Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 7. Проблемы тематики и содержания экскурсий. Композиция экскурсии





Главная задача развития тематики экскурсий — наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

Каждая экскурсия имеет свою четко определенную тему на основе существующей классификации экскурсий0.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Тема тесно связана с целью экскурсии.

Цель - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного осознания определенной тематики экскурсий. Тема экскурсии задается изначально, а к идее, как к общему главному выводу, автор экскурсии, а затем и экскурсоводы в процессе проведения экскурсии должны постепенно подвести экскурсантов путем активного побуждения у них восприятия действия, необходимо заставить каждого из них стать как бы участником события и самому осмыслить идею. В данном случае задача осознания экскурсантами идеи подчинена развитию действия.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами - в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсий. Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала. Вступление, как правило, состоит из двух частей: организационной (представление экскурсовода, водителя - в автобусной экскурсии; фирмы, от которой экскурсия проводится; краткого инструктажа экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяженности и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени вступление рассчитано на 5-7 минут.

Основная часть экскурсии предполагает основное действие во время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать введение в тему, завязку, развитие (нарастание) действия, кульминацию и развязку.

Введение в тему - это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Введение в тему и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных темой. Количество подтем экскурсий в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» (логическими переходами) с предыдущим и последующим.

Нарастание действия должно быть задано введением в тему и завязкой и развиваться по нарастающей к кульминации и развязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показа более значимых объектов к менее значимым.

В развитии действия следует стремиться к соучастию с экскурсантами, так как соучастие - это наивысший эмоциональный момент, требующий психологической готовности. Законченность каждой подтемы предполагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Развитие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея замысла экскурсии.

Кульминация - это точка, момент наивысшего напряжения фабульного действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное событие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии. Например, кульминацией в экскурсии может быть объект, являющийся целью посещения экскурсантами (Троице-Сергиева лавра, Кремль в обзорной экскурсии по Москве, Бородинское поле в экскурсии «Дорогой Освобождения» и др.). Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскурсантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особенности технологии создания экскурсии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, соответствующий данной экскурсионной теме. Заданный ход не только устанавливает динамику, направление развития сюжета экскурсии, но и является связующим моментом при соединении, т. е. при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае могут выполнять не только связующую роль, создающую ощущение целостности двух совершенно разных подтем, но и в отдельных случаях несут смысловое значение.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей:

1) итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;

2) информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему. Заключение не менее важно, чем вступление и основная часть.








Date: 2015-06-06; view: 517; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию