Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социально-гуманитарного познания





Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено науч. познание. Например, таким объектом могут быть деят-ть гос-ва или ценности общества, коммуникационные процессы. Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в соц.-гум. науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки науч. дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки. В качестве объекта соц. познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общ. жизни, конкр. ее проявления, индивиды, соц. изменения и пр.

Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения. Такой объект, как человек, в качестве предмета социол., политол., эк. науки, культурол. предстает различно. Социология рассм. его как часть соц. целого, политология — как «политическое животное», эк. наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.


16. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Развитие наук, рост университетов. престижа образования дали старт процессу «онаучивания общества»: донауч. и вненауч. представления стали вытесняться (пополняться) теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в употреблении. «Онаучивание» вело к повыш. уровня рац-ти в достиж. целей, в улучш. жизни людей.

Задачи соц-го теоретика – не только производство нового знания, доставляющего новые возм-ти, но и разрушение фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Важн. ф-циями соц. наук явл. критика действительности и ее проблематизация.

С оциальные науки, ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей общества. (Объект: общество). Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика. Ведущая познавательная ориентация: строится на эмпир. и рац. методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Гуманитарное познание направлено на индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. (Объект: человек). Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология. Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в О. был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и соответственно — размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции).

Вопрос об ответственности ученых или науки в целом ставится в тех случаях, когда возникает опасность, что науч. решения не гарантируют полож. соц. результата. В большей степени это относится к таким наукам, как эк., соц., юриспр., чьи концепции могут быть положены в основу решений, предлагающих соц. технологии для практического изменения общ. состояний, и в меньшей степени — к гум. знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответ-ть трактуется как вина за неопт. рез-т.

Важнейшими функциями соц. наук является критика действительности и ее проблематизация. Многие ожидания от наук об обществе не оправдываются потому, что остается неизв., чего следует ожидать от тех или иных наук. Только разрушая мнимое всезнание, наука может осущ-ть свою функцию производства нового знания.

Хайек сравнивал рынок с наукой, где не просто производится новое знание, а производится незапланированно, неожиданно, посредством открытия того, что нельзя было предположить до его осуществления. Это неожиданно произведенное знание вторгается в общество в его самом драматическом процессе — процессе развития. В частности, развитие знания способствует смене индустриального общества на информационное, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике, приводя к возникновению «новой экономики», основанной на научном знании.

Нарастание роли знания в обществе стало характ-ся термином «общество знания». В этом обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания (как научного, так и вненаучного) является условием сущ-ния общества.

В целом соц.-гум. науки могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» следствие применения идей немецких экономистов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Гидденса и немекого философа Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Шредера в Германии. В «обществах знания» экспертные оценки ученых должны предсказывать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны действовать технологическим, политическим и пр. инструментами.

Date: 2015-06-06; view: 691; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию