Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть 5 page





Новые китайские власти в 1949 г. пошли на полный разрыв со "старым режимом", отменив еще до официального провозглашения КНР ранее действующее гоминьдановское законодательство. По всей стране начался процесс перестройки существующих экономических отношений, что не замедлило сказаться и на характере гражданских правоотношений. Китайский законодатель решил создать новый гражданский кодекс по модели советского. Сам же отмененный на территории КНР Гражданский кодекс продолжал существовать и в измененном виде действует на территории Тайваня, оказывая позитивное влияние на развитие экономики тайваньского региона.

С усилением правового нигилизма ("культурная революция") многие институты гражданского права "повисли в воздухе" либо имели место лишь в рамках уголовного судопроизводства. В эти годы вакуум в сфере гражданского законодательства отчасти был заполнен нормами Конституции, Закона КНР "О браке", Закона КНР "О земельной реформе" и др. Отдельные органы Государственного совета КНР принимали нормативные акты, которые регулировали отношения в области купли-продажи, поставок товара, подряда. Формированию гражданских правоотношений также способствовали некоторые постановления и положения, имевшие административный характер и регулирующие процессы преобразований в китайской промышленности, торговле, финансах. И хотя подготовка крайне необходимого для нового государства Гражданского кодекса началась уже с середины 50-х гг., напряженная политическая обстановка внутри страны не позволила китайскому законодателю завершить процесс работы над проектом ГК его принятием. Как справедливо отмечали отечественные синологи, "...процесс формирования относительно полного гражданского законодательства (и не только гражданского) развертывался медленно, непоследовательно, прерывался различными политическими кампаниями".

Решения 3-го декабрьского Пленума ЦК КПК 11-го созыва 1978 г. положили начало осуществления экономических преобразований в масштабе всей страны. Главной проблемой, с которой столкнулось руководство Китайского государства на первых этапах реформ, стала недостаточная и несовершенная нормативная правовая база, которая требовала скорейшего изменения и дополнения. По этому поводу "отец китайских реформ" Дэн Сяопин заявлял, что "...объем законодательных работ довольно велик, а работников мало, поэтому допустимо, если правовые нормы поначалу будут не такими совершенными, их потом можно будет доработать. Кое-какие акты не мешает сначала составлять в опытном порядке на местах, а затем на основе обобщения опыта и их совершенствования разрабатывать общекитайские законы. Следует вносить поправки и дополнения в действующие законы по мере их готовности, постатейно и не ожидать, как говорится, "комплектного оборудования".

В эти годы особенно острой стала проблема разработки и принятия Гражданского кодекса, который включил бы в себя необходимые для успешного проведения в жизнь экономических реформ институты. В связи с этим уже в 1979 г. образованной при ПК ВСНП Комиссией по юридической работе была сформирована специальная группа, которая возобновила работу над проектом ГК. Всего группой было принято четыре проекта ГК. Однако большинство китайских юристов, принимавших участие в разработке проектов ГК, пришло к единодушному мнению, что в связи с "...весьма значительной сложностью, недостатком опыта в гражданской законотворческой деятельности, а также с учетом того, что Китай только-только начинает проводить реформирование экономической системы..." китайское общество еще не созрело для его принятия. Официальные объяснения по поводу отказа от принятия ГК были обнародованы тогдашним председателем ПК ВСНП Пэн Чжэнем и председателем Комиссии по юридической работе ПК ВСНП Ван Ханьбинем на 13-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва в ноябре 1985 г. Весной 1986 г. Председатель ПК ВСНП Пэн Чжэн заявил, что "гражданский кодекс нельзя разработать за короткий период. Это не от того, что мы не прилагаем усилий, а потому, что вопросы сами по себе очень сложны, кроме того, система преобразовывается, еще нет окончательных решений, на практике возникают трудности. Поэтому, с одной стороны, надо разрабатывать гражданский кодекс, с другой - надо вырабатывать отдельные законы, гражданский кодекс и отдельные законы можно продвигать одновременно".

По прошествии некоторого времени работа над проектом единого кодифицированного акта правотворчества продолжилась. В марте 1998 г. сформированная Комиссией по юридической работе ПК ВСНП рабочая группа из девяти известных в Китае цивилистов приступила к разработке нового проекта ГК. В декабре 2002 г. готовый проект ГК был представлен на обсуждение. Работа над документом продолжается до настоящего времени и подходит к своему завершению.

Современное гражданское право КНР образуют несколько важных законов, которые китайский законодатель принимал в течение достаточно длительного периода для постепенного формирования необходимого для страны кодифицированного гражданско-правового документа. Именно они и лягут в основу будущего Гражданского кодекса КНР, принятие которого должно состояться в ближайшие годы. Долгое время в правовой системе Китайского государства главную роль в регулировании гражданско-правовой сферы играли принятые на 4-й сессии ВСНП 6-го созыва 12 апреля 1986 г. Общие положения гражданского права КНР (ОПГП КНР), с изменениями от 27 августа 2009 г., которые по своему содержанию схожи с традиционно понимаемой Общей частью ГК, хотя и немного шире ее. ОПГП состоят из девяти глав, 156 статей; в них закрепляются основные институты гражданского права (общие принципы, гражданская правоспособность и дееспособность, статут юридических лиц, гражданско-правовые действия, гражданские права, гражданская ответственность и т.д.). В будущем Гражданском кодексе КНР ОПГП станут его первой (Общей) частью.

Еще одним важным нормативным правовым актом, принятым китайским законодателем, стал Закон КНР "О вещных правах" (принят на 5-й сессии ВСНП 10-го созыва 16 марта 2007 г., состоит из пяти разделов, 19 глав, 247 статей). Закон основан на некоторых свойственных германскому праву принципиальных положениях с учетом китайской специфики, а его принятие является важной вехой в развитии гражданского законодательства Китая. До его принятия гражданское право КНР развивалось по пути регулирования правового статуса различных субъектов хозяйственно-предпринимательской деятельности и договорных (обязательственных) отношений, обеспечивающих хозяйственный оборот в экономике, разрозненными актами правотворчества.

Особенностью принятого Закона является стремление закрепить в качестве объектов права собственности не только вещи как таковые, но и имущественные права, т.е. права, которые могут быть выражены в денежной форме. Закон представляет собой достаточно объемный по содержанию документ и включает в себя положения, регулирующие вопросы возникновения, изменения, перехода и прекращения вещных прав, права государственной, коллективной, частной собственности, вещного сервитутного права, вещного обеспечительного права, залога, удержания и др. Вне сомнений, указанный Закон также ляжет в основу будущего ГК КНР.

Китайским законодателем приняты также иные важные законы в гражданско-правовой сфере, некоторые из которых составят содержание будущего ГК КНР: 1) Закон КНР "О торговой марке" (принят на 24-м заседании ПК ВСНП 5-го созыва 23 августа 1982 г., с изменениями от 22 февраля 1993 г., от 27 октября 2001 г.; 2) Закон КНР "О патентах" (принят на 4-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 12 марта 1984 г., с изменениями от 4 сентября 1992 г., от 25 августа 2000 г., от 27 декабря 2008 г.); 3) Закон КНР "О наследовании" (принят на 3-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 10 апреля 1985 г.); 4) Закон КНР "Об авторском праве" (принят на 15-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 7 сентября 1990 г., с изменениями от 27 октября 2001 г., от 26 февраля 2010 г.; 5) Закон КНР "О защите прав и интересов потребителей" (принят на 4-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 31 октября 1993 г., с изменениями от 27 августа 2009 г.); 6) Закон КНР "О договоре" (принят на 2-м заседании ВСНП 9-го созыва 15 марта 1999 г.); 7) Закон КНР "О земельном подряде в деревне" (принят на 29-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 29 августа 2002 г.); 8) Закон КНР "О государственных активах предприятий" (принят на 5-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва 28 октября 2008 г.); 9) Закон КНР "Об ответственности за нарушение прав" (принят на 12-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва 26 декабря 2009 г.); 10) Закон КНР "О применении законодательства в гражданско-правовых отношениях с участием иностранных лиц" (принят на 17-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва 28 октября 2010 г.).

Таким образом, после принятия китайским законодателем Общих положений гражданского права КНР, Закона КНР "О договорах", Закона КНР "О вещных правах", Закона КНР "Об ответственности за нарушение прав", Закона КНР "О применении законодательства в гражданско-правовых отношениях с участием иностранных лиц" можно с полным основанием говорить, что гражданское право Китая в общем плане сформировано, а уже принятые в гражданско-правовой сфере законы в недалеком будущем сформируют единый кодификационный правотворческий акт - ГК КНР.

 

Торговое право

 

Торговое право КНР как отрасль частного права начало развиваться лишь с началом осуществления в 1978 г. политики реформ и открытости. Оно выделилось в самостоятельную отрасль права из гражданского и хозяйственного (экономического) права Китая по причине важной роли сферы торгового оборота, отношений коммерческого посредничества участников рынка, оборота ценных бумаг. Торговое право получило свое признание в среде некоторых видных китайских юристов (Сюй Сюелу, Ван Баошу). В целях популяризации торгового права в Китайском государстве, изучения его теоретических и практических аспектов при Китайском юридическом обществе было создано Исследовательское общество торгового права, сотрудники которого занимаются проблематикой рассматриваемой отрасли права, проводят конференции и симпозиумы по актуальным вопросам торгового права. Справедливости ради необходимо отметить, что многие видные китайские цивилисты не признают торговое право в качестве самостоятельной отрасли права (Ван Лимин).

Ученые свидетельствуют, что "в Китае действует система единства гражданского и торгового права. При осуществлении правотворчества правотворец не разделяет торговое и гражданское... структура гражданского и торгового права является составной частью законодательной системы социалистической рыночной экономики..." <1>. Некоторым компромиссом между сторонниками и противниками торгового права как самостоятельной отрасли права служат официально издаваемые Сборники действующего законодательства КНР, в которых все китайские законы размещены по отраслевому признаку. В Сборниках присутствуют "законы в гражданской и торговой сферах", при этом торговому праву посвящается отдельный раздел.

--------------------------------

<1> Фали сюе. Теория права / Под ред. Ли Ляна. Пекин, 2001. С. 48.

 

Основными нормативными правовыми актами, образующими торговое право Китая, являются: 1) Закон КНР "О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с изменениями от 4 апреля 1990 г., от 15 марта 2001 г.); 2) Закон КНР "О предприятиях иностранного капитала" (принят на 4-й сессии ВСНП 6-го созыва 12 апреля 1986 г., с изменениями от 31 октября 2000 г.); 3) Закон КНР "О промышленном предприятии общенародной собственности" (принят на 1-й сессии ВСНП 7-го созыва 13 апреля 1988 г., с изменениями от 27 августа 2009 г.); 4) Закон КНР "О совместных предприятиях с китайским и иностранным участием" (принят на 1-й сессии ВСНП 7-го созыва 13 апреля 1988 г., с изменениями от 31 октября 2000 г.); 5) Кодекс торгового мореплавания КНР (принят на 28-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 7 ноября 1992 г.); 6) Закон КНР "О компаниях" (принят на 5-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 29 декабря 1993 г., с изменениями от 25 декабря 1999 г., от 28 августа 2004 г., от 27 октября 2005 г.); 7) Закон КНР "О векселях" (принят на 13-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 10 мая 1995 г., с изменениями от 28 августа 2004 г.); 8) Закон КНР "О ценных бумагах" (принят на 6-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 29 декабря 1998 г., с изменениями от 28 августа 2004 г., от 27 октября 2005 г.); 9) Закон КНР "Об инвестиционных фондах ценных бумаг" (принят на 5-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 28 октября 2003 г.); 10) Закон КНР "О банкротстве предприятий" (принят на 23-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 27 августа 2006 г.).

Важное место в торговом праве КНР занимает Закон "О компаниях". По мнению китайских юристов, он выступает в качестве основополагающего акта правотворчества в области торгового права. Закон состоит из 13 глав, 219 статей и направлен на регулирование вопросов создания и организации компаний с ограниченной ответственностью, акционерных компаний с ограниченной ответственностью, выпуска и передачи акций акционерных компаний, финансовой отчетности компаний, слияния, разделения компаний, увеличения или уменьшения уставного фонда компаний и др.

Согласно ст. 1 Закона он принят "в целях упорядочивания организации и деятельности компаний, обеспечения законных прав и интересов компаний, акционеров и кредиторов, поддержания социально-экономического порядка, стимулирования развития социалистической рыночной экономики". Под компанией китайский законодатель понимает "предприятие со статусом юридического лица, имеющее собственное имущество и пользующееся имущественными правами в отношении данного имущества. Компания несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом" (ч. 1 ст. 3). Участники компаний с ограниченной ответственностью несут ответственность перед компанией в пределах внесенных ими сумм; акционеры акционерных компаний с ограниченной ответственностью несут ответственность перед компанией в пределах акций, которыми они владеют (ч. 2 ст. 3). При этом в случае злоупотребления участником (акционером) компании своими правами, в результате чего компании или другим участникам (акционерам) причинен ущерб, на данное лицо возлагается ответственность по возмещению ущерба (ч. 2 ст. 20). В случае злоупотребления участником (акционером) компании независимым положением компании как юридического лица и ограниченной ответственностью участников (акционеров) для уклонения от обязательств, в результате чего кредиторам компании причиняется серьезный ущерб, на данное лицо возлагается солидарная ответственность по обязательствам компании (ч. 3 ст. 20).

Законом закрепляется обязанность компании пройти регистрацию в соответствующих регистрационных органах для получения Свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности, которое должно содержать сведения о наименовании компании, ее местонахождении, уставном капитале, фактически оплаченном капитале, сфере хозяйственной деятельности, а также имя и фамилию законного представителя (ст. 7). Наличие данного свидетельства служит подтверждением законного статуса китайской компании. Именно это свидетельство российскому бизнесу необходимо в первую очередь спрашивать у ответственных лиц китайской стороны еще до заключения сделок во избежание широко распространенных фактов мошенничества под прикрытием несуществующих компаний на рынке Китая. Регистрация компании осуществляется в соответствии с положениями Правил регистрации компаний КНР (приняты Государственным советом 24 июня 1994 г., с изменениями от 18 декабря 2005 г.).

Законом устанавливается административная ответственность должностных лиц регистрационных органов, которые в нарушение китайского законодательства регистрируют либо отказывают в регистрации компании (ст. 209). Если компания без уважительных причин не начинает функционировать в течение более шести месяцев после создания либо, начав функционировать, она прекращает деятельность на срок в шесть месяцев, то регистрационный орган аннулирует Свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности, выданное данной компании (ч. 1 ст. 212).

Особый интерес представляет ст. 19 Закона, в которой указано, что "в компании на основании Устава КПК создается организация КПК и развертывается партийная деятельность. Компания обязана обеспечивать необходимые условия для деятельности партийной организации". Конечно, не во всех компаниях, зарегистрированных на территории КНР, имеются представители правящей Коммунистической партии Китая, однако они в обязательном порядке присутствуют в крупном государственном и частном бизнесе. Согласно положениям действующего Устава КПК при наличии на предприятии трех и более действительных членов партии, в обязательном порядке должна учреждаться партийная организация (ст. 29).

В соответствии с концепцией "трех представительств" членами партии становятся руководители крупных частных и государственных компаний, их заместители, которые представляют интересы бизнеса в государственных и партийных органах. Таким образом, любое крупное китайское предприятие имеет в своем штате достаточное для создания партийного представительства количество членов КПК. Присутствие партийного функционера в компании согласно китайской ментальности существенно повышает статус фирмы в глазах китайских и зарубежных партнеров, свидетельствует о защите интересов бизнеса государством, подтверждает порядочность китайской стороны. Часто во время переговоров, заключения контрактов и соглашений на стороне крупного китайского бизнеса за столом находится партийный представитель как гарант проводящейся сделки.

Современные тенденции развития торгового права Китая свидетельствуют о его скором возможном самостоятельном существовании как отдельной отрасли права в правовой системе КНР в будущем. При этом вопрос о необходимости в принятии отдельного кодифицированного акта правотворчества - Торгового кодекса - китайскими учеными и законодателем пока еще остро не ставится.

 

Трудовое право КНР

 

Трудовое право КНР регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами своих способностей к труду. Китайской Конституцией устанавливается право граждан на труд и в то же время закрепляется их обязанность трудиться. Часть 1 ст. 42 гласит: "Граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться". Китайским законодателем труд признается в качестве почетной обязанности всех трудоспособных граждан (ч. 3 ст. 42). В Конституции КНР сказано, что "трудящиеся предприятий государственной собственности и коллективных хозяйственных организаций города и деревни должны относиться к своему труду как хозяева страны. Государство поощряет социалистическое трудовое соревнование, награждает отличников труда и передовиков (ч. 3 ст. 42). Государство осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу (ч. 4 ст. 42).

Трудовое законодательство Китая стало создаваться сразу после образования 1 октября 1949 г. нового государства и к настоящему времени является одним из наиболее развитых в правовой системе КНР. Уже зимой 1949 г. Всекитайская федерация профсоюзов приняла Временные правила о порядке разрешения трудовых конфликтов (20 ноября 1949 г.) и Временные правила об установлении отношений между трудом и капиталом (22 ноября 1949 г.). Тогда же появились Правила организации и работы городских комиссий третейского суда по конфликтам между трудом и капиталом (22 ноября 1949 г.), хотя и относящиеся к процессуальному праву, но напрямую затрагивающие вопросы права трудового, а также Временные правила о заключении коллективных договоров между трудящимися и предпринимателями на частных торговых и промышленных предприятиях.

В июне 1950 г. Государственный административный совет КНР принял объемные Временные правила оказания помощи безработным, а Центральным народным правительственным советом был принят первый Закон КНР "О профессиональных союзах". 23 февраля 1951 г. появилось Положение КНР "О социальном страховании", а 25 июля 1952 г. - Постановление Государственного административного совета по вопросам трудоустройства.

В последующие годы до периода "культурной революции" в правовой системе Китайского государства появлялись различные нормативные правовые акты в трудовой сфере, большинство из которых принималось Государственным советом КНР (Постановление об отпусках по беременности и родам для женщин, работающих в государственных учреждениях (26 апреля 1955 г.); Постановление о реорганизации заработной платы (16 июня 1956 г.); Положение о профессиональных заболеваниях и о порядке обеспечения лиц, страдающих этими заболеваниями (28 февраля 1957 г.); Временное постановление о пенсионном обеспечении рабочих и служащих (6 февраля 1958 г.).

В период "культурной революции" правотворческих актов в рассматриваемой сфере не принималось. До начала проведения политики реформ и открытости в Китае сложилась жесткая централизованная система труда, была обеспечена полная занятость трудового населения, достаточно отлаженно работала пенсионная система, проблемы безработицы не существовало, однако не было и системы квалификационных экзаменов при занятии государственных должностей.

С началом реформ трудовая сфера стала претерпевать существенные изменения. В стране стали появляться предприятия новых форм собственности, заключаться ранее не применявшиеся индивидуальные трудовые договора; в масштабах государства стала осуществляться миграция рабочей силы из деревень в города на сезонные заработки; остро встала проблема трудоустройства граждан, потерявших работу, а также выпускников институтов; возникла проблема медицинского и социального страхования работников. Существенные изменения, которым подверглись общественные отношения в трудовой сфере, требовали принятия все новых нормативных правовых актов на общегосударственном и местном уровнях для их всестороннего регулирования.

С течением времени появлялись различные разрозненные положения, постановления, решения (например, Временное положение о найме рабочих и служащих на государственные предприятия, Временное положение о страховании в период трудоустройства рабочих и служащих государственных предприятий (оба документа опубликованы Госсоветом 12 июля 1986 г.)), которые, однако, не соответствовали духу происходивших экономических преобразований. Правовая система Китая стала остро нуждаться в появлении единого кодификационного акта правотворчества в трудовой сфере - Трудового кодекса (Закон КНР "О труде"), который был принят китайским законодателем на 8-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 5 июля 1994 г. (с изменениями от 27 августа 2009 г.).

Трудовой кодекс КНР состоит из 13 глав, 107 статей и представляет собой достаточно проработанный объемный правовой документ, принятый в целях "...защиты законных прав и интересов трудящихся, регулирования трудовых отношений, создания и охраны системы труда социалистической рыночной экономики, стимулирования экономического развития и социального прогресса" (ст. 1). Согласно ч. 1 ст. 3 трудящиеся пользуются равным правом при устройстве на работу и выборе профессии, правом оплаты труда, правом на отдых, правом на обеспечение охраны безопасности и гигиены труда, правом на получение образования и профессиональной подготовки, правом на социальное страхование и благосостояние, правом на решение трудовых споров по поданным заявлениям и другими трудовыми правами, установленными законом. При приеме граждан на работу Трудовым кодексом запрещается дискриминация по национальному, половому, религиозному признакам (ст. 12), при этом особо подчеркивается равенство мужчин и женщин в правах при трудоустройстве (ч. 1 ст. 13). Запрещается прием на работу несовершеннолетних лиц (ч. 1 ст. 15).

Положения гл. 3 посвящены вопросам трудового договора, под которым понимается "соглашение о трудовых отношениях между работником и нанимателем с четко прописанными правами и обязанностями сторон" (ч. 1 ст. 16). Китайский законодатель четко указывает, что при установлении трудовых отношений трудовой договор должен быть заключен в обязательном порядке (ч. 2 ст. 16) в письменной форме (ч. 1 ст. 19). Более полное правовое регулирование института трудового договора в китайском праве осуществляется положениями Закона КНР "О трудовом договоре" (принят на 28-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 29 июня 2007 г.) и Правилами применения Закона КНР "О трудовом договоре" (приняты Постоянным бюро Государственного совета 3 сентября 2008 г.).

Трудовым кодексом КНР устанавливается максимальный испытательный срок при приеме на работу - шесть месяцев (ст. 21). В течение испытательного срока наниматель может расторгнуть с работником трудовой договор, если последний не справляется с должностными обязанностями (п. 1 ч. 1 ст. 25), а работник - в любое время без объяснения причин (п. 1 ч. 1 ст. 32).

Трудовым кодексом КНР устанавливается восьмичасовой рабочий день, 44-часовая рабочая неделя (ст. 36). Однако принятым Государственным советом КНР 3 февраля 1994 г. Положением о рабочем времени сотрудников, с изменениями от 25 марта 1995 г., также устанавливается восьмичасовой рабочий день, но при 40-часовой рабочей неделе (ст. 3).

Наличие в правовой системе Китайского государства двух противоречащих друг другу положений, при том что Трудовой кодекс по юридической силе стоит выше подзаконного Положения, совсем не означает обязательное действие высшего по силе документа. В том и состоит специфика китайского права, что китайский правоприменитель использует ту норму, которая, по его мнению, более отвечает духу "социалистической рыночной экономики" и "правовой системы с китайской спецификой". На практике противоречие норм выражается в том, что на частных коммерческих предприятиях рабочая неделя составляет 40 часов, а на государственных - 44 часа, работник выходит на работу в субботу в первую половину дня. Косвенным подтверждением возможности привлечения работника к труду по субботам служит ст. 38 Кодекса, которая гласит: "Наниматель должен гарантировать трудящимся, по крайней мере, один день отдыха каждую неделю". В китайском законодательстве нет упоминания об обязательных выходных днях по субботам и воскресеньям. Коллизия правовых норм - обычное явление для китайского права, и в этом также представляется его особая специфика.

Выходными днями для работников кроме обязательного одного дня в неделю Кодексом устанавливаются (ст. 40): 1) первый день Нового года (по григорианскому календарю); 2) праздник Весны (китайский Новый год); 3) Международный день труда; 4) День образования КНР ("золотая неделя"); 5) иные праздничные, выходные дни, установленные законами и подзаконными актами. Так, в соответствии с Правилами отпусков в государственные праздники и годовщины, принятыми Государственным административным советом 23 декабря 1949 г., с изменениями от 18 сентября 1999 г. и от 14 декабря 2007 г., китайские граждане отдыхают: 1) один день 1 января; 2) три дня в честь китайского Нового года; 3) один день в честь праздника Цинмин (почитание усопших предков); 4) один день 1 мая в День международной солидарности трудящихся; 5) один день в честь праздника Дуаньу (память о древнекитайском поэте-патриоте Цюй Юане); 6) один день в честь праздника Чжунцю (середина осени); 7) три дня в честь Национального праздника КНР (образование КНР, с 1 по 3 октября) (ст. 2). Часть граждан КНР, в соответствии со ст. 3, также отдыхает: 1) полдня в Международный женский день (8 марта) (женщины); 2) полдня в День молодежи (4 мая) (молодые лица старше 14 лет); 3) один день в День ребенка (1 июня) (лица, не достигшие 14 лет); 4) полдня в День создания Народно-освободительной армии Китая (1 августа) (военнослужащие, состоящие на действительной военной службе). Закон устанавливает выходные дни и в периоды местных национальных праздников, отдавая право на их установление органам власти на местах (ст. 4). В случаях выхода работника на работу в выходные и праздничные дни, переработки, наниматель обязан выплачивать ему установленную Трудовым кодексом компенсацию (ст. 44).

Трудовой кодекс КНР содержит многие иные весьма интересные с точки зрения сравнительного правоведения положения, для изложения которых требуется отдельное время. Кроме Трудового кодекса и Закона о трудовом договоре трудовое право Китая образуют следующие важные нормативные правовые акты: 1) Закон КНР "О профессиональных союзах" (принят на 5-й сессии ВСНП 7-го созыва 3 апреля 1992 г., с изменениями от 27 октября 2001 г., от 27 августа 2009 г.); 2) Закон КНР "О безопасности на производстве" (принят на 28-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 29 июля 2002 г., с изменениями от 27 августа 2009 г.); 3) Правила контроля за трудовым обеспечением (приняты Постоянным бюро Государственного совета 26 октября 2004 г.); 4) Закон КНР "О содействии трудоустройству" (принят на 29-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 30 августа 2007 г.); 5) Закон КНР "Об арбитражном урегулировании трудовых споров" (принят на 31-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 29 декабря 2007 г.); 6) Закон КНР "О социальном страховании" (принят на 17-м заседании ПК ВСНП 11-го созыва 28 октября 2010 г.) и др.

Date: 2016-02-19; view: 658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию