Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация технического сервиса 1 pageСистемы технического сервиса. Эффективность технического сервиса в значительной мере определяется качеством проведения ТО и Р, реализации запасных частей и услуг. Как правило, владелец дорогой и высокопроизводительной техники готов оплатить услуги при условии быстрого и качественного ремонта или ТО. В значительной мере выполнение требований клиента определяется техническим оснащением и квалификацией специалистов сервисного предприятия. Из всего многообразия систем технического сервиса можно выделить три наиболее распространенные: система фирменного сервиса, дилерская cncfeMa технического сервиса, дилерская система фирменного сервиса. Фирменный сервис осуществляет фирма — производитель техники, при этом сервисное предприятие находится на балансе фирмы. Положительным является участие фирмы непосредственно в процессе эксплуатации, что позволяет незамедлительно реагировать на запросы клиентов и устранять конструктивные недоработки. Негативной стороной можно считать содержание на своем балансе множества сервисных станций. Примером организации дан- ного вида сервиса являются сервисные предприятия объединений КамАЗ и ВАЗ. Дилерская система технического сервиса предусматривает проведение ТО и устранение отказов дилером. Суть этой системы заключается в исключении посредников, кроме дилера, между производителем и пользователем техники. Для организации дилерского предприятия необходимы финансовая обеспеченность и наличие соответствующей материально-технической базы. При выполнении данных условий фирма-производитель и предприятие заключают соответствующий дилерский договор. Предприятие может выступать одновременно дилером нескольких фирм-производителей, названия которых, как правило, не отражаются в его наименовании. Такая «независимая» организация предприятия наиболее широко распространена в нашей стране. Дилерская система фирменного сервиса предусматривает проведение работ по техническому сервису под жестким контролем качества выполняемых работ фирмой-производителем. Предприятия, работающие по этой схеме, не принадлежат фирме-производителю, но пользуются ее логотипом и названием, имеют право гарантийного обслуживания и ремонта. В качестве примера организации такого сервиса в России следует назвать центры ТО многих автопроизводителей (Toyota, Renoult, Opel и др.), сервисные центры фирмы Bosch и др. В зарубежной практике существуют различные организационные формы дилерской службы, но основной принцип их работы — ответственность за техническое состояние реализованной техники в течение всего срока службы. Для организации в российских условиях эффективного технического сервиса зарубежной сельскохозяйственной техники наиболее приемлемым является создание сети независимых дилерских служб. Создание дилерских пунктов на основе имеющейся ремонтно-обслуживающей базы является весьма проблематичным в связи с необходимостью их практически полной реконструкции и технической перевооруженностью. Основными функциями дилера являются изучение конъюнктуры рынка, поиск потенциальных покупателей, продажа и реклама продукции и услуг; продажное и предпродажное обслуживание машин, досборка, установка дополнительного оборудования и обкатка машин; ТО и Р в гарантийный и послегарантийный периоды; обучение владельцев машин и ремонтно-обслуживаю-щего персонала правильной эксплуатации реализованной техники; обеспечение запасными частями и расходными материалами; учет отказов и представление информации фирме-производителю о качестве машин, эксплуатационной надежности и др. Восстановлением деталей и ремонтом узлов и агрегатов дилер не занимается, но может иметь оборотный склад или напрямую
производить ремонт на уполномоченных фирмой-производителем предприятиях. Одно предприятие может выступать дилером нескольких фирм. Дилер несет ответственность перед фирмой за гарантированное ТО и Р продаваемой техники. В то же время ответственность за качество машины перед покупателем несет и сама фирма. Она возмещает расходы дилеру за счет скидок при оптовой продаже техники, оплачивает работы производимой по инициативе завода-изготовителя модернизации узлов машины, а в гарантийный период — стоимость отказавших деталей и узлов. Экономические взаимоотношения дилера и клиента осуществляются в основном через стоимость реализованной машины, запасных частей и услуг. В контракте на поставку машины четко оговариваются: • сроки гарантийного обслуживания (как правило, от 6 мес на бывшую в эксплуатации до 3 лет на новую); • сроки поставки запасных частей и прибытия специалистов фирмы в случае возникновения неисправности машины после получения факсимильного сообщения (4...24 ч, но не более 72 ч); • поставка быстроизнашивающихся деталей и запасных частей (как правило, в течение 10 лет с момента поставки машин); • проведение обучения инженерно-технического персонала и механизаторов; • представление нормативно-технической документации, инструкции по эксплуатации машин и др. В случае возникновения отказа, который заказчик не в состоянии самостоятельно устранить, приглашается дилер. Дилер предварительно определяет стоимость ТО и Р и согласовывает ее с потребителем. Стоимость работ впоследствии может корректироваться с учетом времени, фактически затраченного на ремонт. Заказчик при желании может заключить договор с дилером на полное ТО машин. Большинство дилеров в России выполняют ТО и Р зарубежной техники только по предоплате, что приводит к увеличению сроков простаивания машин и негативно отражается на эффективности их использования. Соответствие технической оснащенности дилерских пунктов технологическому процессу ТО и Р во многом определяет их экономическую эффективность. В последние годы наблюдается тенденция снижения объемов ремонтных работ непосредственно в эксплуатирующих сельхозтехнику предприятиях, но возрастают объемы и затраты на их ТО. Преобладает агрегатный метод ремонта машин, когда весь процесс производимого дилером ремонта сводится к разборочно-сборочным работам, связанным с заменой агрегата. Многие дилеры осуществляют также и постановку гарантийной техники на хранение в целях уменьшения затрат на гарантийное обслуживание из-за ее неправильного хра- нения. При этом хранение комбайнов осуществляется на территориях МТС. Качество оказанных дилером услуг и произведенных им работ находится под контролем фирмы-производителя. Например, су- Рис. 4.2. Форма акта выполненных работ щественное внимание придается оформлению акта выполненных работ, в котором отражены данные по машине, объем работ по ТО и Р, расход запасных частей и материалов, оценка качества выполненных работ клиентом и другие данные (рис. 4.2). Как правило, один бланк акта состоит из трех-четырех листов самокопирующей бумаги разного цвета. Например, в региональном представительстве компании Matrix Agritech в России (дилер фирмы John Deere) после заполнения акта первый экземпляр (на бумаге белого цвета) выдается клиенту, второй (желтого) остается у регионального дилера, третий (зеленого) направляется фирме John Deere, четвертый (голубого) — в центральный офис компании Matrix Agritech. Аналогичным образом практически все фирмы-производители постоянно проводят оценку качества выполненных дилерами работ. В США и странах Западной Европы у дилера из общего объема работ, принятого за 100 %, продажа нового оборудования составляет 40 %, продажа подержанных машин — 15 %, продажа запасных частей — 20 %, проведение ТО машин — 20 %, сдача машин в аренду — 5 %. Зона обслуживания дилеров за рубежом, как правило, находится в радиусе 40...250 км. В условиях России эти границы на порядок выше. Дилерская сеть фирмы может иметь различную организационную структуру. В частности, дилерская сеть фирмы John Deere в России организует свою работу через региональные представительские центры, а, к примеру, компания «Росагросервис», дилер фирм Case и New Holland и ряда других (табл. 4.1), расположена в г. Уфе и работает по всей России без представительств. Соответственно зоны обслуживания техники фирм Case и New Holland, P.Barigelli & С, Flexi-Coil, Gregoir Besson, закрепленные за российским дилером, могут располагаться по всей территории республики (цв. вкл., рис. I). Важное значение имеет оценка деятельности сотрудника дилерского предприятия. Эффективное функционирование системы технического сервиса требует высокой квалификации персонала сервисного предприятия. Вместе с тем в современных условиях даже превосходная техническая подготовка инженера без соответствующей маркетинговой основы не может обеспечить дальнейшего развития предприятия. В этой связи на большинстве дилерских предприятий значительное внимание уделяется менеджерской подготовке инженера и существует соответствующая система оценки его работы. С этой целью ежегодно проводится собеседование технического работника (инженера, мастера-наладчика) с менеджером, которое, например, может проводиться путем заполнения анкет, выполненных в виде таблицы (табл. 4.2). По результатам оценки принимается решение о соответствии занимаемой должности, выделении средств на обучение и о даль- Таблица 4.1 Число единиц сельскохозяйственной техники зарубежных фирм, находящейся на гарантийном обслуживании в компании «Росагросервис > (на 01.02.2006)
Таблица 4.2 Анкета деятельности и развития работника сервисного предприятия
Окончание табл. 4.2
нейшем карьерном росте сотрудника. Через год эти показатели снова анализируются с учетом их динамики. Организация технического сервиса в МТС. В ряде регионов зарубежная техника сконцентрирована в МТС. Машинно-тракторный парк МТС характеризуется наличием сложной, высокопроизводительной разномарочной техники, которой обслуживаются большие территориальные зоны. Особенности инженерно-технического обслуживания машин МТС обусловливают высокая вероятность нахождения техники в удалении от пунктов ТО и ремонтных цехов в период напряженных сельскохозяйственных работ, неравномерная годовая загрузка машин, временный характер работы механизаторов и т. п. Оперативная деятельность диспетчерской и инженерной служб в значительной мере определяет длительность непроизводительных простоев высокопроизводительной зарубежной техники, напрямую влияя на сезонную выработку и сроки проведения уборочных работ. Как правило, в МТС организуется сервисное обслуживание техники с разграничением функций различных структур на каждой ступени инженерно-технической службы вплоть до механизатора: механизатор выполняет простейшие операции по ежесменному уходу, замене или очистке фильтров, заправке топливом и т.п.; техник-механик или мастер-наладчик производит снятие и установку сложных агрегатов, электронную настройку, эксплуатационные регулировки и т.п.; сервисный инженер или соответствующая служба дилера устраняет последствия сложных отказов, проводит диагностирование и регулировку установленных агрегатов или оборудования и т. п. Устранение последствий отказов техники, находящейся на гарантийном обслуживании, входит в обязанность исключительно дилера или самой фирмы-производителя. При обнаружении отказа инженерно-техническая служба МТС (предприятия заказчика) оформляет заявку на обслуживание, в которой указываются заказчик, марка и номер, например, комбайна и навесного оборудования, вид выполняемых работ, выработка комбайна на момент отказа, место дислокации комбайна и расстояние до места его нахождения, дата обслуживания и продолжительность работ, фамилия обслуживающего инженера сервиса, код неисправности и т.д. После поступления заказа диспетчер предприятия-дилера направляет бригаду инженеров по вызову. По предварительной информации диспетчера бригада инженеров дилера комплектует необходимые запасные части. По прибытии на место обслуживания в первую очередь проводится диагностирование и устанавливается причина отказа. Далее совместно с инженером МТС (или представителем владельца машины) определяется виновник отказа для выставления счета на оплату. В большинстве случаев завод-производитель предоставляет бесплатные запасные части для замены отказавших независимо от причины отказа в целях поддержания престижа фирмы. В целях качественного функционирования системы технического сервиса и высокой оперативности решения производственных вопросов практикуется внедрение информационных технологий, базирующихся на возможностях электронной сети передачи данных. Например, в МТС «Зирганская» все службы и подразделения предприятия объединены в локальную компьютерную сеть, имеют выход в Internet и электронную почту (рис. 4.3). Необходимо иметь и использовать современные пакеты программ, позволяющие вести учет расхода топлива, запасных частей, выработки каждого комбайна, трактора и автомобиля. Такая организация обработки информации существенно повышает оперативность решения многих вопросов, в частности, касающихся ремонта и поставки запасных частей, проведения диагностических и настроечных работ. Специализированное предприятие по техническому сервису. В системе обеспечения работоспособности сельскохозяйственной техники зарубежного производства особая роль отводится специализированному предприятию по техническому сервису. Приме -
Д я В)) Министерство! сельского хозяйства региона Ц а В)) Научно-исследовательские учреждения (ГОСНИТИ и др.) Д в во Специализированное предприятие по техническому сервису и ремонту ГД a Q)) Сельскохозяйственные товаропроизводители Д я в» Фирмы — производители узлов и агрегатов
Филиал МТС Д а В)) Филиал МТС Р.
Д я дм Филиал МТС Д a Q)) Филиал МТС Ангары Нефте-хозяйство Диспетчер Склад Цех технического обслуживания и ремонта Филиалы!! Центральное отделение Машинно-технологическая станция Рис. 4.3. Обобщенная схема компьютерной сети МТС «Зирганская» при взаимодействии с внутренними и внешними структурами нение электронных, пневматических, гидравлических схем в отдельных узлах, агрегатах, системах и управлении всей машиной в целом предопределяет необходимость внедрения агрегатно-узло-вого метода ремонта в условиях специализированного предприятия, оснащенного оборудованием и квалифицированными кадра- ми. Как правило, эти предприятия специализируются на ТО и Р сложных узлов и агрегатов тракторов и мобильных сельскохозяйственных машин: топливной аппаратуры, гидравлического оборудования, электроники, электрооборудования и т.п. Общую специфику их деятельности можно рассмотреть на примере успешно развивающегося в Республике Башкортостан регионального специализированного предприятия по техническому сервису топливной аппаратуры ООО «Башдизель». Основными функциями предприятия являются: • ТО и гарантийное обслуживание топливной аппаратуры; • ремонт топливной аппаратуры отечественного и зарубежного производства с предоставлением гарантии; • разработка и внедрение устройств и систем проверки, контроля и регулировки параметров систем подачи топлива; • повышение квалификации специалистов инженерно-технической службы различного уровня, переподготовка и подготовка мастеров-наладчиков и слесарей-регулировщиков топливной аппаратуры, проведение практики студентов и др. Эффективная деятельность предприятия основана на деловых контактах с зарубежными фирмами, их представительствами и дилерами, с отечественными заводами по производству топливной аппаратуры, ведущими институтами в области исследования и конструирования систем подачи топлива и др. Существенным элементом в деятельности предприятия является тесное взаимодействие с отделом механизации Минсельхоза Республики Башкортостан, со всеми районными управлениями сельского хозяйства в целях обучения механизаторов и технического персонала правильной эксплуатации зарубежной сельскохозяйственной техники. Вариант организационной схемы взаимодействия специализированного предприятия по техническому сервису топливной аппаратуры с внешними структурами представлен на рис. 4.4.
|