Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое применение социологического подхода





Применение социологического подхода на практике не вызывает никаких сложно­стей, когда мы встречаем людей, отличных от нас: они каждый раз невольно напоми­нают, что наша индивидуальная жизнь формируется обществом. Однако посмотреть на мир с социологической точки зрения помогают и две другие возможные ситуа­ции: когда человек живет как маргинал или в условиях социального кризиса.

Социология и социальная маргинальность

Время от времени каждый ощущает себя «аутсайдером». Однако для некоторых категорий людей быть аутсайдером — не входить в господствующую группу — обычное дело, повседневное состояние. Чем очевиднее социальная маргинальность людей, тем в больше мере они способны использовать социологический подход.

Так, ни один афроамериканец не вырастает в США, не осознав значения расо­вой принадлежности. Однако белые, составляя господствующее большинство, реже задумываются о расе, полагая, что она имеет отношение не к людям как тако­вым, а только к цвету их кожи. В каком-то смысле «аутсайдерами» являются так-

1 Сквоттеры (от англ. to squat - селиться па чужом земле) - люди, самовольно селящиеся и пустую-


же женщины, геи, инвалиды и престарелые люди. Те, кто находятся на обочине со­циальной жизни, осознают такие социальные явления, о каких редко задумыва­ются остальные. Следовательно, чтобы лучше усвоить социологический подход, нужно отказаться от привычного представления и посмотреть на свою жизнь под другим углом зрения.

Социология и социальный кризис

Любого из нас периоды перемен или кризиса способны выбить из колеи и заста­вить обратиться к социологическому подходу. Американский социолог К. Райт Миллс (Mills, 1959) показал это на примере Великой депрессии 1930-х гг. Когда уровень безработицы достиг 25%, безработные оказались бессильны что-либо сде­лать, но винили в происходящем общество. Они не говорили: «Со мной творится что-то неладное, мне не найти работу»; их оружием невольно стал социологический подход, позволивший им понять: «Экономика рухнула; работы не найти, потому что ее нет!»

Однако не только социальные изменения стимулируют социологическое мыш­ление, но и наоборот: второе порождает первые. Чем больше мы узнаем, как рабо­тает «система», тем остре наше желание ее каким-либо образом изменить. Так, ко­гда выяснилась роль тендерной принадлежности, многие мужчины и женщины ста­ли активно устранять традиционные различия, вызванные тендерными ролями.

Иными словами, введение в социологию — это приглашение научиться по-но­вому увидеть привычные паттерны социальной жизни. Но стоит ли соглашаться на это? В чем же состоят практические преимущества обращения к социологиче­скому подходу?

Преимущества социологического подхода

В нашей повседневной жизни обращение к социологическому подходу дает ряд преимуществ:

1. Социологический подход помогает нам оценить истинность здравого смыс­ла. Мы полагаем многие вещи само собой разумеющимися, однако это вовсе не делает их по-настоящему истинными. Хорошим, уже приведенным выше, примером является представление, согласно которому мы — свободные инди­виды, лично ответственные за свои жизни. Если считать, что человек — хозя­ин собственной судьбы, то легко приписать некое превосходство особо успеш­ным людям, а тех, чьи достижения намного скромнее, счесть ущербными. Со­циологический подход, напротив, побуждает нас сомневаться в истинности подобных убеждений, и в том случае, когда очевидно отсутствие таковой, — разбираться, почему же эти мнения столь прочно укоренены.

2. Социологический подход помогает нам оценить как возможности, кото­рые предоставляет нам жизнь, так и препятствия. Социологическое мыш­ление приводит нас к пониманию того, что в той игре, какой является жизнь, мы сами делаем ставки, но масть определяет общество. Чем больше мы вникаем в игру, тем лучшими игроками становимся. Социология позволяет

niinmoTT. UO чип Т5 1/1Л1 гЛпячПМ UTdfilJ зЛгЬрКТИПНРР ЛобиВЯТЬСЯ СВОИХ НвЛеЙ.


36 Часть!. Основы социологии


Глава 1. Социологический подход 37


 


3. Социологический подход позволяет нам быть активными членами обще­
ства.
Чем больше мы понимаем механизмы работы общества, тем более ак­
тивными гражданами становимся. Для кого-то это означает поддерживать
общество, каким оно является в настоящем; другие могут сделать попытку
изменить целый мир. Оценка любого аспекта социальной жизни — незави­
симо от того, какова ваша цель — означает выявление социальных сил и
оценку последствий их деятельности.

Ниже описываются возможности, которые предоставляет людям социоло­гический подход, как это видит Ч. Райт Миллс.

4. Социологический подход помогает нам жить в мире многообразия. Жите­
ли Северной Америки составляют всего 5% населения мира, и, как показано
в последующих главах, значительная часть остальных 95% живет совсем
иначе, чем мы. Однако обычно люди склонны считать свой собственный
образ жизни «правильным», «естественным», «лучшим». Социологический
подход побуждает нас критически оценивать относительные достоинства и
недостатки любого образа жизни, в том числе и нашего собственного.

Социология, политика и профессии

Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Социологи помогали формировать государственную политику и систему права, участвовали в решении вопросов, касавшихся десегрега­ции школ, перевозки школьников, порнографии и социального обеспечения. Напри­мер, работа Линор Вейцман (Weitzman, 1985), в которой рассматривались финан­совые трудности, возникшие у разведенных женщин, «оказала реальное влияние на государственную политику и привела к принятию в Калифорнии четырнадца­ти новых законов» (Weitzman, 1996; р. 538).

Кроме того, социологическое образование — хорошая подготовка к трудовой деятельности. Американская ассоциация социологов сообщает, что работа ее чле­нов востребована в сотнях профессиональных сфер, среди которых рекламный бизнес, банковское дело, уголовное судопроизводство, образование, управление, здравоохранение, связи с общественностью и научные исследования (Billson & Huber, 1993).

Большинство мужчин и женщин, которые в изучении социологии достигают высот, превышающих степень бакалавра, становятся преподавателями и иссле­дователями. Но все большее число профессиональных социологов работают в раз­ного рода прикладных областях. Например, клинические социологи работают с проблемными клиентами, как и клинические психологи. Правда, если психоло­ги фокусируются на индивиде, то социологи выискивают проблемы в сети его со­циальных связей. Еще одной разновидностью прикладной социологии являются оценочные исследования. В эпоху господства трезвого расчета администраторам приходится оценивать эффективность едва ли не всех программ и политических решений. Тогда особенно востребованными оказываются именно социологи — и в первую очередь тс, кто обладают навыками исследовательской работы (Deuts-


ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Социологическое воображение: превращение личных проблем в общественные вопросы

Возможности социологического подхода заключаются не только в изменении жизни отдель­ных людей, но и в трансформировании всего общества. По мнению Ч. Райта Миллса, причи­ной бедности и других социальных проблем является общество, а не личные промахи людей. Социологическое воображение объединяет людей с тем, чтобы они осуществили изменения путем трансформации личных проблем в общественные вопросы. В приводимой далее цитате' Миллс объясняет, почему необходимо социологическое вооб­ражение:

«Когда общество становится индустриальным, крестьянин превращается в рабочего; феодал сходит со сцены или становится бизнесменом. Когда классы расцветают или приходят в упа­док, человек либо имеет работу, либо нет; когда уровень капиталовложений увеличивается или уменьшается, человек либо повышает свое благосостояние, либо разоряется. Когда про­исходят войны, страховой агент становится ракетчиком, а служащий магазина - оператором радара; жена живет без мужа, а ребенок растет без отца. Ни историю общества, ни отдель­ную жизнь человека невозможно понять без понимания и того, и другого. И все-таки люди, как правило, не рассматривают переносимые тяготы с позиции историче­ских перемен... Благополучие, которым они наслаждаются, обычно не связывают с расцве­том и упадком общества, в котором они живут. Редко осознавая запутанную связь между со­бытиями своей собственной жизни и ходом мировой истории, люди обычно и не подозрева­ют, что эта связь значит для их будущего и для осуществления истории, частью которого они могут быть. Они не обладают тем качеством ума, благодаря которому возможно понять вза­имодействие между людьми и обществом, биографией и историей, отдельным «я» и миром... Что им нужно... так это качество ума, которое поможет [увидеть]... что происходит в мире и... что, быть может, творится в них самих. Именно это качество... можно назвать социологиче­ским воображением».

Источ ник: Mills, 1 9 59; рр.3-5) _______________________________________________________

Истоки социологии

Подобно «выборам», которые делают индивиды, крупные исторические события редко происходят сами по себе. Социология вызвана к жизни могущественными социальными силами.

Социальные перемены и социология

Поразительные трансформации, произошедшие в XVIII и XIX столетиях, рази­тельно изменили европейское общество. На развитие социологии повлияли три фактора: рост промышленной экономики, основанной на фабричном производстве; стремительный рост городов и новые идеи демократии и политических прав.

В этом отрывке Миллс пользуется слоном «человек» (man — «человек, мужчина». — Примеч. ие­рее.) и местоимениями мужского рода применительно к людям вообще. Обратите внимание, что даже в такой откровенной критике общества, какую дал Миллс, все, что касается тендерной иринад-


Часть I, Основы социологии


Глава 1. Социологический подход 39


 


Новая промышленная экономика. В период европейского Средневековья боль­шинство людей возделывало землю около своего дома или работали на мелких ма­нуфактурах (от лат. «делать вручную»). Но к концу XVIII в. изобретатели открыли новые источники энергии — мощь льющейся воды, а потом и пара, что помогло при­вести в действие огромные машины, установленные на заводах и фабриках. Если до этого рабочие трудились на дому или небольшими группами, то теперь они превра­тились в часть огромной и безымянной рабочей силы, работающей на чужих людей — владельцев предприятий. Это изменение в системе производства разъединило семьи и ослабило традиции, веками управлявшие жизнью общины.

Рост городов. По всей Европе промышленные предприятия привлекали людей, нуждавшихся в работе. Параллельно с этим развивался и обратный процесс — ого­раживания. Землевладельцы отвоевывали все больше и больше земель, превращая фермы в овечьи пастбища, потому что овцы давали шерсть для текстильных фаб­рик, бурно развивавшихся в то время. Оставленные без земли, фермеры-арендато­ры покидали село в поисках работы на новых предприятиях.

Когда города выросли до невиданных размеров, новоявленные горожане столк­нулись с нарастающими социальными проблемами, в том числе с загрязнением окру­жающей среды, преступностью и бездомностью. Проживая на улицах, наводненных чужими друг для друга людьми, они приспосабливались к незнакомой, обезличен­ной социальной среде.

Политические изменения. В Средние века люди воспринимали общество как установленное Богом: монархи считали себя «помазанными на царство», и каждо­му человеку, какую бы он ни занимал ступень на социальной лестнице, свыше пред­назначено было сыграть свою роль. Этот теологический взгляд на общество отраж-ден в строках из старого англиканского гимна «Все ясно и прекрасно:

Богач в своем замке, Бедняк в своей хижине, Бог их возвышает и смиряет, И предписывает их положение.

Однако очень скоро экономическое развитие и стремительный рост городов по­родили новые политическйёТгдеи. Приблизительно к 1600 г. прежние устои были Подвергнуты энергичным нападкам. В трудах Томаса Гоббса (1588—1679), Джона Локка (1632—1704) и Адама Смита (1723—1790) центр переместился с морального долга людей перед Богом и правителями к идее о том, что человеку надо преследо­вать собственные интересы. В новой политической атмосфере философы заговори­ли о свободе личности и правах индивида. Вторя Локку, американская «Декларация независимости» гласит, что каждый человек обладает «определенными неотъемле­мыми правами», включая «право на жизнь, свободу и поиски счастья».

Французская революция, начавшаяся в 1789 г., явилась символом этого драма­тического разрыва с прежней политической и социальной традицией. Алексис де Токвилль (1805-1859), социальный мыслитель, заявил, что изменения в обществе, произведенные французской революцией, означали «не что иное, как возрождение всего человеческого рода» (Tocqueville, 1955; р. 13; 1-е изд. — 1856).

Новое общественное сознание. Огромные предприятия, разрастание городов,


свое окружение. Когда оказалась расшатанной прежняя социальная почва, в Анг­лии, Франции и Германии (именно там, где перемены были наиболее значитель­ными) родилась новая дисциплина — социология.

Date: 2015-12-13; view: 1772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию