Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5 Младенец: поведение





 

Врожденное поведение детей

Нас всегда учили тому, что люди, в отличие от животных, руководствуются не только инстинктами. Мы усваиваем правила поведения по внешним событиям. Мы были убеждены в том, что приходим в этот мир подобными чистому листу бумаги, на котором можно написать нужный текст. Мы считали, что новорожденный ребенок – это набор примитивных рефлексов. Но теперь благодаря работе Маршалла Клауса, Т. Берри Бразелтона и других известных ученых мы знаем, что с момента рождения ребенок – это индивидуальность, и он способен реагировать, взаимодействовать и учиться (рис. 5). Дети обладают не только необходимым физическим аппаратом, но еще и потрясающим набором врожденных поведенческих навыков, в том числе и удивительным количеством навыков социального поведения, которые помогают детям выживать и развиваться в новом мире.

Существует несколько разновидностей врожденного поведения. Простые моторные реакции на внешние стимулы, например, кашель и чихание, называются рефлексами.

 

Рис. 5. С момента рождения ребенок способен реагировать, взаимодействовать и учиться

Сжимание детской ручки, которая автоматически хватает все, что касается ладони, это тоже рефлекс. К числу более сложных видов врожденного поведения относятся моторные реакции на внутренние или внешние стимулы. Выражение лица и некоторые звуки являются реакцией на определенные чувства, а окружающие распознают в них социальные сигналы.

 

 

...

Многие виды врожденного поведения являются сочетанием рефлексов и моторных реакций, из которых быстро формируется и усвоенное поведение.

 

Некоторые виды врожденного поведения проявляются при рождении.

Другие врожденные шаблоны, например, связанные с сексуальной активностью, проявляются позднее. Примером можно считать следующую реакцию. Как только ребенок научится хорошо ходить, он всегда следует за тем, кто уходит от него. Его подталкивает к этому врожденное стремление. Если вы быстро отойдете от ползающего ребенка, он молча отпустит вас. Попробуйте быстро отойти от двухлетнего малыша, который отлично бегает, и он мгновенно побежит за вами, а если не сможет догнать, то разразится бурными протестами. Не нужно быть родителем, чтобы стать свидетелем этой автоматической реакции. Вы наверняка не раз видели малышей, подавленных видом убегающих детей старшего возраста. Такие малыши отчаянно рыдают, пока их кто‑нибудь не успокоит. Польза подобной реакции очевидна. Ребенок, который уже достаточно вырос, чтобы стоять, но еще слишком мал, чтобы следовать за взрослыми, таким образом защищает свои интересы. Ему нужно, чтобы за ним присматривали и не бросали его, несмотря на то, что старшим нужно заниматься собственными делами.

Биологи установили, что поведение, важное для выживания личности или вида (например, способность ребенка привлекать внимание или репродуктивное поведение взрослого человека), чаще всего является врожденным. У млекопитающих таким врожденным поведением является сосательный рефлекс. Новорожденный жеребенок (или любой другой детеныш копытного животного) запрограммирован на то, чтобы как можно быстрее встать на ноги. Врожденный механизм заставляет его следовать за ближайшим крупным объектом и совершать толчки носом. Ближайшим крупным объектом чаще всего оказывается мать детеныша. Толкая ее в бок, малыш быстро находит ногу. Если это передняя нога, то мать двигается и малыш начинает двигаться вместе с ней. Если это нога задняя, то с помощью толчков детеныш находит сосок. Ура! Завтрак! Жеребенок очень быстро учится находить сосок и собственную мать тоже. Но первые движения, которые абсолютно необходимы для выживания, продиктованы генами точно также, как цвет шкуры и количество ушей и ног.

 

 

...

Многие новорожденные начинают сосать грудь более активно, если сжимают что‑нибудь в кулачке – материнский палец или прядь волос.

 

У детенышей приматов есть ряд врожденных действий, которые помогают им находить пищу. Когда рождается детеныш шимпанзе, он тут же хватается за что‑нибудь и начинает карабкаться. Чаще всего он хватается за шерсть на животе матери. Карабкаясь, он прижимается к матери и с ее помощью или самостоятельно поднимается к груди. Новорожденный ребенок похож на детенышей приматов. Он тоже сжимает кулачки, особенно когда голоден, и начинает сучить ножками. Если после рождения ребенка положить на живот матери, то буквально через минуту он поползет к ее груди, отталкиваясь ножками от материнского живота. Двигаясь, малыш может поворачивать головку в разные стороны. Его привлекает запах амниотической жидкости, исходящий от соска. Ребенок широко раскрывает рот и после нескольких попыток захватывает ареолу соска. (Обезболивающие, которые мать получала во время родов, иногда делают ребенка слишком сонным, чтобы вести себя таким образом.) Подобно детенышу шимпанзе, малыш крепко сжимает в кулачок одежду или кожу матери. Это гарантирует ему то, что он не потеряет контакт с материнской грудью.

 

Врожденные реакции при кормлении

Чтобы найти правильное место для сосания, ребенок, как и другие детеныши млекопитающих, использует свой «щупательный» рефлекс. Новорожденный малыш поворачивает голову и «тянется» ртом в том направлении, где его щека ощущает прикосновение. Если мать берет ребенка на руки, то его головка автоматически укладывается в сгиб ее руки, чтобы материнская грудь прикасалась к щеке. Когда щеки касается сосок, ребенок поворачивает голову по направлению к нему. Если щека прикасается ко всей груди целиком, то стимул оказывается слишком сильным и ребенок начинает очень быстро двигать головкой назад и вперед.

Как только ребенок нашел грудь, срабатывает другой рефлекс: прикосновение к центру нижней губы заставляет ребенка раскрывать рот. Таким образом, достаточно даже случайного прикосновения соска к центру губы, чтобы ребенок вцепился в грудь и широко раскрыл рот, располагаясь оптимальным образом. Чтобы помочь новорожденному, мать может поднять грудь свободной рукой, направить сосок ко рту ребенка и этим заставить его раскрыть рот.

Некоторые специалисты по лактации советуют матерям коснуться соском нижней губы ребенка, чтобы тот широко раскрыл рот, а затем быстро прижать ребенка к себе, направляя широко открытый ротик прямо на грудь. Это помогает ребенку привыкнуть к оптимальному положению у груди с полуоткрытым ртом. Дети привыкают сначала челюстями захватывать сосок, а потом уже грудь. Но подобное поведение может привести к растрескиванию и болезненности соска.

Порой женщины не всегда имеют возможность увидеть, как другие матери кормят детей грудью. То есть обучение путем наблюдения для них невозможно. Они просто не видят, как матери переводят младенцев в оптимальное для грудного вскармливания положение. Неопытная мать позволяет младенцу лежать на ее руках горизонтально, как во время кормления из бутылочки. Именно такое положение женщина видит чаще всего. Но в таком положении ребенку приходится поворачивать головку, чтобы сосать молоко. В результате ребенок принимает неестественную позу и неизбежно вцепляется челюстями в сосок, что приводит к появлению трещин. Кроме того, такое положение очень неудобно для глотания – проверьте на себе! К тому же из‑за этого болезненное давление на ареолу и сосок еще больше усиливается.

 

 

...

Правильное расположение у груди, которое начинается с наблюдения и понимания врожденных рефлексов, помогающих ребенку начать кормление, предотвращает множество мелких проблем, способных помешать нормальному грудному вскармливанию.

 

Пороги

Сила реакций захватывания материнской груди и легкость формирования таких реакций могут быть различны. Голодный ребенок реагирует на прикосновение к щеке или губе более энергично, чем сытый. Психологи говорят, что его порог прикосновения снижен. По‑настоящему голодный и энергичный ребенок начинает сосать все, что прикасается к его губам, например, руку отца. Сила сосательного рефлекса также очень индивидуальна, что свойственно практически всем живым существам. Один ребенок никогда не берет грудь слишком сильно, и матери приходится терпеливо приучать его к захвату. Другой тянется в направлении любого прикосновения. Если его щека притронулась к одеяльцу, то ребенок может перевернуться и со всей страстью вцепиться в ткань.

Внешние обстоятельства могут временно изменить порог реакции ребенка. Обезболивающие, которые давали матери во время родов, могут затормозить или спутать рефлексы малыша на первые несколько дней жизни. Ребенок, которому позволяют просыпаться и плакать до полного изнеможения, может иметь настолько низкий порог, что врожденный рефлекс так никогда и не проснется. Таких детей лучше кормить при первом же признаке пробуждения или голода – как только ребенок начинает шевелиться и высовывать язык. Сделайте это, прежде чем долгий плач окончательно не дезорганизует вашего малыша.

Обучение новорожденного

Дети рождаются, имея определенный объем информации. Обучение ребенка начинается еще в утробе матери. Ученые доказали, что новорожденные могут узнавать голос собственной матери, но не отца, с самого рождения. Они уже обладают некоторыми знаниями языка.

 

 

...

Удивительно тонкий слух новорожденных и явное предпочтение, отдаваемое знакомым звукам, помогают детям находить и концентрироваться на звуке голоса матери с самого рождения.

 

Новорожденные, матери которых читали вслух сказки еще до родов, после рождения реагируют на те же сказки, которые им читают другие люди. Это показывает, что дети распознают знакомые звуки. (Дети даже отдают предпочтение знакомым сказкам: слыша их, они начинают сосать грудь более энергично, чем в то время, когда им читают новые истории.) Плод, находящийся в утробе матери, привыкает и к другим звукам окружающей среды. Если беременная женщина живет около аэропорта, то ее ребенок вряд ли будет просыпаться, услышав шум взлетающего или садящегося самолета. Дети знакомы даже с поп‑культурой. Британский исследователь выяснил, что новорожденные, матери которых во время беременности смотрели популярную мыльную оперу, прекращали плакать, услышав знакомую музыкальную заставку. Дети же тех, кто этот фильм не смотрел, не обращали на музыку никакого внимания.

Еще до рождения дети многому учатся с помощью чувства обоняния и после рождения во многом полагаются на него. В материнской утробе плод плавает в амниотической жидкости, запах которой зависит от питания матери, окружающей ее среды и генетики.

После рождения дети сразу же реагируют на звук и запах. Новорожденный поворачивает головку в направлении ватной подушечки, смоченной в грудном молоке матери, и отворачивается от подушечки, смоченной грудным молоком другой женщины. Поворачивание головы в сторону источника пищи – навык очень полезный. Кроме того, знакомый запах матери успокаивает ребенка: вдыхает ли он запах ее груди, шеи, подмышки или недавно надетой одежды.

 

 

...

Дети могут пользоваться обонянием с двадцать восьмой недели беременности. Они точно знают уникальный запах матери, как и ее голос.

 

Малыши демонстрируют и другие врожденные навыки, которым их не приходится учить. Плач, зевание и моргание при ярком свете – все эти реакции запрограммированы генами. Но маленькие дети демонстрируют и другое поведение, которое отчасти является врожденным, а отчасти усвоенным. Такое поведение можно модифицировать, то есть перепрограммировать. Хорошим примером может служить сосание. Некоторые элементы этого поведения являются врожденными: хватание, правильное расположение языка и глотание. Другие же – широта раскрывания рта и движения губ – являются усвоенными. И тому есть хорошее объяснение. У разных матерей грудь разного размера и формы. Дети должны уметь приспосабливаться к материнскому телу. Если ребенок питается грудным молоком, то это и будет его первым жизненным уроком. Это активное обучение: ребенок учится достигать поставленной цели собственными силами, заставляет мир работать на себя, а не просто пассивно воспринимает происходящие с ним события. Таким образом, грудное вскармливание в значительной степени способствует когнитивному развитию ребенка. Недавно ученые задались вопросом, почему дети, находившиеся исключительно на грудном вскармливании, показывают лучшие результаты в когнитивных тестах, чем те, которые получали молочные смеси. Ученые сосредоточились на составе грудного молока и на тех его компонентах, которые могли способствовать развитию мозга. В будущем следует обратить внимание на сам акт грудного кормления и участие в нем ребенка. Совершенно ясно, что подобный процесс во многом способствует развитию его интеллекта. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, начинает жизнь с прекрасного опыта – у него есть возможность использовать собственные способности для получения радостей жизни.

Путаница с соском

Консультанты по лактации и другие специалисты в области грудного вскармливания давно озаботились проблемой «путаницы с соском», когда ребенка кормят не только грудью, но и из бутылочки с резиновой соской (рис. 6, 7).

 

Рис. 6. Расположение рта, языка и челюстей ребенка во время грудного вскармливания

 

Рис. 7. Расположение рта, языка и челюстей ребенка во время искусственного вскармливания

При кормлении из бутылочки с резиновой соской язык, губы и челюсти ребенка совершают абсолютно другие движения, чем при кормлении грудью. Чтобы получить молоко, не заглатывая воздуха, ребенок должен сложить губы, как для свиста, а не раскрывать рот, как для крика. Если молоко течет постоянно и быстро, то ребенок должен прекращать сосание, чтобы сделать вдох. Многие дети быстро учатся загибать язык и блокировать им сосок, чтобы остановить ток молока. Поскольку кормление – это усвоенный навык, подкрепленный навыками врожденными, не путает ли ребенка чередование соски и груди? Если малыш отказывается брать грудь, но охотно ест из бутылочки, многие консультанты по лактации полагают, что это связано с тем, что усвоенные во время искусственного вскармливания движения рта и языка не подходят для грудного кормления. Ученые установили, что ребенок, который отказывается брать грудь после бутылочки, действительно «запутался». Они установили также, что дети, которых кормили из бутылочки и которым давали пустышку на первой неделе жизни, чаще отлучаются от груди еще до того, как им исполнится месяц. Хотя точных научных доказательств «путаницы» не существует, консультанты по лактации и специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют в случае необходимости давать детям дополнительное питание на первой неделе жизни из чашки или ложечки. И ни в коем случае не следует пользоваться пустышками! Режим сна и отдыха

Если новорожденный не заторможен обезболивающими, которые давали матери во время родов, обычно он рождается довольно бодрым и сосредоточенным. Уже в первые два часа после родов он способен к активному зрительному контакту. Новорожденный сразу же начинает вглядываться в лица родителей. Когда его прикладывают к груди, он либо энергично вцепляется в нее, либо начинает ее лизать и играть, демонстрируя интерес и начиная обучаться. Кожный контакт с матерью и медсестрами учит ребенка запоминать запахи и ощущения других людей.

 

 

...

Исследования показывают, что если мать и ребенок могут провести первые часы после родов вместе, то их общение в больнице и дома проходит более спокойно и гладко.

 

Первая встреча имеет огромное значение. Если мать и ребенок не могут провести первые два часа после родов вместе, они наверстывают упущенное позднее. Отношения матери и младенца у приматов не являются процессом импринтинга, как у птиц и других животных.

За первым периодом бодрствования наступает период сонливости. Матери и ребенку нужно отдохнуть от пережитых родов. Этот период может длиться от двух до двадцати часов. А затем новорожденный начинает питаться через каждые два часа. Родители должны быть готовыми к одному или нескольким случаям «кластерного» кормления, когда в течение трех часов ребенка приходится кормить шесть‑семь раз. Малыш может 20 минут есть, 20–40 минут отдыхать, а потом есть снова. После домашних родов случаи такого «кластерного» кормления происходят сразу после рождения. В больницах же, по‑видимому, из‑за использования обезболивающих средств «кластерное» кормление происходит позже.

«Кластерное» кормление чаще всего бывает по ночам. После этого приступа ребенок проваливается в глубокий сон и спит несколько часов. Родителям кажется, что малыш бодрствовал всю ночь и постоянно хотел есть, так как «кластерное» кормление происходило с полуночи до трех часов утра. А последующие несколько часов глубокого сна ребенка могут совпасть с тем временем, когда родителям приходится бодрствовать, чтобы ухаживать за другими детьми или готовиться к предстоящему дню.

Частые ночные кормления в первые недели способствуют формированию привычки к грудному вскармливанию и выработке достаточного количества молока. По ночам уровень гормона пролактина достигает пикового значения. «Кластерные» кормления по ночам дают груди эффективную стимуляцию, благодаря чему молоко появляется практически сразу после родов.

Такие ночные кормления, по‑видимому, связаны с тем, что новорожденный приходит в этот мир с собственным распорядком активности и отдыха. Основой для этого распорядка является распорядок матери до родов. Днем, когда мать занимается делами, гуляет, много ходит, ее движения убаюкивают ребенка. По ночам, когда мать спит, ребенок бодрствует и двигается – многим беременным знакомы неожиданные пинки по ночам.

В течение нескольких дней или недель после родов ребенок живет по «внутриутробному времени» (к большому неудовольствию остальных членов семьи).

По истечении первых недель большинство детей начинает жить, руководствуясь сменой светлого и темного времени суток, как и все мы. А для этого нужно чаще кормить ребенка днем.

Состояние бодрствования

Хочет ребенок бодрствовать или спать, кажется, можно понять с первого взгляда. Однако исследователи установили, что у новорожденных существует множество состояний сознания. Маршалл Клаус назвал их спокойным бодрствованием, активным бодрствованием, дремотой, плачем, полусном и глубоким сном. Родители очень скоро понимают разницу между полусном и глубоким сном, потому что, если начать укладывать ребенка слишком рано, он начнет плакать. Состояния бодрствования менее очевидны. На этапе спокойного бодрствования дети смотрят и слушают, познают окружающий мир. Стадия активного бодрствования идеально подходит для общения и игр. Члены семьи, которые не понимают этих состояний, пытаются слишком активно играть с дремлющим ребенком или позволяют ему бесконтрольно плакать, когда он находится в состоянии спокойного бодрствования и его легко успокоить не пищей или сном, а предоставлением возможности наблюдать за тем, что происходит вокруг него.

Удивительно, но дети умеют контролировать свое состояние бодрствования и восприимчивости в интересах самосохранения. Одни дети с самого рождения полагаются на различные стимулы, а других избыток интенсивных ощущений подавляет. Есть дети, которым нравится есть в затемненной комнате, которые плачут от громких звуков, которым не нравится, когда на них не обращают внимания. Такие дети могут просто замкнуться, если в окружающем мире происходит слишком много событий. Кажется, что они спят, но на самом деле они просто временно отключились от сенсорной перегрузки.

Индивидуальность

Идея о том, что индивидуальность и социальное поведение складываются в процессе жизненного опыта, накладывает на плечи родителей тяжкий груз. Однако, изучая близнецов, которые воспитывались раздельно, ученые поняли, что дети уже рождаются со своей индивидуальностью.

 

 

...

То, какими мы становимся, зависит не только от окружения, но и от генетики.

 

Характер – это врожденная черта, хотя проявления этого характера во многом зависят от жизненного опыта.

Впрочем, матери знают об этом давным‑давно. Каждый ребенок проявляет собственную индивидуальность с самого рождения. Некоторые легко раздражаются и выражают свое недовольство, другие отличаются спокойным нравом. Некоторым нравится все новое, другие предпочитают знакомиться с новинками с безопасного расстояния. Одним нравится свет, шум и веселье, другие в той же обстановке начинают рыдать или замыкаются, если внешних стимулов становится слишком много.

Различия в характере новорожденных наиболее ярко проявляются при грудном вскармливании. Некоторые дети очень деловиты, другие – матери называют их «гурманами» – едят со вкусом, играют в перерывах, а потом снова возвращаются к лакомству. Одни дети нетерпеливы и не хотят ждать даже минутки, другие тянут и мешкают. Каждый ребенок общается с матерью по‑своему, и в любом общении возможны столкновения характеров. Терпеливая мать и нетерпеливый ребенок – это вполне рабочее сочетание, но нетерпеливой матери с медлительным ребенком придется многому учиться.

Выражение эмоций

Новорожденные дети не только плачут. Они показывают эмоции по‑разному. Выражение лица присутствует у ребенка с самого рождения. Раньше считалось, что мимика человеческого лица – навык усвоенный, а не врожденный. Если бы это было так, то лицо новорожденного ничего не показывало бы. Этологи, которые изучают эволюцию человеческого поведения в естественной среде, доказали, что выражения лица – это генетически управляемые сигналы, которые передают наши чувства и эмоциональные состояния. Подавляющее большинство этих лицевых «жестов» одинаковы для всего человечества. Культурные обычаи и усвоенное поведение, конечно, оказывают определенное влияние. Например, у новозеландских маори высовывание языка – это боевая угроза. В других странах высунутый язык – это знак насмешки. Но во всех странах и у большинства народов выражения лица отражают одно и то же. Рассерженный человек хмурится, напуганный ребенок расширяет глаза, люди, которые шутят, поднимают брови и т. д. и т. п.

Но когда мы держим на руках маленького ребенка, то почему‑то пытаемся не доверять собственным глазам и инстинктам. Увидев улыбку на крошечных губках малыша, мать может сказать: «Смотрите‑ка! Он улыбается!», – но тут же быстро поправится: «Конечно, я знаю, это лишь гримаска…» Но как же это несправедливо по отношению к детям! Мы не имеем права считать, что выражения на их личиках не имеют никакого смысла. Улыбка новорожденного – это, конечно, не настоящая улыбка взрослого. Но она появляется от удовольствия – улыбка сытости и комфорта. То же самое можно сказать о выражениях недоумения, любопытства, интереса, несчастья и довольства. Все это врожденные реакции на испытываемые ребенком в данный момент чувства. Эти выражения лица отражают то же самое, что и у любого взрослого человека. До шести‑семи месяцев дети могут не осознавать своих эмоций, но эмоции у них есть с самого начала жизни. Матери и отцы видят выражения лица детей и реагируют на них. Если на лице ребенка написаны заинтересованность и дружелюбие, то для родителей будет совершенно естественно ответить такой же заинтересованностью и дружелюбием.

 

 

...

Маршалл и Филлис Клаус пишут: «Выражения лица новорожденных одинаковы у всех народов». И, действительно, выражая эмоции страха, печали, радости, отвращения и гнева, человеческие лица говорят на общем языке.

 

Что дети видят

Хотя слух и вкус развиты у детей с рождения, зрение развито не так хорошо. Мир для ребенка предстает расплывчатым и неопределенным. Они отчетливо видят только на расстоянии 20,32 см от глаз. Все остальное у них расплывается в неопределенной дымке. 20,32 см – таково расстояние между лицом сосущего грудь ребенка и лицом матери. Единственное, что ребенку нужно видеть в таком возрасте, – это глаза матери и лица окружающих.

Лица – это любимое зрелище ребенка в первые недели жизни. Дети с большим интересом реагируют на рисунки (две точки и линия), которые напоминают человеческое лицо. Они дольше смотрят на улыбающиеся, чем на хмурые лица. Их интересуют настоящие лица.

 

 

...

Дети с момента рождения способны устанавливать зрительный контакт.

 

Дети не только видят лица тех, кто за ними ухаживает, но и реагируют на выражения этих лиц. Они прекрасно копируют эти выражения. Если, разговаривая с маленьким ребенком (меньше месяца), вы широко раскроете рот, то через мгновение малыш тоже откроет ротик. Поднятые брови, улыбка, сморщенный нос – ребенок прикладывает все усилия, чтобы скопировать жесты своего «собеседника». Пожалуй, проще всего скопировать высунутый язык. Высуньте язык рядом с очень маленьким ребенком. Если младенец наблюдает за вами и находится в хорошем расположении духа (то есть в состоянии спокойного бодрствования), он тоже высунет язык. Ребенок может быть спокойным и сосредоточенным, а может прикладывать массу усилий для того, чтобы повторить увиденное. Возможно, будет несколько неудачных попыток. Это врожденная реакция – увидеть выражение лица и тут же повторить его, – совмещенная с усвоенным поведением. Да, я вижу, что ты делаешь, но как мне заставить мое лицо повторить то же самое?

Постепенно опыт связывается с визуальными стимулами. Ребенок развивает в себе удивительную способность видеть и вблизи, и вдали, различать все оттенки цвета, воспринимать форму, фактуру, глубину и движение, распознавать никогда не виденные предметы и координировать действия руки с тем, что видит глаз. К шести месяцам большинство детей уже прекрасно видит все, что их окружает.

 

Что дети слышат

Дети начинают слышать звуки еще до рождения. Спросите женщину, которая на шестом месяце беременности побывала на рок‑концерте, и она расскажет вам о том, что ребенок начал пинаться с такой силой, что ей пришлось уйти домой. Конечно, основной звук в утробе матери – это стук материнского сердца. Это звук низкого тона, раздающийся с частотой около 80 ударов в минуту. Такой звук используют в больницах, чтобы успокоить малышей. Биение материнского сердца сопровождало жизнь плода на протяжении девяти месяцев, а теперь ребенок слышит его, когда лежит рядом с матерью.

Для ушей ребенка слова матери – это лучшая музыка на свете.

Низкие звуки проникают через плаценту и достигают ушей ребенка лучше, чем звуки высокие. Исключение составляет материнский голос, который может быть выше других звуков в мире малыша, например, выше голоса отца. Но он исходит из тела матери. Неудивительно, что после рождения ребенок сразу же реагирует на звук материнского голоса лучше, чем на любой другой.

После рождения дети начинают лучше слышать высокие, а не низкие звуки. Вот почему взрослые так часто разговаривают с малышами высокими «кукольными» голосами. При замедленной съемке видно, что дети не только слушают наши голоса. Они танцуют. Если ребенок спокоен и всем доволен, то, слыша голос матери, он начинает делать ритмичные волнообразные движения руками. Только камере под силу уловить, что эти движения совпадают по ритму с речью матери и соответствуют темпу ударений и пауз. Это своеобразное «пение» в ответ на «музыку» материнской речи.

Обоняние и вкус

Амниотическая жидкость, в которой ребенок плавает до рождения, имеет уникальный вкус и аромат. Он зависит от питания матери, генетических особенностей и окружающей среды. С конца первого триместра, когда у плода формируются вкусовые сосочки, и до конца беременности развивающийся ребенок сосет, глотает и пробует амниотическую жидкость. С 28 недели беременности ребенок начинает ощущать запахи окружающей среды, которые проникают через плаценту.

Исследования показывают, что после рождения ребенок узнает мать по знакомому вкусу и запаху амниотической жидкости. Сразу после рождения ребенка следует приложить к груди, увлажненной ей, и он сразу успокоится. Некоторые ученые полагают, что ребенка не следует обмывать и тогда он быстрее успокоится – прижмет ладони ко рту и почувствует себя вполне уютно. Когда амниотическую жидкость сразу же смывают, дети ведут себя более беспокойно.

Вкус и аромат потребляемой матерью пищи проникают как в амниотическую жидкость, так и в материнское молоко. Когда ребенок сосет грудь впервые, он возвращается к знакомым специям и маслам. Запах грудного молока каждой женщины уникален и узнаваем. Он вселяет в ребенка ощущение спокойствия и комфорта. Через несколько дней после рождения ребенок распознает уникальный запах материнского молока и тянется к нему, отворачиваясь от запаха грудного молока другой женщины.

Недавно проведенные исследования доказали, что матери тоже безошибочно узнают запах своих детей. В ходе одного исследования матерям, которые родили детей всего день назад, предлагали на выбор три футболки, снятых с троих новорожденных. Женщины мгновенно распознавали одежду собственных детей. Известно, что во время беременности запах женщины меняется, смешиваясь с запахом плода. Из этого можно сделать вывод, что матери знакомы с запахом собственных детей еще до их рождения.

Осязание

Ощущения, касания и удерживания жизненно важны для роста и развития всех детенышей млекопитающих. Без этого млекопитающие теряют способность становиться социальными животными. Крысы, которых не ласкают в детстве, становятся дикими. А те, которых каждый день гладят и ласкают, вырастают милыми и ласковыми, даже если за ежедневной лаской следует электрический разряд. Гарри Харлоу провел в Университете Висконсина классический эксперимент. Детенышей макак‑резусов сажали в клетки вместе с «матерью», сделанной из проволоки. К «матери» была прикреплена бутылочка с молоком. Детеныши подходили к «матери» для кормления, но все остальное время проводили, свернувшись калачиком в углу. При любой перемене в окружающей их среде детеныши кричали от страха. Других детенышей содержали в клетках, где «мать» была сделана из проволоки, но обмотана мягкой тканью. Хотя эта «мать» не давала молока, детеныши общались с ней, как с настоящей матерью, обнимали ее, изучали с присущим обезьянам любопытством – словом, развивались совершенно нормально. Возможность касаться матери, а не только получать от нее питание позволила второй группе обезьян вырасти нормальными и ментально устойчивыми.

Кожа новорожденного ребенка гораздо более чувствительна, чем взрослого. Она очень тонко реагирует на каждое ощущение. Это единый орган, который особенно чувствителен к контакту с телом другого человека. Раздраженного ребенка можно успокоить, прижав его тельце к собственной обнаженной коже. В течение многих месяцев после рождения рот ребенка является органом осязания, словно дополнительная рука. Любой новый предмет малыш не только ощупывает и осматривает, но еще и тянет в рот. Рот младенца – это центр неврологической деятельности. Как только оральные стандарты поведения станут синхронными, за ними следуют и остальные части нервной системы.

Осязание подсказывает ребенку и его собственное положение. С помощью осязания он понимает, находится ли в покое или движется, держат его крепко или слабо. Это чувство называется кинестетическим.

Потребность в физическом контакте особенно остра в первые часы и дни после рождения, когда мы так часто изолируем детей от матерей (рис. 8). Сменив тепло телесного контакта и уют материнской утробы на детскую больничную палату, младенцы чувствуют себя очень некомфортно. Еще хуже, когда их плотно спеленывают, сковывая движения рук и ног. Спеленутые дети плачут меньше, чем распеленутые. Дети, которых носят в сумках‑кенгуру на груди, чтобы они могли ощущать запах и движение матери, капризничают меньше тех, которых возят в колясках.

 

 

...

Через кинестетическое сознание, через касания и перемещения, ребенок понимает собственное расположение и вступает в контакт с реальностью.

 

Конечно, грудное вскармливание обеспечивает простой физический контакт между матерью и ребенком. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, больше времени проводят с матерями и другими членами семьи, которые обращаются с ними так же, как и мать. Сумка‑кенгуру не только успокаивает ребенка, но еще и позволяет ему видеть и познавать мир с высоты человеческого роста, а ведь именно там и происходит все самое интересное, а вовсе не на полу! Кормящие матери реже поддаются уговорам учить детей быть независимыми. Подобная независимость сводит контакт матери и ребенка к минимуму – дети лежат в колыбельках, играют в манежах, их кормят из пластиковых бутылочек, редко берут на руки и усаживают в креслица на расстоянии вытянутой руки.

Длительный и частый телесный контакт с взрослым человеком способствует саморегуляции организма ребенка.

 

Рис. 8. Близкий контакт влияет на температуру тела, частоту сердцебиения и дыхания

 

 

...

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, во время глубокого сна реже страдают от апноэ (пауз в дыхании), что снижает риск смертности от синдрома внезапной младенческой смерти.

 

Как показывает исследование Харлоу, физический (осязательный) контакт с матерью способствует развитию поведения и усвоению навыков социального взаимодействия. Сегодня в ведущих американских больницах принята передовая практика ухода за недоношенными детьми. В 1983 году в больнице для бедных в Боготе работали неонатологи Эдгар Рей и Эктор Мартинес. В больнице не хватало инкубаторов для недоношенных детей, да и электричество поступало нестабильно, так что положиться на имеющееся оборудование было нельзя. И тогда врачи стали помещать детей в специальные сумки‑кенгуру, чтобы они находились в вертикальном положении на груди матерей. Так обеспечивался физический контакт детей с матерями. Головки малышей поворачивали так, чтобы они постоянно слышали материнское сердцебиение. Матери носили детей днем и ночью. Материнские тела превратились в настоящие инкубаторы. В результате смертность среди недоношенных детей снизилась с 70 до 30 %. Этот опыт привлек внимание ученых, и каждое новое исследование доказывало его преимущества. Физический контакт с матерью шел на пользу как недоношенным, так и нормальным детям. Они дольше спали и просыпались без плача. Сердцебиение, частота дыхания и температура тела были более стабильными. Они в восемь раз чаще спонтанно переходили к грудному вскармливанию, а у матерей молоко появлялось без задержек. При таком уходе недоношенные дети быстрее набирали вес и проводили в больнице вдвое меньше времени, чем дети, помещенные в инкубаторы. В шесть месяцев малыши, получившие подобный уход в начале жизни, демонстрировали лучшее когнитивное и моторное развитие.

 

 

...

Детям необходим контакт с телом матери во время грудного вскармливания не меньше, чем грудное молоко.

 

Возможно, всеобщая тревожность и социальные болезни, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни, проистекают от привычки лишать детей столь необходимого им физического контакта. С самого раннего детства мы учим наших детей независимости и помещаем их в колыбельки с твердым дном, кормим из холодных пластиковых бутылочек с резиновыми сосками, мало с ними играем и усаживаем в пластиковые или металлические кресла вместо того, чтобы прижать к собственному телу. Но не задумываемся, что вовсе не учим детей выживать в нашей культуре, а создаем культуру, в которой очень трудно выжить.

По требованию или по расписанию

Некоторые врачи и другие медики различают детей «неограниченного грудного вскармливания» и детей «стандартного ухода», которых кормят грудью, но в то же время растят в условиях многочисленных культурных ограничений. Пионер в области исследования грудного вскармливания – доктор Найлз Ньютон – называет неограниченное, биологически нормальное грудное вскармливание приемом, который используется в традиционных и первобытных культурах, а также в США членами Ла Лече Лига. В последние годы многие матери и семьи приняли биологически верный метод ухода за детьми, в том числе и неограниченное грудное вскармливание. Этот метод получил название «естественное родительство».

В таких условиях ребенка прикладывают к груди тогда, когда он этого захочет, и на столько времени, сколько ему необходимо. Детям не дают бутылочек. Им не дают плакать в одиночестве. Их носят на руках и держат на коленях большую часть суток в независимости от того, спит ли ребенок или бодрствует. По ночам дети спят вместе с родителями или рядом с ними – по крайней мере, в течение первого года жизни. Густую пищу они получают только после шестого месяца, а грудное вскармливание продолжается вплоть до второго года, а то и дольше.

Дети, получающие стандартный уход, могут находиться на грудном вскармливании, но только по расписанию. Вместо десяти‑двенадцати кормлений в день в течение первого месяца им приходится ограничиваться восемью через каждые три часа или даже шестью через четыре часа. Кормления завершаются, как только ребенок заканчивает есть. Непищевое сосание, игра с грудью и сон у груди считаются признаком полной сытости. Кормление ради удовлетворения считается нежелательным. В результате грудь матери получает гораздо меньше стимуляции и выработка молока снижается.

Дети «стандартного ухода» с самого рождения спят в одиночестве, часто в отдельной комнате. Им позволяют плакать довольно долго. Накормив, их тут же укладывают в колыбельки. Контакт с матерью случается только во время кормления, одевания или купания. Детей регулярно кормят из бутылочки с первых недель жизни. Детское питание включается в рацион уже к четырем месяцам. Кормление часто откладывается по простым причинам: «она только что ела, поэтому просто не может проголодаться», «я подожду, пока он по‑настоящему проголодается», «еще не время», «она использует меня вместо пустышки», «он просто дурачится». Ребенку не дают возможности решить, хочет он есть или нет. Грудное вскармливание полностью прекращается к шести‑восьми месяцам, а то и раньше.

Хотя подобную практику трудно назвать стандартной, но детей часто кормят грудным молоком, но не грудью. Мать начинает сцеживать молоко в больнице или сразу после возвращения домой, готовясь вернуться на работу. Ей кажется, что ребенок отдает предпочтение бутылочке, а не груди, но она знает, что грудное молоко полезнее молочной смеси. За несколько недель ребенок полностью переходит на бутылочки со сцеженным грудным молоком.

 

 

...

Дети, которых чаще кормят и чаще берут на руки, плачут меньше. Малыши, которых реже кормят и редко берут на руки, плачут больше.

 

Дети «стандартного ухода» получают все питательные и иммунологические преимущества грудного вскармливания, по крайней мере, в первые недели, но в то же время лишаются комфорта и развития, которое обеспечивает настоящее грудное вскармливание. Ученые сравнили шестнадцать кормящих пар, практикующих неограниченное вскармливание, и шестнадцать пар, применяющих стандартный уход. Хотя за два месяца все дети набрали одинаковый вес и были одинаково здоровыми, «стандартные» дети за два месяца плакали на 35 % больше, чем дети, находившиеся на неограниченном вскармливании. Статистика подтверждает то, что нам подсказывает здравый смысл.

Кормление грудью детей постарше

С возрастом поведение ребенка у груди меняется. Новорожденный может утолять свой голод в течение получаса или даже дольше. Ребенок старшего возраста насыщается за несколько минут. Новорожденный целиком сосредоточен на сосании. К четырем месяцам ребенок может сосать молоко и одновременно осознавать все, что происходит вокруг него. Он может прерываться и поворачивать голову, услышав необычный новый звук или голос.

С трех месяцев ребенок улыбается и играет у груди. Он показывает матери, как ему нравится находиться рядом с ней. К четырем или пяти месяцам ребенок хочет во время кормления играть с лицом матери. Свободной ручкой он ощупывает ее зубы и рот. Для многих детей кормление остается важным источником питания. В течение первого года в день ребенку необходимо четыре кормления или более, а также одно ночное или утреннее. А когда грудное кормление прекращает быть главным источником калорий, оно остается для ребенка источником комфорта и успокоения.

 

 

...

Ребенок приникает к груди перед сном, в те моменты, когда он болен или напуган, когда ему нужно немного любви и ласки.

 

Как же долго можно «естественно» кормить ребенка грудью? Есть ли биологически обоснованное время отлучения от груди? Точного ответа на этот вопрос нет. Все дети различны, и ожидания взрослых в разных странах различны. В обществе, где для малышей недостаточно подходящей пищи и грудное молоко – основной источник питания, отлучение от груди может привести к настоящей катастрофе.

В некоторых обществах, которые живут вдали от цивилизации, например, в джунглях Амазонки, в пустыне Калахари и других далеких уголках нашей планеты, детей кормят грудью в течение двух лет и даже дольше. Несколько лет дети находятся на неограниченном грудном вскармливании. Такой подход выполняет роль естественного противозачаточного средства. Во многих странах детей чаще всего отлучают от груди в возрасте шести месяцев. Консультанты по лактации и сторонники неограниченного грудного вскармливания рекомендуют делать это по желанию ребенка. Он должен потерять интерес к груди тогда, когда этого захочется ему самому. Срок грудного вскармливания для каждого ребенка различен. Дети постепенно отвыкают от груди на втором году жизни, но это может произойти и на третьем. Часто процесс отлучения идет так медленно, что мать совершенно случайно понимает, что ребенок сегодня вовсе не брал ее грудь.

Хотя чаще всего дети отвыкают от груди, то есть отказываются брать грудь и отдают предпочтение другим видам пищи, в возрасте девяти месяцев, подобное раннее отлучение диктуется приемами кормления, которые приводят к тому, что количество молока уменьшается настолько, что уже не представляет интереса для ребенка. Некоторые матери замечали, что первый ребенок бросил грудь задолго до первого дня рождения, а второй и последующие дети предпочитали грудное молоко гораздо дольше. Только в одной первобытной культуре (в Новой Гвинее) детей отлучают от груди в девять месяцев. Надо признать, что сама по себе эта культура довольно сурова и неприятна.

Иногда матерям просто надоедает кормить ребенка грудью. На выбор времени отлучения влияют чувства матери, последующая беременность и социальные факторы. Американская академия педиатрии рекомендует кормить детей грудью весь первый год жизни и дольше, если мать и ребенок хотят этого, несмотря ни на какое социальное давление. Исследований долгосрочного грудного вскармливания почти не проводилось. Мать, которая долго кормит грудью, чувствует, что близость с ребенком во время кормления приносит ей ощущение глубокого удовлетворения в то время, пока ребенок еще не может общаться с ней адекватно.

 

 

...

РЕЗЮМЕ

Любовь кормящей матери, теплые колени и грудь, вкусное молоко – отличная база для малышей, которые еще только начинают осваиваться в нашем мире. Грудное вскармливание дает ребенку ощущение безопасности, которое делает их более уверенными в тот момент, когда наступает время подлинной независимости.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию