Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе для студентов 6 курса лечебного факультета к занятию на цикле гастроэнтерология





 

Тема: Дифференциальный диагноз при синдроме мальабсорбции.

Цель: Способствовать формированию умений по определению механизмов возникновения синдрома мальабсорбции различного генеза, возможностей клинической и инструментальной диагностики внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы и патологии тонкого кишечника (как основных причин мальабсорбции) и особенностей их интерпретации.

Задачи: Обучить студентов составлению алгоритма диагностического поиска для пациентов с синдромом мальабсорбции; научить разрабатывать рекомендации по ведению и лечению больных с заболеваниями поджелудочной железы и тонкого кишечника.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: этиологию и патогенез синдрома мальабсорбции, современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции. Знать синдромологию поражений поджелудочной железы и тонкого кишечника, методы функциональной диагностики, позволяющие поставить диагноз.

2. После изучения темы: обоснование тактики ведения больного с мальабсорбцией и обоснование методов лечения и профилактики заболеваний поджелудочной железы и тонкого кишечника; студент должен представлять прогноз заболевания, сопровождающегося мальабсорбцией.

Студент должен уметь: провести обследование пациента с синдромом мальабсорбции, определить уровень поражения и основную причину нарушения всасывания жизненноважных элементов, электролитов, витаминов, оценить данные полученных исследований, провести дифференциальный диагноз и поставить предварительный диагноз, принять решение о направлении больного к соответствующим специалистам, назначить лечение согласно состояния больного и установленного диагноза, а так же выполнить основные врачебные, диагностические и лечебные мероприятия при оказании первой врачебной помощи при наличии угрожающего жизни состояния больного.

Вопросы для самоподготовки:

- определение «синдрома мальабсорбции»; критерии диагностики и оценки степени тяжести синдрома мальабсорбции (клинические и лабораторные).

-патогенетические варианты синдрома мальабсорбции и возможные причины:

= нарушения внутриполостного пищеварения (гипоацидные состояния, синдром Золлингера-Эллисона, болезни оперированного желудка, внешнесекреторная недостаточность поджелудочной железы, нарушение желчеотделения.

=нарушение пристеночного пищеварения: *генетически обусловленные энеропатии (лактазная, дисахаридазная недостаточность, глютеновая энтеропатия) *обусловленные воспалительными и – или дистрофическими изменениями слизистой оболочки кишки специфической и неспецифической природы.

=дисбактериозы с оценкой степени тяжести (бак.исследование кала, желчи, определение токсинов микробных тел в кале), понятие о псевдомембранозном колите.

=нарушения внутриклеточного пищеварения и транспорта (склеротические и инфильтративные поражения кишечной стенки).

=нарушения крово-и-лимфооттока («брюшная жаба», портальная гипертензия, васкулиты, болезнь Уипла, патология сосудов и лимфоузлов брыжейки).

=уменьшение всасывательной поверхности (синдром короткой кишки) и двигательные нарушения (дерматомиозит, свинцовая интоксикация).

=нарушения эндокринной регуляции (випома, карциноидный синдром).

=иммунодефициты.

-возможности эндоскопической диагностики патологии тонкой кишки; энтеробиопсия (показания, техника выполнения, оценка результатов).

-рентгенологические методы оценки патологии кишечника с целью уточнения генеза мальабсорбции (пассаж бариевой взвеси по кишечнику, энтерография, мезентерикоангиография, целиакография – показания, критерии оценки).

-интерпретация копрограмм, методы оценки всасывания жиров, углеводов (проба с Д-ксилозой, лактозой), диагностическое значение элиминационных диет и провокационных проб.

-диффдиагноз метаболических нарушений, обусловленных синдромом мальабсорбции, алиментарными причинами, нефротическим синдромом, печёночно-клеточной недостаточностью, интоксикацией, распадом злокачественных опухолей, тиреотоксикозом; алгоритм диагностического поиска при синдроме мальабсорбции.

-диагностика и оценка функционального состояния поджелудочной железы при панкреатитах, раке поджелудочной железы.

-лечение заболеваний поджелудочной железы, классификация ферментных препаратов, коррекция нарушений всасывания.

-принципы диетической и медикаментозной коррекции синдрома мальабсорбции в зависимости от причины возникновения и степени тяжести.

Практическое задание для студентов:

-провести объективный осмотр больного с патологией кишечника, поджелудочной

железы.

-оценка результатов лабораторных исследований (ОАК с ретикулоцитами, протеинограмма, сывороточное железо, билирубин, трансаминазы, амилаза и сахар крови и мочи, маркеры холестаза, кальций крови, бактериологическое исследование кала).

-провести оценку копрограмм с выделением основных копрологических симптомов.

-оценить результаты проб по определению всасывания жиров и углеводов (проба с Д-

ксилозой, лактозой).

-оценить результаты секретин-панкреозиминовой пробы.

-произвести анализ рентгенограмм при различных патологиях тонкой кишки и

поджелудочной железы (пассаж бариевой взвеси по кишечнику, энтерография,

мезентерикография, целиакография, ЭРПХГ).

-оценить результаты морфологического исследования биоптата тонкой кишки.

(энтеробиопсия).

-правильно интерпретировать результаты УЗИ и томографии поджелудочной железы.

Методическое обеспечеине:

истории болезни курируемых больных, заключения УЗИ, эндоскопических исследований, рентгенограммы. Карты–задачи. Дополнительная литература по разделу гастроэнтерология.

 

Рекомендуемая литература:

1. П.Я.Григорьев. А.В.Яковенко. Клиническая гастроэнтерология. Учебник для студентов медвузов, врачей и курсантов последипломного образования. М.Медицина 2001 г.

2. П.Я.Григорьев. Э.П.Яковенко. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения. 4-е издание. М.Медицина 2001г.

3. А.С.Логинов. А.С.Парфёнов. Болезни кишечника. Руководство для врачей. М.Медицина. 2000 г.

4. А.И.Мартынов. Н.А.Мухин. Внутренние болезни. Учебник для медвузов. Т2. М.ГЭОТАР-МЕД. 2001г.

5. О.В.Соловьёв. Е.Л.Онучина. Хронические панкреатиты. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета, врачей интернов и ординаторов. Киров 2001 г.

 

 

Date: 2015-12-12; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию