Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический анализ религии





Чтобы изучить религиозные представления, социологи задействовали несколько теоретических парадигм; каждая из них по-своему трактует то, как религия фор­мирует социальную жизнь.

Функции религии: структурно-функциональный анализ

Согласно Дюркгейму, само существование общества и его власть превышают рам­ки жизни человека (Durkheim, 1965; 1-е изд. — 1915). Иными словами, само обще­ство «богоподобно» и не исчезает со смертью своих членов, бытие которых оно формирует. Таким образом, люди вовлекаются в религиозную жизнь, чтобы про­славлять вызывающую трепет власть общества, к которому они принадлежат.

Соответственно люди во всех уголках земного шара трансформируют некото­рые предметы повседневной жизни в священные символы их коллективной жиз­ни. Члены технологически примитивных обществ «назначат!i на эту роль» тотемы {объекты природного мира, сообща определенные как священные). Тотем (которым может быть животное или выполненное рукой мастера произведение искусства) ста­новится центральной фигурой ритуала, символизирующей власть коллективной жизни над любым человеком. Американский флаг играет в США роль квазисвя­щенного тотема. Его нельзя использовать, например, в качестве одежды; также недопустимо, чтобы он касался земли.

Точно так же и надпись на денежных купюрах «Мы верим в Бога» (появивша­яся в 1860-е гг. во времена Гражданской войны), означает, что американцы связа­ны общей верой. Ощущение сплоченности создается и благодаря тотемному сим­волизму, связанному с местными спортивными командами — от Patriots (Новая Англия) до Buckeyes (университет штата Огайо) и 49ers (Сан-Франциско).

Почему религиозный аспект социальной жизни столь важен? Дюркгейм гово­рит о трех основных функциях религии, имеющих принципиальное значение для общества.

1. Социальная сплоченность. Религия объединяет людей с помощью общих


правила «честной игры», благодаря которым становится возможной органи­зованная жизнь общества.

2. Социальный контроль. Во всех обществах религиозные идеи служат усиле­нию конформизма. Многие культурные нормы — особенно касающиеся бра­ка и рождения детей — получают в социуме религиозное оправдание. Рели­гия наделяет легитимностью даже политическую систему. Хотя лишь неко­торые из современных политиков утверждают, что власть дана им Богом (как это было несколько веков тому назад), многие публично просят Божьего бла­гословения, тем самым подчеркивая нравственность и благочестивость сво­их помыслов.

3. Придание смысла человеческой жизни. Вера дает утешительное чувство, что, хотя земная жизнь человека коротка, она служит высшей цели. Люди, чей дух укреплен верой, менее склонны впадать в отчаяние от житейских невзгод. Именно поэтому религиозные обряды касаются важнейших собы­тий, в том числе рождения, брака и смерти.

Критическая оценка. Согласно структурно-функционатьной парадигме Дюрк-гейма, религия — это коллективная жизнь общества. Однако данный подход пре­уменьшает роль некоторых проблем, связанных с религией, особенно того, что ре­лигиозный фанатизм способен привести к социальным конфликтам. Так, на заре средневековья религиозные убеждения стали импульсом к началу крестовых по­ходов — войн между христианами Европы и мусульманами за Святую Землю, ко­торую представители обеих религий считали священной. Конфликт между мусуль­манами, иудеями и христианами и по сей день является источником политической нестабильности на Ближнем Востоке. Не угасают конфликты на религиозной по­чве между протестантами и католиками в Северной Ирландии, не стихают столк­новения в Алжире, в Индии, в Шри-Ланке и в других странах и регионах. Иными словами, многие народы вступали в войны, прикрываясь именем Бога, и не прихо­дится сомневаться, что в истории человечества религиозные доктрины спровоци­ровали больше насилия, чем социальное расслоение.

Конструирование священного: парадигма символического интеракционизма

С точки зрения символического интеракционизма религия (как и все общество в целом) социально сконструирована (хотя, возможно, и не без участия божествен­ных сил). Благодаря различным ритуалам — от ежедневных молитв до таких рели­гиозных праздников, как христианская пасха и иудейский пейсах, — граница меж­ду мирским и священным становится отчетливее. Кроме того, как отмечает Питер Бергер, когда люди соотносят свои краткие жизни, подверженные ошибкам, с не­коей «космической системой координат», они обретают «видимость полной без­опасности и стабильности» (Berger, 1967, pp. 35-36).

Хорошим примером служит брак. Если два человека считают его всего лишь контрактом, ничто не мешает им разорвать узы, когда они этого пожелают. Когда же супруги верят в брак, заключенный «на небесах», узы супружества накладыва­ют значительно более сеоьезные обязательства. Действительно, чем более религи-


618 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 619


 


озны люди, тем менее они склонны к разводам. Эту мысль можно сформулировать так: когда люди оказываются в неопределенной или угрожающей жизни ситуации (болезни, войны или стихийные бедствия), они обращаются к священным для них символам.

Критическая оценка. Как утверждается парадигмой символического интерак-ционизма, религия прячет повседневную жизнь под «священный покров» высше­го смысла (Berger, 1967). Разумеется, добавляет Бергер, чтобы сакральное прида­ло высший смысл всему и стабилизировало общество, от людей требуется не обра­щать внимания на структурированный характер общества. В конце концов, много ли сил может дать вера, если воспринимать ее лишь как стратегию переживания трагедий? Кроме того, этот анализ на микроуровне не учитывает связи религиоз­ных представлений с социальным неравенством, о чем и будет сказано далее.

Неравенство и религия: анализ с позиции социального конфликта

В центре парадигмы социального конфликта стоит вопрос о поддержке, которую религия оказывает социальной иерархии. Как считал Карл Маркс, это служит инте­ресам правящей элиты, потому что таким образом утверждается правомочность су­ществующего порядка и отвлекается внимание народа от социального неравенства.

Например, даже сегодня британский монарх является одновременно и фор­мальной главой англиканской церкви — доказательство существования тесной связи между религиозными и политическими элитами. Это фактически означает, что стремление к политическим переменам одновременно предполагает оппози­цию церкви. Религия также вдохновляет людей на то, чтобы с надеждой ожидать, когда они окажутся «в лучшем из миров», и свести к минимуму социальные про­блемы этого мира. Хорошо известно следующее определение религии, данное Мар­ксом: «...вздох облегчения угнетенного человека, сентиментальность бессердечно­го мира и душа бездушных условий. Религия есть опиум для народа» (Marx, 1964b, р. 27; первое изд. — 1848).

Религию и социальное неравенство связывает тендер. Практически все важней­шие мировые религии патриархальны.

В течение многих веков могущественные христианские государства Западной Европы оправдывали свою колониальную политику в отношении народов Афри­ки, Латинской Америки и Азии «обращением» язычников. В южных штатах Аме­рики церковь защищала рабство негров, утверждая, что такова воля Божья. И по­ныне религиозная сегрегация не преодолена. По словам афроамериканской писатель­ницы Майи Анджелоу, «в воскресенье, в 11.30 утра, Америка более сегрегирована, чем в любой другой день и час недели»'.

Критическая оценка. Анализ религии с позиции социального конфликта вы­являет ее способность утвердить социальное неравенство. В то же самое время ре­лигиозные представления благоприятствуют достижению равенства. Например, в США в XIX в. группы верующих оказались на переднем крае борьбы за отмену рабства. В 1950-е и 1960-е гг. религиозные организации, возглавляемые преподоб-

Поссщение воскресных полуденных богослужений — основная форма участия в религиозной жизни

-....Л,........................................... --------- ~................................................ /-1ГТ Л ГТ................ „..................................... ...'Л


ным Мартином Лютером Кингом-младшим и другими, образовали ядро движения за гражданские права. В 1960-е и 1970-е гг. многие религиозные деятели активно выступали против войны во Вьетнаме, а некоторые, как станет ясно из дальнейше­го изложения, оказали определенную поддержку революционным преобразовани­ям, имевшим место в Латинской Америке и в других странах.

Date: 2015-12-13; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию