Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики. Тема: «Моря России» (урок по предмету «Окружающий мир», 3 класс разработан Ж





Тема: «Моря России» (урок по предмету «Окружающий мир», 3 класс разработан Ж. А. Ларионовой, учителем гим­назии № 177 Санкт-Петербурга, текст составлен по материа­лам: Сладкое Я. Подводная газета. — Л., 1973).

Основной прием — «сводная таблица».

На стадии вызова используется прием «верите ли вы...».

Попросите учащихся в группах (по 5 человек) ответить на следующие вопросы и обосновать свое мнение. Верите ли вы, что:

— Азовское море греки называли «Меотийским болотом»;

— Азовское море замерзает на зиму;

— глубина Баренцева моря всего 600 м;

— хотя Баренцево море расположено на две с половиной
тысячи километров севернее Азовского, зимой у берегов оно
не замерзает;

— только одна десятая часть всей воды Черного моря при­
годна для жизни, а девять десятых отравлены ядовитыми га­
зами;

— в Черном море водятся акулы;

— море Лаптевых самое холодное, в отдельные годы льды
здесь держатся все лето;

— самые экзотические рыбы и морские животные обита­
ют в Японском море?

Необходимое замечание. Вопросы могут быть предложены всему классу, обсуждение ответов идет в группах, затем груп­пы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. А можно каждой группе предложить для обсуждения и озву­чивания один-два вопроса.

На стадии осмысления содержания участникам предлага­ется в группах по 5 человек прочитать текст, каждый получа­ет свой текст (темы 1—5). Участники обмениваются инфор­мацией, полученной из текстов.

1. «Я самое маленькое, я самое мелкое, я самое мутное!» — сказало Азовское море.

Да, действительно, Азовское море не блещет красотой. И вода в нем мутная, тусклая, зеленовато-бурого цвета. Берега низкие, большей частью глинисто-песчаные. Да и глубина у не1ю для моря просто смехотворная/ — около 14 м. Разве это море! Древние греки называли его «Меотийским боло­том». Однако не спешите делать выводы. Внешность бывает обманчива. Азовское море — это настоящее море, а в некоторых отношениях оно уни­кально.

Это море — бассейн Атлантического океана. Его площадь составляет 38 тыс. км2. В Азовское море впадают реки Дон, Кубань и др.


Азовское море — это один из самых богатых морских водоемов мира. Для рыб тут курорт. В море водятся судак, лещ, осетр, севрюга, тюлька. Со всего Черного моря каждое лето собираются в Азовское море для нагула неисчислимые стаи хамсы, сельди, кефали. Все лето они отъедаются вместе с местными рыбами, а осенью, выросшие и растолстевшие, они уходят об­ратно, потому что вода на зиму покрывается льдом.

2. «Слышали? Азовское море замерзает. А я на две с половиной тысячи
километров севернее его, а зимой у берегов не замерзаю. Это потому, что
вливается в меня с запада теплое течение Гольфстрим. Сталкиваются во мне
воды двух океанов: теплого Атлантического и холодного Ледовитого. Стал­
киваются и теснят друг друга вот уже сколько тысячелетий! Ни один океан
одолеть не может: ни все заморозить, ни все растопить», — вмешалось Ба­
ренцево море.

Баренцево море — море Северного Ледовитого океана, это холодное море. Омывает берега России и Норвегии. Площадь моря 1424 тыс. км2. Наиболь­шая глубина 600 м. Берега высокие, скалистые. Река Печора впадает в Ба­ренцево море. В море много морского зверя: тюленей, моржей, морских зай­цев, крупных дельфинов — белух.

Бурно развивается планктон — мельчайшие растительные животные организмы. Планктон служит растительным кормом для рыб — трески, пик­ши, сельди, морского окуня, камбалы и др.

Названо в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца.

3. «И глубокое я, и широкое я, а голос мой невеселый. Ведь только одна
десятая часть всей моей воды годна для жизни: девять десятых отравлены
ядовитыми газами. Может, за это меня и назвали так мрачно: Черное море...» —
вздохнув, сказало Черное море.

Черное море — часть Атлантического океана, оно особо глубоко вдается в сушу. Море теплое.

Его площадь 413,5 тыс. км2. Берега высокие, гористые, покрыты бога­той разнообразной растительностью. В море 258 видов водорослей. Здесь есть знаменитые красные поля водорослей филлофоры. Таких зарослей филло­форы нет больше ни в одном море.

В море обитает много рыбы: белуга, осетр, севрюга, камса, тюлька, ке­фаль, ставрида, скумбрия, камбала и многие другие. Водится в море неболь­шая акула катран. Также в Черном море живут дельфины, крабы, раки — морские желуди, устрицы, мидии, моллюски, медузы и другие морские оби­татели.

Но живут в Черном море и ядовитые рыбы: скат-хвостокол, морской дракон, скорпена с ядовитыми колючками плавников.

Вдоль побережья Черного моря на живописных берегах расположены многочисленные курорты и здравницы.

4. «А я самое суровое, самое холодное море. Чуть ли не полгода надо
мной черная полярная ночь. Метели. Морозы. Скрежет. Северное сияние...

В ледяных моих водах живет разных рыб в 15 раз меньше, чем в море Японском. А я ведь больше Японского моря!» — грустно сказало море Лап­тевых.

Море Лаптевых — море Северного Ледовитого океана. Названо море в честь русских мореплавателей Харитона и Дмитрия Лаптевых.


Площадь его 650 тыс. км-'. Средняя глубина."> И) м. Н морс.'Ьштепыч впадают крупные реки: Лена, Хатанга и др.

Климат суровый, арктический. Большую часть гола море покрыто льда­ми. Летом южная часть моря освобождается от них, но в отдельные годы льды здесь держатся все лето.

В море огромное количество разнообразных водорослей. Рыбы: сибир­ская ряпушка, голец, нельма и др. Из млекопитающих обитают белый мед­ведь, моржи, морской заяц, нерпа, белуха. На обрывистых берегах — пти­чьи базары.

5. «Что правда, то правда: я могу похвастать рыбкой! Живет в моих водах 603 вида — ни в одном море столько нет! Маленькие и большие, осед­лые и кочевые, у самых берегов и на самой глубине. Да и другой живности в избытке.

Уважают меня рыбаки, без ума от меня подводники!» — расхвасталось Японское море.

Японское море — море Тихого океана. Море теплое. Площадь 1062 тыс. км2. Средняя глубина до 1536 м. В море несет свои воды река Амур. В Японском море обитают кальмары и осьминоги, креветки и крабы, морские ежи и звезды, мидии и гребешки, губки и трепанги и многие другие морские жи­тели.

После работы с текстом на стадии рефлексии идет запол­нение на листе ватмана сводной таблицы. Учащиеся должны выделить линии сравнения по теме «Моря России», заполнить таблицу, обменявшись информацией. Последним этапом ра­боты станет ее презентация.

Таблица 24 Сводная таблица по теме «Моря России»

 

Азовское море Черное море Море Лаптевых Линии сравнения Японское море Баренцево море
      Географи­ческое положение    
      Температура воды    
      Животный мир и т. д.    

ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ

Интересный прием был предложен тренером Санкт-Петер­бургской региональной группы РКМЧП И. О. Загашевым. Этот прием рекомендуется для работы с художественным тек­стом.


Таблица 25 Форма таблицы-синтез

 

Ключевые слова (словосочетания) Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)
До прочтения 1..................... 2..................... 3..................... 4..................... 5..................... Во время чтения 1...................... 2......................    

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Учащимся предлагается подобрать ключевые, опорные слова или фразы в тексте — по своему прогнозу, который будет изучаться впос­ледствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполня­ют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица за­полняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант таблицы-синтез:

Таблица 26 Вариант таблицы-синтез

 

Ключевые слова Толкование Выписки из текста
До прочтения 1...................... 2...................... 3...................... 4...................... Во время чтения 1...................... 2......................    

Тема предлагается учителем. Первая часть первой и вто­рая графы заполняются на стадии вызова, вторая часть пер­вой и третья — на стадии рефлексии.

Графическая организация материала делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изуче­нии того или иного материала. Сформулируем некоторые со-


веты учителям по работе с визуальными формами организа­ции материала.

• Объясните ученикам, как будет изучаться материал, ка­
кие способы его графической организации будут использова­
ны.

• Используйте на стадии вызова схему, представьте ее мыс­
ленно или изобразите на доске.

• Начинайте с простых форм графической организации ма­
териала, действуйте последовательно, объясняйте каждый
шаг.

• Обеспечьте группу материалом (листы бумаги, маркеры).

• Помогайте группам, советуйте по ходу работы.

• Останавливайтесь по ходу работы, проверяйте понима­
ние, отмечайте успех.

• Обсудите представленный материал. Поговорите о том,
где можно использовать такую форму работы.

• Сравните результаты, достигнутые командами (группами).

• Дайте возможность использовать опробованный прием в
будущем.

ТАБЛИЦА «3-Х—У»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица «Знаю - хочу узнать — узнал» разработана Донной Огл1.

Таблица 27 Форма таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал»

 

3 — что мы snaeiyi X — что мы хотим узнать У — что мы узнали или что нам осталось узнать
Категории информации, которы­ми мы намерены пользоваться 1. 2. 3. Источники информации 1. 2. 3. 4.
       

Представляем урок в 5 классе «Петровские преобразова­ния»2 (разработан И. В. Муштавинской).

На стадии вызова попросим учащихся вспомнить, что им известно о реформах Петра I.

'См.: Ogle D, «K-W-L: A Teaching Model That Develops Active Reading of Expository Text. The Reading Teacher, 39 (1986), 564—570.

2См.: История Отечества / Под ред. И. М. Лебедева и др. — СПб., 1996.


Ответы учащихся могут быть такими:

— Я знаю, что Петр I строил корабли.

— А я — что стриг бороды.

— Знаю, что Петр I сам носил иноземное платье и всех за­
ставлял так одеваться.

— Знаю, что Северную войну Россия выиграла потому, что
была создана армия.

— А я читал, как Петр I приучал россиян пить кофе и как
им не нравился этот напиток.

— Знаю, что жизнь России очень изменилась в царствова­
ние Петра I.

— Построил город на болоте.

Занесем уже имеющиеся знания в первый столбец таб­лицы.

Таблица 28 Работа с таблицей «3—X—У»

 

Знаю Хочу узнать Узнал
— Создал армию    
— Строил корабли    
— Стриг бороды    
— Много строил    
— Заставлял пить кофе    
— Заставлял носить иноземное    
платье    

Продолжим работу с нижней частью таблицы, в ней две графы: категории информации и источники информации.

Таблица29 Работа с нижними графами таблицы «3—X—У» на стадии вызова

 

Категории информации Источники информации
   

На этом этапе работы можно задать учащимся вопрос: от­куда появились эти сведения?

— Я читал книгу.

— А я кино смотрел.

— А мне папа рассказывал.

Таким образом, источниками нашей информации стали книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источ­ником станет текст, с которым мы будем работать.

Необходимое замечание. Таблица «3—X—У» заполняется учителем на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетра-


ди, занося в свои таблицы в первую очередь факты из соб­ственного опыта. Дополняют их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые, с их точки зрения, заслу­живают внимания. С помощью ребят мы классифицируем столбец «Знаю» по категориям и заполняем нижнюю часть таблицы. Теперь она выглядит так:

Таблица 30 Заполненные нижние графы таблицы «3—X—У»

 

Категории информации Источники информации
1. Реформа армии 2. Создание флота 3. Изменения в быту 4. Роль царя 1. Книги 2. Кинофильмы 3. Рассказы взрослых

Следующим этапом работы на стадии вызова станет запол­нение графы «Хочу узнать», для ее заполнения попросим уче­ников задать вопросы:

• Что бы вы хотели теперь узнать? Поставьте воцросы к
нашей теме, например:

• А можно ли было откупиться и не стричь бороду?

• Как сражалась новая русская армия?

• Как люди относились ко всем этим изменениям?
Запишем вопросы во вторую графу верхней части табли­
цы.

На смысловой стадии переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвер­дить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, рас­ширить категории информации.

Наш главный источник — текст параграфа, где подробно рассматриваются петровские преобразования.

Дальнейшая последовательная работа с графами таблицы
может быть организована следующим образом. После прочте­
ния текста вернемся к таблице. Можем ли мы ответить на
вопросы, которые сами поставили перед прочтением? Оказы­
вается, да. И в верхней части таблицы заполняются все три
столбца. Можно поработать с нижней частью таблицы? Да, это
необходимо, так как наша информация о петровских преоб­
разованиях значительно расширилась. Мы узнали о том, как
царь находил средства на свои преобразования, как измени­
лось управление Российской империей.,

Теперь наша таблица выгЛядит совсем иначе (табл. 31). И пора поговорить о том, как расширились ваши знания пос­ле прочтения текста по каждой категории информации.

У этой формы работы есть еще один резерв — графа «кате­гории информации». Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии рефлексии может быть про-


Таблица 31 Вид таблицы «3—X—У» в конце работы на стадии вызова

 

Знаю • Хочу узнать Узнал
— Создал армию — Строил корабли — Стриг бороды — Много строил — Заставлял пить кофе — Заставлял носить иноземное платье — Как сражалась но­вая русская армия? — Можно ли было откупиться, не стричь бороду? — Как люди относи­лись к этим измене­ниям? — После создания регулярной армии Россия начала одержи­вать победы — Бояре могли запла­тить налог на бороду — Преобразования при­живались с трудом
Категории информации Источники информации
1. Реформа армии 2. Создание флота 3. Изменения в быту 4. Роль царя 5. Налоги 6. Управление страной 7. Отношение к реформам 1. Книги 2. Кинофильмы 3. Рассказы взрослых 4. Текст параграфа
       

должена, учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить таблицу 32.

Таблица 32 Дополнение к таблице «3—X—У» на стадии рефлексии

 

Реформа армии Создание флота Налоги Управле­ние страной Измене­ния в быту Роль царя Отноше-шение к реформам
             

Date: 2015-11-15; view: 801; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию