кроме того, совершенствование системы стимулирования производственного персонала должно позволить устранить те ее недостатки, которые были выявлены при анализе мотивации персонала.
Для анализа системы стимулирования, она была разделена на две части. Эти части были определены в теоретической главе 1. Все обязательные составляющие системы стимулирования, а именно материального стимулирования труда персонала на предприятии и нематериального стимулирования труда персонала на предприятии присутствуют в ОАО «ЧТПЗ». Вопрос остается открытым по части эффективности этих элементов. По окончании проведения анализа действующей системы стимулирования был выявлен ряд проблем, которые теперь необходимо объединить в более объемные блоки и проранжировать. Это позволит в дальнейшем более конкретно поставить цели, создать цельную и определенно направленную систему стимулирования, распределить приоритеты.
Целью процесса будет являться создание такой системы стимулирования, при которой производительность труда производственного персонала увеличится на 10,2% к концу 2015 года при условии, что на 1000 кв.м. сотрудников уменьшится с 23,5 человек до 22,3, а показатель текучесть уменьшится до 30% к концу 2015 года. Субъектами в данном процессе являются: генеральный директор и отдел УП. Объектом является производственный персонал. По результатам выявленных проблем формулируем задачи: а) снижение текучести персонала по причинам неудовлетворенности системой мотивации б) обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы; в) частота пересмотра системы вознаграждения; г) улучшение результатов опросов удовлетворенности сотрудников; д) изменения уровня производительности труда
Таким образом, изменения, намечающиеся в системе стимулирования производственного персонала ОАО «ЧТПЗ» будут касаться в первую очередь системы материального стимулирования. Система материального стимулирования будет восприниматься как второстепенная, но крайне необходимая для эффективного мотивирования персонала. Кроме того, важными этапами, которые будут способствовать реализации главных задач, являются информационная работа, формализация системы и процесса. Совершенствование мотивации должно происходить как системы и как процесса, далее необходимо формализовать ее как процесс. Основным результатом бизнес-процесса стимулирования производственного персонала, согласно поставленным целям, будет являться высокий уровень удовлетворенности персонала работой в ТПЦ №1 и достижение ими результатов, способствующих реализации стратегии компании. Владельцами процесса в отношении заданных предметов деятельности являются следующие должностные лица (Таблица 13) Таблица 13- Владельцы бизнес-процесса «система стимулирования производственного персонала»
Таким образом, выявлено семь основных владельцев бизнес-процесса «система стимулирования производственного персонала», несущие всю ответственность за получение результата процесса, а так же обладающие полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения совершенствованного бизнес-процесса. Теперь формализуем поэтапную реализацию бизнес-процесса. Для этого выделим основные этапы стимулирования производственного персонала и построим функциональную структуру. Основными этапами новой системы стимулирования являются: 1. Определение оклада исходя из структуры базовых окладов; 2. Определение размера премирования сотрудника; 3. Начисление льгот; 4. Осуществление нематериальной мотивации; 5. Контроль над изменениями результатов персонала; 6.Внесение корректировок в новую систему стимулирования производственного персонала. На основании этих этапов построим функциональную структуру бизнес-процесса «система мотивации торгового персонала» (таблица 14).
Таблица 14- Функциональная структура бизнес-процесса «система стимулирования производственного персонала»
Чтобы система стимулирования производственного персонала ТПЦ №1 была более понятной и простой для внедрения, необходимо уточнить некоторые пункты из функциональной структуры. 1.Годовые премии. Годовые премии начисляются сотрудникам, имеющим стабильную и положительную динамику по показателям KPI в течение всего года. То есть за основу данной премии берутся 12 месяцев и показатели эффективности. Под стабильностью понимается отклонение от нормы в отрицательную сторону не более, чем на 5% в двух месяцах. В остальных 9 месяцах этот показатель должен находиться на уровне 100% или выше. Размер премии будет составлять 20% от средней заработной платы сотрудника за год. 2. Доски почета. Так как каждый год определяются лучшие по профессии, общественные деятели, а так же инноваторы, то должны быть созданы доски почета. 3. Конкурс на лучшего новичка среди сотрудников. Данный конкурс имеет значение для поощрения молодых сотрудников, повышения их лояльности. Так как период адаптации в компании, согласно положению, длится 3 месяца, то для данного конкурса победителями являются те, кто имел самую положительную динамику по показателям KPI в течение этого периода. Премией является 50% средней заработной платы за отработанный период для трех победителей. 4. Знаки отличия за выслугу лет. Всем сотрудникам ЧТПЗ вручаются награды за выслугу лет: за 1, 3 и 5 лет работы в компании - значки с символикой компании, а за 10 лет золотой перстень с печатью-символикой. 5. Звание инноватора. Звание присуждается тем сотрудникам, которые в течение года внесли больше всего предложений по рационализаторству, признанные в компании и использующиеся в ней. Ранее в компании не поощрялась рационализаторская деятельность. Данная премия позволит не только повысить престиж вклада в работу завода, но и будет удовлетворять потребность сотрудников в самовыражении. Таким образом, с помощью данных мероприятий и будет реализовываться модернизированная система стимулирования производственного персонала ТПЦ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ А Кадровые показатели цеха №1
|