Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологический подходСоциология — это систематическое изучение человеческого общества. Сердцеви- Способность увидеть общее в частном Питер Бергер (Berger, 1963) понимал под социологическим подходом умение видеть общее в частном. Он считал, что социологи выявляют общие образцы в поведении отдельных людей. Хотя каждый человек уникален, общество понуждает людей действовать тем или иным образом — например, увлекаться спортивными состязаниями. Кроме того, в любой отдельно взятой стране оно по-разному воздействует на различные категории людей (на женщин, например, иначе, чем на мужчин; на богатых не так, как на бедных, и на детей — не как на взрослых). Мы переходим к социологическому мышлению, когда осознаем, каким образом общие категории, под которые мы подпадаем, формируют наш частный жизненный опыт. В этой книге исследуется способность общества предопределять наши мысли, чувства и действия. Люди с высоким уровнем доходов, например, имеют обыкновение увлекаться дорогостоящими видами спорта (допустим, горнолыжным), тогда как люди с низким уровнем доходов предпочитают менее затратные виды (бейсбол и баскетбол). Другими словами, выходцы из более благополучной социальной среды склонны придерживаться уверенного и оптимистического взгляда на свою жизнь. Это вовсе не удивляет, если понять, что преимущество их положения обеспечено большими возможностями и лучшими подготовкой и навыками.
Социологический взгляд на мир заставляет нас осознать и важность тендера. Как говорится в главе 13 («Тендерная стратификация»), каждое общество определяет важность принадлежности к мужскому или женскому полу, предоставляет 26 Часть I. Основы социологии Глава 1. Социологический подход 27
мужчинам и женщинам разную работу и возлагает на них различные семейные обязанности. В этом отношении оно вновь оказывает на нас влияние на прояже-нии жизни, внушая, что определенные виды спорта, образование и карьерные цели соответствуют тому или иному полу. Способность увидеть необычное в банальном На первых порах применение социологического подхода равнозначно умению видеть необычное в банальном. Это вовсе не означает, что социологи фокусируются на эксцентричных элементах общества. Социологическая направленность ума означает отказ от расхожей идеи, будто поведение человека попросту обусловлено его решением что-то предпринять. Нет, социологический подход ратует за непривычное представление, согласно которому общество формирует наши жизни. Для жителей Северной Америки, которым свойствен дух индивидуализма, научение распознавать механизмы, через которые общество влияет на нас, потребует некоторой тренировки. Представим, что кто-то спросил у вас, почему вы «избрали» для себя именно тот колледж, где вы учитесь. В ответ вы смогли бы указать одну из следующих причин: «Я хотел остаться поближе к дому». «Я получил стипендию баскетболиста». «С дипломом журналиста, который здесь получу, я смогу найти хорошую работу». «Здесь учится моя подружка». «Мне не удалось попасть в институт, в котором я действительно хотел бы учиться». Подобные ответы вполне правдивы. Но высказана ли в них вся правда? Рассматривая сам факт посещения студентом колледжа с социологической точки зрения, можно для начала вспомнить, что во всем мире лишь 5 человек из 100 получают высшее образование. И в США всего лишь столетие назад для большинства населения вопрос об учебе в колледже не был актуален. Если сегодня окинуть взглядом аудитории, становится очевидным, что социальные силы по-прежнему значительно влияют на то, кто учится в колледжах. Типичные их студенты в США — молодые люди, преимущественно в возрасте между 18 и 24 годами. Почему это так? Да потому, что в нашем обществе именно этот период жизни связан с посещением колледжа. Впрочем, значение имеет не только возраст, поскольку закончить вуз удается менее чем половине всех поступивших в него юношей и девушек. Еще одним фактором являются способность оплатить обучение. Так как высшее образование — удовольствие не из дешевых, студентами чаще всего оказываются выходцы из семей, чьи доходы превышают средние. Как разъясняется в главе 19 («Образование»), если вам повезло жить в семье, годовой доход которой превышает $75 тыс., вероятность того, что вы будете студентом колледжа, в 3 раза больше по сравнению с тем, кто происходит из семьи с годовым доходом ниже $20 тыс. В этом и кроется одна из причин того, что в числе людей, «избравших» для себя учебу в колледже, ппонент белых выше ffi.3%Y чем аЛпоамепиканнев f 59%Y Индивидуальность в социальном контексте Чтобы осознать способность общества формировать индивидуальный выбор, задумайтесь над количеством детей, которых рожают женщины. В США, как видно из карты мира 1.1, на среднестатистическую женщину за всю ее жизнь приходится меньше двух детей1. В Индии, однако, в среднем на одну женщину приходится 3 детей; в Южной Африке — около 4; в Камбодже — около 5; а в Нигерии — около 7. Почему же возникают эти разительные отличия? Как объясняется в последующих главах, женщины, живущие в бедных странах, реже получают школьное образование и располагают меньшими экономическими возможностями; они по преимуществу ведут домашнее хозяйство и реже пользуются контрацептивами. Понятно, что общество во многом определяет выбор мужчин и женщин, касающийся деторождения. Власть общества над самым сокровенным выбором человека иллюстрируют и другие данные, связанные со случаями самоубийств. Действительно, что еще может быть столь же личным выбором, как решение покончить с собственной жизнью? Но Эмиль Дюркгейм (1858-1917), один из пионеров социологии, показал, что силы общества не дремлют даже в случае, казалось бы, сугубо частного акта самоуничтожения. Анализируя официальную хронику в своей родной Франции, Дюркгейм обнаружил, что для некоторых категорий лиц сведение счетов с жизнью — явление более характерное, чем для других. Среди протестантов, состоятельных людей и тех, кто не состоял в браке, процент самоубийств был значительно выше, чем среди женщин, католиков, иудеев, бедняков и семейных граждан. Дюркгейм объяснил различия в терминах социальной интеграции: среди людей, имеющих прочные социальные связи, количество самоубийств невелико, тогда как среди отличающихся большим индивидуализмом — высоко. В том обществе, которое изучал Дюркгейм, доминировали мужчины, пользовавшиеся, конечно же, большей свободой, чем женщины. Однако свобода, несмотря на свои очевидные преимущества, также способствует и социальной изоляции, а потому — росту числа самоубийств. Подобным же образом протестанты оказались более склонными к суициду, чем католики и ортодоксальные иудеи, чьи ритуалы позволяли установить более прочные социальные связи. У состоятельных людей свободы гораздо больше, чем у бедных, — но она, опять-таки, дается ценой более высокого процента самоубийств. Наконец, можете ли высказать, почему для одиноких людей риск суицидов выше, чем для семейных? Анализ Дюркгейма точен и спустя столетие (Thorlindsson & Bjarnason, 1998). На рис. 1.1 показана частота самоубийств для четырех категорий населения Соединенных Штатов. 1 Является ли деторождение исключительно вопросом личного выбора? Если посмотреть на мир в целом, становится ясно, что это вовсе не так. У женщин из бедных стран бывает намного больше детей, чем у тех, кто живет в богатых государствах. Можете ли вы указать какие-нибудь причины столь глобального различия? Другими словами, это означает: родись вы (и не важно, мужчина вы или женщина) в другом обществе, то вели бы жизнь, совершенно отличную о той, какая у вас сейчас. Рис. 1.1. Показатель смертельных исходов, вызванных попыткой самоубийства, подсчитанный для представителей различных полов и рас в США. Источник: U. S. National Center for Health Statistics, 2000 Цифры отражают число смертей, вызванных попыткой самоубийства, на 100 тыс. человек для каждой категории людей (статистические данные за 1998 г) В 1998 г. было зарегистрировано 12,4 самоубийств на каждые 100 тыс. белых граждан, что вдвое превышает показатель среди афроамериканцев (5,7). У последних число самоубийств среди мужчин (10,2) было почти в 6 раз выше, чем среди женщин (1,8). По логике Дюркгейма, более высокие показатели суицидов среди белых людей и мужчин отражают тот факт, что последние обладают большими достатком и свободой; низкие же показатели среди женщин и цветных обусловлены ограниченностью их социального выбора. Таким образом, как и во времена Дюркгейма, мы наблюдаем общие образцы в частных поступках отдельных индивидов.
|