Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История менеджмента





Менеджмент имеет сравнительно молодые корни как научное знание и очень длительную историю как человеческая практика.

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад. При возведении крупных строительных сооружений (пирамид), выполнении ирригационных работ в масштабах целых областей и сборе налогов создавались сложные системы управления. Государственное строительство, ведение
войн, функционирование религиозных организаций также использовало управленческие системы (рисунок 1.1).

 

 

Рисунок 1.1 – Развитие менеджмента под влиянием

общественного разделения труда, кооперации и

увеличения масштабов производства

С конца XIX века и особенно в XX веке с развитием социального рыночного хозяйства менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку.

Рассмотрим основные этапы развития менеджмента как такового.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

Если «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900 гг.) состоял в поисках способов управления фабриками и людьми на них работающими, причём это делалось относительно бессистемно, то первый этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров-механиков в 1886 г., на котором Генри Тауном был прочтён доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, чтобы инженеров интересовало нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчёт затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи изложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинсенд Тейлор (1856-1915 гг.), «отец научного менеджмента».

Капитализм «на стыке веков» вступал в свою новую монополистическую стадию, полным ходом шла техническая революция, принёсшая миру электричество в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемёт Максима), жильё с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленнических «дедовских» методов.

Широкая известность пришла к Тейлору после его выступления на слушаниях в Конгрессе по изучению цехового управления. Впервые Тейлором была придана смысловая определённость менеджмента как «организация производства». Основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.).

До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

Основным положением - по Тейлору - является научно-обоснованное задание рабочему и методов его выполнения, что должно повышать производительность труда. Большое значение Тейлор придавал также стимулирующим системам оплаты труда и нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, тарой и т.п.). Большое внимание уделялось лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рациональности распространялось также на планировку предприятий и цехов.

Умение ставить и реализовывать цели Тейлор определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. Этим искусством должна обладать определённая категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения поставленных целей.

Кроме Ф.У. Тейлора вклад в научный менеджмент внесли Генри Грант, предложивший строить графики для отображения плановых и реальных объёмов на всех стадиях процесса производства, и супруги Гилбериты, сосредоточившие свои интересы на рационализации труда и на пионерских разработках в сфере организационной психологии и управлении персоналом.

У классического научного менеджмента были такие недостатки как непризнание различия между индивидами, отсутствие учёта возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих. Это приводило к усилению конфликтов, способствовало более интенсивной эксплуатации рабочих. Тейлор смотрел на управление как на нечто машинное, и преподнесение менеджмента шло в виде промышленного менеджмента. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внёс Харрингтон Эмерсон (1853-1931 гг.), который исследовал принципы трудовой деятельности независимо от типа производства. Широко известна его работа: «Двенадцать принципов производительности». Кроме того, большое внимание Эмерсон уделял исследованию штабного принципа в управлении, подобно тому, как Тейлор внедрил функциональный принцип, дополнивший существовавший ещё из «донаучного» менеджмента принцип линейности.

Генри Форд (1863-1947гг.) продолжил дело Тейлора в области организации производства. Форд применил конвейерную систему работы, максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделил основное производство от его обслуживания. Первый конвейер был запущен в 1913 году и превзошёл все ожидания.

Следующая область классического менеджмента получила известность как административные принципы, приверженцы которых основное внимание уделяли организации в целом и таким функциям менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль.

Основной вклад в развитие административного менеджмента внёс француз Анри Файоль (1841-1925 гг.). В своей наиболее известной работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он выделяет 14 базисных принципов менеджмента:

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие (каждый работник отчитывается только перед одним начальником);

- единство действий;

- интересы организации выше личных;

- справедливое вознаграждение за труд;

- полномочия (власть) должны быть пропорциональны ответственности;

- чёткая связь всех уровней управления;

- порядок рабочего места;

- справедливость;

- стабильность персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух.

Эти принципы широко использовались в 20-е годы прошлого столетия.

Принципы управления социалистическим производством вобрали в себя по сути все положения Файоля, но прибавили к ним плановое ведение хозяйства (как правило управление из центра), что далеко не всегда позволяло управлять организацией, т.е. сводило на нет одну из основных функций менеджмента: принятие оперативных управленческих решений.

Краеугольным камнем концепции Файоля являлось деление предприятия как организма на две сферы: материальную и социальную. Первая была изучена, второй Файоль посвятил всю жизнь. Администрирование (по Файолю) как составная часть управления является весьма существенной. В значительной степени успех зависит от опыта администратора, его способностей и таланта, здесь не может быть строгой регламентации, наподобие хронометрирования. Деятельность по управлению - есть администрирование, и оно подразделяется на такие операции как планирование, организацию, контроль и мотивацию.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно выделял компетентность и приобретение опыта. Он негативно относился к уже тогда существующей системе подготовки менеджеров ввиду её ограниченности инженерно-технической стороной. Если Тейлор устанавливал рациональное управление предприятием, фигурально говоря, «снизу», то Файоль – «сверху». Тут нет противоречия, утверждал Файоль, а есть рассмотрение разных уровней организации производства.

Заслуга Файоля заключалась и в том, что он разделил все функции управления на общие (относящиеся к любой сфере деятельности) и специфические.

Идеи Файоля развивали его последователи. Так Мари Паркер Фоллет в своём анализе динамики взаимодействий менеджеров и организаций рассматривала вопросы этики, власти, лидерства, максимизации отдачи подчинённых. Её концепция открыла новую страницу в теоретических исследованиях. Фоллет пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений.

Ещё одна научная школа классического направления менеджмента разработана немецким учёным Максом Вебером (1864-1920 гг.), которая предполагала анализ компании как бюрократической организации. Управление (по Веберу) должно строиться на безличной, сугубо рациональной основе и он определил эту форму как бюрократию. Такая концепция предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчётности, разделение собственности и управления.

Вебер сформулировал принципы построения «идеальной» организации. Бюрократические модели построения организации получили большое распространение в 30-40 гг. XX в. В дальнейшем увлечение этим подходом («организация работает как машина») привело к усилению громоздкости управленческих структур и стало препятствовать гибкости и оперативности предпринимательской деятельности.

Классическая школа менеджмента в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основополагающий элемент эффективности организации. Поэтому в 30-50 гг. XX в. получила распространение неоклассическая школа, а в её составе - школа человеческих отношений (гуманистический менеджмент), перенёсшая центр тяжести в управлении с выполнения производственных задач на отношения между людьми.

Приверженцы этого направления уделяли основное внимание психологии отношений, поведению людей, их потребностям, социальных взаимодействий и групповых интересов.

Суть концепции, развивающейся в русле человеческих отношений, состоит в разработке рабочих заданий в соответствии с принципом мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности.

К наиболее известным представителям относят Абрахама Маслоу (1908-1970гг.). Психоаналитик и учёный-теоретик пришёл к выводу, что существует иерархия потребностей, основу которой образуют физиологические потребности, на которые опираются потребности в безопасности, принадлежности, самоуважения и, наконец, самоактуализации.

Также следует обратить внимание на количественную школу науки управления. Эта школа сформировалась в 50-е гг. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и персональных ЭВМ, во-вторых.

 

Date: 2015-06-06; view: 836; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию