Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная и уголовная ответственность работников и должностных лиц предприятия за нарушение требований пожарной безопасности





Чтобы задачи по обеспечению функционирования систем пре­дупреждения пожара и противопожарной защиты выполнялись каче­ственно и с полной ответственностью, должностные лица и работники объектов хозяйствования обязаны знать меры принуждения и пресе­чения, обозначенные в законодательных актах РБ. Поэтому, обучая правилам пожарной безопасности работников предприятия, инженер по охране труда не должен упускать возможности лишний раз на­помнить об административной и уголовной ответственности.

Меры административного принуждения и пресечения описаны в ст. 170 Кодекса Республики Беларусь об административных право­нарушениях (далее — КоАП).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности и противо­пожарных требований, предусмотренных стандартами, техническими условиями, строительными и другими нормами и правилами, или невыполнение предписаний, заключений, а также протоколов и по­становлений о приостановке работы объекта, производственного уча­стка, агрегата.

Под должностными лицами следует понимать лиц, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в уч­реждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности) должности, связанные с выполнением организацион­но-распорядительных или административно-хозяйственных обязан­ностей, либо лиц, уполномоченных в установленном порядке на со­вершение юридически значимых действий.

К мерам административного пресечения в свою очередь отно­сятся: приостановка полностью или частично работы предприятия, организации, строительства, реконструкции, технического перевоо­ружения, ремонта объектов и производство других работ при наруше­нии противопожарных требований; запрет эксплуатации зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование про­дукции, не соответствующей противопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, налагаемых за нарушение правил пожарной безопасности и противопожарных требований, а также компетенция по применению мер административного пресечения зависят от стату­са работника органов Государственного пожарного надзора.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Государст­венного пожарного надзора вправе:

— Главный государственный инспектор РБ по пожарному над­зору и его заместители: на граждан — предупреждение или штраф в размере до семи базовых величин и на должностных лиц— преду­преждение или штраф в размере до тридцати базовых величин;

— старшие государственные инспекторы РБ по пожарному надзо­ру, главные государственные инспекторы областей и г. Минск по пожар­ному надзору и их заместители: на граждан — предупреждение или штраф в размере до пяти базовых величин и на должностных лиц —
предупреждение или штраф в размере до двадцати базовых величин;

— старшие государственные инспекторы областей и г. Минск по пожарному надзору: на. граждан — предупреждение или штраф в размере до трех базовых величин и на должностных лиц — преду­преждение или штраф в размере до пятнадцати базовых величин;

— главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору: на граждан — предупреждение или штраф в размере до двух базовых величин и на должностных лиц —
предупреждение или штраф в размере до десяти базовых величин;

— государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­му надзору: на граждан — предупреждение или штраф в размере до одной базовой величины и на должностных лиц — предупреждение или штраф в размере до пяти базовых величин.

Если в постановлении о наложении административного взы­скания должностной статус инспектора по пожарному надзору указан не в той редакции, которая изложена выше (например, не го­сударственный инспектор Борисовского района по пожарному над­зору, а инспектор инспекции ГПН Борисовского ГРОЧО), считается, что постановление оформлено неправомочным лицом и возможно его обжалование в установленном порядке. Т.е. постановление мо­жет быть обжаловано вышестоящему должностному лицу органа Государственного пожарного надзора или в районный (городской) суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Производство по делу об административном правонару­шении не может быть начато, а начатое подлежит прекраще­нию при наличии следующих обстоятельств (ст. 227 КоАП):

1) отсутствие события или состава административного правона­рушения;

2) недостижение лицом на момент совершения административ­ного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 12 КоАП);

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие (ст. 19 КоАП);

4) действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 17 КоАП);

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение ад­министративного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответст­венность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административ­ном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 37 КоАП (не позд­нее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящем­ся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения);

8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взы­скания или неотмененного решения товарищеского суда, если мате­риалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении де­ла об административном правонарушении, а также наличие по дан­ному факту уголовного дела;

9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Ст. 33 КоАП регламентирует обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правона­рушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душев­ного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных об­стоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним (т.е. не достигшим 18 лет);

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган (должностное лицо), решающий дело об административ­ном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятель­ства, не указанные в КоАП.

Кроме смягчающих, Кодекс предусматривает обстоятель­ства, отягчающие ответственность за административные пра­вонарушения (ст. 34 КоАП). Таковыми являются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное, в течение года, совершение однородного правона­рушения, за которое лицо уже подвергалось административному взы­сканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим пре­ступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в за­висимости от характера административного правонарушения может
не признать данное обстоятельство отягчающим.

Необходимо отметить, что отказ от подписи протокола о нало­жении административного взыскания не является панацеей в качест­ве уклонения от административной ответственности. В случае отказа от подписи государственный инспектор по пожарному надзору делает соответствующую запись в протоколе, выносится постановление о на­ложении взыскания, которое обращается к исполнению.

Если в течение 15 дней со дня вручения постановления о нало­жении взыскания штраф нарушителем не уплачен, постановление направляется для удержания суммы штрафа в принудительном по­рядке из его заработной платы. Обязательность исполнения поста­новления закреплена ст. 277 КоАП.

В практике встречаются случаи, когда руководитель предпри­ятия не обеспечивает своевременное удержание штрафа подчиненной ему бухгалтерией. В такой ситуации орган ГПН направляет соответ­ствующую информацию в прокуратуру либо в налоговую инспекцию. В итоге штраф в любом случае будет взыскан.

Далее мы рассмотрим меры административного пресечения, но прежде чем перейти к компетенции должностных лиц органов Госу­дарственного пожарного надзора по применению данных мер, необ­ходимо определить группу объекта хозяйствования исходя из важно­сти и степени пожарной опасности.

К первой группе относятся:

республиканские органы государственного управления; гости­ницы, зрелищные и культурно-просветительные, спортивные, куль­товые сооружения и лечебные стационары вместимостью 800 и более человек; Национальный аэропорт;

метрополитен; нефтеперерабатывающие и химические пред­приятия взрыво- и пожароопасных производств; электростанции и те­плоэлектроцентрали; комбинаты хлебопродуктов; склады нефти и нефтепродуктов первой группы; компрессорные и насосные станции магистральных продуктопроводов; телерадиоцентры; объекты, обслуживаемые подразделениями МЧС по договорам.

Ко второй группе относятся: не вошедшие в первую группу лечеб­ные организации со стационаром, гостиницы, зрелищные и культурно-просветительные, спортивные, культовые сооружения вместимостью от 300 до 800 человек; общежития вместимостью свыше 300 человек; здания повышенной этажности; исправительно-трудовые учреждения и следственные изоляторы; объекты торговли с торговой площадью бо­лее 2,5 тыс. м2; объекты связи республиканского и областного значения; аэропорты и железнодорожные вокзалы; здания памятников архитек­туры, охраняемые государством; сельскохозяйственные предприятия и предприятия по переработке сельхозпродукции; промышленные предприятия с наличием взрыво- и пожароопасных производств и не вошедшие в первую группу (перечень предприятий утверждается глав­ным государственным инспектором области (г. Минск) по пожарному надзору), рынки площадью 5 га и более.

К третьей группе относятся: объекты, не вошедшие в первую и вторую группы, а именно: учебные и воспитательные заведения, науч­ные и проектные организации, учреждения управления; лечебные ор­ганизации; оздоровительные организации круглогодичного и сезонного действия; предприятия по обслуживанию населения, автотранспорт­ные; объекты хранения пожароопасных товарно-материальных цен­ностей; многоэтажные и подземные гаражи; государственные архивы.

К четвертой группе относятся: жилые дома; дачные, садовод­ческие и гаражные кооперативы; открытые автостоянки; прочие объек­ты (киоски, павильоны и т.п.), не вошедшие в I—III группы.

Исходя из деления объектов хозяйствования на группы определенному должностному лицу органов Государственного пожарного надзора предоставлены следующие права:

Главному государственному инспектору РБ по пожарному надзору и его заместителям, главным государственным инспекто­рам областей (г. Минск) по пожарному надзору право применения мер административного пресечения предоставлено в полном объеме, т.е. они могут приостанавливать полностью или частично работу организаций (объектов всех групп), строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и про­изводство других работ, запрещать эксплуатацию зданий, сооруже­ний, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, а также выпуск, реализацию и использование продукции, не соот­ветствующей противопожарным, требованиям.

Старшим государственным инспекторам РБ по пожарному надзору, заместителям главных государственных инспекторов об­ластей (г. Минск) по пожарному надзору предоставлено право— приостанавливать полностью или частично работу организа­ций (объектов II—IV групп), строительство, реконструкцию, реставра­цию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств;

— запрещать выпуск, реализацию и использование продукции.
Государственным инспекторам РБ по пожарному надзору, старшим государственным

инспекторам областей (г. Минск) по пожарному надзору, главным государственным инспекторам горо­дов, районов по пожарному надзору дано право:

— приостанавливать полностью или частично работу организа­ций (объектов II—IV групп), строительство, реконструкцию, реставра­цию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств;

— запрещать реализацию и использование продукции.

Государственные инспектора областей (г. Минск) по пожар­ному надзору, заместителям главных государственных инспекторов городов, районов по пожарному надзору могут:

— приостанавливать полностью или частично работу организа­ций (объектов IV группы), ремонт объектов и производство других ра­бот, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помеще­ний, машин, приборов, оборудования и других устройств;

— запрещать использование продукции.
Государственным инспекторам городов, районов по пожарному

надзору даны полномочия запрещать эксплуатацию зданий, сооруже­ний, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств.

В случае превышения полномочий должностным лицом органов ГПН, исходя из его компетенции, постановление в десятидневный срок со дня получения может быть обжаловано в вышестоящий орган Государственного пожарного надзора или в районный (городской) суд. Подача жалобы, в соответствии со ст. 33 Закона РБ «О пожарной безопасности», не приостанавливает исполнения постановления.

Продолжение эксплуатации зданий, сооружений, поме­щений, машин, приборов, оборудования без разрешения лица, вынесшего постановление, влечет ответственность, преду­смотренную действующим законодательством.

При получении руководителем постановления о производстве приостановки подведомственного ему объекта последний может к мо­менту приведения его в исполнение устранить все указанные в по­становлении нарушения норм и правил пожарной безопасности. При устранении всех нарушений устраняются и основания для производства приостановки. В этом случае лицо, которому поручено привести постановление в исполнение, обязано письменно, официальным ра­портом доложить об этом должностному лицу органа ГПН, вынесше­му постановление, одновременно подготовив от его имени проект ре­шения о возможности дальнейшей эксплуатации объекта.

Решение подписывает должностное лицо Государственного пожар­ного надзора, правомочное разрешить эксплуатацию объекта. Таким лицом может быть государственный инспектор по пожарному надзо­ру, вынесший постановление, или вышестоящий работник Государст­венного пожарного надзора. Один экземпляр решения вручается под роспись руководителю объекта, эксплуатация которого разрешается, второй — находится в органе Государственного пожарного надзора.

Кроме административных мер воздействия, также пре­дусмотрена и уголовная ответственность, определенная в со­ответствующих статьях УК РБ.

Ст. 304 УК состоит из трех частей и регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер­шенное в течение года после наложения административного взыска­ния за нарушение правил пожарной безопасности,

— наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно­вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­вреждение либо ущерб в крупном размере,

— наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­боды, на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с
лишением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

— наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

— наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК) Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

— наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­боды на срок до двух лет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую величину, установленную на день совершения преступления),

— наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы, на тот же срок с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

Понятия «умышленно» и «по неосторожности» раскрываются в ст. 22 и 23 УК.

Все вышеизложенное в данном пункте имеет цель дать методи­ческие рекомендации инженеру по охране труда в качестве воздейст­вия на сознание и поведение людей для предупреждения и пресечения административных правонарушений. Итогом данной сознательной деятельности должно стать повышение уровня пожарной безопасно­сти объектов хозяйствования.


Date: 2015-05-09; view: 1255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию