Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 25. Использование логики в научной работе (практическая работа) – 2 ч





 

План:

1. Гипотеза как форма развития знания.

2. Способы подтверждения гипотез.

3. Опровержение гипотез.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Что представляет собой гипотеза и какими формами мышления она реализуется?

2. Из каких этапов состоит построение гипотезы?

3. Выполнение каких условий обеспечивает состоятельность гипотезы?

4. Какой способ доказательства обеспечивает наибольшую достоверность предположенной гипотезе?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Установите возможные пути подтверждения или опровержения гипотезы:

- Против автомобилиста М., увлекающегося гонками на легковых автомобилях, было выдвинуто обвинение о причастности к взрыву автомобиля его приятеля. Основанием для этого послужило то, что М. не задолго до взрыва приобрел некоторое количество взрывчатки, а также то, что М. постоянно соперничал со своим приятелем в гонках.

- «В засушливых районах мира крупнейшим «пожирателем» земель стала опустынивание. Оно уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 300 млн. га в пределах более чем ста стран, преимущественно развивающихся. Можно предположить, что через 30 – 50 лет, если процесс не будет остановлен или замедлен, площадь пустынь на земле охватит дополнительную территорию, равную Западной Европе» (Максаковский В.П. География 10. М., 1990).

- Электрическая цепь была собрана безукоризненно. Я еще раз проверил источник питания с помощью вольтметра, напряжение было как раз то, что нужно – 127 В. Однако в цепи на выходе напряжения не было – елочная гирлянда не зажигалась. Оставалось предположить, что неисправна какая-то из лампочек гирлянды.

2. Установите, все ли возможные версии учтены в следующем примере:

«Н. задержали в комиссионном магазине, когда он принес отрез сукна на комиссию. Было точно установлено, что это сукно похищено из магазина, который был ограблен неделю назад. Н. утверждал, что купил сукно у мужчины по имени Виктор, который носит очки. Выдвинули версию, что в краже магазина участвовал Виктор и стали его разыскивать» (Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992).

3. Установите, достаточны ли основания для того, чтобы считать версию подтвержденной:

- В городе N произошел пожар в сборочном цехе одного из заводов. Как было установлено, пожар начался поблизости от места, где работали газосварщики. Недалеко от этого места находилось и курилка. Государственная комиссия, расследовавшая причины пожара, выдвинула две версии: умышленный поджог и нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ.

- В один из дней декабря 199…г. в Сибири пропал самолет местной авиалинии. С ним внезапно была потеряна радиосвязь. В самолете находились два пилота и три пассажира, один из которых, как было установлено следствием, имел при себе золотые самородки на достаточно большую сумму. Так как трасса полета самолета проходила вблизи границы с одной из сопредельных стран, то, наряду с версиями столкновения самолета с сопками или его взрыва, было выдвинуто предположение об угоне самолета за границу.

 

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 7, С. 238-257.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Главы 9-10, С. 213-291.

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М.: ГА ВС, 1992.

4. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

6. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Меськов В.С., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. - М.: Высшая школа, 1993.

8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001.

9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991.

11. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

12. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс-Академия, 1992.

13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.

 

Основная литература (последние издания)

Михайлов К. А.
Логика: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Михайлов К. А. - М.: Юрайт, 2012. - 553 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - ISBN 978-5-9916-1841-0[Гриф]: 259-00.

 

Михайлов К. А.
Логика. Практикум: учеб. пособие для бакалавров: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец.] / Михайлов К. А., Горбатов В. В. - М.: Юрайт, 2012. - 509 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - ISBN 978-5-9916-1866-3[Гриф]: 239-00.

 

Хоменко И. В.
Логика. Теория и практика аргументации: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов] / Хоменко И. В. - М.: Юрайт, 2012. - 314 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1727-7.

Зайцев Д. В.
Теория и практика аргументации: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.] / Зайцев Д. В. - М.: ФОРУМ, 2010. - 223 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0328-5[Гриф]: 287-50.

 

Гетманова А. Д.
Учебник логики. Со сборником задач / Гетманова А. Д. - 8-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2011. - 365 с. - ISBN 978-5-406-01197-3: 220-00.

 

Ивин А. А.
Логика: учеб. пособие для бакалавров: [учеб. пособие для студ. гуманит. и соц.-экон. спец.и направл. подготовки вузов] / Ивин А. А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 385 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1334-7[Гриф]: 214-28; 220-00.

 

Дудина И. А.
Логика: учеб.-метод. пособие для студ. всех форм обучения по гуманит. и соц.-экон. направл. и спец. / Дудина И. А.; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск: МГТУ, 2009. - 244 с. - ISBN 978-5-86185-501-3: 73-00.

 

Попов Ю. П.
Проблемы развития логики. О логическом конструировании / Попов Ю. П. - М.: Перо, 2011. - 149 с. - ISBN 978-5-91940-167-4: 107-00.

 

Date: 2015-06-06; view: 782; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию