Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие методологии науки и ее уровни. Общая методология





Методология науки – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования. Для продуктивного развития наука должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает.

Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях.

Любая наука, в том числе и психология развития, имеет три уровня методологии:

· Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое.Она обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука (Крысько, с.29). (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с. – с. 19-22). В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его содержаниее составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.

· Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний.

· Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки.

2. Специальная методология: научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развития

Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. (с. 46 – Корнилова).

В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: (Слободчиков).

· натурализм - наиболее ранняя научная парадигма природной обусловленности развития психики человека. Развитие понимается как спонтанный, естественный, природный процесс разворачивания во времени в соответствии с планом Природы некоторой биогенетической программы. Основной целью развития является приспособление индивида к условиям его существования. Ее основоположниками являются французские философы Р. Декарт, Ж.Ж.Руссо. [5].

· социоморфизм – парадигма социального детерминизма, в которой устройство общества рассматривается как основной источник, основа происхождения и развития психики человека (основоположник - английский философ Дж.Локк). Без усвоения социального опыта, природный индивид не станет человеком. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу.

· двухфакторные парадигмы: развитие определяется действием двух факторов - наследственности и среды. Две группы двухфакторных теорий: теории конвергенции социальных и биологических факторов (теории В. Штерна, Ж. Пиаже, Л. Колберга,А. Валлона); теории конфронтации социальных и биологических факторов (теорииЗ. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Роджерса, А. Маслоу).

· парадигма активности субъекта в ходе его развития: активность рассматривается как основной фактор развития субъекта (Карабанова – с. 49-50, Слободчиков – с.132-134). Отечественная психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития.

Основные методологические принципы психологии развития как науки (базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом):

ü принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие;

ü принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека в процессе деятельности;

ü принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества).

ü принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. (Волков, с.6).

3. Частная методология: методы психологии развития

 

Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев.

Таблица 1

Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев )

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Сравнительный («поперечных срезов)» Лонгитюдный («продольных срезов)» Комплексный
Сопоставление различных групп испытуемых по определенным критериям Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени Возможность установления связей и зависимостей разного рода
Положительные черты Отрицательные черты Положительные черты Отрицательные черты
Возможность быстрого получения статистически достоверных данных о возрастных различиях психических феноменов, свойств, процессов ü Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей. ü Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы. Устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и свойств личности, выявляются их причины ü Невозможность распространения данных исследования на всех испытуемых. ü Преувеличение роли индивидуальных различий.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы (тест, анкетирование, беседа, социометрия и др.) Анализ процесса и продуктов деятельности Биографический метод
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Количественный Качественный
Применение методов математической статистики Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Генетический Структурный
ü Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. ü Установление «вертикальных» связей между уровнями развития   Установление «горизонтальных», структурных связей между изучаемыми характеристиками

 

Контрольные вопросы и практические задания:

1. Дайте определение методологии науки. Обоснуйте необходимость, значимость методологии науки для ее становления, развития.

2. Выделите уровни методологии науки. Выразите собственное понимание каждого уровня и их значимости для развития науки.

3. Что такое научная парадигма и научная теория? Каково их соотношение?

4. Назовите основные научные парадигмы развития. Раскройте их основные идеи относительно развития человека.

5. Раскройте основные методологические принципы психологии развития как науки.

6. Назовите основные методы психологического исследования в психологии развития. Раскройте их основное содержание, возможности и ограничения.

7. Познакомьтесь с результатами психологического исследования из области психологии развития (из публикаций психологических журналов).

8. Составьте программу исследования с использованием методов исследования для изучения какого-либо явления из области психического развития человека.

Тема 1.3. История становления зарубежной и отечественной психологии развития

1. История становления зарубежной психологии развития

2. История становления отечественной психологии развития

 

Date: 2016-02-19; view: 1171; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию