Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Раздел I. Введение





Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

 

050100.62 Педагогическое образование.

Образовательный профиль "Начальное образование"

 

 

Б.3.Б.3 Теории и технологии начального языкового

И литературного образования

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

 

 

Конспект лекций

(на правах рукописи)

 

Абакан


  1. Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДПП.Ф.08 Методика обучения русскому языку по специальности 050708.65 педагогика и методика начального образования

 

  1. Разработчик(и):

 

Мальчевская М.Л., доцент кафедры ПМНО

 

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры педагогики и методики начального образования ___________протокол № ____

 

 

Зав. кафедрой педагогики

и методики начального образования Федорова Т.А.


Предисловие

Конспект лекций освещает содержание дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» в обобщенной форме и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050708 - Педагогика и методика начального образования. В данном пособии сделана попытка отразить изменения, произошедшие в методики обучения русского языка начальной школы в последние десятилетия.

Пособие имеет теоретико-практическую направленность, ориентировано на личностный уровень овладения студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; обеспечивает саморазвитие личности студента в условиях профессиональной подготовки, максимально полно моделирует предстоящую деятельность учителя начальной школы и опыт профессиональных отношений.

Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине ОПД.Ф.О8 «Методика обучения русскому языку и литературе». Само содержание теоретических положений методики обучения русскому языку и литературе, изложенных в пособии, а также вопросы и задания, предложенные студентам после каждого раздела, призваны сформировать у студентов представление об особенностях построения начального курса русского языка и литературы и об инновационных процессах в российском начальном образовании по образовательному блоку «Родной язык». Конспект лекций должен помочь студентам создать представление о специфике обучения родному языку младших школьников и средствами изучаемого курса осознать проблему гуманизации образования, для которой характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, ориентация учебного процесса на развитие личности младших школьников, создание условий для проявления ими своих индивидуальных способностей. Пособие призвано добиться глубокого осмысления студентами организационно- методической системы преподавания родного языка в разных системах обучения; подготовить к практической работе по обучению родному языку с учащимися начальных классов; познакомить студентов с системой методов и приемов по освоению учащимися родного языка как средства общения в устной и письменной форме; сформировать представление о вариативных системах обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы и о процедуре мотивированного выбора одной из них.

 

Раздел I. Введение

Лекция 1. Научные (теоретические) основы методики обучения русскому языку

 

Дидактические единицы: Предмет методики, ее задачи, методы исследования, методы и принципы обучения родному языку. Основные вехи развития методики русского (родного) языка в России (ХVIII – ХХ вв.). Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.

План лекции:

1. Методика обучения русскому языку как наука. Предмет методики и ее задачи. Связь методики обучения русскому языку с другими науками.

2. Русский язык как учебный предмет в начальной школе. Принципы обучения родному языку.

3. Методы исследования в методике обучения русскому языку. Методы обучения родному языку.

1. Методика обучения русскому языку стоит в ряду педагогических наук и имеет две ветви: практическая(прикладная), которая состоит в том, чтобы вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями; теоретическая (фундаментальная), включающая исследование процесса овладения теорией и практикой родного языка в условиях обучения.

Предметом данной науки является процесс овладения учащимися теорий и практикой родного языка в условиях обучения. Понятие «обучения» включает: Содержание изучаемого; деятельность учителя; деятельность учащихся; результат усвоения.

Цели методики конкретизируются в четырех традиционных задачах:

- «зачем учить?», т.е. выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучивание информации или же ее поиск и открытие; изучение предмета в динамике или статике;

- «чему учить?», т.е. отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть учащиеся, критерии контроля, выявление знаний и умений, их оценки и самооценки;

- «как учить?», т.е. разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и т.п.

- «почему так, а не иначе?», т.е. обоснование выбора содержания и методов обучения, сравнительное изучение альтернативных концепций, вариативных систем обучения с точки зрения их целей и путей их достижения.

Методика призвана изучать закономерности речевого развития детей на разных этапах, закономерности усвоения языковых понятий школьниками, их аналитико-синтетические умения, осознания практически усвоенного языка.

Специфика изучения русского языка как родного состоит в том, что обучение языку происходит на самых ранних этапах развития ребенка. Однако усвоение языком на этапе дошкольного детства происходит чисто практически. С приходом ребенка в школу усвоение русского языка постепенно переводится на теоретические рельсы. При этом следует отметить, что методика начального обучения русскому языку имеет свои специфические особенности: во всех своих разделах, кроме развития речи, она не может опереться на фундамент, заложенный ранее.

Курс методики обучения русскому языку состоит из нескольких разделов (курсов):

- методика обучения грамоте;

- методика чтения и литературы;

-методика изучения языковой теории;

- методика правописания (орфографии и пунктуации);

- методика развития речи учащихся.

Методику обучения русскому языку называют прикладным языкознанием. Действительно, методика – это применение свойств и закономерностей языка, речи к процессам овладении ими. Так, в языке выделяются три области: речевая деятельность; языковой материал, система языка. Отбор материала из разнообразных областей языка, его адаптация, его последовательность, соотношение теоретического и практического, его подача – все это функции методики. При этом методика обучения русскому языку содержание обучения черпает из таких наук как лингвистика и литературоведение. Кроме того, в последние десятилетия складывается так называемое школьное речеведение, опирающееся на теорию общения, теорию речевой деятельности, теорию текста, риторику. Все эти науки также являются основой методики обучения русскому языку.

Методика изучает обе стороны процесса обучения, при этом ее интересует, с одной стороны, какие методы обучения использует учитель и почему, как проверяет усвоение материала, и, с другой, как воспринимают материал учащиеся, в чем затрудняются, как работают, какие ошибки допускают и т.п.. Все это методика изучает с опорой на педагогику, в частности, дидактику. В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики, при этом они преломляются в соответствии со спецификой предмета «Русский язык».

Неразрывны связи методики с психологией, в частности с возрастной и педагогической. Без знания того, как протекают психические процессы у ребенка определенного возраста невозможно успешное обучение и развитие учащихся. Психология помогает определить меру доступности изучаемого материала. Кроме того, учителю необходимо знать, как порождается речевое высказывание, как происходит восприятие речи, из каких элементов складывается процесс чтения, как формируются понятия, какова роль речи в развитии мышления, как вырабатывается навык письма и т.п. все эти данные дает методике психология.

Методика тесно связана и такой наукой как психолингвистика, которая дает данные о речи как о деятельности. Эти данные очень важны для решения вопросов методики, особенно методики развития речи.

Методологической основой методики обучения русскому языку, как и других наук, является теория познания.

Практическая цель методики – обеспечить для всех учащихся наиболее полное, всестороннее овладение богатствами языка. При этом следует помнить, во-первых, что язык – важнейшее средство общения и любая деятельность между людьми невозможна без языка, во-вторых, язык есть средство рационального, логического познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждения и умозаключения. Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: «в речи мы формируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем» (С.Л. Рубинштейн). Овладевая языком, развивая свою речь, ребенок развивает свои мыслительные способности.

Теория познания говорит, что практика- это источник и двигатель человеческого познания, она же критерий истины и ее цель. От наблюдений над языком, над его жизнью через аналитико-синтетическую деятельность – к обобщениям, к теоретическим определениям и системам, к правилам, на их основе вновь к практике живого речевого общения в устной и письменной форме, к грамотному письму, к правильному произношению - таков путь работы учащихся над русским языком в школе. Он отвечает не только закономерностям человеческого познания истины, но и задачам современной школы. Такова направленность современной методики обучения русскому языку.

2.Родной язык в начальных классах – главный предмет (на его изучение отводится более половины учебного времени). Необходимость изучения родного языка определяется его основными функциями: язык – средство выражения и оформления мысли; язык – коммуникативное средство; язык – средство выражения чувств и эмоций. Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся.

Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение русскому языку , в процессе которого учащиеся учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.

Основная задача начального обучения русскому языку: организация регулярное, интенсивное и систематическое усвоение норм литературного языка.

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах:

- развитие устной и письменной речи;

- обучение грамоте в первом классе, т.е. элементарному чтению и письму;

- изучение литературной нормы, т.е. грамматической правильности орфографически и пунктуационного грамотного письма, орфоэпически правильного произношения, овладение выразительностью речи;

- изучение теории грамматики, фонетики, лексики, формирование системы научных понятий по языку;

- приобщение к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы.

Место и размеры теоретического курса языка зависят от типа школы и возраста учащихся.

Принципы обучения русскому языку:

1. Принцип внимания к материи языка. Всякое игнорирование закономерностей речи, языка отрицательно сказывается на овладении практической речевой деятельностью.

2. Принцип понимания языковых значений. Понимать слово или другую единицу языка – значит соотносить их с определенными явлениями действительности. Без этого сложно усвоить язык как знаковую систему. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка.

3. Принцип развития чувства языка. Язык из-за своей сложности запомнить невозможно, не уловив в нем структуры, системы, не усвоив, хотя бы на подсознательном уровне, его закономерностей, его аналогий. Эти закономерности улавливает ребенок в практике овладения родным языком, в результате чего у него формируется языковое чутье.

4. Принцип оценки выразительности речи предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание также выразительной функции, понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков и окрасок языковых средств.

5. Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной, который отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку.

3. Методы исследования в методике обучения русскому языку:

Теоретические методы: изучение методологических основ того или иного явления; изучение истории вопроса; изучение научной литературы; анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.

Эмпирические методы: изучение опыта учителей; наблюдение над процессом обучения; педагогический эксперимент.

Методы обучения – категория дидактики. Методика русского языка использует их, интерпретирует с позиции своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык».

Метод предполагает:

-определение цели обучения;

- определение способа преподнесения материала учащимся;

- характер взаимодействия учителя и учащихся;

- определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке. Единой классификации методов обучения нет. В зависимости от основания для типологии методов выделяют разные методы обучения. В основу классификации может быть положена деятельность учителя или учащихся (словесные, наглядные, игровые; практические и теоретические), характер мыслительной деятельности школьников (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, методы наблюдения, обобщения, классификации и т.д.), этапы учебного процесса (методы изучения материала, закрепления, контроля и оценки), содержание обучения (методы обучения правописанию, чтению, развитию речи и т.п.) и т.д. Каждый раздел методики имеет свои методы, отражающие специфику целей и содержание материала. Так в методике обучения грамоте с одной стороны выделяют такие методы как буквенные, слоговые, звуковые методы и метод целых слов при обучении чтению, а с другой – методы анализа, синтеза и аналитико-синтетические. Методика изучения языковой теории использует индуктивные и дедуктивные методы, сравнительно-исторический метод, метод языкового анализа. Методика правописания использует метод решения грамматико-орфографических задач. В методике литературы известны методы объяснительного чтения. Воспитательного чтения, творческого чтения, воспитательного чтения, метод чтения-общения. В методике развития речи – метод обучения по образцам (иммитативный), коммуникативно-творческий и метод конструирования текста.

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает основу для практических разработок, технологий.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу:

1. Дайте определение предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки.

2. Охарактеризуйте учебный предмет «Русский язык» в начальной и средней школе. Укажите специфику предмета «Русский язык» применительно к начальному образованию.

3. Сделайте сравнительно-сопоставительный анализ учебников по русскому языку для начальной и средней школы: объем материала, темы и разделы курса, сходство и различие, степень научности, преемственность в изучении определенных тем курса.

4. Из «Словаря-справочника по методике преподавания русского языка» М.Р. Львова выбрать примеры понятий, которые: А) связывают методику с дидактикой; Б) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории и практике; В) связаны с процессом обучения, с деятельностью учителя и учащихся;

5. Подготовьте рефераты по темам «Роль К.Д. Ушинского (Л.Н.Толстого и др.) в создании методики русского языка», «Развитие методики русского языка в начальной школе 70-90гг. ХХ века (20-60 гг. ХХ века)», «Процессы, происходящие в развитии методики обучения русскому языку на современном этапе»;

6. Сделайте анализ к требованиям уровня ЗУНОВ учащихся по русскому языку, заложенный в ГОС по начальному образованию; сравните с программами в разных дидактических системах;

7. Постройте модель: «Состав теоретического содержания курса русского языка и практических умений, которые с этим курсом связаны».

Литература к разделу

1.Основы методики начального обучения русскому языку/ под ред Н.С. Рождественского. – М., 1965.

2. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

3. Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений/ М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская.. – М., 2002.

4. Начальное образование в России. – М., 1994.

5. Ушинский, К.Д. Родное слово// Пед.соч.: В 6 т. – М., 1989. – т.2








Date: 2016-02-19; view: 129; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию