Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного познания





Познание – процесс постижения ч-ком, обществом новых ранее неизвестных фактов, явлений, закономерностей. Научное познание включает 4 компонента: субъект познания (отдельный исследователь, научное сообщество, общество в целом. Требуется специфическая подготовка); объект (то, что именно изучает наука или научная дисциплина, на что направлена мысль исследователя), средства познания (система методов); специфический язык (знаки, символы, уравнения, формулы).

Научное познание вкл. в себя два взаимосвязанных, но различающихся уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональные формы (суждения, понятия) имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих вне­шних связей и проявлений. Содержание эмпирического позна­ния-это сбор фактов, их первичное обобщение, описание на­блюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Методы: описание, сравнение, измер., наблюд., эксперимент, анализ, индукция. Логическая форма эмпирич. знания – факт. В понимании природы факта в фил. науки XXв. выдел. две тенденции: фактурализм (подчеркивает нез-ть и автономность факта по отнош. к разл. теориям и видит в совок-ти фактов базис устойч. науки) и теоретизм (факты полностью зав. от теории).

Внутр. стр-ру эмпирич. уровня образуют два подуровня: наблюдение и эксперимент, результатом котор. явл. первичные данные наблюдений (это еще не факты); познават. процедуры, посредством котор. осущ. переход от данных наблюдения к эмпирич. зав-тям и фактам.

Факт – граничное образование между теорией и эксперим. данными, но в нем эмпирическое давлеет над теор-ким. Самым главным в факте явл. его непосред-ная связь с действ-тью. Факт – фундамент науки, строит. материал.

Эмпирич. знание приобр. кач-во фактичности, если оно достоверно и служит исходным моментом постановки и реш. науч. проблемы.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рациональных форм мышления, он отражает процессы со стороны внутр., существенных связей и закономерностей, постигаемых путем рац. обработки эмпирич. знания. Важн. задача: достиж. объектив. истины во всей ее конкр-ти и полноте содержания. Познав. приемы, средства: абстр-ние, идеализ-я, синтез, дедукция, восхождение от абстр. к конкр.

Основные формы мышления:

Понятие — форма мышл., отраж. общие и сущ-ные признаки явлений.

Суждение — форма мышления, отраж. процессы дей­ств-ти, их свойства, связи и отношения.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или неск. суждений) выводится новое знание (также в виде суждения).

К структурным компонентам теор. уровня позна­ния относятся: проблема, гипотеза, теория и закон.

Проблема — форма теор. знания, содержанием ко­торой является то, что еще не познано человеком. Знание о незнании. Это вопрос, возн. в ходе познания и треб. ответа. Проблема вкл. два осн. этапа: ее постан. и решение.

Гипотеза – это положение, выдвиг. в кач. предварит., условного объяснения явления(й). Она играет роль руков-го принципа, напр-го и корректир. дальн. наблюд-я и эксперимент.

Наиболее важ. спос. обосн. гипотезы явл. ее соглас-е с фактич. материалом. Это не означ., что от гип. нужно треб. пассивного приспос. к фактам. В опред. условиях правомер. гипотеза, противор. фактам, вырывая факты из теор. контекста, заставляет посм. на мир с новой точки зрения и повысить вер-ть обнаруж. нечто новое. Второй спос. обосн. гипотезы – устан. ее проверяемости (утв. или опроверж.).

Третий способ: проверка на принцип – проложимость к шир. классу иссл-х объектов, она должна охв. не только явления, для объяснения котор. она была предложена, но и более шир. круг родственных им явлений.

Четвертый способ – логический способ (гипотеза для данного случая ad-hoc «на случай»).

Науч. теория - наиболее сложная и развитая форма науч. зна­ния, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действ-ти. Она объедин. весь материал науки в целост. знание о мире.

На первых порах созд. описат. теории (классиф. иссл. объектов и их описание – теории Ламарка, Дарвина).

Вторая высш. форма развития науки – объяснит-я, дающая не только описание, но и объясн-е изуч. явлений. В наличии подобных теорий видят признак зрелости науки. Объяснит. теории имеют гипотетико-дедуктив. стр-ру – основание теорий служит набор исход. понятий дисциплин и фундам. принципов, постулатов и законов. Исход. понятия и принципы выраж. осн., фундам. связи и отнош. изучаемой области, котор. опред. все ост. явления.

Исход. понятия и принципы науч. теории относ. непоср. не к реал. вещам и соб., а к нек. абстр. объектам, в сов-ти образ-м идеализ. объект теории.

Идеализ. объект теории, не существуя по себе в реальности, имеет опред. отнош. к реал. вещам и явлениям. Отвлек. от второстеп. св-в реал. мира и выдел. в чистом виде то, что предст. особенно важным.

Объясн. теории, вкл. набор исход. понятий и принципов, идеализ. объект и логико-матем. аппарат. Осн. ф-ции теории: описание, объясн-е, предсказание и методол. ф-ция.

Соотнош-я элементов идеализ-го объекта, как исход., так и выводные, предст. собой теор. законы, котор. в отличие от эмпирич. законов формулир-ся путем мысл. действий с идеализ-ным объектом.

Примера­ми теории явл. классич. механика Ньютона, теория относ-ти А.Эйнштейна.

Закон – это объективное, сущ-ное, конкретно всеобщее, внутренняя, повтор. устойч. связь между явлениями и процессами.

2. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики

При всех разл. эмпир. и теор. уровни познания взаимосв., граница между ними подвижна. Недо­пустимо абсолют. один из этих уровней в ущерб др.

В ходе истории соотношение между теорией и практикой пост. изменяется, т.к. появляются новые формы общ. практики. Связи теории и практики двусторонни: пря­мые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные — реализация всеобщих схем в познании и в реаль­ной жизни. Сущность прямых связей сост. в том, что все ло­гические категории, теор. схемы и другие абстракции формир-ся в процессе предметно-практи­ч. преобразования реальной действ-ти. Практика есть то важн. звено, через которое объективно всеобщее попадает в мышление в виде «фигур логики». Последние возвращ. обратно, помог. познавать и преоб­р. объективную реальность, т.е. происх. материа­лизация теории.

Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась, необх-мы опред. условия: (1) теория должна достоверно и адекватно отраж. опред. сторону реальности, соот­в-ть реальным фактам в их взаимосвязи; (2) теория дол­жна представлять внутр. единство, глубинную взаимосвязь и системное взаимод. понятий, законов, гипотез, сужде­ний и т.д.; (3) она должна обнаруживать тенденции развития ре­альности, практики, а потому должна пост. изменяться, расширяться, углубляться, уточняться; и т.д.

Основания науки – это фундам. предст-я, понятия и принципы науки, опред-щие стратегию иссл-я, орг-щие целост. с-му многообразия теор. и эмпирич. знаний и обесп. их вкл. в культуру той или иной эпохи.

Основания: идеалы и нормы иссл-я (регулят. идеи и принципы, выраж-е представления о ценностях науч. деят-ти, ее целях и путях достижения. Разл. нормы и идеалы, котор. регулир-ют процесс познания в рамках науч. знания и соц. нормативы, котор. фиксир. роль науки и ее цен. для общ. жизни, котор. упр-ют процессом коммуник. иссл-лей, отнош. науч. сообществ в целом), научная картина мира (целостный образ предмета науч. иссл-ния в его главных системно-структур. характ-х), формир-мый посредством фундам. понятий и принципов науки на кажд. эт. ее историч. развития. Различ. 3 формы к.м.: общенаучная (обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в разл. науч. дисциплинах), соц. и естеств-науч. (представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно соц.-гум. и естеств. наук), специализир. – дисциплинарная (представления о предметах отдельных наук – физ., хим., биол. и т.п. картины мира)), философские основания (с-ма филос. идей и принципов, посред. котор. обосн-ся предст-ние науч. картины мира, идеалы и нормы науки и котор. служат одним из условий включения с-мы знаний в культуру эпохи).


Date: 2015-06-06; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию