Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример из практики. Тема: «Моря России» (урок по предмету «Окружающий мир», 3 класс разработан ЖТема: «Моря России» (урок по предмету «Окружающий мир», 3 класс разработан Ж. А. Ларионовой, учителем гимназии № 177 Санкт-Петербурга, текст составлен по материалам: Сладкое Я. Подводная газета. — Л., 1973). Основной прием — «сводная таблица». На стадии вызова используется прием «верите ли вы...». Попросите учащихся в группах (по 5 человек) ответить на следующие вопросы и обосновать свое мнение. Верите ли вы, что: — Азовское море греки называли «Меотийским болотом»; — Азовское море замерзает на зиму; — глубина Баренцева моря всего 600 м; — хотя Баренцево море расположено на две с половиной — только одна десятая часть всей воды Черного моря при — в Черном море водятся акулы; — море Лаптевых самое холодное, в отдельные годы льды — самые экзотические рыбы и морские животные обита Необходимое замечание. Вопросы могут быть предложены всему классу, обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса. А можно каждой группе предложить для обсуждения и озвучивания один-два вопроса. На стадии осмысления содержания участникам предлагается в группах по 5 человек прочитать текст, каждый получает свой текст (темы 1—5). Участники обмениваются информацией, полученной из текстов. 1. «Я самое маленькое, я самое мелкое, я самое мутное!» — сказало Азовское море. Да, действительно, Азовское море не блещет красотой. И вода в нем мутная, тусклая, зеленовато-бурого цвета. Берега низкие, большей частью глинисто-песчаные. Да и глубина у не1ю для моря просто смехотворная/ — около 14 м. Разве это море! Древние греки называли его «Меотийским болотом». Однако не спешите делать выводы. Внешность бывает обманчива. Азовское море — это настоящее море, а в некоторых отношениях оно уникально. Это море — бассейн Атлантического океана. Его площадь составляет 38 тыс. км2. В Азовское море впадают реки Дон, Кубань и др. Азовское море — это один из самых богатых морских водоемов мира. Для рыб тут курорт. В море водятся судак, лещ, осетр, севрюга, тюлька. Со всего Черного моря каждое лето собираются в Азовское море для нагула неисчислимые стаи хамсы, сельди, кефали. Все лето они отъедаются вместе с местными рыбами, а осенью, выросшие и растолстевшие, они уходят обратно, потому что вода на зиму покрывается льдом. 2. «Слышали? Азовское море замерзает. А я на две с половиной тысячи Баренцево море — море Северного Ледовитого океана, это холодное море. Омывает берега России и Норвегии. Площадь моря 1424 тыс. км2. Наибольшая глубина 600 м. Берега высокие, скалистые. Река Печора впадает в Баренцево море. В море много морского зверя: тюленей, моржей, морских зайцев, крупных дельфинов — белух. Бурно развивается планктон — мельчайшие растительные животные организмы. Планктон служит растительным кормом для рыб — трески, пикши, сельди, морского окуня, камбалы и др. Названо в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца. 3. «И глубокое я, и широкое я, а голос мой невеселый. Ведь только одна Черное море — часть Атлантического океана, оно особо глубоко вдается в сушу. Море теплое. Его площадь 413,5 тыс. км2. Берега высокие, гористые, покрыты богатой разнообразной растительностью. В море 258 видов водорослей. Здесь есть знаменитые красные поля водорослей филлофоры. Таких зарослей филлофоры нет больше ни в одном море. В море обитает много рыбы: белуга, осетр, севрюга, камса, тюлька, кефаль, ставрида, скумбрия, камбала и многие другие. Водится в море небольшая акула катран. Также в Черном море живут дельфины, крабы, раки — морские желуди, устрицы, мидии, моллюски, медузы и другие морские обитатели. Но живут в Черном море и ядовитые рыбы: скат-хвостокол, морской дракон, скорпена с ядовитыми колючками плавников. Вдоль побережья Черного моря на живописных берегах расположены многочисленные курорты и здравницы. 4. «А я самое суровое, самое холодное море. Чуть ли не полгода надо В ледяных моих водах живет разных рыб в 15 раз меньше, чем в море Японском. А я ведь больше Японского моря!» — грустно сказало море Лаптевых. Море Лаптевых — море Северного Ледовитого океана. Названо море в честь русских мореплавателей Харитона и Дмитрия Лаптевых. Площадь его 650 тыс. км-'. Средняя глубина."> И) м. Н морс.'Ьштепыч впадают крупные реки: Лена, Хатанга и др. Климат суровый, арктический. Большую часть гола море покрыто льдами. Летом южная часть моря освобождается от них, но в отдельные годы льды здесь держатся все лето. В море огромное количество разнообразных водорослей. Рыбы: сибирская ряпушка, голец, нельма и др. Из млекопитающих обитают белый медведь, моржи, морской заяц, нерпа, белуха. На обрывистых берегах — птичьи базары. 5. «Что правда, то правда: я могу похвастать рыбкой! Живет в моих водах 603 вида — ни в одном море столько нет! Маленькие и большие, оседлые и кочевые, у самых берегов и на самой глубине. Да и другой живности в избытке. Уважают меня рыбаки, без ума от меня подводники!» — расхвасталось Японское море. Японское море — море Тихого океана. Море теплое. Площадь 1062 тыс. км2. Средняя глубина до 1536 м. В море несет свои воды река Амур. В Японском море обитают кальмары и осьминоги, креветки и крабы, морские ежи и звезды, мидии и гребешки, губки и трепанги и многие другие морские жители. После работы с текстом на стадии рефлексии идет заполнение на листе ватмана сводной таблицы. Учащиеся должны выделить линии сравнения по теме «Моря России», заполнить таблицу, обменявшись информацией. Последним этапом работы станет ее презентация. Таблица 24 Сводная таблица по теме «Моря России»
ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ Интересный прием был предложен тренером Санкт-Петербургской региональной группы РКМЧП И. О. Загашевым. Этот прием рекомендуется для работы с художественным текстом. Таблица 25 Форма таблицы-синтез
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Учащимся предлагается подобрать ключевые, опорные слова или фразы в тексте — по своему прогнозу, который будет изучаться впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью. При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант таблицы-синтез: Таблица 26 Вариант таблицы-синтез
Тема предлагается учителем. Первая часть первой и вторая графы заполняются на стадии вызова, вторая часть первой и третья — на стадии рефлексии. Графическая организация материала делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении того или иного материала. Сформулируем некоторые со- веты учителям по работе с визуальными формами организации материала. • Объясните ученикам, как будет изучаться материал, ка • Используйте на стадии вызова схему, представьте ее мыс • Начинайте с простых форм графической организации ма • Обеспечьте группу материалом (листы бумаги, маркеры). • Помогайте группам, советуйте по ходу работы. • Останавливайтесь по ходу работы, проверяйте понима • Обсудите представленный материал. Поговорите о том, • Сравните результаты, достигнутые командами (группами). • Дайте возможность использовать опробованный прием в ТАБЛИЦА «3-Х—У» Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица «Знаю - хочу узнать — узнал» разработана Донной Огл1. Таблица 27 Форма таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал»
Представляем урок в 5 классе «Петровские преобразования»2 (разработан И. В. Муштавинской). На стадии вызова попросим учащихся вспомнить, что им известно о реформах Петра I. 'См.: Ogle D, «K-W-L: A Teaching Model That Develops Active Reading of Expository Text. The Reading Teacher, 39 (1986), 564—570. 2См.: История Отечества / Под ред. И. М. Лебедева и др. — СПб., 1996. Ответы учащихся могут быть такими: — Я знаю, что Петр I строил корабли. — А я — что стриг бороды. — Знаю, что Петр I сам носил иноземное платье и всех за — Знаю, что Северную войну Россия выиграла потому, что — А я читал, как Петр I приучал россиян пить кофе и как — Знаю, что жизнь России очень изменилась в царствова — Построил город на болоте. Занесем уже имеющиеся знания в первый столбец таблицы. Таблица 28 Работа с таблицей «3—X—У»
Продолжим работу с нижней частью таблицы, в ней две графы: категории информации и источники информации. Таблица29 Работа с нижними графами таблицы «3—X—У» на стадии вызова
На этом этапе работы можно задать учащимся вопрос: откуда появились эти сведения? — Я читал книгу. — А я кино смотрел. — А мне папа рассказывал. Таким образом, источниками нашей информации стали книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источником станет текст, с которым мы будем работать. Необходимое замечание. Таблица «3—X—У» заполняется учителем на доске, учащиеся ведут подобные записи в тетра- ди, занося в свои таблицы в первую очередь факты из собственного опыта. Дополняют их теми версиями и фактами, прозвучавшими в классе, которые, с их точки зрения, заслуживают внимания. С помощью ребят мы классифицируем столбец «Знаю» по категориям и заполняем нижнюю часть таблицы. Теперь она выглядит так: Таблица 30 Заполненные нижние графы таблицы «3—X—У»
Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать», для ее заполнения попросим учеников задать вопросы: • Что бы вы хотели теперь узнать? Поставьте воцросы к • А можно ли было откупиться и не стричь бороду? • Как сражалась новая русская армия? • Как люди относились ко всем этим изменениям? На смысловой стадии переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник — текст параграфа, где подробно рассматриваются петровские преобразования. Дальнейшая последовательная работа с графами таблицы Теперь наша таблица выгЛядит совсем иначе (табл. 31). И пора поговорить о том, как расширились ваши знания после прочтения текста по каждой категории информации. У этой формы работы есть еще один резерв — графа «категории информации». Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии рефлексии может быть про- Таблица 31 Вид таблицы «3—X—У» в конце работы на стадии вызова
должена, учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить таблицу 32. Таблица 32 Дополнение к таблице «3—X—У» на стадии рефлексии
|