Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть 1 page. Конституционное право КНР





 

§ 1. Публичное право

 

Конституционное право КНР

 

Основные начала Конституции КНР. Конституционное право выступает в качестве одной из основных отраслей публичного права КНР, оно закрепляет основы взаимоотношения государства, общества и личности, регламентирует организацию государственной власти, закрепляет особенности существующего общественного строя в стране. Основным источником конституционного права КНР выступает действующая Конституция 1982 г., в которой достаточно детально прописаны основы государственного строя Китая, права и обязанности граждан КНР, порядок формирования и функционирования государственных органов. Истории Китайского государства известен и еще один основной источник конституционного права - нормативно-программный акт Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, которая была принята 29 сентября 1949 г. в Пекине на 1-й сессии НПКСК и до появления в 1954 г. первой китайской Конституции выступала в качестве Основного закона страны.

Кроме того, современному конституционному праву Китая известны и две так называемые малые конституции, под которыми понимаются Основные законы особых административных районов КНР Гонконга и Макао, принятые поочередно в 90-е гг. прошлого столетия: Основной закон Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики (принят на 3-й сессии ВСНП 7-го созыва 4 апреля 1990 г.) и Основной закон Аомэньского особого административного района Китайской Народной Республики (принят на 1-й сессии ВСНП 8-го созыва 31 марта 1993 г.). Для более полного закрепления правового статуса возвращенных "в лоно Родины" бывших британской и португальской колоний китайским законодателем также были приняты: Закон КНР "О гарнизоне Сянганского особого административного района" (принят на 23-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 30 декабря 1996 г.) и Закон КНР "О гарнизоне Аомэньского особого административного района" (принят на 10-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 28 июня 1999 г.) (приведенные выше Законы в китайском праве также имеют статус конституционных).

В правовой системе Китайского государства, наряду с Конституцией КНР, являющейся ядром конституционного права Китая, действует целый ряд "законов, имеющих отношение к Конституции" (в российской юридической науке такого рода нормативные правовые акты имеют название "конституционные законы"). Их общее количество около сорока, важнейшими из них являются "органические законы", т.е. законы, закрепляющие основы организации и деятельности государственных органов КНР.

К основным "органическим законам" относятся: 1) Закон КНР "Об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств различных ступеней" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с изменениями от 10 декабря 1982 г., от 2 декабря 1986 г., от 28 февраля 1995 г., от 27 октября 2004 г.); 2) Закон КНР "О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с изменениями от 10 декабря 1982 г., от 2 декабря 1986, от 28 февраля 1995 г., от 27 октября 2004 г., от 14 марта 2010 г.); 3) Закон КНР "Об организации народных судов" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с изменениями от 2 сентября 1983 г., от 2 декабря 1986 г., от 31 октября 2006 г.); 4) Закон КНР "Об организации народной прокуратуры" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с изменениями от 2 сентября 1983 г., от 2 декабря 1986 г.); 5) Закон КНР "Об организации Всекитайского собрания народных представителей" (принят на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва 10 декабря 1982 г.); 6) Закон КНР "Об организации Государственного совета" (принят на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва 10 декабря 1982 г.); 7) некоторые положения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о прямых выборах депутатов собраний народных представителей уездного уровня и ниже (приняты на 26-м заседании ПК ВСНП 5-го созыва 5 марта 1983 г.); 8) Регламент Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (принят на 23-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 24 ноября 1987 г., с изменениями от 24 апреля 2009 г.); 9) Регламент Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (принят на 2-й сессии ВСНП 7-го созыва 4 апреля 1989 г.); 10) Закон КНР "О депутатах Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей различных ступеней" (принят на 5-й сессии ВСНП 7-го созыва 3 апреля 1992 г., с изменениями от 27 августа 2009 г., от 28 октября 2010 г.) и др.

Конституционное право КНР образуют и иные "имеющие отношение к Конституции законы", к важнейшим из которых следует отнести уникальные, не имеющие аналогов в российском конституционном праве Закон КНР "О правотворчестве" (принят на 3-й сессии ВСНП 9-го созыва 15 марта 2000 г.); Закон КНР "О противодействии расколу страны (принят на 3-й сессии ВСНП 10-го созыва 14 марта 2005 г.); Закон КНР "Об освобождении имущества иностранных Центральных банков от судебных мер принуждения" (принят на 18-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 25 октября 2005 г.). В Законе КНР "О правотворчестве" прописан порядок принятия законов ВСНП, ПК ВСНП, а также административно-правовых актов Государственным советом, местных законов и правил, положений, уведомлений, нормативных актов районов национальной автономии. Закон КНР "О противодействии" расколу страны направлен на борьбу с "независимостью" Тайваня, он закрепил возможность применения Китаем военной силы для обеспечения территориальной целостности государства.

Закрепленные в Законе КНР "Об освобождении имущества иностранных центральных банков от судебных мер принуждения" положения имеют большое значение для работающих на финансовом рынке Гонконга (а также Макао) иностранных банковских учреждений (центробанков). Согласно ранее действующему (до возвращения КНР) в ОАР Гонконг законодательству (Приказ Правительства Великобритании о государственном освобождении) иностранные центральные банки освобождались от применения к ним мер принуждения в отношении их имущества. Однако центральное законодательство КНР устанавливало противоположные правила, и указанный акт на территории Гонконга перестал применяться, что вызывало недовольство зарубежных банкиров и создавало сложности в деятельности одного из крупнейших финансовых центров мира. Появление рассматриваемого Закона в правовой системе КНР явилось реакцией китайского правительства на требования международного банковско-финансового сообщества. Указанный Закон состоит всего лишь из четырех статей и является самым маленьким по объему среди всех действующих китайских законов.

Ныне действующая Конституция КНР была принята на 5-й сессии ВСНП пятого созыва 4 декабря 1982 г. В разные годы в нее были внесены конституционные поправки (12 апреля 1988 г., 29 марта 1993 г., 15 марта 1999 г., 14 марта 2004 г.). Основной закон КНР состоит из введения, четырех глав, 138 статей.

Введение китайской Конституции довольно обширное и совсем не похоже на короткую вступительную часть (преамбулу) российской Конституции. Закрепленные во введении Конституции КНР положения отражают основные политические и идеологические установки современного Китайского государства. Они выступают в качестве важных ориентиров, позволяющих лучше понять специфику КНР, его историю и способствуют правильному толкованию закрепленных в Основном законе страны положений.

Во введении кратко излагается революционный путь китайского народа: от свержения эксплуататорских классов до образования нового социалистического государства. Подчеркивается решающая роль в деле укрепления народной демократии идей марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина и концепции "трех представительств" (участие в управлении государством представителей передовых производственных сил, передовой китайской культуры и широких народных масс). Указывается, что "Китай - одно из государств мира с самой древней историей. Народы всех национальностей Китая общими усилиями создали блестящую культуру, имеют славные революционные традиции... В XX веке в Китае произошли коренные перемены великого исторического значения... В 1949 г. под руководством Коммунистической партии Китая, возглавляемой Председателем Мао Цзэдуном, народы всех национальностей Китая, пройдя тяжелый и тернистый путь длительной вооруженной и других форм борьбы, в конце концов свергли господство империализма, феодализма и бюрократического капитализма, одержали великую победу в новодемократической революции, создали Китайскую Народную Республику. С тех пор китайский народ взял государственную власть в свои руки и стал хозяином страны... Китайский народ и Народно-освободительная армия Китая одержали победу в борьбе против агрессивных и подрывных действий, вооруженных провокаций империализма и гегемонизма, защитили независимость и безопасность страны, укрепили национальную оборону... В нашей стране эксплуататоры как класс уже ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени... Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины - священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване... Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства. Конституция, Основной закон страны, имеет высшую юридическую силу. Все народы, все государственные органы и вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь".

Глава 1 Конституции КНР называется "Общие положения" и закрепляет основы государственного строя Китайского государства; охрану всех видов собственности, земельного, лесного, водного фонда; развитие социалистической культуры, образования, науки и техники, медицины (ст. ст. 1 - 32).

Согласно ч. 1 ст. 1 КНР представляет собой "...социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян". За социалистическим строем закрепляется основное положение, "запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй" (ч. 2 ст. 1). В Конституции закрепляется, что единственным источником власти в стране является ее народ: "Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу" (ч. 1 ст. 2) (принцип народовластия). Эту власть китайский народ осуществляет через ВСНП и местные СНП.

Государственные органы КНР придерживаются принципа демократического централизма (ч. 1 ст. 3), предполагающего выборность всех руководящих органов снизу доверху, периодическую отчетность всех органов перед своими организациями и перед вышестоящими органами, строгую дисциплину и подчинение меньшинства большинству, безусловную обязательность решений высших органов для низших. ВСНП и местные СНП "...ответственны перед народом и находятся под его контролем" (ч. 2 ст. 3). Часть 2 ст. 27 Конституции КНР гласит, что "все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям народных масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу". Статья 77 Конституции КНР предусматривает право отзыва депутатов ВСНП органами, их избравшими. Указанной конституционной норме вторит и ч. 1 ст. 45 Закона КНР "Об организации ВСНП": "Депутаты Всекитайского собрания народных представителей подконтрольны органам, которые их избрали. Органы, избравшие депутатов, имеют право отозвать избранных ими депутатов".

В соответствии со ст. 46 Закона КНР "О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей" КНР депутаты ВСНП, СНП местных уровней находятся под контролем со стороны своих избирателей либо органов, их избравших. Избиратели вправе отозвать избранных ими депутатов. Для отзыва депутатов СНП уездного уровня требуются подписи на письменном требовании об отзыве, предоставляемом в ПК СНП уездного уровня, не менее 50 человек от района, откуда депутат избирался, а для отзыва депутата сельского уровня - не менее 30 подписей (ч. 1 ст. 47). Согласно ч. 2 ст. 47 требование об отзыве провинившегося депутата должно содержать причину отзыва. Сам же депутат обладает правом выступить со словами в свою защиту на собрании своих избирателей или изложить свою позицию в письменном виде. В обязанность ПК СНП уездного уровня вменяется опубликование для избирателей требования об отзыве депутата и его аргументов в свою защиту (ч. 3 ст. 47). Требование об отзыве депутатов также может быть выдвинуто и Президиумом СНП либо не менее 10% депутатов соответствующего СНП (ч. 1 ст. 48).

Отзыв депутата СНП уездного и сельского уровней производится путем проведения тайного голосования (ст. 49) простым большинством голосов избирателей избравшего депутата избирательного округа (ч. 1 ст. 50). Отзыв же депутатов, избранных местными СНП выше уездного уровня, также осуществляется простым большинством голосов, но уже депутатами соответствующих СНП.

Действующая конституционная процедура отзыва депутата нечасто применяется в Китае. Однако именно в этом виде конституционная ответственность в Китае приобретает свое воплощение на практике. Один из первых в современном Китайском государстве случаев обращения населения к властям с требованием отзыва избранного ими депутата датируется 2 февраля 2003 г. Тогда 33 избирателя района Наныпань г. Шэньчжэня обратились в ПК СНП своего района с требованием об отзыве депутата Чэнь Хуэйбиня. Причину его отзыва избиратели объяснили тем, что их народный избранник не обращал внимания на существующие серьезные угрозы безопасности их жизни и имуществу, не предпринимал меры по их устранению. Несмотря на то что районным СНП требование избирателей об отзыве депутата было отклонено, тем не менее сама попытка отзыва депутата простыми гражданами была признана китайскими юристами важным явлением в конституционно-правовой жизни общества.

Конституция КНР закрепляет равенство всех национальностей (ч. 1 ст. 4). "Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол".

Важные положения содержатся в ст. 5 Конституции КНР. Так, ч. 1 закрепляет, что "Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством". Само же Китайское государство "...обеспечивает единство и соблюдение социалистической законности" (ч. 2). "Все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы. За любое нарушение Конституции и законов необходимо привлекать к ответственности" (ч. 4). В соответствии с положениями ст. 28 Конституции КНР государство охраняет общественный порядок в стране, "...подавляет предательскую и прочую преступную деятельность, подрывающую безопасность государства, карает за нарушение общественной безопасности, дезорганизацию социалистической экономики и другие преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы".

Глава II Конституции КНР содержит положения, закрепляющие основные права и обязанности граждан (ст. ст. 33 - 56). Закрепленные в китайской Конституции права и свободы могут быть условно подразделены на три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) гражданские и политические права и свободы; 3) экономические, социальные и культурные права и свободы. Каждая группа прав и свобод образует относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности человека. При этом необходимо особо подчеркнуть декларативность многих закрепленных в Конституции прав и свобод гражданина (свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий, демонстраций, вероисповедания и т.п.). Китайское государство в лице своих партийных и государственных органов достаточно жестко реагирует на любые противоречащие интересам страны и общества явления, инакомыслие и протесты, незамедлительно принимая меры по их устранению. Вместе с тем ч. 1 ст. 41 Конституции закрепляет право граждан на критику государственной власти: "Граждане Китайской Народной Республики имеют право обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих... Никто не может оказывать давление на граждан и мстить им (ч. 2). Лица, понесшие ущерб в результате посягательства на гражданские права со стороны государственных органов и государственных служащих, имеют право на получение компенсации в соответствии с законом (ч. 3).

Важно отметить, что рассматриваемая глава Конституции КНР начинается с закрепления равенства всех граждан страны перед законом: "Все граждане Китайской Народной Республики равны перед законом" (ч. 2 ст. 33). Статья 34 Конституции закрепляет право граждан КНР избирать и быть избранным, при этом оговаривается: "Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону" (вид дополнительного наказания по УК КНР). Статья 40 закрепляет свободу и тайну переписки граждан КНР: "Никакие организации или отдельные лица ни под каким предлогом не могут препятствовать свободе и тайне переписки граждан, за исключением случаев, когда в интересах государственной безопасности или в целях расследования уголовного преступления органы общественной безопасности или органы прокуратуры в порядке, установленном законом, осуществляют проверку переписки". В приведенной конституционной норме право на нарушение тайны переписки при наличии законных оснований принадлежит лишь органам общественной безопасности и прокуратуры, тогда как на практике тайну переписки нарушают и органы государственной безопасности КНР.

К основным конституционным обязанностям граждан относится: обязанность трудиться ("труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан" (ч. 3 ст. 42)); обязанность учиться (ч. 1 ст. 46); обязанность супругов планировать деторождение в семье (ч. 2 ст. 49) (политика - одна семья, один ребенок); обязанность родителей содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей (ч. 3 ст. 49); обязанность детей содержать и поддерживать родителей (ч. 3 ст. 49); обязанность защищать единство государства и сплоченность национальностей (ст. 52); обязанность соблюдать Конституцию и законы (ст. 53); обязанность хранить государственную тайну (ст. 53); обязанность беречь общественную собственность (ст. 53); обязанность соблюдать трудовую дисциплину (ст. 53); обязанность соблюдать общественный порядок (ст. 53); обязанность уважать нормы общественной морали (ст. 53); обязанность охранять безопасность, честь и интересы Родины (ст. 54); "защита Отечества и отражение агрессии - священный долг каждого гражданина Китайской Народной Республики" (ст. 55); военная служба и участие в народном ополчении - почетная обязанность граждан КНР (ст. 55); обязанность платить налоги (ст. 56).

Глава III Конституции КНР, состоящая из наибольшего количества статей (ст. ст. 57 - 135) и являющаяся самой большой по содержанию, посвящена конституционной регламентации государственной структуры Китая (ВСНП, Председатель КНР, Государственный совет, Центральный военный совет, местные СНП и местные народные правительства, органы самоуправления в районах национальной автономии, народный суд и народная прокуратура).

Завершает Конституцию гл. IV "Государственный флаг, Государственный герб, столица" (ст. ст. 136 - 138), в которой устанавливается, что государственный флаг Китая представляет собой красное полотно с изображением на нем пяти звезд (ст. 136), государственный герб Китая представляет собой изображение, на котором в центре располагаются освещенные пятью звездами ворота главной площади страны Тяньаньмэнь, по краям - колосья и зубчатое колесо (ст. 137). Пекин получил статус столицы КНР (ст. 138). Конституционное право КНР как отрасль публичного права продолжает развиваться в направлении приведения норм Конституции и "законов, имеющих отношение к Конституции" в соответствие с общими принципами международного права, однако с учетом китайской специфики. Главным подтверждением сказанному служат внесенные в Конституцию 1982 г. поправки, содержание которых воспринимает передовой опыт конституционного строительства зарубежных государств. С точки зрения сравнительного правоведения Конституции России и Китая чрезвычайно отличаются друг от друга, что представляет значительный практический и теоретический интерес в их сравнительном исследовании учеными обоих государств.

Территориальное устройство государства. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции КНР "Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян".

По форме государственного устройства Китай представляет собой многонациональное унитарное государство с наличием в его составе особых административных районов (далее - ОАР) Гонконг (Сянган) и Макао (Аомэнь) , специальных экономических зон и районов национальной автономии. ОАР Гонконг был официально возвращен Великобританией под юрисдикцию КНР 1 июля 1997 г. ОАР Макао был возвращен Китаю Португалией 20 декабря 1999 г. Правовой статус этих двух особых китайских территорий определяется ст. 31 Конституции КНР, которая гласит: "Государство в случае необходимости создает особые административные районы. Режим особых административных районов устанавливается с учетом конкретной обстановки законами, принимаемыми Всекитайским собранием народных представителей".

В соответствии с осуществляемой руководством страны политикой "одно государство - две системы" в указанных ОАР действует отличное от континентального Китая законодательство, которое сохраняет свою уникальную специфику, сложившуюся до возвращения в "лоно Родины" Гонконга и Макао. Так, согласно Совместной декларации по вопросу о Гонконге между Правительством Китайской Народной Республики и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (подписана в Пекине 19 декабря 1984 г.) и положениями Основного закона Сянганского особого административного района Китайской Народной Республики (вступил в силу 1 июля 1997 г.) ранее действующее на территории Гонконга законодательство остается без изменений (ст. ст. 8, 160). При этом "ОАР Сянган не строит социалистическую систему и не проводит социалистическую политику, сохраняет сложившуюся капиталистическую систему и способы жизни, что остается без изменений в течение 50 лет" (ст. 5 Основного закона Сянганского ОАР КНР).

Таким образом, минимум до июля 2047 г. на территории одного из наиболее экономически развитых регионов Азии будет действовать уникальная правовая система, включающая в себя англосаксонское право (основная роль) и право Цинской империи (второстепенная роль), а также собственное гонконгское законодательство и некоторые нормы актов правотворчества КНР, имеющих силу на территории указанного ОАР.

В общем плане в Гонконге действует система прецедентного права англосаксонского типа, сформированная в период британского колониального правления. Существует высокая вероятность того, что, согласно высказыванию китайского реформатора Дэн Сяопина, сложившаяся социально-политическая и экономическая система в Гонконге будет продолжать сохраняться и после 2047 г.

То же самое касается и ОАР Макао, в котором до 2049 г. свою силу также сохраняет принятое ранее законодательство (ст. ст. 8, 145 Основного закона Аомэньского ОАР КНР (вступил в силу 20 декабря 1999 г.)). Важно отметить, что в основе правовой системы Макао лежит португальское право как в виде кодексов Португалии, так и в виде принятых в ОАР собственных законов, образцом для которых были соответствующие законодательные акты Португалии. Так как португальское право относится к континентальной правовой системе, ведь его основу составляют статутные законы, а не судебные прецеденты, то именно поэтому оно значительно ближе к праву континентального Китая, чем гонконгское.

Согласно заключенным международным договоренностям и взятым Китаем на себя обязательствам бывшие британская и португальская колонии получили "высокую автономию" (ст. 2 Основного закона ОАР): 1) право на административное управление; 2) право на принятие нормативных правовых актов; 3) право на осуществление правосудия, включая вынесение окончательного судебного решения (приговора) по делу; 4) право заключения международных соглашений неполитического характера. При этом принимаемые в ОАР правотворческие акты должны пройти официальную регистрацию ПК ВСНП КНР. В случае их противоречия положениям Основного закона ОАР они считаются не имеющими юридической силы.

Из компетенции ОАР исключены дела, касающиеся внешней политики, обороны, и другие, принадлежащие прерогативе Центрального правительства КНР. Действует принцип: "Сянганом управляют сянганцы, Аомэнем управляют аомэньцы". Обоим ОАР оставлено право регулирования вопросов въезда и выезда. При этом въезд граждан КНР на территорию ОАР ограничен: для получения на него права необходимо проходить достаточно сложные и многоуровневые процедуры. Для граждан РФ действует безвизовый въезд на территорию Гонконга и Макао (срок пребывания не должен превышать 14 и 30 дней соответственно). На ОАР Гонконг и Макао распространяются акты КНР, которые регулируют главным образом вопросы обороны и внешних сношений. Лишь при объявлении чрезвычайного положения на ОАР могут быть распространены другие правовые акты КНР.

Особое место в административно-территориальном устройстве КНР занимает провинция Тайвань, на возвращении которой уже долгие годы настаивает руководство КНР. Тайвань (Китайская Республика) не признан подавляющим большинством стран мира, однако де-факто существует как самостоятельное государство. Власти КНР готовы применять по отношению к Тайваню модель "одно государство - две системы", что способствовало бы стимулированию процесса мирного объединения "двух берегов пролива".

14 марта 2005 г. в правовой системе Китая появился уникальный правовой акт - Закон КНР "О противодействии расколу страны". Согласно ст. 1 Закона он был принят "...в соответствии с Конституцией с целью противодействия и сдерживания сепаратистских сил, стремящихся к "независимости Тайваня", действия которых направлены на раскол страны, в интересах мирного объединения Родины, сохранения мира и стабильности в зоне Тайваньского пролива, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, для защиты коренных интересов китайской нации". В ст. 2 документа особо подчеркивается: "В мире существует только один Китай, расположенный на материке и на острове Тайвань. Суверенитет и территориальная целостность Китая в равной степени распространяются на его материковую часть и на Тайвань. Защита суверенитета и территориальной целостности государства является общим долгом всего китайского народа, включая соотечественников на Тайване (ч. 1). Тайвань - часть Китая. Государство решительно не позволяет сепаратистским силам, стремящимся к "независимости Тайваня", отколоть его от Китая под каким бы то ни было предлогом в какой бы то ни было форме (ч. 2). Если тенденция к независимости Тайваня будет углубляться либо возможность к осуществлению мирного объединения исчезнет, КНР прибегнет к "немирным способам и другим необходимым мерам для защиты суверенитета и территориальной целостности страны" (ч. 1 ст. 8).

К настоящему времени на Тайване сложилась уникальная правовая система, включающая в себя идею Сунь Ятсена о разделении пяти властей: законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной (кадровой) и контрольной <1>. Высшим должностным лицом Тайваня является президент со сроком полномочий шесть лет и возможностью переизбраться на второй срок один раз (ст. 47 Конституции Китайской Республики). Высший законодательный орган - Законодательная палата (ст. 62); высший политический орган - Национальное собрание (ст. 25); высший исполнительный орган - Исполнительная палата (ст. 53); высший судебный орган - Палата юстиции (ст. 77); высший экзаменационный орган (независимая кадровая власть) - Экзаменационная палата (ст. 83); высший контрольный орган - Палата контроля (ст. 90).

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. 2-е изд., доп. М., 1999.

 

Date: 2016-02-19; view: 1138; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию