Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зигмунд Фрейд (1856-1939): представляем автора теории





Зигмунд Фрейд родился в Австрии в 1856 г. Он был первым ребенком у своих родителей, хотя его отец, будучи старше его матери на 20 лет, имел двух сыновей от первого брака. Вслед за его рождением родился и умер во младенчестве второй ребенок, а затем постепенно появились на свет еще шестеро братьев и сестер. Описывая себя как любимца матери, Фрейд заявлял, что «мужчина, который был безусловным фаворитом своей матери, на всю жизнь сохраняет чувство победителя, уверенность в успехе, которая часто ведет к реальному успеху» (Freud, 1900, р. 26). Мальчиком Фрейд мечтал стать великим полководцем или министром, но, так как он был евреем, ему приходилось считаться с сильным антисемитизмом, распространенным в этих сферах. Это заставило его задуматься о медицине. В бытность его студентом-медиком (1873—1881) большое влияние на него оказал Эрнст Брюке, известный в то время физиолог.



Глава 3. Психодинамическая теория


Брюке рассматривал человека как динамическую физиологическую систему, в которой все процессы регулируются согласно физическим законам сохранения энергии. Этот взгляд на функционирование физиологических процессов лег в основу динамической теории Фрейда о психологическом функционировании (Sulloway, 1979).

После получения медицинской степени Фрейд занимался научными иссле­дованиями и практикой в области неврологии. Некоторые его ранние исследо­вания были посвящены сравнению взрослого и эмбрионального мозга. Он при­шел к выводу, что наиболее ранние (незрелые) мозговые структуры устойчиво сохраняются в более поздних мозговых структурах, никогда полностью не ис­чезая; позднее это нашло свое отражение в представлениях Фрейда о развитии личности. Итак, первые годы его профессиональной жизни после окончания медицинской школы были заняты теоретическими и экспериментальными ис­следованиями, но затем по материальным соображениям Фрейд начинает за­ниматься частной практикой. В течение жизни Фрейд периодически переживает депрессии и приступы тревоги, временами принимая кокаин, чтобы снять воз­буждение и избавиться от угнетенного состояния. Фрейд был женат и имел трех дочерей и трех сыновей.

В 1886 г. Фрейд работает с французским психиатром Жаном Шарко, который добился с помощью гипноза некоторого успеха в лечении людей, страдающих неврозами. Хотя Фрейд и не был полностью удовлетворен результатами гипноза, его вдохновляли идеи Шарко. Эрнст Джонс, первый биограф Фрейда, так высказывался о его достижениях в этот период: «Вся эта работа впоследствии сделает Фрейда первоклассным специалистом-неврологом, упорным тру­жеником, строгим и точным мыслителем, но пока в ней — за исключением, быть может, книги об афазии — еще мало усматривалось присутствие гения» (E.Jones, 1953, р. 220).

В 1897 г., последовавшим за годом смерти отца, Фрейд начал свой самоанализ. Он был по-прежнему подвержен депрессиям, и хотя интеллектуальные занятия помогали отвлекаться от страдания, он искал решение проблем в своем подсознании: «Мое выздоровление может произойти только с помощью работы подсознания. Я не могу обойтись только одним сознанием». Всю оставшуюся жизнь он продолжал заниматься самоанализом, посвящая ему последние полчаса своего рабочего дня. В 1890-х годах он пробует на своих пациентах различные варианты терапевтических методов. Сначала он использовал гипно­тическое внушение в том виде, как его практиковал Шарко; затем он попробовал метод концентрации: он клал свою руку на голову пациента и побуждал его к воспроизведению воспоминаний. В этот период Фрейд также сотрудничал с венским врачом Иосифом Брейером, научился у него методу катарсиса (облегчение и высвобождение эмоций в процессе беседы пациента с психоте­рапевтом) и написал в соавторстве с ним книгу «Исследования истерии». К этому времени Фрейду уже за сорок, он еще мало, практически ничего, не сделал для построения того, что потом станет известно как психоанализ. Более того, собственные суждения Фрейда о себе и своей работе близки к мнению его биографа Джонса: «Я обладаю весьма ограниченными способностями и талан­тами. Совсем никакими к естественным наукам, нулевыми — к математике и к


Зигмунд Фрейд (1856—1939): представляем автора теории 1 0 1

любым точным наукам. Но то, что мне дано, пусть весьма ограниченного свой­ства, развито, вероятно, очень сильно».

Поворотный момент в практической и теоретической деятельности Фрейда датируется началом самоанализа и началом применения в 1896 г. метода свободных ассоциаций в клинической работе с пациентами. В 1900 г. этот метод, позволяющий мыслям течь свободно, без запретов и искажений любого толка привел к появлению книги «Толкование сновидений», которую до сих пор считают самой значительной работой Фрейда. В ней Фрейд начал разрабатывать свою теорию психики, и хотя в первые восемь лет после публикации было продано всего 600 экземпляров книги, он продолжал работать над этой теорией дальше. В 1902 г. было создано Психоаналитическое общество. В него вошли люди, кото­рым предстояло стать выдающимися психоаналитиками: Альфред Адлер, Пауль Федерн, Отто Ранк и Шандор Ференци. Увеличивалось количество работ Фрейда, развивалась теория, но с ростом внимания публики начались и публичные ос­корбления. В 1904 г. Фрейд опубликовал «Психопатологию обыденной жизни», а в 1905 г. выходят «Три этюда по теории сексуальности». В последней работе были представлены взгляды Фрейда на детскую сексуальность и на ее связь с сексуальными перверзиями и неврозами. Результатом стало шельмование Фрейда, которого сочли дьяволом и нечестивцем с грязными мыслями. Медицинским учреждениям, терпимо относящимся к взглядам Фрейда, объявлялся бойкот; одного из его первых последователей — Эрнста Джонса — вынудили покинуть должность психоневролога за расспросы пациентов об их сексуальной жизни.

Отклоняясь в сторону от нашего повествования, интересно отметить, что книги Фрейда долго и с презрением отвергались в Советской России как противореча­щие коммунистической идеологии, и даже когда началась либерализация, специ­алисту, желавшему опубликовать свои статьи о сексе, заявили, что «нашей моло­дежи не нужны книги о Фрейде» (The New York Times, May 2, 1989, A 1).

В 1909 г. Фрейд был приглашен американским психологом Г. Стенли Холлом прочесть цикл лекций в Университете Кларка в Ворчестере, штат Массачусетс. Там Фрейд работал над теорией развития и теорией детских фантазий, развивал свои представления о принципах функционирования психики и взгляды на психоаналитический процесс. К тому времени он достиг значительной славы и признания, так что пациенты записывались к нему в очередь на прием.

Но у Фрейда были и проблемы. К 1919 г. он потерял почти все свои сбереже­ния в результате Первой мировой войны. В 1920 г. в возрасте 26 лет умерла его дочь. Но, возможно, самым сильным его переживанием в то время был страх за жизнь двух сыновей, которые оказались на фронте. В 1920 г. на фоне этого исторического контекста Фрейд в свои 64 года разработал теорию инстинкта смерти — желания умереть, которое противостоит инстинкту жизни (желанию выжить).

Насколько явно отразилась война на его творчестве, настолько на него, очевидно, повлиял и антисемитизм, значительно возросший в 30-е годы. На­пример, в 1932 г. нацисты в Германии устроили публичное сожжение его книг. Вскоре после этого Фрейд опубликовал свою работу «Моисей и монотеизм», в которой он предположил, что Моисей был на самом деле знатным египтянином, который присоединился к евреям и дал им религию. Фрейд объяснял антисемитизм сопротивлением людей строгому моральному кодексу евреев и



Глава 3. Психодинамическая теория


фактически заявил в этой книге, что этот кодекс был создан не евреем, а египтянином.

Фрейд умер 23 сентября 1939 г. в возрасте 83 лет. Почти до самого конца он продолжал свой ежедневный анализ и писал свои труды. Последние 20 лет его жизни замечательны высокой продуктивностью и большим личным мужеством. Ранее ему нужна была огромная смелость, чтобы делать свое дело, несмотря на нападки публики и коллег-медиков. Позднее потребовалось огромное мужество, чтобы продолжать работу, несмотря на потерю многих своих учеников и жестокость нацистов. В последний период своей жизни Фрейд продолжал работу, несмотря на крайне неблагоприятное физическое состояние и боль: ему пришлось перенести 33 операции по поводу рака челюсти. Хотя он был небогат, Фрейд отклонял выгодные предложения, которые, как он считал, поставили бы под угрозу его достоинство как ученого. В 1920 г. он отказался от предложе­ния журнала «Космополитен» писать для них на темы типа: «Место мужа в доме», заявив: «Если бы я с самого начала своей карьеры считался с соображениями, определяющими дух вашего издания, уверен, что вряд ли стал бы известен в Америке или в Европе». В 1924 г. он отклонил сделанное Самуилом Голдвином предложение стоимостью в 100 тысяч долларов участвовать в создании фильмов по знаменитым любовным историям.

Большая часть того, что мы теперь называем основными элементами теории Фрейда, была разработана именно в эти последние 20 лет. Его человеческими качествами одни люди восхищались, отмечая его отзывчивость, мужество и гениальность, другие же, подчеркивая его многочисленные столкновения и разрывы с коллегами, считали его человеком ригидным, авторитарным и нетерпимым к чужому мнению (Fromm, 1959). Но как бы мы ни оценивали личность Фрейда, большинство, если не все, признают, что он отличался стра­стной жаждой истины и настойчиво, с огромным мужеством продолжал свои исследования. И последнее, большинство из тех, кто изучал Фрейда и психо­анализ, согласятся, что факты личной жизни Фрейда и исторические реалии той эпохи (т.е. викторианская эпоха, Первая мировая война и антисемитизм) сыграли свою роль в окончательном оформлении его теории и развитии психо­аналитического движения.

Date: 2015-05-09; view: 641; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию