Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития философии науки





1. С I тыс. до н.э. до XVI века. Период преднауки: наряду с обыденно-практич. знаниями возн. первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер общих и абстр. умозр. теорий. Зачатки науч. знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы.

В филос. трудах Аристотеля можно усмотреть зачатки физики, зоологии, эмбриологии, минералогии, географии. Выдел. и приобр. относительно самост. значение статическая механика, гидростатика, геометрическая оптика.

Возникавшие науч. дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Науки как особой, отдельной от философии сферы деят-ти еще не сущ.: она развивалась в основном в рамках философии, параллельно с др. источником научных знаний – жизненной практикой и ремесленным искусством – и в очень слабой связи с ними. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

Преднаука, ее способы по­знав. деят-ти, несм. на принципиальное отли­чие от науки, имели общую с ней цель — познать вещи, их свойства и отношения. Др. Египет, Индия, Китай. Не сущ. научной теории. Всякое знание носило ситуативный рецептурный характер, было связано с решением утилитарных практич. задач (медиц., агрономич., астрономич., физ сведения). На этапе преднауки изучались те предме­ты и вещи, те их свойства и отношения, которые были задейство­ваны в реальной практич. деят-ти людей. Сакрализация науч. знания и письменности – жречество, исп. для соц. манипуляций.

2. XVI-XVII века – эпоха науч. революции. (иссл. Коперника и Галилея, труды Ньютона и Лейбница). Это период новаторских открытий и острой борьбы создателей новых науч. идей со схоластикой и догматизмом религ. мировоззрения.

В этот период были заложены основы соврем. естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализ-ся и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения науч. знания, связанные с матем. формулировкой законов природы, эксперим. проверкой теорий, критическим отнош. к религ. и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собств. методологию и напр. на реш. вопросов, связ. с нуждами практич. деят-ти.

К концу периода наука понимается уже как система знаний, которую можно развивать независимо от филос., религ., теологических догматов. В рез-те наука оформ. как особая, самост. область деят-ти. Появляются ученые профессионалы. Развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Появл. нац. академии и науч. общества. Возникает науч. сообщество со свойственными ему специф. формами и правилами деят-ти, общения, обмена информацией.

3. XVIII-XIX века. Науку этого периода назыв. классической. Образ. множ-во отдельных науч. дисц., в которых накапл. и систем-ся огромный фактический материал. Создаются фунд. теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и др. науках. Возн. и начин. играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает соц. роль науки, развитие ее рассм-ся мыслителями того времени как важное условие общ. прогресса.

Наука стан. самост. отраслью общ. труда, которым заним. «светские» ученые-профессионалы, окончившие спец. факультеты университетов и институтов. В 1850г. в мире издается уже около тысячи науч. журналов, а в 1950 – более 10 тысяч. Наука все больше начин. привлекать вним. предпр-лей, которые фин. работы ученых, имеющие промыш. значение.

4. XX век – новая эпоха в развитии науки. Науку XX века назыв. постклассической (неклассической). Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы целого ряда наук.

В 1895 году В. К. Рентген открыл неведомые ранее лучи, названные впоследствии его именем. В 1896 году А.А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А еще через год Дж. Дж. Томсон открыл электрон. В 1900 году М. Планк выдвинул теорию квантов. Теория относительности.

Рев. в науке разрушила многие исходные представления физиков XIX века. Они ошибочно считали, что атом – это предел делимости материи, что материя предст. собой нечто непроницаемое. Оказалось, что это не так: был открыт электрон и было док-но, что радиоактивное излуч. «пронизывает» материальные предметы. Теория А. Эйнштейна заставляла коренным образом изменять устоявшиеся взгляды на пространство и время. Это был «всеобщий разгром принципов», всех представлений о мире, всех основ классич. физики.

Возникает ряд новых дисциплин. В биологии развивается генетика. Появляются новые фунд. теории в медицине, психологии и др. науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы науч. деят-ти, ее нормы и идеалы.

5. 2-я пол. XX века приводит науку к новым рев. преобразованиям, которые характ-ся как научно-техническая революция. Эти преобразования связаны с тем, что наука обгоняет в своем развитии технику и ставит перед ней конкр. задачи. Не только создание новой техники, но и ее эксплуатация уже невозможны без овладения науч. знаниями. Особенно большие изменения наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Развитие науки стало главнейшим условием создания новейшей военной техники.

В результате наука втор. пол. XX века бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общ. труда. Наступает эра «большой науки».

Совр. наука как отрасль общ. труда есть система, обладающая большой избыточностью. Науч. открытия в наше время делаются, как правило, не одним ученым, а целыми группами. Все, что открывается нового, переоткрывается и проверяется учеными, работающими в разных странах независимо друг от друга. Это, с одной стороны, увеличивает расходы общества на науку, но, с другой, – повышает достоверность ее рез-тов.

Совр. наука стала могущественной непосредственной производительной силой, воздействие которой на общество трудно переоценить. Совр. мир обязан науке своими достижениями и своим динамизмом. Однако научная истина сама по себе безразлична к нуждам людей. Она бесстрастна и беспощадна. Но если, согласно афоризму Фрэнсиса Бэкона, знание – сила, то чем большей становится эта сила, тем осторожнее нужно пользоваться ею, чтобы не причинить вреда человечеству.

Гуманистическая ориентация научного поиска, нравственная оценка его путей и последствий – это серьезнейшие проблемы нашего времени.

 


Date: 2015-06-06; view: 750; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию