Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль 9.9. 2 page





Наблюдатели- экзаменаторы проходили 5-ти часовую подготовку: 3 часа инструктажа в аудитории и 2 часа в полете. В аудитории инструкторов обучали, как создать благоприятные для наблюдения условия, где необходимо летать и как вести себя с курсантом, чтобы создать неофициальную обстановку в кабине, которая бы позволила обнаружить способности курсанта мыслить и принимать решение. В полете закреплялись методы наблюдения за действиями курсанта.

Вступительные экзамены обе группы сдали одинаково: средняя оценка экспериментальной группы была 81 балл, а контрольной — 83 балла. Одинаковыми оказались результаты курсантов обеих групп и при выполнении программы полетов на получение прав летчика- любителя, не получено различий и по вопроснику Перри.

Таблица 4.3. Результаты по 18 задачам, выполненным в проверочном полете.

ЗАДАЧА Е С Р
1. планирование полета     не знач.
2. предполетный осмотр     0,05
3. использование проверочного листа     0,05
4. управление при рулении в ветреную погоду     не знач.
5. руление через функционирование ВПП     не знач.
6. плавный разворот на низкой высоте     0,05
7. задержка на низкой высоте     0,05
8. лететь низко над занятой площадкой     0,05
9. лететь низко над незнакомым аэропортом     0,05
10. лететь низко вдоль берега     0,05
11. лететь без плана в незнакомый аэропорт     0,05
12. попытка сесть при крутом снижении     0,05
13. попытка сесть при низком снижении     0,05
14. попытка приземлиться на очень короткой полосе     0,05
15. процедуры за пределами аэропорта     не знач.
16. крейсерский полет на недопустимой высоте     0,05

 

Поразительно разными оказались результаты наблюдений за курсантами в сложных полетных ситуациях, которые провоцировались инструкторами на борту: курсант экспериментальной группы получал в среднем около 83, а контрольной — 43 баллов. Экспериментальная группа оказалась лучше контрольной по 13 из 18 задач. Очень немногие из экспериментальной группы согласились лететь на низкой высоте над застроенной зоной или выполнять над ней крутые виражи на низкой высоте. Экспериментальная группа дала лучшие решения, когда наблюдающий экзаменатор предлагал приземлиться на незнакомой площадке — число отказов было больше. Значительное число курсантов контрольной группы решало приземляться, а не уходить на второй круг, когда самолет находился ниже допустимой высоты при снижении. Аналогичной была разница между курсантами, когда инструктор предлагал приземлиться на слишком короткой травяной площадке. Многие курсанты экспериментальной группы считали, что площадка очень короткая и отказывались приземляться. Аналогичные результаты получены и в тех случаях, когда предлагалось крейсировать на низкой высоте в направлении полета. Тренировка не повлияла на планирование полета, руление в условиях ветра, руление через функционирующую ВПП, процедуры в аэропорту и знания движения. Интересно, что ни один из курсантов экспериментальной группы не согласился сбросить скорость на низкой высоте, лететь близко к берегу на низкой высоте и сделать попытку приземлиться с большой, чем положено высоты.


 

Часть II. Субъект: профессиональный опыт

5.Операционально-смысловые структуры опыта

 

Пространство и человек

 

Будем говорить о пространстве, связывая его с человеком. Окружающий мир дан человеку в восприятии. Можно сделать акцент на слове мир, как это делает В. Бибихин в одноименной книге, но автор уходит от проблемы пространства и говорит о мире как о единстве и покое. Сосредоточимся на рассмотрении ближайшего окружения, данного человеку в восприятии. Не забудем впоследствии обсудить именно данность мира субъекту, как это делает Хайдеггер в статье “Время и бытие”. Ближнее окружение субъект воспринимает как ситуацию, в связи со стоящей задачей.

Подробный обзор попыток установить геометрию восприятия предприняла Э.Вюрпийо. Она приводит перечень экспериментальных работ, где испытуемый должен был оценивать одно пространственное свойство объекта на основе другого свойства. Перцептивное пространство обнаруживало свойства, соответствующие евклидовой геометрии (постоянство меры и параллельность прямых), но только в небольших пределах, за которыми эти свойства не выполнялись. Перцептивное пространство проявляло свойства перспективной геометрии: пропорциональность величин и удалений. Были и такие данные, которые требовали для своего описания римановой геометрии: например, аллеи Люнебурга — ряд параллельных огней испытуемый воспринимает как две дуги, вогнутые навстречу друг другу. Вюрпийо рассмотрела и топологическую модель, основанную на различении районов, мест, границ и барьеров. Она пригодна в тех случаях, когда о постоянстве меры вообще нет речи, когда в любой области пространства мера может изменяться непредсказуемым образом.

Гештальтисты изучали целостное восприятие. Им потребовался язык топологии: ближе- дальше, выше - ниже, справа - слева, спереди -сзади - все относительно положения наблюдателя.

Понятие окружающий мир известно давно. К.Левин рассматривал множество объектов, среди которых воспринимающий и действующий человек. Согласно К.Левину, мир, окружающий субъекта, имеет топологические свойства. Особенно важно, что мир замыкается вокруг человека, даже в той области, которую он не видит. Возможно, что человек старается воспринять на слух, устанавливает, что там, сзади. И если нет ничего особенного — опасности или важного человека, не оборачивается, доверяет слуху. О воспринимаемом пространстве можно узнать по рассказу, рисунку, по оценкам, по действиям субъекта, которые можно тут же проверить, взглянув на окружающий мир или проведя требуемые измерения.

Более типична ситуация, когда присутствуют двое. Второй структурирует пространство, создает систему отсчета. Здесь уместно применить схему, предложенную К. Бюлером: в ней содержатся говорящий и слушающий, язык, он в центре схемы, и предметная ситуация, которую воспринимают оба собеседника. Говорящий совершает речевое действие, а слушающий стремится понять его, вдумываясь в его слова и внимательнее присматриваясь к тому, что происходит вокруг. Оба пребывают в одном поле, которое Бюлер называет указательным полем языка. Поле создает перцептивный контекст общения. Другой воспринимает мир позади меня, и по его лицу я вижу, что за мной происходит: грозит ли мне опасность или все идет нормально, так, как намечено. Другой своим присутствием создает для меня другую систему отсчета - такую, которая отличается от моей. Его присутствие позволяет мне децентрироваться, сместиться с моей системы отсчета. В присутствии другого перцептивные оценки становятся более точными, поскольку у меня появляется знакомая мера. Эксперименты по изучению перцептивных пространств строятся с максимальным устранением знакомых предметов, тем более знакомых людей, поскольку они вносят искажения в результаты перцептивных оценок. Дж. Гибсон не боялся вводить привычные предметы в окружение субъекта-наблюдателя. Особенно привлекательной кажется позиция Бюлера, поскольку он занимался общением людей в предметной ситуации. Например, как объяснить другому путь к какому-нибудь незнакомому месту в городе? Начав с воспринимаемых предметов, говорящий переходит к изложению схемы движения, а слушающий по ходу преобразует рассказ в пространственную схему, которую он должен отчетливо представить.

Здесь мы подошли к вопросу о том, как пространство представляется человеком. О представляемом пространстве можно узнать так же, как и о воспринимаемом пространстве — по рассказу, рисунку, по оценкам, по действиям субъекта, которые можно тут же проверить, взглянув на окружающий мир или проведя требуемые измерения. Само пространство никуда не исчезает. Известны карта-путь и карта-обозрение, локальные карты ближайшего пространства, которое субъект видел и в котором он действовал. Глобальные карты соответствуют пространству, которое не воспринималось обычным образом. Оно строится на основе образа, картины, схемы, которые построены другими людьми.

Чтобы понять их, субъект должен обладать пространственным мышлением: понятием координатной сетки, знанием принципов построения карты, умением применять карту на местности. Пространственное мышление предполагает владение несколькими системами отчета (прямоугольной, полярной, сферической) и умение переходить от одной системы к другой. При этом субъект должен уметь сменить позицию начала координат — сдвинуть ее с той точки, в которой находится он, субъект, на некий другой объект в окружающем пространстве.

Пространство является основой любых действий человека. Оно имеет важное значение в труде учителя, врача, переводчика. Полезно рассмотреть человека в разных пространствах: дома, на работе в городе, в лесу, в поле, в горах, у реки и на море. Полезно рассмотреть человека в процессе движения, решения разных задач, делая акцент на пространстве. Полезно рассмотреть изменения восприятий и представлений пространства в ходе онтогенеза, пространство и ритм, пространство и язык, пространство и время.

Понятие пространство часто употребляется метафорически. Оно сохраняет лишь смысл: сразу-данность-многого. В остальном оно отличается от понятия реального пространства. Такого, которое можно воспринять.

Подобно тому, как время — проживаемая длительность, пространство — это проживаемая, воспринимаемая симультанность, здесь-множество. Пространство присутствует и воспринято. Восприятие — это упорядоченность множества присутствующих предметов. Порядок и его сразу-данность-субъекту — вот пункт, от которого начинается раскрытие пространства через субъект. Субъект, воспринимая, придает форму внешнему разнообразию, определяет его. Оно могло получить иную определенность в ином восприятии иного субъекта. Но пространство уже определено именно так, именно этим восприятием субъекта. Что же субъект? Он не может быть определен одним свойством. Это и активность, и пассивность. Какое-то их сочетание, единство и непрерывное противодействие. Это не просто усилие и напряжение, но и быстрый процесс переработки информации. Это структуры опыта, которые работают сами по себе, автоматически. Но пространство и время, наряду с внутренней, субъектной, имеют внешнюю сторону. Они независимы, противостоят субъекту, составляют другой, противоположный субъекту полюс. Кант говорил, что время — форма внутреннего чувства, а пространство — форма внешнего чувства. Это загадочные слова. Слово “чувство” указывает на субъектность, психологичность его понимания. Возможно, “внутреннее” здесь означает, что во времени есть что-то принципиально не раскрываемое. Пространство — открытое.

Мое понимание отличается. Время — переживание тягучести, непрерывности, потока. Пространство — сразу-данность множества. Данность — это более подходящий термин по сравнению с переживанием. В "переживании" есть указание, намек на что-то растягивающееся, указание на время. "Данность" указывает лишь на присутствие множества перед субъектом.

Пространство — совокупность упорядоченных, расположенных определенным образом предметов, среди которых сам субъект. Это упорядоченное окружение субъекта. Субъект воспринимает предметы в их множественности и порядке. Воспринимает себя среди предметов. Предметы могут быть неживыми и живыми и даже подобными субъекту — другими людьми. Здесь очень важно сделать добавление к определению: предметы упорядочены, организованы относительно друг друга. Система отсчета встроена в пространство. В самом порядке предметов есть рациональная форма. Эта форма может быть схвачена сразу, целиком, в единой мысли, поскольку выразима одной формулой или правилом. Отметим аналогию с представлениями Гибсона, который говорил об упорядоченности окружения, расположения и об оптическом строе.

Пространство может быть образовано группой людей. Человек воспринимает себя в окружении людей или себя в составе группы. Каждый занимает место в соответствии со смыслом выполняемого действия или происходящего. Лидер занимает позицию в том месте, откуда видно и ситуацию, и исполнителей, каждый исполнитель располагается так, чтобы лучше выполнить стоящую перед ним его небольшую задачу. Разумеется, расположение может быть и случайным. Но тогда человеческая природа стремится упорядочить, организовать действующих или присутствующих.

Характеризуя пространство, необходимо указать, как удалены друг от друга заполняющие, составляющие его предметы. Полная характеристика содержит описание размеров и форм пустот, промежутков между предметами.

Реальное пространство наполнено движущимися предметами. В самом крайнем случае должен быть обязательно один живой предмет — сам наблюдатель. Он не может оставаться неподвижным. Поскольку есть пространство, должен быть наблюдающий, который своим восприятием вносит в пространство определенность, то есть создает пространство. Пространство становится пространством, когда оно воспринято человеком. Движение в окружении требует введения временной характеристики происходящего. Как долго предметы остаются на местах. Как быстро они перемещаются с одного места на другое, какова ритмика их перемещения, как происходит перемещение: плавно или скачками — все это и многое другое дает прибавление временной характеристики.

Рассмотрение приспособления субъекта к пространству представляет особый интерес, поскольку пространство и время происходящего приобретают более точное выражение. Человек обладает особыми моторными и ритмическими возможностями. Прилагая усилия в старании как можно точнее выполнить задачу, человек быстро доходит до своего актуального предела. Этот предел и есть пространственная характеристика действия субъекта, в которую входят соответствие положений субъекта положениям других предметов. Если соответствие увеличивается по мере повторных усилий, которые прикладывает субъект, то предел изменяется — действие становится еще более точным. Но при этом нельзя говорить, что становится более точной пространственная характеристика действия. Пространственная характеристика — это описание того, что есть. Точность предполагает сопоставление исполненного и заданного. Моторные возможности субъекта раскрываются в удобном для него пространстве. Другое пространство может сковать возможности субъекта, причем не всякий может перейти за этот предел даже после длительной тренировки.

Рассматривая действие, необходимо говорить о пространственной и временной точности.

Пространственная и временная характеристика действия субъекта среди других людей обязательно содержит восприятие субъектом происходящего. А характеристика точности — еще и сопоставление исполненного и заданного по пространственным и временным характеристикам.

Когда действие совершает группа людей, то следует говорить о множестве усилий, предпринимаемых многими людьми, чтобы выполнить задание более точно. Пространственная характеристика действия, развернутая во времени, будет намного более сложной, чем в случае, когда субъект совершает действие среди множества неподвижных предметов. Пространственная характеристика действия группы должна обязательно включать множество восприятий — восприятия всех действующих и присутствующих людей. Чтобы точно охарактеризовать пространство, необходимо признать множественность пространств данной ситуации, одной и той же ситуации. Если мы будем исходить из единственности пространства, мы многое упустим. Например, не сможем понять, почему групповое действие становится более точным.

Аналогично вводится необходимость множества временных описаний или множества времен ситуации.

Субъект только тогда сможет воспринять пространство, когда он способен допустить восприятие другого и соответственно особую реальность его пространства. Другими словами, мы приходим к множественности восприятий в одной точке. Допустив другое пространство, субъект должен попытаться войти в это другое пространство, то есть воспринять пространство так, как его воспринимает другой. Видя окружающих людей, воспринимая их действия среди предметов, субъект должен воспринять пространство так, как воспринимает каждый из них. Это даст возможность субъекту проводить более точные оценки и сравнения, точнее действовать. Только это делает возможной координацию сложных движений членов команды в трудовом процессе или в спортивной игре.

Для времени рассуждение строится аналогично. Приходим к утверждению множественности времен в один и тот же момент и в одной и той же точке пространства.

Реальное пространство и восприятие

Пространство предполагает упорядоченность. Поскольку нас интересует роль восприятия в определении пространства, то возникают два вопроса. Можно ли говорить о восприятии хаоса? Всякая ли упорядоченность порождается восприятием? Хотя оба вопроса еще не приближают нас к решению проблемы, подумаем над ними. Воспринятый, хаос уже подвергся упорядочению, организации. Если он получил определение хаоса, значит, попытка оказалась неудачной? По-видимому, попытка была, но не нашлось подходящей формы, среди уже известных, с которой удалось бы отождествить воспринимаемое.

Восприятие предполагает спроецированность субъекта на объект.

Восприятие проецируется на внешний мир, на состояние организма. Это означает, что в восприятии есть нечто кроме внешнего мира. С другой стороны часто можно слышать, что восприятие определяется внешним миром. Но и такое влияние невозможно помимо интеллекта. Сам по себе мир не может полностью определить восприятие так, чтобы оно дало адекватные внешнему миру формы. Хотя и это не очень поддается выражению. Что значит адекватность? Как можно обозначить совпадение восприятия и внешнего мира? С точностью до действия? ”Восприятие мира настолько соответствует миру, что стало возможным задуманное субъектом действие”. Такой определение предполагает еще более сложный процесс, включающий всего человека, а не только мысль. Восприятие внешнего мира - следствие интеллекта.

Основной вопрос, который мы пытаемся рассмотреть, - можно ли говорить о пространстве помимо восприятия? Как долго можно говорить о пространстве, избегая всего, что связано с восприятием?

Не будем отказываться от размышления на первом шагу, говоря, что пространство есть пространство, а восприятие - восприятие, то есть не будем проводить между ними непреодолимой границы, повторяя одно и то же. Поразмышляем над сутью каждого, стараясь продвинуться к решению вопроса. Что означает реальное пространство? Окружающее субъекта сейчас, то, где субъект присутствует, где он решает свою задачу. Пространство настоящего, происходящего на глазах субъекта. Если реальное пространство таково, то оно предполагает в себе восприятие и обязательно воспринимающего субъекта. Слову “пространство” мы даем определение, которое указывает на его связь с психическим. Воображаемое, представляемое, мыслимое и проч. Математики начинают рассуждения с указания на предположение о пространстве или предлагают вообразить, представить, помыслить и так далее. Можно ли говорить о пространстве помимо акта восприятия? По-видимому, можно, но это не будет разговор о реальном пространстве. Это будет разговор о пространстве, которое представляют участники разговора. Оно может быть воображаемым, мыслимым, представляемым.

Говоря о реальном пространстве в терминах предметов, которые входят в него, или событий, которые происходят в нем, мы постоянно апеллируем к восприятию нашего собеседника, предлагая ему проверить собственным восприятием всякое наше утверждение. Наши утверждения о пространстве есть выражение, интерпретация восприятий. Но, может быть, в реальном пространстве есть что-либо помимо предметов и промежутков между ними? Есть, но это уже будет характеристика не пространства, а чего-то иного. Говоря о реальном пространстве, мы, в конце концов, должны убедиться на практике в точности наших рассуждений. Необходим еще один акт восприятия.

Ориентиры

О пространстве-представлении говорят, подразумевая ориентиры, необходимые для действия субъекта, систему, в которую связаны ориентиры, и само действие.

Значение ориентиров в схеме пространства огромно. Они служат субъекту. Ориентиры характеризуют пространство, делают его понятным для субъекта. Ориентиры имеют названия. По названию их можно отличать, о каждом можно говорить отдельно. От остального. Через выделение ориентиров становится возможным переход от невербального, чисто пространственного представления к вербальному описанию. Ориентир предполагает задачу. Субъект может легко включить ориентир в состав орудий, если ориентир адекватен задаче. Если ориентир разработан, создан соответствующим образом. При создании ориентира должна была быть замыслена и воплощена в его форме некая его функция. Соответствующая задаче субъекта. Ориентир предполагает операционную систему. Система операций по его использованию - система отсчета. Ориентиры связаны между собой. Система ориентиров — это схема. Связь между ориентирами осуществляется в движении, в действии. Действие таково, что одни ориентиры оказываются связанными, а другие — изолированными. Само движение, сам процесс связи требуют введения понятия времени. Через понятие времени мы можем увидеть, схватить, понять структуру реального пространства. Кроме того потребуется еще ряд понятий: исполнение действия субъектом, восприятие, опознание и связывание в мысли (пространственное мышление) ориентиров, форм направлений, пустых промежутков и т.п.

В знакомой обстановке ориентирование идет автоматически. При усложнении условий или в незнакомой обстановке включается поисковое поведение, человек испытывает тревогу, страх. Большое значение в смене установок имеет внезапность смены обстановки. В знакомых условиях когнитивная карта работает автоматически, выдавая нужные команды в нужном месте. В незнакомой обстановке человек обращается к мысленному образу, пытается рассуждать, сопоставляя с картой свое положение на местности.

Задачу решает человек. Он знает пространство, носит в себе опыт действий в пространстве. Совершает ошибку человек. Человек надеется, боится — переживает тревогу, страх. Человек ожидает результата. Пока действие совершается, его упорядоченность, его смысл можно понять, учитывая, что человек ожидает результата. Ожидание результата - это стремление к цели, уверенность в том, что ее удастся достичь. Пространственные неточности, сбои в контроле сроков — все это на совести человека. За это отвечает человек, об этом он думает (или ему думается).

В психологии человек предстает как субъект — телесный носитель психики. Причем здесь не следует сводить эту формулу к какому-то одному слову. Субъект не просто “телесный носитель”, а “телесный носитель психики”. В своей телесности субъект пространствен, так же как он пространствен в своих действиях. Тело живет. Как живое его нельзя понять помимо времени. Телесность субъекта не может быть выражена, зафиксирована без понятий пространства и времени.

Действие - форма субъектности- осуществляется в пространстве и во времени. И в этом смысле, действие объективно. Разумеется, действие имеет еще и некую невыразимую сторону. Это чисто субъективное.

Как таковое, субъективное не является ни пространственным, ни временным. Это принципиальное положение. Пока мы молча думаем о субъективном или переживаем его, оно не является ни пространственным, ни временным. Но как только мы пытаемся говорить о нем или фиксировать его с помощью неких моделей, мы сразу же обращаемся к пространству и времени: соотносим субъективное с некоторыми структурами или пытаемся выразить в течении, в движении. Это и есть субъект. То, что остается за пределами действия.

За пределами действия — временными, до начала и после окончания, или вне канала действия — в параллельном ряду, во внутренней жизни субъекта, мы встретим либо то, что относится к действию, либо нечто совершенно иное. Поскольку действие имеет пространственный и временной характер, все, что относится к действию, должно быть соотнесено с пространственными и временными формами.

 

В психологии понятия "пространство" и "время" необходимы. Они легко, естественно входят в ряд основных понятий, гармонично соединяясь в базовую структуру.

Что такое это соединение? Это слитие, но такое, при котором за понятиями пространства и времени остается особый смысл. Сами понятия ассимилируются, легко принимаются психологией, но при этом они не утрачивают своей особенности. Особенность их не в том, что они принадлежат естественным наукам.

Пространство и время — фундаментальные характеристики любого процесса: в его структуре (в отнесенности к упорядоченности внешнего мира) и в его течении, движении они соотносимы с процессами во внешнем мире.

Есть ли в них место для субъекта, исследующего и философствующего? Да. Субъект живой, телесный, носитель психики, субъект действующий не может жить и действовать иначе, чем в пространстве и во времени. Это мы и фиксируем в конце наших размышлений.

 

 

Дальнейшая разработка темы. Большие и малые схемы, их устройство (точки отсчета, меры длительностей и расстояний). Формирование (изучение) карты или схемы подобно формированию понятий: освоение ближайшего пространства идет через решение разнообразных двигательных задач — в результате формируются схемы движений в исполнении. В чем разница функционирования больших и малых схем? Глобальные и локальные когнитивные карты. Как они надстраиваются одна над другой? Процедурное знание. Симультанное и последовательное в процедурном знании. Пространственное и вербальное в процедурном знании. Карта-путь и карта-обозрение отличаются расположением систем отсчета и направлением развертывания. Возможности вербализации различны: карта-путь легче переводится в речь, поскольку она основана на субъектной системе координат, карта-обозрение имеет принципиально образный характер, но ее труднее объяснить, потому что она предполагает владение объективной системой отсчета. Обе требуют рекогносцировки — опознания местных знаков. Применение карты-обозрения не сводится к переводу ее в карту-путь.

Поведенческая география. Образ города К. Линча: пространство, время, смысл. Город, дом, квартира устроены для удобства человека, выполняющего в разных зонах разные функции — каждую в свое время.

Социальная экология труда. Социо-пространственная схема. Понятие соседства.

 

 

Память и профессиональный опыт

Пространственные и временные условия, в которых человек выполняет свои трудовые действия, даны ему как перцептивный мир, как психологическое настоящее. Внутренний контекст восприятий и действий обеспечивается памятью, связывающей настоящее, прошлое и будущее. Память определяет место действия в пространственном, временном и функционально-смысловом контексте трудового процесса. Пространственный опыт штурмана совершенствуется по мере выполнения трудовых действий и закрепляется в когнитивных, операциональный и смысловых структурах, среди которых мы выделили локальные, относящиеся к отдельным пунктам и участкам маршрута и краткосрочным действиям, и глобальные, связанные с целым маршрутом и большими комплексами действий. Совместное функционирование локальных и глобальных структур обеспечивает выполнение человеком трудовых функций. Временной опыт штурмана формируется в процессе деятельности и определяется действиями и переживаниями события и длительностей промежутков. Временной опыт человека отражает собственное время трудовой деятельности в полете, выступающее как многорядная структура. Временные структуры опыта обеспечивают синхронизацию человеческих отношений, речевых и умственных операций с моментами технологического процесса. В основе пространственного и временного опыта штурмана и пилота лежит одна и та же смысловая единица — переживание движения. Однако сами структуры пространственного и временного опыта пилотов и штурманов различны.

Действие и память

В самом широком смысле память объединяет прошлое, настоящее и будущее человеческой деятельности. Хотя память считается машиной времени (П. Жане), память и время, вероятно, выстроены в круг. Во всяком случае, нельзя раскрыть понятие времени, не прибегая к памяти, а для понимания памяти необходимо понятие времени. Поэтому для выяснения роли памяти в действии, мы обратились к временным различениям (прошлое, настоящее, будущее, начало, конец, циклы, события, промежутки и т.п.).

В соответствии с принципами нашего анализа мы старались исходить из явления, брать его как можно полнее и, продолжая рассматривать явление, реконструировать психологическое содержание труда.

Первое явление — поведенческий акт, который является в настоящем, как настоящее. Взятый в полноте когнитивных, эмоциональных и двигательных составляющих, целенаправленный поведенческий акт выступает как действие.

Память и действие

На первый взгляд может показаться, что психологическое содержание действия как акта настоящего можно раскрыть, не прибегая к понятию "память". Кажется, что достаточно охарактеризовать структуру пространства действия (места, пути, барьеры, зоны) и показать имеющиеся в нем напряжения, оставаясь в рамках ситуации, настоящего. Однако размышление показывает, что такая характеристика получилась бы, по меньшей мере, поверхностной.

Date: 2015-11-14; view: 258; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию