Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Административная и уголовная ответственность работников и должностных лиц предприятия за нарушение требований пожарной безопасностиЧтобы задачи по обеспечению функционирования систем предупреждения пожара и противопожарной защиты выполнялись качественно и с полной ответственностью, должностные лица и работники объектов хозяйствования обязаны знать меры принуждения и пресечения, обозначенные в законодательных актах РБ. Поэтому, обучая правилам пожарной безопасности работников предприятия, инженер по охране труда не должен упускать возможности лишний раз напомнить об административной и уголовной ответственности. Меры административного принуждения и пресечения описаны в ст. 170 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). К мерам административного принуждения относятся: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности и противопожарных требований, предусмотренных стандартами, техническими условиями, строительными и другими нормами и правилами, или невыполнение предписаний, заключений, а также протоколов и постановлений о приостановке работы объекта, производственного участка, агрегата. Под должностными лицами следует понимать лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности) должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. К мерам административного пресечения в свою очередь относятся: приостановка полностью или частично работы предприятия, организации, строительства, реконструкции, технического перевооружения, ремонта объектов и производство других работ при нарушении противопожарных требований; запрет эксплуатации зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей противопожарным требованиям. Право применения данных мер предоставлено работникам органов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, налагаемых за нарушение правил пожарной безопасности и противопожарных требований, а также компетенция по применению мер административного пресечения зависят от статуса работника органов Государственного пожарного надзора. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Государственного пожарного надзора вправе: — Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзору и его заместители: на граждан — предупреждение или штраф в размере до семи базовых величин и на должностных лиц— предупреждение или штраф в размере до тридцати базовых величин; — старшие государственные инспекторы РБ по пожарному надзору, главные государственные инспекторы областей и г. Минск по пожарному надзору и их заместители: на граждан — предупреждение или штраф в размере до пяти базовых величин и на должностных лиц — — старшие государственные инспекторы областей и г. Минск по пожарному надзору: на. граждан — предупреждение или штраф в размере до трех базовых величин и на должностных лиц — предупреждение или штраф в размере до пятнадцати базовых величин; — главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору: на граждан — предупреждение или штраф в размере до двух базовых величин и на должностных лиц — — государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору: на граждан — предупреждение или штраф в размере до одной базовой величины и на должностных лиц — предупреждение или штраф в размере до пяти базовых величин. Если в постановлении о наложении административного взыскания должностной статус инспектора по пожарному надзору указан не в той редакции, которая изложена выше (например, не государственный инспектор Борисовского района по пожарному надзору, а инспектор инспекции ГПН Борисовского ГРОЧО), считается, что постановление оформлено неправомочным лицом и возможно его обжалование в установленном порядке. Т.е. постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу органа Государственного пожарного надзора или в районный (городской) суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств (ст. 227 КоАП): 1) отсутствие события или состава административного правонарушения; 2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 12 КоАП); 3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие (ст. 19 КоАП); 4) действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 17 КоАП); 5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; 6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность; 7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 37 КоАП (не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения); 8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания или неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела; 9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу. Ст. 33 КоАП регламентирует обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним (т.е. не достигшим 18 лет); 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в КоАП. Кроме смягчающих, Кодекс предусматривает обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения (ст. 34 КоАП). Таковыми являются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное, в течение года, совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может Необходимо отметить, что отказ от подписи протокола о наложении административного взыскания не является панацеей в качестве уклонения от административной ответственности. В случае отказа от подписи государственный инспектор по пожарному надзору делает соответствующую запись в протоколе, выносится постановление о наложении взыскания, которое обращается к исполнению. Если в течение 15 дней со дня вручения постановления о наложении взыскания штраф нарушителем не уплачен, постановление направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы. Обязательность исполнения постановления закреплена ст. 277 КоАП. В практике встречаются случаи, когда руководитель предприятия не обеспечивает своевременное удержание штрафа подчиненной ему бухгалтерией. В такой ситуации орган ГПН направляет соответствующую информацию в прокуратуру либо в налоговую инспекцию. В итоге штраф в любом случае будет взыскан. Далее мы рассмотрим меры административного пресечения, но прежде чем перейти к компетенции должностных лиц органов Государственного пожарного надзора по применению данных мер, необходимо определить группу объекта хозяйствования исходя из важности и степени пожарной опасности. К первой группе относятся: республиканские органы государственного управления; гостиницы, зрелищные и культурно-просветительные, спортивные, культовые сооружения и лечебные стационары вместимостью 800 и более человек; Национальный аэропорт; метрополитен; нефтеперерабатывающие и химические предприятия взрыво- и пожароопасных производств; электростанции и теплоэлектроцентрали; комбинаты хлебопродуктов; склады нефти и нефтепродуктов первой группы; компрессорные и насосные станции магистральных продуктопроводов; телерадиоцентры; объекты, обслуживаемые подразделениями МЧС по договорам. Ко второй группе относятся: не вошедшие в первую группу лечебные организации со стационаром, гостиницы, зрелищные и культурно-просветительные, спортивные, культовые сооружения вместимостью от 300 до 800 человек; общежития вместимостью свыше 300 человек; здания повышенной этажности; исправительно-трудовые учреждения и следственные изоляторы; объекты торговли с торговой площадью более 2,5 тыс. м2; объекты связи республиканского и областного значения; аэропорты и железнодорожные вокзалы; здания памятников архитектуры, охраняемые государством; сельскохозяйственные предприятия и предприятия по переработке сельхозпродукции; промышленные предприятия с наличием взрыво- и пожароопасных производств и не вошедшие в первую группу (перечень предприятий утверждается главным государственным инспектором области (г. Минск) по пожарному надзору), рынки площадью 5 га и более. К третьей группе относятся: объекты, не вошедшие в первую и вторую группы, а именно: учебные и воспитательные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления; лечебные организации; оздоровительные организации круглогодичного и сезонного действия; предприятия по обслуживанию населения, автотранспортные; объекты хранения пожароопасных товарно-материальных ценностей; многоэтажные и подземные гаражи; государственные архивы. К четвертой группе относятся: жилые дома; дачные, садоводческие и гаражные кооперативы; открытые автостоянки; прочие объекты (киоски, павильоны и т.п.), не вошедшие в I—III группы. Исходя из деления объектов хозяйствования на группы определенному должностному лицу органов Государственного пожарного надзора предоставлены следующие права: Главному государственному инспектору РБ по пожарному надзору и его заместителям, главным государственным инспекторам областей (г. Минск) по пожарному надзору право применения мер административного пресечения предоставлено в полном объеме, т.е. они могут приостанавливать полностью или частично работу организаций (объектов всех групп), строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ, запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, а также выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей противопожарным, требованиям. Старшим государственным инспекторам РБ по пожарному надзору, заместителям главных государственных инспекторов областей (г. Минск) по пожарному надзору предоставлено право— приостанавливать полностью или частично работу организаций (объектов II—IV групп), строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств; — запрещать выпуск, реализацию и использование продукции. инспекторам областей (г. Минск) по пожарному надзору, главным государственным инспекторам городов, районов по пожарному надзору дано право: — приостанавливать полностью или частично работу организаций (объектов II—IV групп), строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств; — запрещать реализацию и использование продукции. Государственные инспектора областей (г. Минск) по пожарному надзору, заместителям главных государственных инспекторов городов, районов по пожарному надзору могут: — приостанавливать полностью или частично работу организаций (объектов IV группы), ремонт объектов и производство других работ, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств; — запрещать использование продукции. надзору даны полномочия запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств. В случае превышения полномочий должностным лицом органов ГПН, исходя из его компетенции, постановление в десятидневный срок со дня получения может быть обжаловано в вышестоящий орган Государственного пожарного надзора или в районный (городской) суд. Подача жалобы, в соответствии со ст. 33 Закона РБ «О пожарной безопасности», не приостанавливает исполнения постановления. Продолжение эксплуатации зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования без разрешения лица, вынесшего постановление, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. При получении руководителем постановления о производстве приостановки подведомственного ему объекта последний может к моменту приведения его в исполнение устранить все указанные в постановлении нарушения норм и правил пожарной безопасности. При устранении всех нарушений устраняются и основания для производства приостановки. В этом случае лицо, которому поручено привести постановление в исполнение, обязано письменно, официальным рапортом доложить об этом должностному лицу органа ГПН, вынесшему постановление, одновременно подготовив от его имени проект решения о возможности дальнейшей эксплуатации объекта. Решение подписывает должностное лицо Государственного пожарного надзора, правомочное разрешить эксплуатацию объекта. Таким лицом может быть государственный инспектор по пожарному надзору, вынесший постановление, или вышестоящий работник Государственного пожарного надзора. Один экземпляр решения вручается под роспись руководителю объекта, эксплуатация которого разрешается, второй — находится в органе Государственного пожарного надзора. Кроме административных мер воздействия, также предусмотрена и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ. Ст. 304 УК состоит из трех частей и регламентирует следующее: 1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. 2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникновение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо ущерб в крупном размере, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы, на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с 3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления), — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК) Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в тысячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления), — наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 219 УК). Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных работ, нарушения правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую величину, установленную на день совершения преступления), — наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы, на тот же срок с лишением права занимать Понятия «умышленно» и «по неосторожности» раскрываются в ст. 22 и 23 УК. Все вышеизложенное в данном пункте имеет цель дать методические рекомендации инженеру по охране труда в качестве воздействия на сознание и поведение людей для предупреждения и пресечения административных правонарушений. Итогом данной сознательной деятельности должно стать повышение уровня пожарной безопасности объектов хозяйствования.
|