Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Групповая работа. Обучение сообщаЧто такое «обучение сообща» в рамках технологии развития критического мышления посредством чтения и письма? Дж. Дьюи отмечал, что учителя часто не могут эффективно влиять на развитие мышления учеников, потому что волей-неволей в их действиях преобладает поучение, которое не стимулирует свободу мысли, а приучает к соглашательству и схематизации. Образ мышления обучающего и обучаемого слиш^ ком различен, как'различны и их цели. 11оучениё~не выходит за рамки репродукции. Современная школа ставит перед учит телем более широкие задачи: это и совместная поисковая деятельность, и навыки коммуникации — многие из яцу рртпя-ются в процессе обучения сообща Некоторые пояснения. Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы группового обучения, предпринимались еще в XVIII в. Э. Белл и Дж. Ланкастер стали независимо друг от друга авторами системы взаимного обучения, которая впоследствии называлась белл-ланкастерской. Как пишет М. В. Кларин, эта система представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики — старосты — ежедневно получали задания от учителя, после чего вели занятия с младшими детьми. Занятия проходили в большом помещении, в котором одновременно находилось до 500 человек. Письменные занятия старосты вели с группами по 10 человек, устные занятия приводились у настенных дидактических таблиц1. Е. С. Полат отмечает, что идеология обучения в сотрудничестве детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесоты (Р. Джонсон и Д. Джонсон), группой Э. Аронсона. Для понимания идеи обучения сообща авторы этого подхода советуют обратиться к понятию «ошибка», трактуя его так: «Это неверное суждение, неадекватное знание или невнимание, что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением и знанием. Если, — продолжают авторы метода, — вы осознаете, что ошибки свидетельствуют только о *См.: Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — М.; Рига, 1998. — С. 12. том, что ученики не овладели еще необходимыми умениями, то вы будете рассматривать их только как факт. Следовательно, вам нужно предоставить вашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме,~пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Конечно, вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику. Но эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя, если они начнут работать в небольших группах, начнут отвечать за успехи каждого и научатся помогать друг другу»1. Итак, «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе —' в парах или небольших группах — над одной и той же проблемой, когда в процессе работы выдвигаются новые идеи. Ути идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Технология развития критического мышления имеет богатый арсенал приемов и стратегий, которые авторы технологии называют «обучение сообща». Мы познакомим вас с наиболее интересными.
|