Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация исполнительной властиЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного1 уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная целостность, единство системы государственной власти, с одной стороны, и разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации — с другой, являются основами федеративного устройства России. Организационное построение и функции исполнительной власти непосредственно предопределяются системой целей государственного управления (рис. 34.1). С позиций государственного управления общество рассматривается в качестве сложной системы с множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды. Функционирование государства предполагает наличие гражданского общества, институциональной основой которого является совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации. Наиболее адекватно характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека, в которой выделены его основные черты: • демократия; • как правило, республиканская форма правления; Рис. 34.1. Система целей государственного управления • правовое государство и общественный договор; • разделение властей. Для функционирования гражданского общества нужно наличие соответствующих условий, а именно: • надежная защищенность всех форм собственности; • эффективное судопроизводство, включая суд присяжных; • полноправное местное самоуправление; • независимые средства массовой информации. Формирование рациональной и эффективной системы государственного управления призвано прежде всего укрепить исполнительную власть, преодолеть многочисленные негативные проявления слабости государства в управлении социально-экономическими процессами. При этом необходимо иметь в виду, что явными признаками подобной слабости являются постоянные колебания экономического курса, отсутствие сформулированных целей развития. Трудно осуществлять целеустремленное управление при множественности центров власти, конкурирующих между собой за доминирование в обществе. Достижение целей государственного управления лежит в основе всей практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. При этом выполняются задачи организации, координации, анализа, контроля и др. Применяются как методы убеждения, стимулирования, административные методы, так и рыночные рычаги. Достижения информатики и вычислительной техники предоставляют возможность для прогнозирования в национальном и международном масштабе, оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и принятие правильных решений. В последние годы в России начались и осуществляются реформы государственных институтов. Образован и активно работает избираемый демократическим путем парламент — Федеральное Собрание, включающее Государственную Думу и Совет Федерации. Шаг за шагом создается законодательная база — продукт представительной власти нового типа. Укрепляется федеративная система власти — от центральных исполнительных органов до региональных и муниципальных образований. Начаты реформы военной организации общества, судебной системы, прокуратуры. К продвижениям в государственном управлении можно отнести резкое ослабление влияния частных деловых интересов на принятие решений и вместе с тем появление первого опыта взаимодействия институтов демократического гражданского общества с властью. Вместе с тем нельзя не видеть, что с позиций создания эффективного и действенного механизма государственной власти, отвечающего требованиям успешного развития страны, задача еще далеко не решена. Поиски оптимальной для данных^условий структуры и функций исполнительной власти проводятся уже давно. Однако неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств не сделали правительство и его органы ни более компактными, ни более эффективными. Все еще не удалось устранить неопределенность, неустойчивость и субъективизм в определении функций и властных полномочий федеральных и региональных органов. Лауреат Нобелевской премии по экономике Дж.Ю. Стиглиц в работах последнего времени отмечает, что «одним из наиболее важных общественных товаров является государственное управление. Мы все выигрываем от лучшего, более эффективного, более отвечающего нашим нуждам государства»*. При этом он обращает внимание на то, что «неэффективность рынка слишком велика и не дает возможности необходимым институтам развиваться автоматически в рамках частного сектора»**. Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным богатством. Профессионализм правительства, охватывающая все стороны жизнедеятельности правовая система, гражданское обше- * Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. — М.: ИНФРА-М, 1997. С. 141. ** Проблемы теории и практики управления, 2000. № 4. С. 11. ство, чьи независимые инициативы и многообразные формы выражения интересов усиливают подотчетность правительства, — все это и служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе. Все больше пробивает себе дорогу подход, согласно которому реформы в разных сферах государственного управления (политической, экономической, социальной, региональной) взаимодополняют друг друга. Обращает на себя внимание то, что в значительном числе стран реформы государственного управления направлены на переоценку роли и сферы ответственности министерств и других органов власти, устранение конфликтов интересов, создание правил, обеспечивающих «прозрачность» законотворчества и движения активов государства, а также на улучшение судебной системы. В целом ряде стран реформы нацелены на развитие и повышение роли местных органов власти, борьбу с коррупцией, которая зачастую является причиной существования «непрозрачных» институтов и выработки неэффективной политики. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Формирование рациональной и эффективной системы государственного управления призвано прежде всего укрепить исполнительную власть, преодолеть многочисленные и негативные проявления слабости государства в управлении социально-экономическими процессами. Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. Что же лежит в основе формирования и функционирования органов государственного управления? Каковы ориентиры? С начала XX века исследования в области управления фокусировали внимание главным образом на поиске подходов, форм и методов рациональной организации и управления субъектами хозяйствования — предприятиями разного масштаба — как объектами, обладающими упорядоченной внутренней структурой, как целостными комплексами взаимосвязанных элементов. Основной Упор делался на индустриальные системы, хотя к концу XX века было проведено немало обобщений опыта и разработки закономерностей управления организациями непроизводственной сферы. Системный подход, проектное и матричное управление, институциональные теории открыли путь к выявлению и анализу особенностей построения и методов государственного управления. Особенно это коснулось организационных форм и методов управления государственными и межгосударственными программами, разработка и реализация которых постоянно расширяются. Отметим, что исследованием проблем государственного управления традиционно занимались юридические дисциплины — конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, предметом которых в данном случае является регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Несомненно, что совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает предпосылки для функционирования органов исполнительной власти. Однако все еще недостаточно изучены коренные свойства и механизмы собственно систем исполнительной власти, присущие им управленческие особенности. Разумеется, основные категории теории управления, принципы и типология организационных структур, система отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивация к труду и достижению установленных целей, методы обоснования и принятия решений и др. — все эти инструменты должны использоваться в деятельности органов исполнительной власти. В России функционирует система органов государственного управления (по данным на ноябрь 2002 г.): • федеральные министерства — 24 (без органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства); • государственные комитеты — 6; • федеральные комиссии — 2; • федеральные службы — 19; • российские агентства — 8 • федеральные надзоры — 2; • иные федеральные органы исполнительной власти — 5. • Главное управление специальных программ Президента РФ; • Государственную техническую комиссию при Президенте РФ; • Управление делами Президента РФ; • Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; • Комитет РФ по финансовому мониторингу. На рис. 34.2 представлена классификация государственных органов, различающихся по разным критериям — форме деятельности, принципу разделения властей, иерархии, срокам полномочий, порядку осуществления компетенции и т.д. Рис. 34.2. Классификация государственных органов На практике недостатком организации исполнительной власти часто является неупорядоченность, а в отдельных случаях и противоречивость организационно-правового статуса органов государственного управления, их структурных подразделений, подведомственных организаций и коллегиальных образований. Вред Делу приносят параллелизм и дублирование задач и функций, выполняемых отдельными органами управления, службами и подразделениями. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда работников аналогичных организационных структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организационных звеньев. В целях преодоления негативных тенденций необходимо предусмотреть в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев в деятельности правительственных органов. Важно четко разграничить функции и ответственность, устранить дублирование и параллелизм, обеспечить безусловную исполнительскую дисциплину. Должно быть налажено постоянное и эффективное организационное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления, неукоснительное выполнение принимаемых решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, консультативных, экспертных и других органов. Органы исполнительной власти на федеральном уровне (с позиций скоординированного руководства) группируются по следующим однородным или близким по задачам основным блокам: • обеспечения государственного суверенитета страны (оборона, внутренние и иностранные дела, юстиция, безопасность); • социальной политики (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, печать и информация); • экономического регулирования (финансы, экономика, внешнеэкономические связи, управление государственным имуществом, труд и занятость, антимонопольная политика и поддержка предпринимательских структур, налоговая служба и др.); • структурной и инвестиционной политики (промышленность, строительство, транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, сельское хозяйство, наука и техническая политика); • ресурсов (природные ресурсы и экология, материальные ресурсы и торговля, государственные резервы, геология и использование недр). Ключевыми при проведении реформ экономики являются блоки структурной и инвестиционной политики, ресурсов. Состав министерств в этих блоках, объем и широта выполняемых ими задач и функций находятся в прямой зависимости от решения вопроса о разделении функций государственного и хозяйственного управления в государственном секторе, а также от уровня и масштабов интеграции организационных структур различных форм собственности. К настоящему времени сформировались организационно-правовые формы хозяйственной деятельности (финансово-промышленные группы, концерны, холдинговые объединения), способные взять на себя функции хозяйственного руководства предприятиями. Состав функций органов государственного управления в укрупненном виде может быть представлен следующим образом: формирование и финансирование инвестиционных и структурных программ, кадровая политика в отношении высшего руководства государственных предприятий различных типов, участие в коллегиальных органах управления хозяйственных организаций, обеспечение функционирования государственной контрактной системы, реализация межправительственных соглашений и связей с международными организациями. Важным элементом построения системы органов исполнительной власти является обеспечение их координации путем создания постоянных и временных советов и межведомственных комиссий. В задачи советов и комиссий могут входить решение вопросов, относящихся к совместной компетенции министерств и ведомств, выполнение экспертных, аналитических и совещательных функций, функций межведомственной координации. На данном этапе особую важность приобретает организация деятельности отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти в отношении развития предпринимательства. В этой связи необходимо обеспечить: • соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуществления промышленной, инвестиционной и научно-технической политики; • эффективное организационное взаимодействие центральных и региональных органов власти в связи с выполнением задач по поддержке предпринимательства; • отделение функций государственного управления и регулирования от хозяйственных функций с учетом изменения структуры собственности и новых форм хозяйственного управления; • надежность и устойчивость структуры государственного управления, отлаженность всех рычагов поддержки предпринимательства. В качестве примера рассмотрим организационное построение одного из федеральных органов — Министерства энергетики РФ. Организационная структура управления данного министерства нацелена на выполнение регулирующих функций при решении текущих задач и определение перспектив реформирования и развития отрасли. Основной принцип построения министерской структуры заключается в том, что она разделена на две части: 1) оперативно-диспетчерский блок управления отраслями; 2) блок перспективного стратегического развития. Оперативно-диспетчерский блок управления отраслями представляет собой механизм управления топливно-энергетическим комплексом с департаментами: геологическим, нефтегазовым, угольным, электроэнергетическим. Особое место занимает Госэнергонадзор. Это необходимо с точки зрения энергетической безопасности государства. Основа всего оперативного блока — департамент топливно-энергетических ресурсов и управление балансов топливно-энергетических ресурсов, несущее ответственность за сбалансированность рынка топливно-энергетических ресурсов в каждом регионе. Основа блока перспективного стратегического развития — департамент информационно-аналитического обеспечения и стратегического планирования. В период, когда вся собственность топливно-энергетического комплекса находилась в руках государства, оно могло управлять отраслями этого комплекса только директивным способом. В настоящее время, когда в нефтяном комплексе приватизация практически завершается и государственная собственность «сжимается» до минимума, на первый план выходит новый стратегический подход: в собственности государства должна остаться только сфера естественных монополий. Другие виды собственности требуют принципиально иных методов регулирования. Блок перспективного стратегического развития призван заниматься выработкой новой рыночной системы регулирования. И главным здесь становится сбор информации, ее анализ и планирование. В этом блоке имеется департамент координации проектов Федеральной программы энергосбережения и энергетической политики. С этим департаментом взаимодействует управление научно-технического прогресса, координирующее работу многочисленных отраслевых научно-исследовательских институтов. В этом же блоке находятся подразделения, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Направления их работы обусловлены возрастающей значимостью таких проблем, как определение экономических интересов государства по отношению к топливно-энергетическим ресурсам, освоение российскими компаниями мирового рынка, вопросы межправительственного сотрудничества. Вторая часть внешнеэкономических подразделений ориентирована на привлечение инвестиций в Россию и «сопровождение» инвестиционных проектов. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Специального рассмотрения требует вопрос о государственных функциях, их характере и наборе, распределении между органами и по уровням управления. Формирование функций происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, нравственного и культурного уровня общества, профессионализма государственных структур и др. В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели, задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации собственно государственных функций и т.д. Каждая функ- ция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает цели и задачи государства: чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен и переходных состояний. Система органов государственной власти формируется с целью организованного и скоординированного выполнения функций, классификация которых приводится ниже. К внутренним относят следующие функции: политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Внешние функции включают интеграцию в мировую экономику, оборону страны, поддержку мирового порядка, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.). По уровням федеративного устройства функции государственного управления распределяются следующим образом (табл. 34.1). Таблица 34.1
|