Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальные организации





Исследование широкого круга научно-технических, интеллек­туальных, трудовых и иных факторов, оказывающих воздействие а изменение организационных систем, позволяет в определенной ере предвидеть их основные черты, свойства и характер функци-нирования в предстоящие десятилетия. Одной из таких разновид­ностей является интеллектуальная организация. В исследованиях специалистов по управлению отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких вза­имодействующих предприятий по принципу скорее «свободного общества», чем «тоталитарного государства». По своей природе такие организации должны быть полностью плюралистическими, т.е. допускающими столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затрат­ных организаций, широко практикующих административный кон­троль.

Рассматривая права работников такой организации, ученые в области управления прежде всего называют свободу слова, право свободной коммуникации с другими работниками независимо от их рангов и границ структурных подразделений. Считается, что право принимать важные решения, такие, как «что делать» и «кто будет выполнять работу», в начальный период будет удерживать­ся традиционной иерархической структурой. Однако постепенно произойдет передача этих прав более мелким и гибким самоуп­равляющимся рабочим группам, которые будут сами отвечать за весь рабочий процесс и его результаты. Опыт наделения каждого работника полномочиями и получения отдачи от возможности выбора и широкого партнерства превратит рабочие группы в ин­формационные учебные лаборатории.

Такого рода новые организационные формы будут в большей степени опираться на рабочие группы, ориентированные на ре­зультат, а не на правила, на выбор, а не команды, поступающие сверху. Рабочие группы будут формироваться вокруг предприни­мательской идеи: стремиться к построению оптимальной формы управления предприятием и созданию потока взаимозаменяемых ценностей. Они могут быть относительно независимыми от иерар­хии, поскольку их деятельность является существенным вкладом


в процесс обслуживания потребителей. Это будет совместное со­трудничество, при котором все участники работают вместе, не преследуя цель удовлетворения запросов потребителей, однако их внимание сосредоточено на интересах предприятия в целом. Так же как свободное предпринимательство и деловая активность оживляют национальную экономику, возможности рабочих групп действовать по-предпринимателвски помогают активизировать работу интеллектуальной организации.

Архитектура интеллектуальных организаций будет гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Не проектировщики организации, находящие­ся на самом ее верху, а решения работников среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы коор­динации работы группы с работой организации в целом, сделают организацию дееспособной и адаптивной. Такие гибкие системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными. Этим системам также нужны гарантии того, что свобода выбора не будет ограничена, чтобы каждый работник мог проявить на практике свои таланты и навыки, свой интеллект.

Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполни­телей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей. В любых организациях исполнителям необходим, с одной стороны, высокий уровень индивидуальной и групповой автономии для стимулирования их личной инициа­тивы. С другой стороны, они нуждаются в широких связях внут­ри группы и вне ее, чтобы иметь необходимую информацию для принятия решений. Бюрократические организации не поощряют ни личной инициативы, ни расширения круга обязанностей, даже если имеют место попытки наделить их этими полномочиями. Постбюрократические организации обеспечивают как открытый выбор рынка, так и выбор лиц, участвующих в принятии реше­ний. Это, в свою очередь, требует использования таких структур­ных процессов и принципов, которые бы позволили поддерживать открытость систем и гарантировать сближение интересов отдель­ных групп лиц и общества в целом.

Наиболее важные факторы, определяющие интеллектуальную организацию, взаимосвязаны. Вот почему во взаимоотношениях любого плана следует одновременно учитывать необходимость как


свободы, так и взаимозависимости. Интеллект наиболее эффек­тивен, если имеется надежная информация. Бюрократические организации, не доверяющие компетентности и доброй воле сво­их сотрудников, нередко утаивают от них информацию. Сотрудни­ки же, которым отказывают в информации, становятся безразлич­ными к успехам организации, потому что им не хватает сведений для разумного выбора решения. Руководство интеллектуальной организации информирует сотрудников по следующим вопросам: полный финансовый отчет; текущие мероприятия по эффективнос­ти труда; потребности и пожелания потребителей; доля фирмы на рынке и информация о конкуренции; стратегия организации; соот­ношение стратегии с местными приоритетами; показатели качества; данные об удовлетворении запросов потребителя; новая продукция и услуги, находящиеся в разработке; загрязнение окружающей сре­ды, отходы и стоимость использованной энергии (ресурсов).

Открытость управленческой информации — это только предпо­сылка. Информационный поток от руководства усиливается инфор­мационным потоком, связанным с общением равных по рангу со­трудников и взаимодействием всех подразделений организации. Свободный поток информации, необходимый для формирования интеллектуального потенциала организации, не возникнет, если уровни иерархической лестницы сохраняют право блокировать доступ к информации. По этой причине сотрудникам организа­ции должны быть гарантированы права обмена информацией друг с другом и свободного перемещения для сбора необходимой ин­формации. Если сотрудники не имеют права высказываться и об­суждать вопросы со своими коллегами и партнерами, система пе­рестает отвечать реальности, совершает грубейшие и дорогосто­ящие ошибки.

Важно исходить из того, что работа в современных условиях не может выполняться механически. Люди должны иметь право локального, децентрализованного принятия решений. В интеллек­туальной организации каждый работник исдюльзует личный ин­теллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и должен иметь возможность проявить свой талант, знания, опыт. В определенном смысле фактически вся работа, основанная на знаниях, заключается в том, чтобы сделать выбор — где найти источники информации, какие методы при­менить, какому источнику информации можно доверять. Человек без свободы действий не может применить в полной мере свою интуицию, разум или опыт. Без свободы выбора и принятия со­вместных решений, без права действовать на основании этих ре­шений рабочие группы также оказываются непродуктивными. Не


Іильнер «Теория организации»



имея гарантированных прав, группы оказываются в ситуации когда бюрократия и руководители постепенно захватывают конт­роль над каждым аспектом деятельности. Таким образом, интел­лектуальные организации защищают свободу предприниматель­ства каждого участника, создавая системы, в которых работники знают, что необходимо делать, всегда смогут найти способ добить­ся исполнения необходимого.

Выбор, который делается рядовыми работниками, включая то, за какими лидерами идти, какие проекты поддерживать и какие связи и взаимоотношения помогут им выполнить работу, создает структуру неформальных связей внутри организации. Считается, что подобные права и свободы станут фундаментом интеллекту­альной организации будущего, где наряду с высоким уровнем исполнения и взаимоотношений развиваются ответственность и стрем-ление к обучению. Самоуправление внутри групп и коллек­тивов обеспечивает постоянную обратную связь, информирующую о последствиях предпринятых действий. Если работники будут знать о последствиях своих действий, они будут извлекать из этого уроки и становиться более ответственными.

Внутри крупной децентрализованной организации рынок услуг и материальных ресурсов формируется так, что каждая группа может выполнять свои производственные обязанности различны­ми способами, выбирая, где покупать материальные ресурсы (внутри организации или вне ее) и как обслуживать внутреннего и внешнего потребителя. При таком подходе организация и успеш­ность деятельности системы свободного интрапренерства зависят не от корпоративной бюрократии, а от платежеспособного спро­са потребителей. Источником власти здесь является не управлен­ческая иерархия, а внешние потребители. В центре внимания на­ходится благосостояние внутренних потребителей в организа­ции, а не соподчиненных руководителей.

Свободные рынки, однако, не возникают сами по себе. Подоб­ные системы должны создаваться в течение длительного време­ни, прежде чем будут достигнуты ощутимые положительные ре­зультаты. Организациям требуется время на практическое разви­тие, чтобы свободное интрапренерство стало более эффективным. Внутри организаций необходимы новые системы бухгалтерского учета, охватывающие всех участников закупок и продаж на «внут­реннем рынке». Рынки функционируют неэффективно, если нет выбора продавцов и потребителей. Постоянно в поле зрения долж­но быть решение вопросов о том, как можно разукрупнить внут­реннюю бюрократическую монополию, выделить более мелких независимых поставщиков, обеспечить внутри организации до-


статочный уровень свободы. Важно и то, каким образом вовлечь каждого в систему обучения и соучастия, вооружить его знанием того, как свободный рынок и свобода предпринимательства внут­ри корпораций и некоммерческих организаций могут приносить пользу.

Обобщение накопленного опыта позволяет выявить ключевые условия деятельности интеллектуальной организации. Данные условия взаимозависимы: пользование преимуществами высокой степени свободы и правами осуществляется наряду с устойчивой общностью и разумной управляемостью. Важнейшие из этих усло­вий приводятся в табл. 47.1.

Таблица 47.1

Date: 2015-12-13; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию