Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт





Современная эпистемология (теория познания) выделяет три аспекта бытия на­уки: (а) как особой системы знаний; (б) как познавательной де­ят-ти со своими «технологиями» и методами; (в) как со­циального института.

Понятие соц. институт (лат.-установ­ление, учреждение), широко используемое в социологии, оз­начает опред. организацию общ. деят-ти и соц. отношений, воплощающую в себе нормы эк., полит., правовой, нравственной жизни общества, а также соц. правила жизнедеятельности и по­ведения людей, фиксируемые в документах, имеющих соц. значимость. Гл. функцией науки как соц. института является производство необходимого обществу знания.

Наука как соц. институт является предметом социо­логии науки (конец 30гг), которая изучает внутренние отношения, обеспечи­вающие функционирование и развитие науки, место научной деятельности в структуре общ. разделения труда; ее функции в социокультурном пространстве и взаимоотношения с другими соц. институтами.

Условиями функц-ния науки как соц. ин­ститута является наличие: (а) сообщества ученых, деят-ть которых регулируется принципами научного эпоса; (б) учреждений, снабженных опред. материальными средствами и осуществляющих свою деятельность в соответ­ствии с формально-правовым регламентом. Один из осново­положников «институциональной» социологии науки XX века Роберт Мертон показал, что научный эпос есть набор некото­рых неписанных и юридически не оформленных, но призна­ваемых и выполняемых всеми членами научного сообщества предписаний:

1) универсализм (истинное научное знание имеет объективный характер, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно по­лучено);

2) коллективизм (всеобщий характер научного труда, гласность научных результатов, без чего наука развиваться не сможет);

3) бескорыстие (ученый должен руков-ся ед. критерием – постиж. истины);

4) организованный скептицизм (требование крити­ческого переосмысления научных теорий).

Но к выделенным Мертоном компонентам научного эпоса следует добавить еще два: (а) требование науч. компетен­ции всех членов науч. сообщества, т.к. науч. спо­ры, проблемы оценки и признания рез-тов науч. дея­т-ти в принципе не могут быть решены ни властями, ни общественностью. (б) запрет на повтор-плагиат, обеспечиваемый соблюдением принципа приоритета.

Процесс соц. иституционализации идет по цепочке: научное направление — специальность — дисциплинарное сооб­щество и заканчивается созданием специальных организаций и учреждений, прежде всего, научно-исследовательских и высших учебных заведений. В них особая группа людей (научное сооб­щество) осуществляет согласно определенным правилам деятельность, направленную на получение научного знания и его передачу последующим поколениям ученых.

В наст. время науч. деят-ть ученых осуществля­ется только в рамках науки в ее статусе соц. института. Это, с одной стороны, порождает ограничения свободы исследовательского поиска отдельного ученого, кото­рый выполняет конкретную задачу в рамках общей исследова­тельской программы, а с другой, способствует сохранению принципов научного исследования, не позволяет паранаучным, оккультно-мистическим и иным видам ненаучного и вненаучного познания расшатать основу научной методологии.

Текстовая, понятийно-знаковая оформленность научных зна­ний определила и специфику его трансляции. Термин трансля­ция (лат. - передача) в науковедческом словаре ис­пользуется для обозначения передачи информации от одного поколения к другому. Трансляция научного знания как один из способов его социализации включает передачу от поколения к поколению информации о новых знаниях, о новых технологи­ях, разработанных на его основе, о нормах осуществления науч­ной деятельности.

Трансляция науч. знания предполагает наличие опреде­ленных механизмов и способов ее организации и осуществле­ния. Ученым с самого начала формирования науки уже нужны были критическая оценка специалистов и признание коллег. Поэтому они стали обмениваться научными письмами, зачас­тую размножая эти письма и распространяя их в виде листовок, памфлетов, буклетов. Потребность ознакомить общественность и коллег с результатами научных исследований побудила пер­вых ученых опубликовать их в виде книг.

Наряду с развитием уже сущ-щих форм трансляции на­уч. знания человечество постоянно ищет новые, более со­вершенные формы его хранения и передачи. Один из шагов в этом направлении — создание Интернета, что по­зволяет ввести дистантные формы образования, когда знание транслируется не непосредственно от учителя к ученику.


Date: 2015-06-06; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию