Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Научные основы анализа художественного произведения в начальной школе. Процесс работы над литературным произведением с младшими школьниками





Дидактические единицы: Научные основы методики работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров.

План лекции:

1. Теоретические положения, определяющие подход к чтению и анализу литературного произведения в начальной школе.

2. Основные этапы работы над произведением в начальной школе. Методы и приемы работы с произведением на каждом этапе.

1.Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В литературном произведении воссоздается и осмысляется реальная действительность. Однако сам процесс освоения окружающего мира может происходить в чувственно-образной форме (в художественной литературе) и в понятийно-логической (в научном тексте). В этом принципиальное отличие литературы как вида искусства от науки.

Особенности художественного произведения как вида искусства требуют при работе над ним с детьми учета литературоведческих положений, которые и определяют методику чтения и анализа художественного произведения. К ним относятся:

- для художественного произведения свойственны образ и образность, при этом под образом понимается «обобщенное отражение действительности в форме индивидуального». Иначе говоря, для образного отражения характерны две черты: обобщенность и индивидуальность;

- в художественном произведении образ не статичен, он дан в развитии и по мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами;

- наряду с объективным содержанием в художественном произведении всегда присутствует субъективная авторская оценка фактов, событий, человеческих отношений, описываемых в нем, идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением писателя;

- в любом художественном произведении описываются события определенного исторического периода;

- содержание художественного произведения проявляется в его форме, форма взаимодействует с содержанием.

Эти особенности художественного произведения диктуют методике ряд условий, на которые следует опираться при его чтении и анализе:



- начинать работу над произведением следует с его целостного восприятия;

- в центре анализа произведения должен лежать образ (образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-вещь) во всей сложности его взаимоотношений с описываемыми событиями и авторское отношение к изображаемому;

- исторический подход к изображенному в произведении (знакомство со временем, описываемом в произведении, развитие оценочного подхода к поступкам с учетом временного и социального факторов);

- главное в анализе художественного произведения – понять идейную направленность произведения (главную мысль);

- при анализе художественного произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения.

Методика чтения и анализа художественного произведения не может не учитывать особенностей его восприятия младшими школьниками, поэтому должна строиться на основе психологических положений, определяющих подход к работе с художественным произведением. Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый типэмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Указанные два типа отношений находятся в определенной зависимости от особенностей анализа и обобщения детьми своего жизненного опыта. Однако способность к образному анализу художественного текста сама со­бою не формируется. Поэтому нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, учению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.

Младшие школьники в анализе собственного жизненного опыта оказывают­ся на двух уровнях: 1) эмоционально-образного обобщения; 2) элементарного анализа (оперирование абстрактными понятиями). При оценке действующих лиц про­изведения учащиеся оперируют теми моральными понятиями, которые были в их личным опыте. Количество оценочных моральных понятий у младших школьников ограничено. Чаще других они называют такие качества, как смелость, честность, трудолюбие, доброта. Значительные трудности при характеристике героев учащие­ся испытывают потому, что не владеют соответствующей терминологией Задача учителя состоит в том, чтобы, анализируя произведение с учащимися, постоянно водить в их речь слова, которыми характеризуются моральные, интеллектуальные, эмоциональные качества действующих лиц.

Исследователи выступают за раннее обучение адекватным способам восприятия искусства. По мнению большинства методистов, младший школьник не может понимать авторскую позицию, так как для этого возраста характерны наивно-реалистический подход к тексту и непонимание условности искусства.

Г.Н. Кудрина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлявская убеждены в том, что именно современное обучение во многом содействует тому, что младший школьник – наивный реалист. Чтобы судить о действительных возрастных возможностях его художественного восприятия, необходимо изменить содержание и методы обучения в начальной школе. В качестве решения проблемы выше названные авторы предлагают вводить детей в диалог с автором. Благодаря такому, «быванию» в позиции творца, они изнутри поймут, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает.



Под полноценным восприятием понимается способность читателя со­переживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизво­дить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия худо­жественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание под­текста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идей­но-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.

Согласно исследованиям Н.Р. Львова, существует два уровня восприятия ху­дожественного произведения, характерных для учащихся I-II классов и III-IV классов.

Учащиеся I-II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осоз­нать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести - восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Учащиеся III-IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели, они проявляют себя уже на бо­лее высоком уровне. Дети способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использо­ваны освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание герою, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельно­сти уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оце­нить случаи соответствия содержания и формы.

В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически уяснить читаемое.

Согласно классификация Н.Д. Молдавской, для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия.

1. Фрагментарный уровень.

2. Констатирующий уровень.

3. Уровень «героя»

4. Уровень «идеи».

Анализ работ методистов М.Г. Львова, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской и других дал возможность выявить различные точки зрения на вопрос о классификации уровней восприятия художественного произведения. Возрастная динамика понимания художественного произве­дения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному ге­рою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному вос­приятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмысле­нию влияния произведения на свои личностные установки.

2.На основе выделенных литературоведческих и психолого-педагогических положений процесс работы над художественным произведением в начальной школе состоит из трех этапов:

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Первичный синтез. Основные задачи:- ознакомление с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе его целостного восприятия;- выяснение эмоционального воздействия произведения.

Анализ. Задачи: - установление причинно-следственных связей в развитии сюжета; - выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт; - раскрытие композиции произведения; - анализ изобразительно-выразительных средств.

Вторичный синтез. Задачи: - обобщение существенных черт действующих лиц; - сопоставление героев и оценка их поступков; - выяснение идейной направленности произведения; - оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Первичному знакомству с произведением должна предшествовать подготовительная работа, направленная на обогащение представлений детей и созданию благоприятных условий для эмоционального восприятия произведения. Кроме того, в процессе подготовительной работы учащихся знакомят с жизнью писателя, раскрывают лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено. Вопрос о целесообразности подготовительной работы, о ее содержании, а также о формах проведения решается учителем, исходя из идейно-тематической основы произведения и уровня развития учащихся. Формы организации подготовительной работы: экскурсии, демонстрация кино-, видео- и т.п. фильмов; прослушивание музыки; просмотр картин и их обсуждение; рассказ учителя или беседа.

Первичное знакомство с произведением может осуществляться такими приемами: чтение учителя, комбинированное чтение учителя и учащихся, чтение подготовленными учащимися, самостоятельное чтение детей, прослушивание записи чтения текста или просмотр диафильма.

После первичного восприятия проводится его проверка. Цель этой проверки: выяснение эмоциональной реакции детей на произведение. Наиболее удобный прием, используемый для этого – беседа, вопросы которой направлены на прояснение и закрепление первичных читательских впечатлений детей.

Анализ художественного произведения проводится по таким направлениям:

- выяснение конкретного содержания;

- определение композиции произведения;

- объяснение мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт;

- выяснение идейной направленности произведения.

В начальной школе используют такие виды анализа как стилистический анализ (выявляющий как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому), проблемный анализ (по проблемным вопросам и ситуациям), анализ развития действия (в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами) и анализ художественных образов. Обычно все виды анализа на уроке тесно переплетаются. Приемы анализа: беседа, выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям, постановка вопросов к тексту самими учащимися, деление текста на части, подготовка к пересказу, драматизации, выразительному чтению, составление характеристики героев произведения и рассказов о них. Неотъемлемым элементом анализа является словарная работа.

Конечная цель анализа – выяснение идеи произведения. В художественном произведении идея раскрывается через поступки героев, их взаимоотношения. Поэтому, чтобы подвести учащихся к пониманию идеи, необходимо выяснить мотивы поведения действующих лиц, их отношение к фактам, событиям, о которых рассказывается в произведении. Выяснение идеи проводится в форме беседы с учащимися, перемежающейся с чтением текста. Важно, чтобы школьники поняли логику развития действия, целесообразность введения автором тех или иных эпизодов, картин и т.п. К пониманию идеи чаще всего приходят на основе обобщения конкретного содержания. При работе над идеей произведения необходимо выяснять авторское отношение к героям произведения, к описываемым фактам и событиям. Для этого используют приемы стилистического анализа текста.

Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение творческих заданий по следам прочитанного. В обобщении предусматривается уточнение идеи произведения, осмысление собственной читательской позиции (с помощью учителя). Приемы работы на данном этапе: выразительное чтение, графическое (в том числе и создание картинного плана к произведению, диафильма) и словесное рисование, разные виды пересказов, драматизация (чтение по ролям, постановка живых картин, исценирование), собственные творческие работы учащихся (сочинение по прочитанному, составление рассказов по аналогии и т.п.)








Date: 2016-02-19; view: 596; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию