Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы религиозных организаций





По мнению социологов, сотни различных религиозных организаций, действующих в США, образуют континуум, с церковью на одном полюсе и сектой — на другом. Обнаружив для любой из религиозных организаций ее место, можно дать ей опи­сание в зависимости от проявленности двух типов — церкви или секты.

Церковь

Основываясь на идеях своего учителя Макса Вебера, Эрнст Трёльч определил цер­ковь как тип религиозной организации, успешно встроенной в общество как тако­вое. Организации, подобные церкви, обычно «живут» веками, и их членами явля­ются представители многих поколений одних и тех же семей. В церкви действуют четко установленные нормы и правила; священнослужителями же выступают люди, специально подготовленные для этого и соответствующие требованиям, предъявляемым к посвященному в духовный сан.

Хотя церковь связана с сакральным, она старается не отрываться и от мирских проблем, что делает ее привлекательной в глазах многих людей. Церковная догма­тика свидетельствует о Боге рационалистически (например, говоря о необходимо­сти добра); предпочтение отдается не конкретным правилам повседневной жизни, а общим нормам нравственности («относись к ближним так же, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»). Проповедуя нравственность, священнослужители избегают обсуждения социальных тем. Например, многие конгрегации могут про­славлять единение всех людей, это не мешает тому, что прихожанами оказывают­ся только белые. Подобная двойственность сводит конфликт между церковью и обществом к минимуму (Troeltsch, 1931).

11 декабря, Касабланка (ЛАарокко). Т^олны :/[упланическо го океана разбиваются о стены стоящей на саллол1 берегу красивейшей мечети, по общему лшению — самой большой в лшре. Щочное небо рассекает зеленый лазерный луч. исхо­дящий из самой верхней точки вздыллающегося в вышину здания и указываю­щий на востоктуда, где находится АЛекка, священный для всех льусульман


_______________________________________________________________ Глава 18. Религия 521

город, к котороллу они. опустившись на колени, обращают свои люлитвы. Нто-бы собрать деньги на сооружение этого люнументального храма, король сКассан ОЧ, глава государства и духовный лидер, обложил налоголс каждого из своих подданных, поскольку все они осрищиально считаются лщеульманалш. Этот пример государственной религии резко контрастирует с американс­кими представлениялш об отделении церкви от государства.

Церковь может функционировать либо вместе с государством, либо независи­мо от него. Государственная церковь — церковь, официально объединенная с госу­дарством. Примером ее может служить ислам в Марокко. Государственные рели­гии существовали всегда. На протяжении веков католицизм был официальной религией Римской империи, а конфуцианство вплоть до начала XX в. оставалось таковым в Китае. Сегодня англиканская церковь является официальной в Вели­кобритании, а ислам — в Пакистане и Иране. Церковь, имеющая государственный статус, считает всех членов общества своими прихожанами, что создает почву для религиозной нетерпимости. Деноминация, напротив, — церковь, независимая от государства, принимающего религиозный плюрализм. Деноминации существуют в тех государствах, где церковь формально отделена от государства, в том числе в США, где существуют десятки христианских конфессий, включая католицизм, баптизм, методистскую церковь и лютеранство, а также различные течения иуда­изма, ислама. Члены одной деноминации исповедуют свою собственную веру, но они считают, что у других есть право не соглашаться с ними.

Секта

Секта — тип религиозной организации, стоящей особняком от общества в целом. Члены секты имеют твердые религиозные убеждения и отказывают другим в пра­ве иметь взгляды, отличные от их собственных. Как правило, для членов секты религия является не просто одним из аспектов существования, а образом жизни. Поэтому в некоторых случаях члены секты порывают с обществом все связи, что­бы ничто не мешало им полностью посвятить себя отправлению религиозных об­рядов. Так, в полной изоляции пребывают амиши — секта в Северной Америке (Kraybill, 1994). Поскольку культура США считает религиозную терпимость од­ной из добродетелей, членов сект, утверждающих, что только они исповедуют ис­тинную веру, нередко упрекают в ограниченности.

Секты — менее формальные организации, чем церкви. Так, поведение сектан­тов бывает непредсказуемым и весьма эмоциональным, в то время как прихожане обычно лишь внимают священнослужителям. Секты также отрицают излишнюю рационализацию религиозных представлений и обращают основное внимание на личное переживание человеком божественной власти. Родни Старк противопос­тавляет церковное видение находящегося далеко Бога («Отче наш, иже еси на не-бесех») более непосредственному видению, присущему сектам («Господи, благо­слови этого несчастного грешника, стоящего сейчас перед Тобой на коленях») (Stark, 1985; р. 314).

Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Чем более похожа организация на церковь, тем вероятнее, что ее духовные лидеры специаль­но подготовлены и возведены в сан священнослужителя. Секты, которые про-


622 Часть IV. Социальные институты


Глава 18. Религия 623


 


славляют личное ощущение Бога, предполагают, что лидеры смогут передать свой эмоциональный опыт и обладают божественным вдохновением. Оно называется харизмой (отдревнегреч. «милость, божественный дар») — исключительными лич­ными качествами, способными превратить аудиторию людей в последователей.

Как правило, секты образуют группы, отколовшиеся от признанных религиоз­ных организаций (Stark & Bainbridge, 1979). Благодаря своей чрезмерной эмоци­ональности и неформальной структуре секты менее стабильны, чем церкви, и многие из них исчезают с горизонта, не успев «возникнуть». Секты, которые «выживают», обычно становятся более похожими на церковь; становятся более формализованны­ми и структурированными организациями.

Чтобы число их последователей не уменьшалось, многие секты активно рекру­тируют, или привлекают на свою сторону, новых членов. Поэтому высоко ценится опыт обращения — личной трансформации, или религиозного перерождения. Так, свидетели Иеговы в надежде на привлечение адептов активно пропагандируют свою веру.

И наконец, секты и церкви отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Поскольку твердо укоренившиеся церкви более тесно связаны с об­ществом, они склонны привлекать в число своих прихожан людей с высоким со­циальным статусом. В отличие от церквей секты привлекают преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и саморе­ализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аут­сайдерами.

Культ

Культ — это религиозная организация, находящаяся в основном вне культурных традиций общества. В то время как большинство сект вырастают из традицион­ных религиозных организаций, культ обычно складывается вокруг фигуры ли­дера, обладающего чрезвычайно сильной харизмой; тот выступает с таким убе­дительным призывом начать новую и совершенно другую жизнь, что противосто­ять ему невозможно. В США существует около 5000 разных культов (Marquand & Wood, 1997).

Поскольку некоторые принципы или обычаи таковых организаций нетрадици­онны, распространено мнение, будто они представляют собой отклонение от нор­мы или даже порождение дьявола. Смерть свыше 80 приверженцев культа в г. Вако (штат Техас) в 1993 г. и самоубийство 39 сторонников культа «Небесные Врата» (штат Калифорния) в 1997 г. (людей, утверждавших, что смерть — путь к лучшей жизни, возможно, в обществе пришельцев из других Галактик) подтвердили об­основанность негативного общественного мнения. Другими словами, как полага­ют некоторые специалисты, назвать какое бы то ни было религиозное сообщество «культом» — равнозначно тому, чтобы назвать его членов ненормальными (Richard­son, 1990; Shupe, 1995; Gleick, 1997).

Приходится лишь сожалеть, что о культах сложилось весьма нелестное мне­ние, ибо, по сути, в этих религиозных организациях нет ничего дурного. Многие

ПеТТМПТИ Г МППГППР1ГПНПЙ ИГТППНРМ RTrnmu^a vnnrn.i:iurTcn ИГЛЭА.1 м Mwnaini.i рт.


никали именно таким образом. Разумеется, большинство культов недолговечно. Одна из причин этого заключается в том, что общество критикует их сильнее, чем секты. Многие культы требуют от своих членов не только принятия доктрин, но и радикального изменения образа жизни. Подобные требования иногда воспри­нимаются со стороны как идеологическая обработка («промывание мозгов») их членов, хотя результаты исследований свидетельствуют: психике многих сторон­ников культов принадлежность к таковым не принесла никакого вреда (Barker, 1981; Kilbourne, 1983).

Date: 2015-12-13; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию