Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция праздника





Всю работу по постановке праздника можно разделить на несколько этапов: создание замысла; сбор материала; написание сценария; переписывание сценария; постановка.

Все этапы важны, ни один нельзя пропустить - иначе не достичь конечного результата. Но если вы спросите меня - а какой все-таки самый сложный и самый важный, я отвечу, не сомневаясь ни на секунду, - конечно, первый. Этап создания замысла, концепции праздника. Во всяком случае, для меня это так. Если у вас есть замысел, всё остальное - дело опыта и умения организовать свою работу. В нашем случае, когда праздник проводится на одном и том же месте уже несколько лет подряд, задача усложняется, так как в рамках общей концепции - нашей «генеральной линии» - каждый год необходимо приходить к новому замыслу. Как мы нашли эту - «генеральную линию», подробно рассказала в своих главах главный специалист Комитета по культуре Л. Ф. Беляева. Я же, со своей стороны, хочу остановиться на секретах «кухни сценариста». Хотя анализировать процесс возникновения замысла очень трудно, как любой творческий процесс он таинственный и очень индивидуальный. Честно говоря, когда ко мне обратились с предложением подумать о концепции юмористического праздника в Копорской крепости - выдающемся памятнике древнерусского военно-оборонительного зодчества, сама идея мне показалась парадоксальной. На самом деле стены и башни её хранят память о многих сражениях: «Кого здесь наши ни бивали!..» - и немецких завоевателей, и ливонских «псов-рыцарей», и шведов, и фашистов в годы Великой Отечественной войны. Как связать такое серьёзное место с юмором, где найти подсказку - нечто такое, что подскажет решение? Всем известно, что для рождения замысла необходим эмоциональный толчок, «сильное впечатление», как говорил Достоевский. Таким эмоциональным толчком для различных авторов могут послужить совершенно разные события: услышанная песня, чей-то интересный рассказ, любопытный факт, фотография, стихотворение, меткая образная фраза... да мало ли «зацепок» вокруг. Надо было искать, но где? Было просмотрено немало материала, связанного с историей крепости, но никаких вариантов решения в голову не приходило. Даже напротив, я вновь и вновь убеждалась в том, что это место для проведения серьезного театрализованного представления. Что же делать? Но подсказка всё-таки пришла. И ее подарил «Словарь русских пословиц и поговорок» - спасибо ему. Просматривая раздел, посвященный армии, воинству, сражениям, я натолкнулась на неожиданную для себя пословицу: «Солдат смеется - врагу плакать придется». И в ту же секунду пришло озарение: так вот на чем нужно делать акцент! Правильно, мы будем говорить о русском солдате, который выигрывал сражения. Но он был не только храбрым и мужественным, но и веселым, находчивым, изобретательным, неунывающим в самых тяжелых обстоятельствах. Сразу же припомнились народные сказки - русский солдат в них всегда человек находчивый и остроумный: и кашу из топора сварит, и генералов из беды выручит... Вспомнились и Василий Теркин, и фронтовые агитбригады. Шутка, юмор, веселая песня всегда во все времена помогали выживать, поддерживать боевой дух и побеждать. Замечательная идея! Так в одно мгновение в голове созрела идея праздника. Идея - это та активная мысль, которую автор хочет донести до зрителей. Стала понятна тема - круг вопросов, о которых пойдет речь. Определился материал, необходимый для сценария. Материал - это «строительные кирпичи», конкретная фактура, из которой выстраивается сценарий.

На первом же празднике мы решили, что обязательно к участию нужно привлечь современных солдат, тем более что в Ломоносовском районе несколько воинских частей. В «перестроечные» годы наша армия переживала далеко не лучшие времена и была раскритикована в пух и прах всеми кому не лень. Нам хотелось пойти наперекор создавшемуся тогда мнению. Хотелось, чтобы современные воины выглядели достойно, как подобает наследникам славы отцов и дедов, а не карикатурными солдатами из «расхожих» репортажей. Сегодня, по прошествии стольких лет, ясно вижу, что это было абсолютно правильное решение. Тема современной российской армии расширила круг проблем, о которых можно было говорить, уберегла нас от того, чтобы превратить праздник просто в ожившие картинки прошлого. Сегодня «Копорскую потеху» без современных воинов представить невозможно, они и активные участники, и зрители, и первые помощники в решении многих технических вопросов. Это остроумные, веселые, современные и очень симпатичные ребята, встречи с которыми ждут зрители. Они действительно являются украшением праздника. Из года в год мы остаёмся верны завету Василия Теркина: «Не унывай!» И наши молодые воины, особенно те из них, которым приходилось принимать участие в боевых действиях, неоднократно подтверждали, что в тяжелые минуты особенно важно сохранять силу духа и не унывать: «Даже если есть причина - никогда не унывай».

Итак, возвращаясь к разговору о рождении замысла, напоминаю еще раз: решение подсказала русская пословица: «Солдат смеется - врагу плакать придется». Хотя позже девизом праздника стала пословица, которую предложил внести в эмблему художник-постановщик А. С. Пастернак, - «Кто умеет веселиться, тот горя не боится». Она не только продолжила и расширила смысл первой пословицы, но расширила аудиторию. Девиз этот выразил точно идею праздника и попал в самую точку - именно такая идея нужна была зрителю. Мы не запугивали его, не рассказывали ужасы про армию, чем активно занимались пресса и телевидение. Мы старались поддержать традицию нашего народа - защищаться юмором, смехом в периоды потрясений, что наблюдалось и в «перестроечные» годы. Так что по своей идее праздник наш пришелся ко времени. Это еще раз подтверждает, что актуальность - важнейшая составляющая успеха. Он сопутствует тому, кто чувствует время. И это не пустые слова. Если попытаться проследить цепочку рождения замысла, то мы обнаружим, что в самом начале её - автор со своим сложившимся мировоззрением, со своей индивидуальностью. От того, какую жизненную позицию занимает автор, будет зависеть и выбор темы, и то, что будет для него «эмоциональным толчком», и многое другое. В нашем случае, видимо, так счастливо сошлись звезды, что все, кто работал над концепцией (а работали мы именно коллективно), были взволнованы найденной темой. Выяснилось, что среди нас нет равнодушных, что все с уважением относятся к армии, хотят поднять престиж военных, кто-то из нас вырос в военном городке, кто-то служил в армии сам, буквально в каждой из наших семей сохранилась память о Великой Отечественной войне. Нужно сказать, что память о той войне живет в нашем народе вообще на генетическом уровне. Конечно, огромную роль в этом сыграли наше великолепное кино о войне и литература. У наших людей сохранилось устойчиво уважительное отношение к военным людям. Раньше на парня, не служившего в армии, смотрели с сожалением, а сегодня... - сегодня принято «косить от армии». Помню, как эмоционально мы все это обсуждали, было обидно, что армию «поливают» со всех сторон. Мы ясно осознавали, что это не только наше отношение, наша личная позиция - это позиция большинства нашего народа. Старый лозунг «Народ и армия едины» на деле означает, что армия - это наши братья, дети, мужья - наши близкие. Мы нашли тему, волнующую всех. Интересный факт: когда мы решили всех официальных лиц праздника представлять, обязательно называя воинское звание, оказалось, что нет ни одного человека, который не служил бы в армии. Так и сегодня представляем официальных лиц. Сначала: гвардии рядовой в запасе, а потом уже - зам. главы администрации (депутат, представитель губернатора и т. д.). И все - и зрители, и сами «официальные лица» - таким представлением довольны. Это такая маленькая деталь, минутный фрагмент праздника, но он тоже работает на общий замысел. Завершая разговор на эту тему, мне хочется еще раз сказать: мировоззрение автора, гражданская позиция - не пустой звук. Это основа основ. Хотя, конечно, человек профессиональный, получающий соцзаказ, «обязан» увлечься той темой, которую ему предлагают. И все же, если у него есть свое человеческое отношение, своя позиция, заинтересованность, работа будет более плодотворной. Семена упадут на подготовленную почву. Интересные замыслы рождаются у людей неравнодушных.

Об основных элементах замысла: ТЕМА. ИДЕЯ. МАТЕРИАЛ - мы поговорили достаточно подробно, и это не случайно. Без понимания того, о чем собираешься говорить, какую мысль собираешься донести до зрителя, с каким материалом работать, - приступать к созданию сценария бессмысленно. Хотя сегодня, к сожалению, практика показывает, что вокруг нас все перенасыщено зрелищами просто бессмысленными, не несущими никаких идей вообще.

Есть еще один очень важный элемент замысла - это ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ. Работая над концепцией сценария, уже на начальном этапе, следует представлять, хотя бы в общих чертах, как будет построен сценарий. Мы на первом же празднике решили, что у нас обязательно будет большое театрализованное представление, подготовленное силами студентов и местных самодеятельных артистов у стен Копорской крепости. Будет отдельная площадка для шуточных состязаний современных солдат. Тогда же ей было дано остроумное название «Потешное поле». Будет ярмарка, где можно будет купить свои фирменные копорские потешные сувениры. В последующие годы все эти составляющие сохранились. Правда, долго искало «своё» место Потешное поле, пока не закрепилось внутри самой крепости. Появлялись и другие площадки: детская, Музей праздника и т. д. Сценарий театрализованного представления мы каждый раз композиционно выстраиваем по-новому, но из года в год сохраняем одно и то же начало. То, которое было придумано еще на первом празднике. Думаю, что об этом нужно сказать пару слов отдельно, разъяснить свою позицию по этому вопросу. Можно ли придумать другое начало? Конечно, можно. Однако мне кажется, что у каждого праздника должны быть какие-то свои, только ему присущие характеристики - своя эмблема, свой флаг, свой девиз, своя песня. И изменять их, напротив, не нужно. В сохранении как раз и проявляется стремление сохранить свое лицо. У нас есть придуманная для первого праздника эмблема. Она как нельзя лучше выражает смысл его, есть свой флаг, свой девиз, несколько лет назад появилась своя песня «Копорская потеха», которой мы с удовольствием завершаем театрализованные представления. И я с радостью наблюдаю за тем, как зрители подпевают артистам - значит, песня им полюбилась. Зрители всегда с удовольствием ждут традиционного начала - вывоза пушки на сцену «женским батальоном». Оно превратилось уже в некий ритуал, в традицию. Зачем же отказываться от самими же заложенных традиций? Думаю, напротив, если праздник обрастает традициями - это здорово. Как пришло в голову такое начало? На первом празднике хотелось как-то сразу же с первых минут удивить зрителей, сделать что-то неожиданное. Праздник проходит у стен старинной крепости, вокруг зритель видит много солдат - казалось, и начало должно быть «мужское»: солдаты, флаги, марши... А мы решили выпустить на сцену батальон (праздник же про военных!), но не обычный, а женский. Его участники - женщины, девушки, девочки, короче, женщины всех возрастов, которые за веревку вытаскивают на сцену старинную пушку, украшенную цветами.

Date: 2015-05-22; view: 1758; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию