Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация технического сервиса 2 pageВ зависимости от объемов работ по ТО и Р предприятие комплектуется современным стационарным и переносным оборудованием и приборами отечественного и зарубежного производства (например, от одного до шести стендов для испытаний топливной аппаратуры), нормативно-технической документацией, специальной литературой и электронными базами данных. Высокие требования предъявляются к кадровому составу предприятия, так как только соответствующий научно-технический уровень специалистов может обеспечить должное качество представляемых услуг. Как правило, технический персонал проходит ежегодную переподготовку с аттестацией и получением сертификата в ведущих заводах-производителях или их представительствах. Организация предприятия по техническому сервису. Сервисное предприятие, оказывающее услуги на должном уровне, после добровольной аттестации фирмой-производителем может организо-
Рис. 4.4. Организационная схема взаимодействия специализированного предприятия по техническому сервису топливной аппаратуры с внешними структурами вать свою деятельность уже как ее дилер и непосредственное представительство. Одним из наиболее динамично развивающихся в нашей стране типов специализированных предприятий, предназначенных для технического сервиса топливной аппаратуры дизелей, являются представительства фирмы Bosch — «БошДизель-Сервис». На первом этапе организации «БошДизельСервиса» фирма Bosch устанавливает необходимый для функционирования предприятия перечень оборудования (могут быть различные модели оборудования, но только производства фирмы Bosch) и специализированного инструмента для проверки и регулировки дизельной топливной аппаратуры. Как правило, предписывается наличие следующей номенклатуры: • стенд EPS 815 для испытаний топливной аппаратуры (цв. вкл., рис. II); • стенд EPS 100 для регулировки дизельных форсунок (цв. вкл., рис. III); • оснастка и инструмент для разборки-сборки ТНВД и регулировки его на стенде; • системный тестер KTS 520 для сканирования бортовой системы диагностики; • оснастка и инструмент для электронно-управляемых ТНВД (EDC); • пакет обновляемых прикладных программ ESItronic с технической информацией и инструкциями по ремонту. По мнению фирмы, наличие такого перечня является необходимым условием проведения качественного обслуживания, регулировки и ремонта топливной аппаратуры производства фирмы Bosch. При этом сама фирма Bosch не занимается кредитованием или организацией лизинга для кандидатов в «БошДизельСервис», предоставляя скидку на обрудование только своим дилерам или фирменным предприятиям. На следующем этапе кандидату в «БошДизельСервис» предъявляются определенные требования к внешнему оформлению здания, месту приемки (reception) и комнаты клиента, наличию фирменной одежды специалистов, а также обязательному наличию в магазине расходных материалов Bosch-shop (цв. вкл., рис. IV). Большое внимание уделяется размещению информационных указателей и придорожных пилонов со строгим соблюдением цветовой гаммы и стиля логотипов, установленных фирмой Bosch (цв. вкл., рис. V). Аналогичные требования по формированию фирменного стиля предъявляются и другими фирмами (цв. вкл., рис. VI). После выполнения условий соглашения о партнерстве представитель фирмы Bosch лично инспектирует предприятие. По результатам этой инспекции предприятию присваивается один из статусов: кандидата, авторизованного сервиса, гарантийного сервиса или центра. Различие статуса предприятий определяется набором оборудования и специализированного инструмента, квалификацией персонала. Статус авторизованного сервиса свидетельствует, что качество проводимых предприятием работ соответствует уровню Bosch, единому во всех странах. Однако право осуществлять гарантийное обслуживание, т.е. принимать решение о наступлении отказа по вине производителя предоставляется только гарантийному сервису. В фирме Bosch существует международная оценка качества сервисного обслуживания, основанная на анализе комплекса оценочных критериев, основные из которых приведены в табл. 4.3. Оценка каждого показателя проводится по четырехбалльной шкале, после чего определяется интегральный показатель качества. Затем с учетом объемов закупки запасных частей, значения интегрального показателя качества, участия в учебных семинарах Bosch, модернизации оборудования Bosch, своевременного представления отчетности в центральный офис по специальной методике производится расчет бонусов. Бонусы соответствуют установленной сумме денежных средств, на которую предприятию фирмой Bosch выделяются определенные товары (программное обеспечение, скидки по приобретению оборудования и др.). Электронная сервисная информация. Значительные положительные изменения в систематизации данных и проведении диагностических и ремонтно-обслуживающих работ обеспечиваются применением электронной сервисной информации. Особенно это проявляется при ее внедрении в работу МТС и технических сер- Таблица 4.3 Основные оценочные критерии для «БошДизельСервиса»
висных центров, обслуживающих широкий спектр видов, моделей и модификаций автомобилей, тракторов, самоходных машин и другой техники. Электронные базы данных и программные продукты применяются в основном для организации работы предприятия на основе электронной системы обработки и хранения данных по эксплуатируемому или обслуживаемому парку машин; организации и проведения ремонтно-обслуживающих работ различных машин, узлов, систем, в том числе непосредственно в процессе их диагностирования. В первом случае используются различные программные оболочки, написанные в среде Excel или Microsoft Access и удовлетворяющие следующим основным требованиям: • выделенное поле для одной единицы техники должно иметь не менее 20 независимых ячеек для описания эксплуатационных (срок эксплуатации, ТО, расход топлива, отказы, замененные детали и т.п.) и конструктивных (номера физические и по каталогу, контрольные данные и др.) параметров как самой машины, так и ее отдельных агрегатов и узлов; • гипертекстовый доступ к данным по видам машин, отдельным узлам, их характеристикам и т.п.; • возможность редактирования и дополнения текстовой и растровой информации по каждой ячейке, в том числе расширения дерева информации. База данных создается непосредственно инженерной службой предприятия, причем база постоянно пополняется информацией за счет поступления новых машин и сведениями по эксплуатации уже имеющегося парка. Например, при обращении в сервисный центр клиента с заявкой на обслуживание служба центра получает из базы данных все имеющиеся сведения о заявленной технике и воспроизводится предыстория трактора или комбайна со всеми проведенными в прошлом работами по ТО и Р. Все проведенные работы вместе с необходимыми для ремонта запасными частями автоматически регистрируются для оформления счета, и клиент получает полный протокол о всех проведенных работах и расходе материалов. На рис. 4.5 показан пример использования данных базы о конкретном комбайне New Holland TG285 с серийным номером JAW129107, находящемся на обслуживании в компании «Росагросервис». Здесь же представлены окна с данными об отказах и наработке, замененных деталях, фотографиями поломок. Множество моделей и типов мобильных сельскохозяйственных машин, тракторов, автомобилей, разнообразие применяемых в них узлов и агрегатов требуют управления данными, в частности номерами запасных частей, контрольными параметрами и др. Для использования на персональном компьютере в начальный период данные записывались в электронном виде на гибких дисках. С середины 1990-х гг. сервисная информация стала представляться на компакт-дисках (CD), а с 2003 г. — на DVD, позволяющих сохранять существенно большие базы данных. В настоящее время всеми ведущими фирмами — производителями мобильной техники, ее агрегатов и узлов разработаны подробные электронные каталоги, инструкции по эксплуатации (Bosch для топливной аппаратуры, Rexrot для гидрооборудования и т.д.) и другие документы, которыми в первую очередь снабжаются дилеры. Предоставление сервисной информации потребителям возможно только с согласия фирмы-производителя при выполнении определенных требований. Чаще всего пользование предоставляется за оплату и на конкретный срок, хотя некоторые производители Рис. 4.5. Пример электронной базы данных с информацией о находящейся на обслуживании сельскохозяйственной техники открыто ее публикуют (Hitachi, Toyota и др.). При этом доступ к указанным базам данных может быть осуществлен как через инсталляцию CD, так и через Internet по индивидуальному коду доступа, представляемому фирмой — производителем машины, агрегатов или узлов. Как правило, сервисная информация объединяется с диагностической программой, но может поставляться отдельно. Алгоритмы пользования сервисной информацией индивидуальны для каждого производителя, но принципы организации похожи. Имеется исходная графическая оболочка, где размещена общая база данных на все модели машин, выпускаемых фирмой. Общая база данных может быть объединена с клиентской базой конкретного предприятия и связана по локальной сети с его отделами и подразделениями. Общая база включает в себя данные, необходимые для идентификации мобильной машины, и ссылки на разделы сервисной информации, где имеются описания конструкции или ТО данной машины. Некоторые программные продукты (Autodata, Alldata, TecDoc и др.) специализируются на систематизации контрольных значений регулировочных показателей и разработке пособий по ТО и Р различной техники, но в основном они ориентированы только на легковые автомобрши для частных лиц. Что касается организации ТО коммерческой техники на предприятиях, то здесь информация предоставляется только дилерам или авторизованным представителям. Организацию электронной базы данных рассмотрим на примере фирмы Bosch. Информация представлена в модульной форме по разделам на нескольких DVD-дисках, однако сервисная информация с других дисков может активироваться только при установке диска А с программой ESItronic. Доступ к информации и к другим разделам производится по выбору потребителя. Таким образом, пакет программного обеспечения может содержать различные сведения и данные для диагностирования машины. В процессе обслуживания имеются различные возможности для поиска неисправности. Может отображаться дополнительная информация, например расположение агрегатов, топливных и гидравлических магистралей, схемы демонтажа узлов, электро-, гидрооборудования и др. От схем демонтажа узлов на персональном компьютере можно переключиться непосредственно на список запасных частей с их номерами для заказа. Для представления данных на экране широко применяются элементы анимационного оформления в виде всплывающих рисунков высокого качества, специального ступенчатого фрагментирования и др. На цв. вкл., рис. VII, а приведено окно с информацией о ТНВД типа VE (устанавливается на большинство дизелей тракторов и автомобилей мощностью 40... 150 кВт). В левой части окна активизирована зона «Запасные части», которая позволяет при подводе указателя мышки к какому-либо элементу на изображении деталей выделить порядковый и каталожный номера в общем списке нижней части экрана, и они же высвечиваются на фоне рисунка (424, 0 281 002 647, электромагнитный клапан). Узлы, состоящие из нескольких элементов, выделяются красным цветом. Далее можно кликом мышки по выбору перейти к составлению заказа для покупки этой детали, к схеме монтажа, параметрам регулировки этого насоса применительно к конкретному дизелю и др. Несколько по-другому организовано окно с параметрами проведения стендовых испытаний и контрольных значений ТНВД (цв. вкл., рис. VII, б). В правой верхней области окна можно последовательно активизировать и две другие зоны: «Установочные значения» и «Проверочные значения». В выделенной желтым цветом области записываются полученные при испытаниях данные, на основании анализа которых ЭВМ затем выдает заключение о проведенной регулировке. Указанный программный продукт позволяет быстро и точно сориентироваться во всем многообразии выпускаемых фирмой Bosch агрегатов и правильно оформить заказ на необходимые за- пасные части или работы. Следует отметить, что электронная сервисная информация для отечественной сельскохозяйственной техники разработана далеко не всеми производителями. Программ для дилерского сопровождения техники многих фирм просто не существует. Таким образом, необходимым условием для эффективного использования инженерной службой технической информации является владение информационными технологиями и знание иностранных языков с технической специализацией, в основном — английского. Если достаточно большой объем технической информации по автомобильной технике в России уже имеет русскую текстовую и компьютерную версии, то для сельскохозяйственной техники работы по переводу находятся только в начальной стадии. 4.3. Система электронного диагностирования современных машин Электронные системы управления. В настоящее время мобильные машины используют большое число электронных систем, которые интенсивно обмениваются данными и информацией в процессе работы. Например, в современных зарубежных комбайнах задействовано до десяти независимых, но подстраивающихся друг под друга электронных систем, которые управляют механическими, гидравлическими и пневматическими агрегатами машины, а также осуществляют функции диагностирования. Основные электронные системы обеспечивают функции: управления работой двигателя; управления трансмиссией; управления тормозной системой; управления рабочими органами (может быть несколько); самодиагностики электронных систем; комфорта и климат-контроля в кабине оператора; навигации, связи и других мультимедийных устройств. Сбор информации с датчиков, обработка данных, подготовка алгоритмов и формирование управляющих сигналов для работы отдельных систем, агрегатов и всей машины в целом происходят в электронных блоках управления (ЭБУ). Как правило, каждая электронная система имеет собственный ЭБУ, хотя достаточно часто в одном блоке замыкаются несколько систем. Основные ЭБУ могут располагаться в одном месте, чаще в кабине оператора, но также возможно их размещение непосредственно около исполнительных механизмов системы (цв. вкл., рис. VIII). Основными функциями ЭБУ являются:
Датчик положения педали газа с контактами холостого хода и полного газа Датчик частоты вращения коленчатого вала Датчик частоты вращения распределительного вала дизеля и распознавания цилиндра
Датчик давления воздуха во впускном трубопроводе ^п Сигнал частоты вращения вала турбонагнетателя Датчик температуры Г[Г"Д| наддувочного воздуха Ч—4HZH | Датчик температуры rflllfO I жидкости аоцдн Датчик температуры топлива Датчик скорости движения (подключаемый также через шину CAN) Многопозиционный переключатель регулирования скорости Многопозиционный переключатель
Выключатели педали тормоза Выключатели h -, привода сцепления 1^-— Выключатели моторного тормоза Выключатели стояночного тормоза Клемма 15 + V Входные сигналы * Устанавливаются по заказу Блок управления MS 6.2 Входы для сигналов Преобразование сигналов датчиков Датчик атмосферного давления Операции по обработке] сигналов: регулирование холостого хода; регулирование промежуточных частот вращения коленчатого вала; внешнее воздействие на крутящий момент; блокировка движения; регулирование и ограничение расхода топлива; регулирование скорости движения; ограничение скорости движения; отключение цилиндров;| расчет момента начала и продолжительности подачи топлива; коррекция момента начала подачи топлива; дополнительные возможности* Системная диагностика Коррекция Замена функций Диагностика дизеля Выходной каскад для электромагнитных клапанов Усилитель мощности Выходные разъемы Разъем шины CAN Разъем шины диагностики Программирование EOU (End Of Une) Разъем питания
Основное реле 24 В (12 В*) Г? Рис. 4.6. Схема функционирования электронной системы управления дизеля грузового автомобиля непрерывный контроль работы всех составляющих системы; преобразование аналоговых сигналов в цифровой вид; сохранение и обработка данных; сравнение полученных данных с заданными, распознавание ошибок; расчет необходимого сигнала управления в случае отклонения от заданного значения; обмен данными с пультом управления и диагностическим прибором; контроль состояния исполнительных механизмов и рабочих органов. Все ЭБУ в мобильных машинах завязаны в общую схему (рис. 4.6), работоспособность и объем функций которой зависят от индивидуальных возможностей и качества заложенных в каждый ЭБУ программных продуктов. Система диагностирования современных машин может проводить оценку качества работы всех элементов системы, участвующих в общей схеме ее работы. Функции самодиагностики чаще всего прописываются в ЭБУ жизненно важных систем (влияющих на безопасность движения и экологические показатели работы машины), но могут быть дополнительно введены в программы любого ЭБУ. Таким образом, проведение непрерывного диагностирования множества датчиков, исполнительных механизмов и самого ЭБУ уже заложено в его программу. Если же машина снабжена дополнительными рабочими органами и системами, предназначенными для выполнения каких-либо технологических операций, то число датчиков и исполнительных элементов, участвующих в процессе самодиагностики, существенно увеличивается. Необходимость контроля всех систем и агрегатов мобильной техники объясняется стремлением производителей обеспечивать оперативный контроль технологического процесса работы и технического состояния всех сложных агрегатов машины. Это позволяет повысить надежность машины, но в то же время ведет к усложнению бортовой электронной системы в целом. Организация обмена данными. При разработке новых моделей техники требования к количеству передаваемых данных и скорости обмена между ЭБУ непрерывно увеличиваются. Обычный метод передачи данных между так называемыми абонентами системы реализуется через отдельные, как минимум, парные, проложенные от узла к узлу проводники посредством передачи аналоговых или цифровых сигналов, сигналов широтно-импульсной модуляции или сигналов, реализованных функцией включения (рис. 4.7, а). Реализация традиционной электропроводки в современных мобильных машинах затруднена вследствие ограничения числа контактов в штекерных разъемах и технологических возможностей исполнения кабельной разводки. К примеру, соединительная проводка зерноуборочного комбайна имеет протяженность примерно 1,6 км, включая при этом более 300 разъемов с числом контактов порядка 2 000. Для устранения указанных недостатков в 1980-х гг. фирмой Bosch специально для автомобилей была разработана электронная цифровая шина CAN (Controller Area Network — сеть бортовых контроллеров). В настоящее время из множества шин с последовательной передачей данных она принята за стандарт применительно ко всем мобильным машинам. В качестве преимуществ схемы электрооборудования с шиной CAN перед классической схемой можно указать снижение массы и объема соединительных проводов, простоту монтажа, повышение надежности передачи данных, быструю адаптацию дополни-
ЭБУ1 ЭБУ2 ЭБУЗ
CAN CAN CAN
Активный терминатор Пассивный терминатор
Рис. 4.7. Организация передачи данных: а — обычный интерфейс; б — интерфейс-шина CAN тельных электронных устройств, как недостаток — обязательное наличие электронного блока (контроллера) на каждом конечном абоненте. Благодаря объединению абонентов в единую сеть требуется малое количество проводов, так как последовательная передача большого числа данных возможна даже по двухпроводной шине, а сами данные могут неоднократно считываться разными ЭБУ (рис. 4.7, б). По сравнению с другими логическими структурами (кольцевая или звездообразная шины) сбои в работе такой совокупной системы маловероятны. Линейная шина CAN продолжает функционировать в рабочем режиме независимо от отказа любой из систем, взаимодействуя с ЭБУ, датчиками и исполнительными механизмами, причем при необходимости используя исправные элементы отказавшей системы. Шина CAN является линейной системной, или мультимастерной, шиной, т.е. шиной без центрального управляющего устройства, к которой имеют доступ все системы машины с электронным управлением. Через интерфейсы CAN любой ЭБУ может обмениваться информацией, последовательно передавая данные по общей шине CAN. Иными словами, доступ к шине CAN обеспечен всем равноправно подключенным абонентам без необходимости вышестоящего управления. Система шины CAN адресует сведения не по меткам абонентов, а по их содержимому. К каждому сообщению присоединяется жесткий идентификатор, который характеризует содержимое сообщения и устанавливает его приоритет по отношению к другим сообщениям. В каждом ЭБУ ведется обработка только тех сообщений, чьи идентификаторы накапливаются в приемочном списке (фильтрация сообщений). Каждый абонент, подключенный к шине CAN, может отправить данные, важные для одного или нескольких абонентов системы. Все участники системы оценивают, нуждаются ли они в посланном сообщении или нет, в зависимости от чего продолжают обработку сигнала или просто его отбрасывают. Конфликты по отправке и получению сообщений решаются в зависимости от его приоритета, указанного в идентификаторе. Устройства с более низким приоритетом автоматически переключаются на прием сообщения с высшим приоритетом (рис. 4.8), после чего будут повторять попытку отправки своего сообщения до тех пор, пока доступ к шине не освободится.
|