Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Лекция 2. Ступени обучения чтению и письму в период обучения грамоте первоклассников





 

Дидактические единицы: Навыки первоначального чтения и письма. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.

План лекции:

1.Организация и содержание работы на каждой ступени обучения грамоте первоклассников:

а) Подготовительная ступень обучения грамоте;

б) Основная ступень обучения грамоте;

в) Заключительная ступень (послебукварный период) обучения

грамоте.

2. Уроки обучения грамоте: типы уроков, их содержание на разных ступенях обучения грамоте, требования к их организации.

1.В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте строятся на основе звуковых аналитико-синтетических методов обучения грамоте. В соответствии с этим выделяется структурная организация процесса обучения грамоте.

А)В каждой системе обучения грамоте выделяется особая подготовительная ступень (добукварный этап или период).

Задачи подготовительной ступени обучения грамоте:

- приобщение детей к учебной деятельности;

- выявление уровня готовности к обучению;

- обучение первоначальному анализу речи;

- подготовка руки к овладению письмом.

На этой ступени происходит усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, слог, звук, текст, буква, ударение). Начинается простейшее моделирование, когда дети с помощью схем обучаются строить предложения, слова, слоги. Происходит знакомство учащихся с учебными книгами, в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму. Здесь же дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных. На данной ступени ведется активная работа по активизации словаря детей, развитию устной связной речи. На уроках письма на этой ступени происходит ознакомление и овладение учащимися гигиеническими требованиями к навыку письма, ориентировка на странице прописи и тетради, подготовка руки к письму через выполнение различных упражнений в штриховке, обводке трафаретов, кроме того, дети учатся писать отдельные элементы букв. В зависимости от системы обучения грамоте учащиеся на подготовительной ступени изучают отдельные звуки (обычно гласные [А], [О], [У], [Ы],[И] ) и буквы, их обозначающие. В связи с этим дети учатся обозначать гласные звуки в словах, написание которых не расходится с произношением, буквами.

Основными видами работы в данный период являются анализ речи учащихся, развитие фонематического слуха и совершенствование артикуляционного аппарата, беседы, составление предложений, рассказов учащихся, чтение учителем и читающими детьми художественных произведений, декламация стихотворений и заучивание их наизусть, знакомство с новыми словами, выполнение различных логических упражнений и т.п. Все эти виды работ готовят детей к переходу на следующую ступень обучения грамоте.

Б)Следующей ступенью, которая выделяется во всех УМК по обучению грамоте, является основнаяступень (букварный период или этап). Это самый продолжительный этап обучения грамоте.

Основные задачи основного (букварного) периода:

-изучить все буквы русского алфавита;

- научить правильно соотносить звуки и буквы;

- усвоить сочетания букв;

- практически усвоить правила графики;

- выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

- развивать интерес к чтению, литературе;

- развивать речь и мышление;

- формировать и развивать личность ребенка.

В букварный период обычно выделяют четыре ступени.

На первой учащиеся овладевают приемами чтения в словах гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных; происходит знакомство со слоговой таблицей; развивается умения связного рассказывания; продолжается развитие умения выполнять слого-звуковой анализ слов; развиваются операции логического мышления через выполнение словарно-логических упражнений; продолжается работа по обогащению и активизации словаря младших школьников. На уроках письма дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния. Чтение по букварю (азбуке) в этот период охватывает небольшое число слов.

Основные виды работы на этой ступени являются слого-звуковой анализ; выделение звука из слова и наблюдение за его артикулированием, анализ его образования; сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию; составление таблиц гласных и согласных звуков; чтение слогов по слоговой таблице и наборному полотну; чтение столбиков слов по учебнику и доске, чтение слов по подобию, наращивание гласных или согласных в конце или начале слова, добавление звука в середине слова, чтение слов с перестановкой, с отбрасыванием звука или слога; чтение отдельных предложений и небольших текстов; отработка написания отдельных букв и их соединений; печатанье буквы, раскрашивание и штриховка букв большого размера для лучшего ее запоминания; упражнения в распознавании букв; запись отдельных слов по образцу или по памяти по следам слого-звукового анализа; выполнение словарно-логических упражнений; составление рассказов по сюжетным картинкам и на основе своих впечатлений; составление слов и предложений по заданию учителя и т.п.

На второй ступени основного периода главной задачей является научить учащихся быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияния в разных позициях. В этот же период дети учатся отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя. Уроки письма включают разные виды работ по письму слияний, пишут слова и предложения по образцу, списывают с печатного текста, пишут по памяти. На этой ступени учитель все более дифференцирует процесс обучения. Основные виды работ на этой ступени сохраняются.

На третьей ступени значительно возрастает объем читаемых текстов. Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяются совершенствованию технике чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо читающие ученики получают возможность читать дополнительные тексты помимо букварных.

На четвертой ступени дети много и многообразно читают произведения детских писателей. Работа по чтению приближается к той, которая типична для уроков начального литературного образования. На этой ступени происходит формирование навыков правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЦЫ-ЦИ, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка.

К концу основного периода учащиеся должны:

- свободно и правильно произносить все звуки и знать все буквы, соотнося их со звуками;

-определять звуковой состав слов и последовательность звуков в слове, разделять

слово на слоги, выделять ударный слог;

- записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;

- различать согласные звуки по твердости и мягкости, звонкости-глухости;

- читать слогами, соблюдая основные орфоэпические нормы при повторном чтении,

делая паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;

- понимать прочитанное;

- читать наизусть небольшие стихотворения;

- осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки и обозначать их буквами;

- научить писать буквы в соответствии с образцами, соединять их между собой,

соблюдая размеры по высоте и ширине;

- записывать слова и предложения из 3-4 слов после звуко-буквенного анализа;

- списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

- проверять написанное, сравнивая с образцом или способом проговаривания;

- записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

В) Послебукварный период обучения грамоте ставит основную цель подготовить детей к переходу на обучение по учебникам для чтения и русского языка. Данный период выделяется не во всех системах обучения грамоте.

Задачи послебукварного периода:

- усовершенствовать навык слого-аналитического чтения;

- «выровнять» умения учащихся;

- потренировать в чтении и анализе крупных текстов;

-закрепить навык письма;

- продолжить работу по развитию речи учащихся.

Основные виды работ, используемых на данном этапе, приближаются к тем, которые будут использоваться на уроках начального литературного образования (выборочное чтение, анализ текста, раскрытие причинно-следственных связей, выразительное чтение, чтение по ролям, озаглавливание, беседа по прочитанному, элементы драматизации и т.п.) и уроках русского языка (различные виды списывания, письмо под диктовку, записывание собственных предложений, выполнение грамматических и др. заданий).

2.Основной формой обучения грамоте является урок. В период обучения грамоте уроки различают по следующим признакам:

1. По основному предмету обучения – уроки чтения и письма, а также интегрированные уроки.

2. По времени, по периодам (ступеням) обучения – уроки в добукварный, букварный и послебукварный периоды.

3. По наличию или отсутствию новой темы – уроки изучения новой буквы и уроки закрепления, а также повторения и обобщения.

Структура уроков зависит от их типа. В структуре уроков урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы (физминутки, распевки и т.п.).

Последовательность уроков, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное теоретически и практически распределение учебного времени по темам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разнообразие типов уроков называется системой. Система уроков на весь период обучения грамоте предусматривает выделение циклов уроков чтения и письма по основным этапам учебного процесса.

В цикле уроков соблюдаются определенные требования:

- более или менее равномерно чередуются уроки изучения новой буквы и звука, и уроки закрепления и повторения;

- предусматриваются темы, связанные не только с усвоением новых звуков и букв, но и темы по орфографии, словообразованию, грамматике, фонетике, развитию речи;

Цикл уроков включает урок чтения и письма по изучению нового звука и буквы и урок чтения и письма закрепления, кроме того выделяют циклы уроков по периоду обучения: уроки в добукварный период, букварный, послебукварный.

Требования к урокам в период обучения грамоте:

Общедидактические требования:

- воспитывающий характер урока;

- ясность учебной цели;

- преемственность и перспективность урока;

-разнообразие используемых методических средств и приемов работы,

- вариативность работы над материалом, учет выбора видов работы от характера материала и задач обучения;

- дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока;

- формирование учебной деятельности;

- научность и доступность материала;

- использование наглядности и игровых приемов обучения в процессе уроков.

Специальные требования:

- забота учителя о речевой среде;

- обязательная работа по развитию речи учащихся на каждом уроке обучения грамоте;

- обязательное включение аналитико-синтетической работы учащихся в каждый урок;

- основное место на уроке чтения должна занимать работа по формированию первоначального навыка чтения, а на уроке письма – формирование первоначального графического навыка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу:

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (В.Г. Горецкий, Н.В. Нечаева, В.Левин, В.Репкин, Бунеевы- Пронина, Д.Б. Эльконин и др.).

2. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л.Н. Толстого, И.Н. Шапошникова, Д.Б. Эльконина.

3. Подготовьте рефераты по темам: «История станивления и развития методов обучения грамоте в России», «Слуховой метод обучения грамоте Л.Н. Толстого и его «Новая азбука»», «Роль Д.И. Тихомирова ( В.П. Бахтерова, В.А. Флерова и др.) в развитии методики обучения грамоте».

4. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ УМК по обучению грамоте в разных дидактических системах.

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте; раскройте суть позиционного принципа чтения; выявите механизмы и методы обучения письму.

6. Подготовьте рефераты по темам: «Линейный (генетический, копировальный, ритмический, Метод Карстера) метод обучения письму».

7. Дайте анализ раздела «методика обучения грамоте и развитие речи» программ по русскому языку для начальной школы.

8. Дайте анализ страницы Букваря (Азбуки) по схеме: структура и содержание, художественное значение иллюстративного материала, его соотношение с текстами и дидактическое назначение; другие виды наглядности и их назначение, роль текстовых материалов и их место и назначение в структуре урока обучения грамоте. Необходимы ли дополнительные дидактические материалы, наглядные пособия, их виды и назначение.

9. Выявите назначение и роль дидактических материалов и игр в период обучения грамоте.

10. Подготовьте выступление по вопросам: развитие речи в период обучения грамоте, внеклассная работа в период обучения грамоте, приемы аналитико-синтетической деятельности в период обучения грамоте, назначение схем-моделей в обучении чтению первоклассников.

11. Проанализируйте прописи для учащихся с т.зр. использования различных методов обучения письму, дидактических и игровых материалов, соответствия букварям (азбукам).

Литература к разделу

1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети. – М., 1986.

2. Вахтеров, В.П. Избр. пед. соч.- М., 1987.

3. Выготский, В.П. Собрание сочинений: В 6т.- М., 1982.

4. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.,1953.

5. Жедек, П.С. Методика обучения письму// Русский язык в начальных классах. Теория и практика./ под ред. М.С. Соловейчик. М., 1997.

6. Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений/ М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская.. – М., 2002.

7. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. – М., 1961.

8. Туим, Г.Г. Обучение грамоте: исторический обзор// На уроках русского языка. – ПГ., 1917.

9. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.








Date: 2016-02-19; view: 730; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию