Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.3. Методы возрастной психологии





Все методы, которые используются в возрастно-психологических ис­следованиях можно условно разделить на основные и вспомогательные. К основным методам традиционно относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хо­тя может применяться при изучении развития детей любого возраста. На­блюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенно­сти поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разрабо­танная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а, кроме того, умеет быстро описывать наблю­даемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - дей­ствие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодиче­ских наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); на­блюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Прямое наблюдение. Возможно, самый распространенный вид изме­рения, используемый в работе с младенцами и маленькими детьми, - непо­средственное наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуа­ции. Исследователь может проследить за тем, как ребенок обращается с игрушкой или реагирует на посторонних. Детей можно наблюдать в школьной обстановке, чтобы посмотреть, как они работают вместе над ре­шением какой-то задачи. Чтобы повысить точность и информативность наблюдения, ученые часто пользуются записывающей аппаратурой, на­пример видеокамерой. Если же требуется провести исследование старших детей, подростков или взрослых, организация прямого наблюдения за их поведением наталкивается на все возрастающие трудности. Подросткам и взрослым не очень-то нравится «выходить на сцену», они предпочитают рассказать исследователям о своих мыслях и чувствах.

Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям {естественный экспери­мент). Исследования, проводимые в естественных условиях, допускают гораздо меньший контроль по сравнению с лабораторными. В этом случае изменение независимых переменных достигается исключительно за счет их выбора, а не манипулирования ими. В лабораторной же обстановке ис­следователь может периодически изменять некоторые условия (независи­мые переменные) и наблюдать результирующее поведение (зависимые пе­ременные).

Лаборатория - идеальное место для проверки гипотез и доказательст­ва существования причинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях проводились многие исследования процессов научения и памяти у людей всех возрастных групп.

В констатирующем эксперименте определяются уровень и особен­ности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношения ребенка к окружающим, так и интел­лектуального развития. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из задачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчита­ны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.

Организация экспериментального психологического исследования, его стратегия может быть различной. Часто используется метод попереч­ных срезов: в достаточно больших группах с помощью конкретных мето­дик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы - детей одного возраста, или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Когда делается несколько срезов, подключается сравнитель­ный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и дела­ются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Те данные, которые мы имеем благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Преимущества этого плана по сравнению с лонгитюдным заключают­ся в том, что такое исследование короче, дешевле и в большей степени поддается управлению.

Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «про­дольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Измерения повторяются через значительные промежутки времени и сравниваются с данными, получен­ными на предыдущих этапах. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное разви­тие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.

Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватывают «поперечные» срезы. Результаты лонгитюдных исследований помогают решать задачи прогнозирования психического развития.

Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в области возрастной психологии. Поскольку испытуемые в этом случае сравнивают­ся сами с собой в разные моменты своей жизни, их не требуется сортиро­вать и уравнивать по всем остальным параметрам, кроме возраста. Некото­рые процессы развития могут изучаться очень внимательно, тогда наблюде­ние за индивидуумом проводится раз в неделю или даже каждый день.

Наряду с разного рода констатирующими экспериментами в возрас­тной психологии применяется формирующий эксперимент. Благодаря соз­данию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции, а также уровень потенциального раз­вития ребенка. Критерием оценки потенциального уровня развития (на­пример, обучаемости) является количество помощи взрослого, необходи­мое для выполнения задания ребенком. Методологической основой такого вида экспериментов является понятие Л.С. Выготского «зона ближайшего развития».

Одним из специфических для детской психологии методов является метод_анализа продуктов деятельности. Учитывая ограниченный словар­ный запас ребенка, а также трудности распознавания и описания своих эмоций, потребностей, мотивов дошкольниками, данный метод составляет альтернативу многим другим методам, особенно тем, которые в качестве стимула используют вербальные конструкции (вопросы, задания, предъяв­ляемые устно, и т.д.). Чаще других интерпретируются продукты изобрази­тельной деятельности детей, что позволяет с одной стороны оценивать ак­туальные эмоциональные проблемы детей, а с другой - достаточно точно диагностировать общий уровень психического развития.

Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции — перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.

В проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход из си­туации. Поскольку исходная задача, в силу своей неопределенности, тако­ва, что правильных или неправильных ответов быть не может, предполага­ется, что в этом случае люди будут проецировать на эту ситуацию свои собственные чувства, установки, тревоги и потребности. Вероятно, самой известной проективной методикой является тест «чернильных пятен» Роршаха. Другим примером может служить тест тематической апперцеп­ции (ТАТ), при проведении которого испытуемого просят придумывать небольшие истории по мере предъявления серии картин довольно неопре­деленного содержания. Затем тестирующий анализирует темы, содержа­щиеся во всех придуманных испытуемым историях.

Широко используются и такие проективные методики, как тест сло­весных ассоциаций и тест незаконченных предложений. Испытуемых мо­гут попросить закончить фразу типа: «Мой папа всегда...» Им могут пока­зать набор картинок и предложить рассказать, что тут нарисовано, выра­зить свое отношение к изображенному, проанализировать рисунки или расположить их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе, позволяют определить социометрический метод. Ребен­ку предоставляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего относится, скажем, отвечая на вопрос: «С кем ты хочешь си­деть за одной партой?» Выборы детей, взаимные и невзаимные, раскрыва­ют структуру отношений в группе; больше всего выборов получают «звез­ды» - самые популярные дети; есть дети предпочитаемые; дети, которых мало кто выбирает, для них особенно важна взаимность симпатий; и изо­лированные, отвергаемые - их никто не выбирает, они в наибольшей сте­пени нуждаются в помощи.

Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных ме­тодик, но главным образом - стандартизованных тестов. Например, тест Векслера для детей 4—16 лет включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают два показателя -вербальный и невербальный, а также суммарный «общий интеллектуаль­ный показатель».

Письменные тесты достижений или способностей — широко распро­страненная форма измерения физических и когнитивных аспектов развития. Чтобы приносить пользу, эти тесты должны быть надежными и валидными в том, что касается измерения способностей, для оценки которых они разра­ботаны. Чаще всего это бланковые методики, заполняемые вручную, хотя все большее распространение получают их компьютерные версии.

Date: 2015-11-15; view: 564; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию