Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Понятие. Понятие как форма мышления
Понятие как форма мышления. Содержание понятия как совокупности признаков предметов, обобщаемых в этом понятии. Признаки существенные и несущественные, общие и единичные, отличительные и неотличительные. Объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Понятие и имя предмета. Значение (денотат, референт) и смысл (концепт) имени (термина), их соотношение. Имена простые и сложные, собственные и общие. Виды понятий. Понятия единичные, общие и пустые. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные) понятия. Отношения между понятиями: сравнимость по содержанию и совместимость по объему. Типы совместимости (равнозначность, перекрещивание, подчинение) и несовместимости (соподчинение, противоположность и противоречие). Изображение отношений понятий посредством кругов Эйлера.
Логические операции с понятиями Определение. Реальные и номинальные определения. Явное определение, его виды: определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое, операциональное, структурное, определение через абстракцию. Правила определения, ошибки определения. Неявные определения: контекстуальное, индуктивное, через систему аксиом, рекурсивное. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, остенсивное определение, разъяснение посредством примера, через сравнение, через различие и противоречие. Роль определений в педагогической деятельности, в методике преподавание основ наук. Деление понятия. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое. Правила деления. Ошибки деления. Классификация, ее виды. Естественная и вспомогательная классификации. Классификация как метод научного познания. Обобщение и ограничение понятий, их роль в формировании научных понятий. Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, вычитание, дополнение. Законы логики классов. Операции с объемами понятий как способ образования новых понятий.
|