Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе для студентов 6 курса лечебного факультета к занятию на цикле гастроэнтерология
Тема: Дифференциальный диагноз при синдроме мальабсорбции. Цель: Способствовать формированию умений по определению механизмов возникновения синдрома мальабсорбции различного генеза, возможностей клинической и инструментальной диагностики внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы и патологии тонкого кишечника (как основных причин мальабсорбции) и особенностей их интерпретации. Задачи: Обучить студентов составлению алгоритма диагностического поиска для пациентов с синдромом мальабсорбции; научить разрабатывать рекомендации по ведению и лечению больных с заболеваниями поджелудочной железы и тонкого кишечника. Студент должен знать: 1. До изучения темы: этиологию и патогенез синдрома мальабсорбции, современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции. Знать синдромологию поражений поджелудочной железы и тонкого кишечника, методы функциональной диагностики, позволяющие поставить диагноз. 2. После изучения темы: обоснование тактики ведения больного с мальабсорбцией и обоснование методов лечения и профилактики заболеваний поджелудочной железы и тонкого кишечника; студент должен представлять прогноз заболевания, сопровождающегося мальабсорбцией. Студент должен уметь: провести обследование пациента с синдромом мальабсорбции, определить уровень поражения и основную причину нарушения всасывания жизненноважных элементов, электролитов, витаминов, оценить данные полученных исследований, провести дифференциальный диагноз и поставить предварительный диагноз, принять решение о направлении больного к соответствующим специалистам, назначить лечение согласно состояния больного и установленного диагноза, а так же выполнить основные врачебные, диагностические и лечебные мероприятия при оказании первой врачебной помощи при наличии угрожающего жизни состояния больного. Вопросы для самоподготовки: - определение «синдрома мальабсорбции»; критерии диагностики и оценки степени тяжести синдрома мальабсорбции (клинические и лабораторные). -патогенетические варианты синдрома мальабсорбции и возможные причины: = нарушения внутриполостного пищеварения (гипоацидные состояния, синдром Золлингера-Эллисона, болезни оперированного желудка, внешнесекреторная недостаточность поджелудочной железы, нарушение желчеотделения. =нарушение пристеночного пищеварения: *генетически обусловленные энеропатии (лактазная, дисахаридазная недостаточность, глютеновая энтеропатия) *обусловленные воспалительными и – или дистрофическими изменениями слизистой оболочки кишки специфической и неспецифической природы. =дисбактериозы с оценкой степени тяжести (бак.исследование кала, желчи, определение токсинов микробных тел в кале), понятие о псевдомембранозном колите. =нарушения внутриклеточного пищеварения и транспорта (склеротические и инфильтративные поражения кишечной стенки). =нарушения крово-и-лимфооттока («брюшная жаба», портальная гипертензия, васкулиты, болезнь Уипла, патология сосудов и лимфоузлов брыжейки). =уменьшение всасывательной поверхности (синдром короткой кишки) и двигательные нарушения (дерматомиозит, свинцовая интоксикация). =нарушения эндокринной регуляции (випома, карциноидный синдром). =иммунодефициты. -возможности эндоскопической диагностики патологии тонкой кишки; энтеробиопсия (показания, техника выполнения, оценка результатов). -рентгенологические методы оценки патологии кишечника с целью уточнения генеза мальабсорбции (пассаж бариевой взвеси по кишечнику, энтерография, мезентерикоангиография, целиакография – показания, критерии оценки). -интерпретация копрограмм, методы оценки всасывания жиров, углеводов (проба с Д-ксилозой, лактозой), диагностическое значение элиминационных диет и провокационных проб. -диффдиагноз метаболических нарушений, обусловленных синдромом мальабсорбции, алиментарными причинами, нефротическим синдромом, печёночно-клеточной недостаточностью, интоксикацией, распадом злокачественных опухолей, тиреотоксикозом; алгоритм диагностического поиска при синдроме мальабсорбции. -диагностика и оценка функционального состояния поджелудочной железы при панкреатитах, раке поджелудочной железы. -лечение заболеваний поджелудочной железы, классификация ферментных препаратов, коррекция нарушений всасывания. -принципы диетической и медикаментозной коррекции синдрома мальабсорбции в зависимости от причины возникновения и степени тяжести. Практическое задание для студентов: -провести объективный осмотр больного с патологией кишечника, поджелудочной железы. -оценка результатов лабораторных исследований (ОАК с ретикулоцитами, протеинограмма, сывороточное железо, билирубин, трансаминазы, амилаза и сахар крови и мочи, маркеры холестаза, кальций крови, бактериологическое исследование кала). -провести оценку копрограмм с выделением основных копрологических симптомов. -оценить результаты проб по определению всасывания жиров и углеводов (проба с Д- ксилозой, лактозой). -оценить результаты секретин-панкреозиминовой пробы. -произвести анализ рентгенограмм при различных патологиях тонкой кишки и поджелудочной железы (пассаж бариевой взвеси по кишечнику, энтерография, мезентерикография, целиакография, ЭРПХГ). -оценить результаты морфологического исследования биоптата тонкой кишки. (энтеробиопсия). -правильно интерпретировать результаты УЗИ и томографии поджелудочной железы. Методическое обеспечеине: истории болезни курируемых больных, заключения УЗИ, эндоскопических исследований, рентгенограммы. Карты–задачи. Дополнительная литература по разделу гастроэнтерология.
Рекомендуемая литература: 1. П.Я.Григорьев. А.В.Яковенко. Клиническая гастроэнтерология. Учебник для студентов медвузов, врачей и курсантов последипломного образования. М.Медицина 2001 г. 2. П.Я.Григорьев. Э.П.Яковенко. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения. 4-е издание. М.Медицина 2001г. 3. А.С.Логинов. А.С.Парфёнов. Болезни кишечника. Руководство для врачей. М.Медицина. 2000 г. 4. А.И.Мартынов. Н.А.Мухин. Внутренние болезни. Учебник для медвузов. Т2. М.ГЭОТАР-МЕД. 2001г. 5. О.В.Соловьёв. Е.Л.Онучина. Хронические панкреатиты. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета, врачей интернов и ординаторов. Киров 2001 г.
|