Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть 4 page. В середине 1970-х ГГ. Стало очевидным, что проводимый в последние годы курс сказывается самым негативным образом на развитии государства и благосостоянии его





В середине 1970-х гг. стало очевидным, что проводимый в последние годы курс сказывается самым негативным образом на развитии государства и благосостоянии его народа. Одним из первоочередных шагов по преодолению сложившегося кризиса стал процесс восстановления порушенной правовой системы Китая. В первые годы после окончания "культурной революции" были приняты важные нормативные правовые акты, в том числе и первый китайский Уголовный кодекс (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г.) (УК КНР появился в правовой системе Китайского государства спустя лишь 30 лет после образования КНР). Несмотря на большую значимость для китайской правовой системы того времени принятого уголовного закона, все же закрепленные в нем нормы характеризовались обилием общих и нечетких формулировок, неопределенных и оценочных понятий, допускающих различные толкования. Кроме того, в соответствии с решением ПК ВСНП свою юридическую силу сохранило большинство ранее принятых нормативных актов уголовно-правового характера. Принятие Уголовного кодекса явилось новой вехой в истории развития и становления институтов уголовного права, что позволило правоприменительным органам в ходе привлечения лица к уголовной ответственности руководствоваться не отдельными разрозненными актами правотворчества, а единым кодифицированным актом.

По мере продвижения Китайского государства по пути правового строительства уголовное законодательство претерпевало существенные изменения. В эти годы было принято множество постановлений, правил, иных нормативных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, а также уточняющих процедуру ее возложения на виновное лицо. Однако стремление законодателя таким образом восполнить существующие пробелы в уголовном праве страны не увенчалось успехом. Поступательное развитие государства и активизация экономических реформ поставили руководство страны перед необходимостью внесения новых, коренным образом меняющих существующий уголовный закон поправок. Особенно остро встала проблема установления уголовной ответственности за новые виды преступления, а также приведения процедуры привлечения лица к уголовной ответственности в соответствие с общепризнанными нормами международного права.

Несмотря на быстро меняющуюся обстановку внутри страны, лишь в конце 90-х гг. прошлого столетия китайским законодателем был внесен ряд существенных изменений в действующий УК КНР. Их анализ позволяет констатировать, что в Китае был принят совершенно новый уголовный закон, в котором достаточно подробное закрепление получили важнейшие институты уголовного права.

14 марта 1997 г. "...после многолетних оживленных дискуссий, яростных споров и политических согласований..." на 5-й сессии ВСНП 8-го созыва были приняты поправки в действующий УК КНР 1979 г., которые вступили в силу с 1 октября 1997 г. Ныне действующий УК КНР построен по пандектному принципу и состоит из трех частей: Общей, Особенной и Дополнительной; включает в себя 10 глав, 452 статьи (против ранее 192). К настоящему времени в УК КНР 1979 г. были внесены 10 важных поправок, датируемые 14 марта 1997 г., 25 декабря 1999 г., 31 августа 2001 г., 29 декабря 2001 г., 28 декабря 2002 г., 28 февраля 2005 г., 29 июня 2006 г., 28 февраля 2009 г., 27 августа 2009 г., 25 февраля 2011 г., содержание которых представляет значительный познавательный интерес для отечественной юридической и синологической науки.

Общая часть УК КНР содержит 5 глав (ст. ст. 1 - 101) и посвящена задачам, основным принципам и сфере действия УК, преступлению, наказанию и его применению, разъяснению используемых в Особенной части УК КНР терминов. Так, согласно ст. 1 УК КНР Кодекс был принят "...в соответствии с Конституцией для наказания преступников, защиты народа, сочетания конкретного опыта Китая в борьбе с преступностью с реальной ситуацией". Параграф 3 гл. 2 Общей части (ст. ст. 30, 31) содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность юридических лиц за совершение предусмотренных Особенной частью УК преступлений. В соответствии с положениями гл. 3 уголовное наказание в Китае делится на два вида: основное и дополнительное. К основному виду наказаний относится надзор, арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы, смертная казнь, которая широко применяется в Китае в отношении совершивших особо опасные преступления осужденных (всего 55 составов преступлений). К дополнительным видам наказаний относится штраф, лишение политических прав и конфискация имущества.

Особенная часть УК КНР состоит из 10 глав (ст. ст. 102 - 451) и содержит исчерпывающий перечень преступлений против государства, общества, личности, признаваемых преступлениями, а также конкретные наказания, назначаемые за их совершение. Особенная часть начинается гл. 1 "Преступления против государственной безопасности", затем идет гл. 2 "Преступления против общественной безопасности", следом - гл. 3 "Преступления против социалистического рыночного экономического порядка", и лишь затем следует гл. 4 "Преступления против прав личности, демократических прав граждан". Затем идут гл. 5 "Преступления против собственности", гл. 6 "Преступления против общественного порядка и порядка управления", гл. 7 "Преступления против интересов обороны государства", гл. 8 "Коррупция и взяточничество", гл. 9 "Преступления против интересов государственной службы" и завершает Особенную часть гл. 10 "Преступления военнослужащих против воинского долга".

Китайское государство достаточно жестко противостоит преступности, которая по причине большого числа населения, тяжелых материальных условий жизни простых китайских граждан, отсутствия главенствующих морально-религиозных принципов, стремительного роста социального неравенства имеет достаточно большие масштабы. Основными направлениями борьбы с преступностью в последние годы стала борьба: с коррупцией, распространением наркотиков, вождением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, некачественными, опасными для жизни и здоровья продуктами питания и медицинскими препаратами.

По мнению китайских ученых, которые в своем большинстве отождествляют уголовную ответственность с наказанием, широкое применение последнего способствует сдерживанию росту преступности в китайском обществе, а смертная казнь отвращает потенциальных преступников от желания совершить преступление. О подходе китайского законодателя к наказанию как к способу устрашения потенциальных преступников и отвращению их от совершения преступлений писал еще в XIX в. один из основателей российского китаеведения о. Иакинф (Н.Я. Бичурин (1777 - 1853 гг.)). По его словам, для Китая было характерным то, что "...наказание малою планкою производится для стыда, ибо маловажные преступления стыдом должны быть наказываемы. Наказание большою планкою производится для обуздания, ибо страхом сего наказания удерживаются от преступлений".

Кроме Уголовного кодекса к источникам уголовного права КНР следует отнести и разъяснения Постоянного комитета ВСНП к различным статьям Уголовного кодекса, а также толкования Верховного суда КНР содержания некоторых статей УК КНР. Это, например, разъяснение ПК ВСНП о кредитных картах, упоминающихся в соответствующих положениях УК КНР (принято на 13-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 29 декабря 2004 г.), Постановление Верховного народного суда КНР по вопросу критериев установления размера денежных сумм при квалификации преступлений по признакам вымогательства (принято на 1113-м заседании Судебного комитета Верховного народного суда 28 апреля 2000 г.).

Уголовное право играет важную роль в правовой системе современного Китайского государства, многие его институты обладают особой китайской спецификой, а строгость наказания по отношению к совершившим преступления лицам направлена на предотвращение совершения новых преступлений со стороны потенциальных нарушителей уголовно-правовых предписаний.

 

Энергетическое право

 

Со времени начала осуществления политики реформ и открытости (1978 г.) экономика Китайского государства претерпевала бурное развитие. Руководство КНР, провозгласив курс на ускоренную экономическую модернизацию, существенно недооценило ограниченность некоторых важных природных ресурсов, не уделяло должного внимания проблеме рационального производства и потребления энергии, необходимости перехода на современный тип энергосбережения. В последнее десятилетие проблема сбережения энергоресурсов, использование чистых возобновляемых источников энергии для КНР стала весьма актуальной. Широко применяемых в Китае административных мер для разрешения энергетических проблем становилось недостаточно, от китайского законодателя требовалось принятие общегосударственных нормативных правовых актов для всестороннего правового регулирования энергетической сферы страны. В силу важности энергетического комплекса для экономического развития Китая энергетическое право стало выделяться в отдельную отрасль публичного права, с присущими ему особенностями. Энергетическое право КНР осуществляет правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования топливно-энергетического комплекса государства, а также альтернативных видов энергетики. Специалистами в области китайского энергетического права создан специализированный сайт, на котором содержится правовая и иная информация, относящаяся к китайской энергетике.

Основными законодательными актами, образующими энергетическое право КНР, являются:

1) Закон КНР "О сбережении энергоресурсов" (принят на 28-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 1 ноября 1997 г., с изменениями от 28 октября 2007 г.). Закон был принят "в целях поддержки общественной экономии энергоресурсов, повышения коэффициента использования источников энергии, охраны и улучшения окружающей среды, стимулирования всестороннего гармоничного экономического и социального развития" (ст. 1). Под энергоресурсами китайский законодатель понимает "каменный уголь, нефть, природный газ, энергию, получаемую из биомассы, электроэнергию, прямо или опосредованно использующие тепловую или иные виды энергии процессы переработки, энергию трансформирующих и вырабатывающих систем и иные подобные виды энергоисточников" (ст. 2). Сбережение энергоресурсов признается Законом основным направлением государственной политики: "Государство осуществляет мероприятия по сбережению энергоресурсов и одновременно развивает стратегическую линию их освоения и первоочередного развития" (ст. 4).

Согласно положениям Закона Государственный совет КНР, местные народные правительства обязаны включать деятельность по сбережению энергии в годовые планы социально-экономического развития страны, региона, а также разрабатывать и принимать среднесрочные планы сбережения энергоресурсов. Государство обязано проводить работу по пропаганде сбережения энергоресурсов, оказывать поддержку предприятиям, вставшим на путь экономии энергии, "средства массовой информации должны широко информировать о правовых основах, законодательных актах и политике в сфере энергосбережения, развертывать работу по контролю в этой сфере" (ч. 2 ст. 9). Так, например, правительством провинции Хэйлунцзян принят нормативный документ - Правила сбережения энергии общественными организациями (10 мая 2010 г.), согласно которому средствам массовой информации провинции вменяется обязанность "усиливать пропаганду экономии энергии общественными организациями, выявлять контролирующую и руководящую роль общественного мнения" (ч. 2 ст. 6). В Законе четко прописаны меры экономии энергии в производственной, строительной, транспортной, технологической и иных областях. За нарушение положений Закона предусматривается юридическая ответственность, вплоть до уголовной, включая ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль в рассматриваемой сфере (ст. 86);

2) Закон КНР "О возобновляемых источниках энергии" (принят на 14-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 28 февраля 2005 г., с изменениями от 26 декабря 2009 г.). Появление указанного Закона в правовой системе Китайского государства способствовало превращению Китая в одного из мировых лидеров по масштабам использования возобновляемых источников энергии, что вносит свой неоценимый вклад в дело охраны окружающей среды страны. Согласно ст. 1 Закона, он был принят "...в целях содействия освоению и использованию возобновляемых источников энергии, усиления работы по их повсеместному внедрению, улучшения структуры использования источников энергии, обеспечения сохранности источников энергии, охраны окружающей среды, осуществления на практике политики устойчивого экономического и социального развития". Под возобновляемыми источниками энергии китайский законодатель понимает "...ветровую энергию, солнечную энергию, гидроэнергию, биоэнергию, геотермальную энергию, энергию морей и океанов и иные, отличные от топливных виды энергии" (ч. 1 ст. 2). Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Китайское государство "поощряет экономическую самостоятельность организаций всех форм собственности, направленную на участие в деле освоения и использования возобновляемых источников энергии, и в соответствии с действующим законодательством обеспечивает законные права и интересы организаций, занимающихся освоением и использованием возобновляемой энергии".

Кроме того, государство определяет наиболее важные направления общего технологического развития и наиболее важных высокотехнологических производств освоения и использования возобновляемых источников энергии и научно-технических разработок в этой области и включает их в общегосударственные планы научно-технического развития и развития высокотехнологических производств; государство размещает фонды поддержки научно-технического развития в области освоения и использования возобновляемых источников энергии, организации и развития образцовых производств, поощрения технологического прогресса в области освоения и использования возобновляемых источников энергии, сокращения доли возобновляемых источников энергии в стоимости промышленной продукции и улучшения качества промышленной продукции.

Контроль за деятельностью в сфере возобновляемых источников энергии возложен Законом на компетентные ведомства Государственного совета КНР, которые осуществляют инспекционные проверки, разрабатывают меры поддержки, принимают ведомственные нормативные акты в рассматриваемой сфере. В Законе четко прописаны области, в которых китайские власти осуществляют поддержку в использовании возобновляемых источников энергии: 1) государство поощряет и поддерживает сетевые схемы выработки электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии (ч. 1 ст. 13); 2) государство поддерживает и поощряет создание неподключаемых к сети автономных энергетических систем, использующих возобновляемые источники энергии и предназначенные для обеспечения местных энергетических потребностей в быту и для местного производства (ст. 15); 3) государство поощряет освоение и использование чистых и высокоэффективных видов биотоплива и развитие производства сельскохозяйственных культур, предназначенных на энергетические нужды (ч. 1 ст. 16); 4) государство поощряет организации и отдельных граждан, которые устанавливают и применяют солнечные водонагревающие устройства, использующие солнечную энергию, тепловые и охлаждающие системы, системы электрических солнечных батарей и другие системы, использующие солнечную энергию (ч. 1 ст. 17); 5) государство поощряет и поддерживает освоение и использование возобновляемых источников энергии в сельских районах.

В рассматриваемом Законе также содержатся положения, определяющие государственную политику финансирования рассматриваемой сферы (гл. 6), устанавливающие меры юридической ответственности государственных органов, предприятий, учреждений всех форм собственности за допущение нарушений в сфере использования возобновляемых источников энергии, приведших к материальным потерям (гл. 7);

3) иные законы и подзаконные нормативные правовые акты: Закон КНР "О городском и сельском планировании" (принят ПК ВСНП 28 октября 2007 г.); Правила применения Закона КНР о сбережении энергоресурсов на шоссейных дорогах, водных путях (приняты Государственным советом КНР 25 июня 2008 г.); Правила сбережения энергоресурсов общественными организациями и Правила сбережения энергоресурсов в гражданском строительстве (оба документа приняты Государственным советом КНР 23 июля 2008 г.); Временные правила управления и контроля за сбережением энергоресурсов и снижением выбросов центральными предприятиями (приняты Комитетом по контролю и управлению государственным имуществом Государственного совета КНР 26 марта 2010 г.) и др.

В общем плане энергетическое право Китая продолжает поступательное развитие в направлении комплексного регулирования существующих и возникающих правоотношений в энергетической сфере страны.

 

Экологическое право

 

Китайское государство по ходу стремительного экономического развития столкнулось с огромным комплексом проблем в экологической сфере, которые оказывают негативное влияние на социально-экономическую и политическую стабильность в стране. Широко известны массовые протесты и волнения граждан Китая против строительства, работы опасных для окружающей среды и здоровья людей производств, которые периодически вспыхивают в разных регионах страны. По свидетельству российского исследователя Е.В. Бирюлина, "первыми известными массовыми акциями такого рода протеста стали выступления крестьян в декабре 2005 г. вблизи населенного пункта Дунчжоу в пров. Гуандун и вспыхивающие дважды выступления в течение января 2006 г. в той же провинции. Причиной акции неповиновения стали отвод земель под промышленное строительство и нарушения экологической безопасности, в частности из-за экологически неудачных проектов строительства ветровой и крупной угольной электростанции. Из-за резко ухудшившегося общего состояния окружающей среды были загрязнены источники водоснабжения, распространились многочисленные заболевания и серьезно пострадало население района".

Китай является страной, богатой природными ресурсами, однако именно в них крайне нуждается экономика государства. Начавшиеся крупномасштабные экономические преобразования не были должным образом согласованы с экологической политикой, которая при этом была разработана крайне слабо. В погоне за прибылью китайский бизнес не обращал внимания на разрушение окружающей среды, само же государство не уделяло экологическим проблемам должного внимания. Первоочередной являлась задача сохранения и ускорения темпов экономического роста, а все остальные проблемы ставились на второй план. Это привело к тому, что за короткое время Китай превратился в центр экологических проблем Восточной Азии. Масштабы ежегодного ущерба Китая из-за ухудшения экологической обстановки, включая сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, огромны.

Китай является мировым рекордсменом по объему сжигаемого угля. Широкое распространение в КНР имеют кислотные дожди, которые охватили четверть густонаселенных районов страны. Китай стал лидером по выбросам парниковых газов в мире, обойдя по этому показателю США. В настоящее время экологические проблемы в Китае включают в себя целый комплекс вопросов, касающихся всех видов природных условий и ресурсов. Главные из них - истощение земельных и водных ресурсов, загрязнение атмосферы. Общее ухудшение экологической обстановки в Китае выражается и в масштабных стихийных бедствиях (землетрясениях, наводнениях). Растет недовольство китайских граждан осуществляемой в стране государственной экологической политикой.

В период проведения политики реформ и открытости экологическая ситуация в Китае настолько ухудшилась, что потребовалось прямое вмешательство государства в рассматриваемую сферу, принятие целого ряда законов для всестороннего разрешения возникших экологических проблем и рисков, установление суровой юридической ответственности за нарушение содержащихся в экологическом законодательстве положений. Именно серьезное ухудшение экологической обстановки в КНР, необходимость в принятии целого ряда актов правотворчества в сфере охраны окружающей среды, привели китайских юристов к необходимости выделения экологического права в отдельную отрасль публичного права и разработки мер по изменению сложившейся негативной ситуации в административно-правовой и гражданской сферах.

В настоящее время главными приоритетами государственной экологической политики КНР являются: создание "низкоуглеродной экономики", сокращение выбросов парниковых газов, снижение социальной напряженности на почве экологических проблем, формирование рециркуляционной экономики, то есть создание и широкое распространение безотходных технологий.

Для более всестороннего правового регулирования экологической сферы в настоящее время в правовой системе КНР действует целый ряд нормативных правовых актов, к наиболее важным из которых следует отнести: 1) Закон КНР "Об охране окружающей среды морей и океанов" (принят на 24-м заседании ПК ВСНП 5-го созыва 23 августа 1982 г., с изменениями от 25 декабря 1999 г.); 2) Закон КНР "О предотвращении загрязнения воды" (принят на 5-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 11 мая 1984 г., с изменениями от 15 мая 1996 г., от 28 февраля 2008 г.); 3) Закон КНР "О предотвращении загрязнения атмосферы" (принят на 22-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 5 сентября 1987 г., с изменениями от 29 августа 1995 г., от 29 апреля 2000 г.); 4) Закон КНР "Об охране диких животных" (принят на 4-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 8 ноября 1988 г., с изменениями от 28 августа 2004 г., от 27 августа 2009 г.); 5) Закон КНР "Об охране окружающей среды" (принят на 11-м заседании ПК ВСНП 7-го созыва 26 декабря 1989 г.); 6) Закон КНР "О предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами" (принят на 16-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 30 октября 1995 г.); 7) Закон КНР "О предупреждении шумового загрязнения окружающей среды" (принят на 22-м заседании ПК ВСНП 8-го созыва 29 октября 1996 г.); 8) Закон КНР "О стимулировании чистых производств" (принят на 28-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 29 июня 2002 г., с изменениями от 29 февраля 2012 г.); 9) Закон КНР "Об оценке влияния на окружающую среду" (принят на 30-м заседании ПК ВСНП 9-го созыва 28 октября 2002 г.); 10) Закон КНР "О стимулировании рециркуляционной экономики" (принят на 4-м заседании 11-го созыва 29 августа 2008 г.). Кроме того, на местном уровне принято и действует значительное количество актов правотворчества, направленных на регулирование экологической сферы.

Содержание каждого из вышеперечисленных законов КНР, принятых в экологической сфере, представляет значительный познавательный интерес с точки зрения отечественной науки сравнительного правоведения. Так, например, согласно Закону КНР "О стимулировании чистых производств" Китайское государство поощряет и стимулирует создание, работу чистых производств. Государственный совет КНР и местные народные правительства не должны предусматривать в своих бюджетах соответствующие расходы на охрану окружающей среды, развитие экологических производств и т.д. (ст. 4). Вместе с этим государство поощряет научные исследования, разработку технологий и международное сотрудничество в области чистых производств, организует распространение и популяризацию знаний, касающихся чистых производств, обеспечивает внедрение соответствующих чистых производственных технологий (ст. 6). Государственный совет КНР посредством финансовой и налоговой политики поощряет внедрение чистых производств. Такая же обязанность возложена и на народные правительства провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (ст. 7).

В отношении же производств, неэффективно использующих ресурсы и наносящих серьезный вред окружающей среде и связанных с ними отсталых технологий, оборудования и продукции, государство проводит политику ограничения и отсеивания (ст. 12). Очень важно, что в Законе предусмотрены конкретные меры, направленные на его реализацию. Так, органы Государственного совета, ведающие торгово-экономическими и административными вопросами, периодично публикуют каталоги экологически чистых технологий, оборудования и продукции (ст. 11) и такие же перечни вредных для экологии технологий, оборудования и продукции (ст. 12). Органам народных правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, ответственным за охрану окружающей среды, разрешено периодично публиковать в местных средствах массовой информации списки предприятий, допускающих загрязнение окружающей среды сверх установленных норм (ст. 17). В гл. 3 Закона перечислены общие требования, предъявляемые к отдельным производствам, а также к техническому переоснащению производств. Несоблюдение этих требований влечет применение весьма серьезных (до 100 тыс. юаней) штрафных санкций (гл. 5).

В гл. 4 Закона предусмотрены конкретные поощрительные меры: награды и премии за успехи в области внедрения чистых производств (ст. 32), дотации на техническое переоснащение (ст. 33), использование средств из Фонда развития малых и средних предприятий (ст. 34), налоговые льготы (ст. ст. 35, 36).

 

§ 2. Отрасли частного права

 

Современное развитие частного права КНР

 

Китайское частное право занимает важное положение в правовой системе КНР; оно наиболее часто подвергается изменениям, которые обусловлены постоянным развитием гражданских, торговых, трудовых, семейных и иных частноправовых отношений. В то же время не стоит забывать, что до проведения реформ в Китае деление права на частное и публичное открыто не признавалось, так как в основе зарождающейся правовой науки новообразованного в 1949 г. Китайского государства лежала советская теория права, которая отрицала существование в социалистическом государстве частного права.

В области частного права китайский законодатель предпочитает идти по пути принятия локальных разрозненных актов правотворчества для регулирования существующих и возникающих правовых отношений. В КНР не приняты Гражданский и Семейный кодексы, вместо кодифицированных правовых документов действуют различные нормативные правовые акты, направленные на точечное регулирование частноправовой сферы.

 

Гражданское право

 

Центральное место среди всех отраслей китайского частного права принадлежит гражданскому праву. Важно отметить, что осуществляемая с конца 1978 г. социалистическая модернизация поставила руководство КНР перед необходимостью усиления роли правового фактора в деле успешного экономического развития страны. Направленность осуществляемых в Китае реформ на экономическую составляющую имела следствием превращение гражданского права из ранее рассматривавшейся как незначительной отрасли права в "...одну из профилирующих в системе права КНР и, соответственно, в отрасль, которая все активнее "задает тон" в правовой реформе, развертывающейся в Китае". С момента проведения экономических реформ в стране день ото дня все большее количество юридических и физических лиц становилось участниками общественных отношений, регулированных нормами гражданского права, приобретая соответствующие новому статусу права и обязанности.

Гражданское право КНР образуют более 30 законов и значительное количество подзаконных нормативных правовых актов. При этом в Китае до сих пор так и не принят Гражданский кодекс (ГК), который должен выступать фундаментом существующих в обществе гражданско-правовых институтов. Во-первых, такая позиция китайского правотворца обусловлена осуществляемым в стране курсом "идти на двух ногах" в деле правового строительства КНР. С одной стороны, рассматриваемый курс предполагает работу над проектом единого для конкретной отрасли права нормативного правового документа. С другой стороны, пока такой документ (кодекс) не готов, повсеместно осуществляется "принятие отдельных законов, в которых возникает необходимость и для которых созревают условия" для регулирования тех или иных вопросов гражданско-правовой деятельности.

Во-вторых, долгое время в Китае существовала борьба между цивилистами и сторонниками хозяйственного права, настаивавшими на принятии хозяйственного кодекса, положения которого должны были бы регулировать экономические отношения в период построения социализма с китайской спецификой, предполагавшего наличие государственного контроля и планирования в экономической сфере. Впоследствии вопрос о разработке и принятии Гражданского кодекса с начала 80-х гг. прошедшего столетия приобрел важную актуальность, было предложено несколько проектов ГК, которые, однако, незамедлительно отклонялись по причине их несоответствия тенденциям развивающейся китайской экономики.

Стоит отметить, что еще в мае 1931 г. в гоминьдановском Китае вступил в действие Гражданский кодекс Китайской Республики, разработанный властями с учетом японского ГК 1898 г. и Германского гражданского уложения 1900 г. (первый проект ГК принадлежал цинской администрации, но по причине падения Цинской империи в 1911 г. кодекс так и не был принят, еще один проект ГК был известен Китаю в 1926 г., однако он также не стал кодексом). Хотя "гражданский кодекс, разработанный при гоминьдановском режиме, существовал только на бумаге и, следовательно, не мог внести каких-либо изменений в китайскую правовую традицию", тем не менее он содержал в себе достаточно передовые для того времени нормы. ГК состоял из пяти разделов, 29 глав, 1226 статей и был первым Гражданским кодексом в истории Китая.

Date: 2016-02-19; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию