Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнение с другими подходамиТерапия личных конструктов, как и вся теория в целом, имеет сходства с другими терапевтическими подходами, хотя она не идентична им (Winter, 1992). Если говорить о психоанализе, то Келли с большим уважением относился к Фрейду и принимал — иногда с оговорками — такие психоаналитические понятия, как бессознательное, тревога и защита, перенос и сопротивление изменению. В то же время Келли отвергал психоаналитическую теорию и то значение, которое психоанализ придавал инсайту как открытию истины, или реальности. Для Келли терапия была скорее процессом интерпретации и реин-терпретации, а не открытием реальности, или неосознаваемой истины. Подход Келли к психотерапии можно считать близким и к феноменологическому подходу (Роджерс), и к гуманистическо-экзистенциальному подходу с их акцентом на значение, внутренний опыт, самоактуализацию и с их холист-ским представлением о человеке. В то же время Келли считал терапевта гораздо более активным участником терапевтического процесса и, сосредоточиваясь на разыгрывании ролей, гораздо меньше значения придавал подлинности и искренности терапевта. В отличие от Роджерса Келли полагал, что «клиент прихо-i Случай из практики: Роналд Барретт Таблица 11.1. Сравнение терапии личных конструктов с другими терапевтическими подходами Психотерапевтически й подход Сходство Различия
Психоанализ Феноменология Гуманистическо-экзистенциальный подход Теории научения и бихевиоризм Бессознательное (скрытые, подводные конструкты), тревога и защита, перенос Целостность (холизм), акцентирование значения и внутреннего опыта, важность роста Акцент на экспериментирование с новыми способами поведения и на проверку гипотез (конструктов) Конструктивный альтерна-тивизм в отличие от вскрытия правды (инсайта) «Клиент приходит к терапевту не за тем, чтобы в течение часа наблюдать его искренность, а чтобы получить помощь» (Kelly, 1955, р. 1153) «Смотреть только на поведение — значит потерять целостное представление о человеке» (Kelly, 1969, р. 137) дит к терапевту не для того, чтобы в течение часа наблюдать его искренность, а чтобы получить помощь» (Kelly, 1955, р. 1153). Если сравнивать терапию конструктов с поведенческой терапией, то общее с ними у Келли — отношение к экспериментированию и проверка конструктов посредством новых способов поведения. Однако он считал в то же время, что «смотреть только на поведение — значит потерять целостное представление о человеке» (Kelly, 1969, р. 137). Терапевты, работающие с конструктами, часто критикуют бихевиоральных терапевтов также и за то, что они навязывают клиентам свои собственные конструкты. И наконец, можно провести короткое сравнение и с теми когнитивными теориями личности, которые будут рассмотрены в последующих главах. Хотя терапия личных конструктов имеет много общего с этими подходами в том, что касается внимания к проблемным когнициям и проблемным системам конструктов, однако она более примирительно относится к роли эмоций и меньше подчеркивает важность нереалистических мыслей и когниций. Если коротко суммировать все вышесказанное, то терапевты—сторонники Келли рассматривают терапию как перестройку системы конструктов, как процесс, в котором терапевты выступают в качестве активных участников, призванных помочь клиентам действовать, чувствовать и мыслить в самых разных формах и направлениях, открывая новые способы интерпретации себя и своей жизни (табл. 11.1).
|