Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательное государственное страхование жизни и здоровья судей, судей в отставке и членов их семей как мера социальной защиты





Законом о статусе судей установлено правовое регулирование четырех категорий граждан, которые в разное время по отношению к конкретной жизненной ситуации были наделены судейскими полномочиями: судьи; судьи после увольнения с должности (абзац 2 п. 2 ст. 20 Закона о статусе судей); судьи в отставке; судьи, отставка которых прекращена (п. 9 ст. 15 Закона о статусе судей).

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определено, что "судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе" (п. 1 ст. 11).

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Отставкой судьи по смыслу Закона о статусе судей "признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу" (п. 1 ст. 15).

Понятие "сохранение звания судьи" законодательство Российской Федерации не раскрывает, однако одновременное применение в нем понятия "судья в отставке" наряду с понятием "судья" подтверждает их разное сущностное содержание и полностью соответствует положению п. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ.

Правовой режим, в котором пребывает судья после увольнения с должности, устанавливается законодателем в зависимости от основания прекращения его полномочий (ст. 14 "Прекращение полномочий судьи" Закона о статусе судей), и в частном случае это может быть отставка судьи.

Применение законодателем в тексте одной и той же статьи 20 Закона о статусе судей терминов "судья", "судья после увольнения с должности" и "судья в отставке" является констатацией различного содержания этих понятий.

Понятие "судья после увольнения с должности" наиболее широкое, включающее не только все категории судей, прекративших полномочия независимо от того, было ли прекращение полномочий судьи результатом свободного волеизъявления судьи, направленного на прекращение судейских полномочий; либо это было прекращение судейских полномочий в связи с совершением судьей определенных действий, несовместимых с сохранением судейских полномочий, или прекращение судейских полномочий связано с наступлением не зависящих от волеизъявления судьи юридических фактов, признаваемых законом в качестве несовместимых с сохранением судейских полномочий, но и граждан, в силу определенных обстоятельств попавших в разряд "судей, отставка которых прекращена" (п. 9 ст. 15 Закона о статусе судей).

Социальная защита жизни и здоровья судей и членов их семей в форме специального государственного страхования, установленная ст. 20 Закона о статусе судей, в некоторых частных случаях распространена законодателем на судью после увольнения с должности и членов его семьи (в том числе и на судей в отставке и членов его семьи).

В соответствии с этим Законом органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья (часть 2 пункта 2 ст. 20 Закона о статусе судей).

Пунктом 4 ст. 20 Закона о статусе судьи установлено, что в случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов. Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

На практике сложился порядок страхования жизни и здоровья судей и их имущества на принципах добровольного страхования, который противоречит Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

В системе судов общей юрисдикции Судебный департамент при Верховном Суде РФ ежегодно заключает договоры страхования жизни и здоровья судей со страховыми компаниями.

Аналогичные договоры заключает для страхования жизни и здоровья судей арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Однако указанные договоры заключаются на условиях, установленных для добровольного страхования.

Отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей за счет средств федерального бюджета, ставит под сомнение реальное обеспечение этой формы защиты судей.

Примером риска, которому подвергаются судьи в силу неурегулированности данной формы государственной защиты судей, может служить ситуация, сложившаяся в конце 2008 г.

На конкурс, объявленный на заключение договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей арбитражных судов за счет средств федерального бюджета, были поданы заявки от нескольких страховых организаций. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. Одна из организаций предложила минимальную сумму контракта, которая ставила эту организацию заведомо в выигрышное положение по отношению к другим.

В случае наступления хотя бы одного смертельного случая страховая организация должна была бы выплатить около 41 млн. руб. При страховой премии в размере 6 млн. руб. действительные возможности данной страховой организации представлялись весьма сомнительными. Комиссия усомнилась в возможностях этой организации выполнить условия контракта в случае наступления страхового случая, однако закон не позволял снять такую организацию с конкурса. Ситуацию спасли только ошибки, которые были в заявке, поданной этой организацией на конкурс.

Из вышеотмеченного вытекает следующее.

Первое. Сложившийся в настоящее время порядок страхования жизни и здоровья судей в качестве меры социальной защиты судей, судей после увольнения с должности, судей в отставке на основании договоров добровольного страхования со страховыми компаниями противоречит установленным ст. 20 Закона о статусе судей положениям об обязательном государственном страховании в качестве меры социальной защиты. Этот порядок фактически заменил установленную законом обязанность государства, государственных органов (органов государственного страхования) договорными отношениями между органами судебной власти и частными страховыми компаниями, что существенно ущемляет права и законные интересы защищаемых лиц.

Второе. В соответствии с положением п. 7 ст. 20 Закона о статусе судей правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 статьи 20, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

Сложившая же судебная практика исходит из того, что истец должен доказывать наличие связи между причинением вреда и служебной деятельностью защищаемого лица, в то время как закон установил в качестве основания отказа обязанность доказывания отсутствия такой связи и соответственно в этом случае бремя доказывания лежит на стороне, отказывающей в возмещении ущерба.

Третье. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, на основании части 2 пункта 2 ст. 20 Закона о статусе судей государство обязано, без относительно наличия или отсутствия связи этого страхового случая со служебной деятельностью судьи, ежемесячно выплачивать возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Четвертое. В определенной степени сложившееся положение связано, в частности, с тем, что Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Правительству РФ в месячный срок (т.е. более двадцати лет назад!!!) было поручено разработать и ввести в действие положение о порядке и условиях обязательного государственного страхования судей и их имущества (п. 9), однако "воз и ныне там".

Date: 2016-02-19; view: 1844; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию