Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитиенауки привело к уничтожениютрадиционных оснований нравственности





Приведем несколько высказываний представителей этой точки зрения. Начнем с высказываний ученого. Уильям Б. Провайн, историк науки (Корнельский ун-т):

"Выводы современной науки... очевидно, несовместимы с большинством религиозных традиций. В природе не суще­ствует целевых принципов. Органическая эволюция проис­ходила путем разнообразных сочетаний случайных генетичес­ких сдвигов (genetic drift), естественного отбора, наследова­ния признаков, описанного Менделем, и многих других не имеющих цели механизмов. Человеческие существа являют­ся сложными органическими механизмами, которые умира­ют полностью, не оставляя после себя ни души, ни сознания".

"Для человеческого общества не существует ни нрав­ственных или этических законов, ни абсолютных принци­пов. Мы безразличны для Вселенной, и у нас нет конечного смысла в жизни"1.

"Не существует богов или каких-то других созидающих сил, которые можно обнаружить с помощью рациональных методов".

"Индивид становится нравственной личностью в резуль­тате действия двух основных механизмов — наследственно­сти и влияния окружающей среды. Не существует никаких других детерминирующих его нравственность факторов...".

"...Мы должны сделать вывод, что когда мы умираем, то... это конец...".


"Наконец, свободная воля, как ее обычно понимают, — это свобода делать выбор среди альтернативных способов действия, не подвергаясь при этом внешнему давлению, — просто не существует... такого пути, идя по которому эволю­ционный процесс может произвести существо, действитель­но способное делать свободный выбор"2.

Прежде чем комментировать эти высказывания, приве­дем рассуждения на уровне обыденного сознания.

Аласдэр Палмер, корреспондент Отдела науки "Санди телеграф":

"Не только религиозные представления о мире находят­ся в противоречии с научными объяснениями происхожде­ния человека. В противоречии с наукой находится и боль­шинство наших этических ценностей, поскольку большин­ство их восходит к религии. В научном объяснении челове­ка больше нет места ни свободной воле, ни равным способ­ностям всех индивидов быть добрыми и совершать справед­ливые поступки, ни душе"3. Комментарий

"Логика" этой точки зрения, будь то на научно-профес­сиональном или обыденном уровне рассуждения, заключа­ется в следующем.

1. Наука, считают люди (как правило, на основании того, чему их учили), доказала, что Бога не существует.

2. Это означает, что мир представляет собой огромную, ли­шенную личностного начала систему, или машину, которая не обладает сознанием и не подчинена никакой цели.

3. Это также означает, что мы как человеческие существа являемся продуктами процессов, лишенных цели. Мы пред­ставляем собой биологические механизмы, не обладающие свободой воли и потому не несущие моральной ответствен­ности. Наша жизнь не подчинена предначертанной цели, а когда мы умрем, то совершенно исчезнем с лица земли. От нас ничего не останется; не существует Последнего Суда после смерти (равно как после смерти нас некому судить) и, следовательно, в конце концов нет никакой разницы, хоро-


 




шо мы вели себя при жизни или плохо. И, наконец, в мире нет никаких внутренних моральных или этических законов, нет никаких абсолютных принципов, которые бы руководи­ли человеческим обществом. И в этом смысле функциони­рование человеческого общества не в большей мере управ­ляется какими-то принципами, чем, скажем, управляет жиз­нью пассажиров мотор автобуса, на котором они едут. По­этому этика является просто вопросом того, насколько че­ловек приспособлен к современной культуре и может в рам­ках этой культуры добиваться своих прагматических инте­ресов.

4. Наука, таким образом, уничтожает основания религии и этической системы, которую религия проповедует. А то, что от них остается, это всего-навсего предрассудки.

Надо отметить, что это очень распространенная, хотя и плохо продуманная точка зрения. И как мы уже убедились, она основывается на ложной посылке, поскольку наука, на самом деле, не доказала, что Бога нет, и ничего другого в этом роде.

Конечно, когда люди становятся на точку зрения, соглас­но которой основа этики уничтожена, они не начинают сра­зу же вести себя как преступники. Отнюдь нет. Они вполне могут вести себя как высоконравственные люди, поскольку оказывается, что практически невозможно жить, делая вид, что моральных норм не существует. Предположим, у атеис­та украли деньги, или на него наклеветали, очернили его ре­путацию, увели у него жену, жестоко обошлись с его детьми. И даже если он является интеллектуальным сторонником профессора Провайна, атеист исполнится морального него­дования. Он выразит протест против возмутительного по­ведения оскорбивших его людей и будет апеллировать к тому, что существуют правда и справедливость и что у об­щества есть нравственный долг наказать причинившего ему зло человека. Справедливые требования нравственного за­кона Творца остаются написанными у него в сердце, даже если на уровне рассудка он отрицает Его существование.


Таким образом, внешне жизнь любого атеиста может быть вполне добродетельной и может мало отличаться от жизни человека, который верит в данный Богом моральный закон. Но при этом между этими двумя людьми сохраняется глубокая разница. Как говорит профессор Провайн, основа его нравственности уничтожена.

В одной древней притче говорится о двух людях, кото­рые построили себе дома. Один построил свой дом на камен­ном фундаменте, а другой — на песке. Когда наступило вре­мя бурь и дождей, дом, построенный на песке, обрушился, а дом с каменным фундаментом устоял. В притче ничего не говорится о стенах и крыше обрушившегося дома. Они, на­верное, мало отличались, по крайней мере, внешне, от ко­робки устоявшего дома, но при этом не имели хорошего фун­дамента. Замечания профессора Провайна верны в том смыс­ле, что ошибочное представление о том, что наука сделала невозможной веру в Бога, для многих людей уничтожило жизненные основы. Поэтому когда они начинают испыты­вать искушения, попадают в жизненные штормы и бури, то обнаруживают, что у них отсутствуют твердые основания, чтобы устоять перед испытаниями. Нравственный фунда­мент их жизни оказывается непрочным, стоящим на зыбком песке.

Таким образом, все ученые должны иметь возможность развивать и публично излагать те теории, которые они счи­тают истинными. Истина не должна размываться или раз­рушаться во имя каких-то метафизических концепций. Но по этой же самой причине все популяризаторы науки и пре­подаватели разных научных дисциплин должны проводить различие между метафизическими предпосылками и теори­ями, с одной стороны, и реально доказанными научными фактами, с другой.

Однако точку зрения профессора Провайна о том, что в физическом мире мы не можем усмотреть никаких принци­пов, которыми нам следует руководствоваться в своем пове­дении, не разделяют даже ученые-атеисты. С того времени,


 




как начала развиваться эволюционная теория Дарвина, по­явились, по крайней мере, две основные теоретические шко­лы, которые настаивали на том, что теория нравственности может и должна быть построена на представлении о физи­ческих процессах, которые, с их точки зрения, заложены в эволюции, приведшей к появлению рода человеческого.

Первое из этих представлений — это теория, согласно которой в процессе эволюции действовал принцип выжива­ния наиболее приспособленного, приведший к развитию человека из протоплазмы. И если применение этого прин­ципа будет распространено и на морально-этическую прак­тику человека в области социальных, деловых, этнических и международных отношений, то оно приведет человека к вершинам нравственного поведения.

Вторая теория более современна. Она восходит к 60-м годам нашего века и до сих пор пользуется популярностью. Согласно данной теории, нравственность может и должна основываться на действии генов в человеческих клетках.

Рассмотрим эти теории по порядку.

2. Биологический эволюционный закон выживания наиболее приспособленных особей есть и должен быть основой этики человека.

Эта теория, известная под названием "социального дар­винизма", была опровергнута достаточно давно. Но ее осно­ватели сначала не осознавали того зла, которое она в себе несет и которое проявилось, когда ее взял на вооружение Гитлер и использовал для обоснования истребления шести миллионов евреев. Термин "социальный дарвинизм" принад­лежит Герберту Спенсеру (1820 — 1903У. Спенсер в своей книге "Социальная статика"5 (1851), подобно Дарвину, встал на оптимистическую точку зрения, согласно которой эволю­ция всегда ведет к прогрессу, а эволюционные адаптации — к улучшению, при условии, что не ограничивается свобода воли людей.

Но в развитии своей теории он следовал не столько Дар­вину, сколько Ламарку, учившему, что новые качества, ус-


военные родителями, могут быть переданы потомству. Так, Спенсер считал, что главная цель эволюции — не успех в репродукции, а развитие нравственной личности. Плохая приспособленность личности к окружающим социально-эко­номическим условиям приводит к страданию, а хорошая — к удовольствию, или, по крайней мере, к "благу". Таким об­разом, если каждая личность испытывает на себе благие и злые последствия своего собственного характера и резуль­таты своих действий, то имеет место процесс приспособле­ния и благополучие вида достигается автоматически.

Согласно ламаркианскому принципу, эволюция лично­сти, наделенной хорошими свойствами, происходит по прин­ципу снежного кома. Поскольку у каждого поколения раз­вивается привычка проявлять такие социальные добродете­ли, как сострадание, благожелательность, честность, альтру­изм, самодисциплина и проч., то потомство должно насле­довать эти положительные характеристики.

Но оптимистическая теория Спенсера не подтвердилась. Нарастали классовые конфликты и милитаризм. Ожидавша­яся им гармония в характере каждой личности и нравствен­ный прогресс общества не наступили. Кроме того, ламарки­анскому подходу Спенсера к эволюции был нанесен казав­шийся смертельным удар работами Августа Вейсмана, опуб­ликованными в 1880 — 1890 гг. В этих работах отрицалось наследование приобретенных качеств и постулировалась стабильная плазма зародыша, которая не подлежит влиянию со стороны окружающей среды. Таким образом, оказалось, что эволюционным развитием руководит бездушный про­цесс естественного отбора, а само развитие имеет биологи­ческий, а не нравственный характер.

Как показывает профессор Кэйи6, ни Спенсер, ни Дар­вин не виновны в том, что понятие "социальный дарвинизм" было использовано для оправдания жестокостей капитализ­ма и расизма на том основании, что эволюционный закон выживания наиболее приспособленных должен якобы дей­ствовать в необузданной жестокой стихии конкуренции и в


 




отношениях между народами. То, что слабейшие должны попираться, а сильнейшие выживать, было провозглашено просто законом природы. Именно эта "теория" в конце кон­цов и послужила обоснованием печально известной поли­тики геноцида в гитлеровской Германии.

С другой стороны, в результате того, что эволюционная биология повлияла на этическую мысль, были высказаны следующие соображения. Чарльз Дарвин:

"Более цивилизованные, так называемые кавказские расы победили турецкие в борьбе за выживание. Если взгля­нуть на недавнюю историю мира, то мы увидим, что беско­нечное число низших рас было уничтожено более цивили­зованными расами во всем мире"7.

Следует подчеркнуть, что многие современные эволюци­онисты считают, что подобные идеи заслуживают осужде­ния и отвергают их с позиций христианства или гуманизма. В частности, они хотят ограничить сферу эволюции биоло­гическим развитием человека, а нравственность, с их точки зрения, относится к более высоким уровням человеческой культуры (по мнению атеистов) или человеческого духа (по мнению теистов).

Этот тип социального дарвинизма, как мы уже сказали выше, был давно опровергнут. Но он до сих пор остается предупредительным сигналом для людей, напоминая им о том, что может случиться, если они в своем воодушевлении материалистической эволюцией при построении этической системы будут основываться не на Боге и даже не на челове­ческой культуре, а на сугубо биологических процессах.

3. Тело человека, его мозг и сознание контролируются генами. Следовательно, гены являются главным нрав­ственным авторитетом, а подлинная нравственность основывается на учете их стратегии8.

Теория, которую мы будем рассматривать ниже, получи­ла название социобиологии. Ее следует отличать от социаль­ного дарвинизма, возникшего значительно раньше. Соглас-


но последнему, безжалостный и бесстрастный закон дарви­новской биологической эволюции, "выживание наиболее приспособленного" распространяется и на область соци­альных, деловых и международных отношений. Социобиология как более новая теория учит, что тело человека, его мозг и сознание управляются генами, которые программи­руют поведение человека, независимо от того, осознаем мы это или нет. Таким образом, подлинная этика предполагает понимание программы, заложенной генами, и осознанное согласование нашего поведения с этой программой.

Эта теория, по крайней мере в своей современной фор­ме, восходит к открытию двойной спирали структуры ДНК Уотсоном и Криком в 1953 г. К 1959 г. два французских уче­ных Жак Моно и Франсуа Жакоб смогли дать частичное объяснение тому, как ДНК регулирует и координирует хи­мические процессы, протекающие в живых организмах. В 1961 г. Маршалл Ниренберг и Иоханн Маттеи смогли рас­шифровать первое "слово" генетического "кода", и в том же году Жак Моно объявил, что он открыл вторую тайну жиз­ни: теорию аллостерических белков и стереохимических спо­собов, которыми организмы осуществляют свою жизнедея­тельность. Это были великие открытия. Они справедливо заслуживают восхищения и благодарности за пользу, кото­рую человечество смогло из них извлечь, в особенности в области медицины, хотя генная инженерия, ставшая возмож­ной благодаря этим открытиям, ставит все больше и больше фундаментальных проблем в области медицинской этики (подробнее см. в Разделе 13. В). Но нас интересуют здесь не медицинские достижения, ставшие возможными благодаря этим открытиям, а следствия, которые эти открытия — или, вернее, их интерпретации социобиологами — имели для культуры в целом и этики в частности. Рассмотрим некото­рые из положений социобиологии. 1. Фрэнсис Крик (лауреат Нобелевской премии):

"Развитие биологии в какой-то степени уничтожит тра­диционные основания наших этических убеждений".


 




Это замечание было сделано на Симпозиуме Фонда США в 1964 г.9, на котором среди других делегатов присутствова­ли биологи-гуманисты эволюционного направления Дж. Хаксли и Я. Броновски. Гуманисты данного направле­ния, будучи, подобно Крику, атеистами, традиционно иска­ли объективных оснований таких ценностей, как справед­ливость, терпимость, свобода, независимость, любовь, не­жность, альтруизм, самореализация или в практике науки, или в органической и культурной эволюции10. Но Крик по­яснил, что данное замечание было направлено не только про­тив христиан и "их предрассудков о святости личности", но и против "биологов-гуманистов". Стремление гуманистов найти основания человеческих ценностей в культурной (а не в биологической!) эволюции человека, согласно Крику, не представляется целесообразным. А что касается отноше­ния Крика к достоинству личности, то, как сообщает Уол-стенхолм11, на данном Симпозиуме Крик присоединился к другим Нобелевским лауреатам, которые предложили ши­рокомасштабные евгенические проекты: обратимую стери­лизацию граждан путем применения "пищевых добавок" и выдачу лицензий "людям, качества которых нам нравятся", чтобы они производили на свет детей. (Надо попутно отме­тить, что люди, которые столь энергично выступают против веры в Бога, сами не против "поиграть в Бога".) 2. Фрэнсис Крик в своем цикле лекций в честь Джона Данца в Вашингтонском университете сказал:

"...Наука в целом, и естественный отбор в частности, дол­жны стать основанием, на котором нам следует строить но­вую культуру"12. А для тех, кто решил, что наука как тако­вая является ценностно нейтральной и имеет мало общего с тем, что "нас больше всего волнует", Крик добавил: "Завтра наука вышибет у них из-под ног привычную для них куль­турную почву".

Надо сразу же заметить, что стремление возвести смысл жизни человека, его цели и нравственность к гену, повлекло за собой грубейший редукционизм. Приведем для иллюст-


рации высказывание по поводу цели и функций того, что у него называется организмом, принадлежащее Франсуа Жа-кобу.

Чтобы понять это высказывание, следует иметь в виду, что "организм" здесь может относиться как к человеческому существу, так и к низшим грибам. Итак, Франсуа Жаков:

"Организм становится... реализацией программы, которая предписана ему его наследственностью... Организм являет­ся просто переходом, стадией между тем, чем он был, и чем он будет. Воспроизводство [молекул организма] — это нача­ло и конец, причина и цель"13.

В свете своего нового знания о генах и неутолимом "стремлении" ДНК себя воспроизводить Жак Моно высту­пает в том же самом редукционистском русле, объясняя зна­чение человеческой любви и любовной поэзии. Он возводит их к "желанию" ДНК использовать людей для воспроизвод­ства себя. В своей книге "Случайность и необходимость: (Очерки по естественной философии современной биоло­гии)"14 он приводит пример, как стихотворения застенчиво­го поэта, обращенные к любимой им женщине, убеждают ее прийти к нему и уступить его желаниям. Таким образом, го­ворит Моно, поэт достигает успеха своего "проекта", суть которого в редупликации его ДНК, и именно в силу этого его стихи имеют смысл.

Складывается впечатление, что открытие ДНК привело к тому, что как Моно, так и Крик включились в кампанию по излечению нравственно больного мира и пытаются убе­дить человечество отказаться от всех прежних подходов к нравственности и строить систему нравственности на био­логических импульсах гена. Кэйи15 коротко характеризует предложенные Моно меры по оздоровлению общества сле­дующим образом: "На основе "молекулярной теории гене­тического кода" и ее "научно обоснованных выводов" Моно считает возможным диагностировать современную "болезнь духа" как своего рода индивидуальную и коллективную



шизофрению: мы живем в обществе и мире, который сфор­мировался под воздействием научного знания, тем не менее мы отчаянно цепляемся за ценности, основанные на религи­озных верованиях и мифах, низвергнутых открытиями со­временной науки. Молекулярная биология, которая устра­нила все прорехи в дарвиновской теории... нанесла смертель­ный удар религиозным убеждениям и их философским суб­ститутам (типа диалектического материализма, "научного прогресса" Спенсера, концепции Тейяра де Шардена и био­логического гуманизма), уничтожив "антропоцентрические иллюзии", на которых основываются все "анимизмы"".

Но ревностное желание Моно положить в основание че­ловеческой морали и понимания смысла жизни ген, его стра­тегии и действия, приводит ученого не только к прискорб­ному принижению достоинства человека, которое далее вле­чет за собой мифологическое, а отнюдь не научное объясне­ние, но и в конце концов — к отсутствию последовательнос­ти в аргументации.

Поскольку его утверждение заключается в том, что имен­но открытые им вместе с Криком гены ответственны за нашу нравственность (а не религиозные представления или нау­кообразные построения, вроде диалектического материализ­ма), логика рассуждений заставляет его объяснить, каким образом у нас сложились эти иллюзии или наукообразные формы. Предлагаемое им объяснение сводится к тому, что сами гены отвращают нас теперь от религии, как раньше они побуждали нас к религиозным поискам!

Он начинает с уверений в том, что в нашем эволюцион­ном прошлом было время, когда для эволюции требовалось, чтобы в нашем сознании существовала мощная эмоцио­нальная поддержка закона, социальных структур и куль­турных традиций. Используя гены как своих агентов, ко­торые должны были обеспечить эту поддержку, эволюция "создала и вписала куда-то в генетический код" чувство беспокойства, "которое движет нами в поисках смысла су­ществования", и именно эти поиски послужили источни-


ком "всех религий, философских школ и направлений и самой науки"16.

Прервемся в изложении взглядов Моно, чтобы задаться некоторыми вопросами и коротко прокомментировать его высказывания.

(i) Откуда Моно все это известно? Мог ли он обнаружить все это в ходе исследования современных генов? Или, мо­жет быть, это его собственная мифологическая реконструк­ция прошлой истории генов?

(И) Если это объяснение верно и религия записана в генах и именно гены побуждают нас искать религии, тогда было бы логично ожидать от атеиста Моно, что он будет призывать нас не обращать никакого внимания на гены. (iii) Но это совсем не то, что нам советуют делать современ­ные социобиологи. На самом деле, они призывают нас де­лать нечто прямо противоположное: мы должны признать, что подлинная нравственность состоит в понимании стра­тегий генов и в сотрудничестве с ними. (iv) Если мы спросим, как это делать, поскольку очень слож­но человеку, не имеющему отношения к науке, изучать свои собственные гены, то ответ будет двоякий.

(а) Именно гены руководят работой головного мозга. Струк­
туру сознания детерминирует множество биологических
процессов. Они определяют процессы восприятия, обработ­
ки информации, принятия решений, оценки действий чело­
века и их мотивировку. Если это так, то мы должны сделать
вывод, что мысли человека о морали в данный конкретный
момент должны определяться тем, что диктуют ему гены. Но
тогда совершенно очевидно, что гены диктуют разным лю­
дям разные мысли о нравственности. Как же нам тогда опре­
делить, рекомендации каких генов принимать во внимание?

(б) Ответ на этот вопрос, согласно Моно, по-видимому, бу­
дет заключаться в том, что наши нужды понимания морали
должны удовлетворять ученые, подобные ему самому, "предлагая свои важные с человеческой точки зрения идеи, кото­
рые возникают на основе специальных изысканий". Эти идеи


 




будут "замещать разнообразные системы верований, на ко­торых традиционно основывались человеческие ценности и структуры"17.

Но (i) Почему мы должны принять ученого, подобного Моно, в качестве эксперта в области морали, ведь мы знаем, что согласно его собственной теории его сознание подчине­но главным образом влиянию генов, как и сознание любого другого человека?

(ii) Моно был атеистом и человеком, настроенным про­тив религии, когда он сделал свои открытия в области био­логии клетки. Как мы можем быть уверенными в том, что атеизм, которому, по его словам, привержены в данный мо­мент наши гены, не был приписан генам им самим? Ведь сам он говорит, что в прошлом гены предпочитали атеизму ре­лигию.

Моно является не единственным генетиком, который видит основу морали в генах. Интерес к этой теме со сторо­ны разных людей постоянно растет18.

Поэтому на данном этапе анализа, вероятно, имеет смысл рассмотреть выдержки из книги профессора Эдварда О. Уилсона. Прославив свое имя работами по энтомологии, он опубликовал в 1975 г. книгу под названием "Социобиология: новый синтез"19, которая больше, чем любая другая кни­га, способствовала популяризации идеи, что нравственность может и должна быть основана на генах20. Вот каково его описание того, что он называет "нравственностью гена": "С точки зрения дарвиниста, живой организм живет не для себя. Его главная функция заключается даже не в том, чтобы про­извести на свет другие организмы, а в том, чтобы воспроиз­вести гены и служить их временным носителем....Отдель­ный организм является только их орудием, частью сложно­го устройства, служащего их сохранению и распростране­нию... Организм является только средством для ДНК в про­изводстве еще одной ДНК"21.

Крайний редукционизм этого утверждения становится ясным, если понимаешь, что человек в данном контексте


тоже относится к "организмам". Если главная цель челове­ческого существа заключается просто в том, чтобы произве­сти на свет еще одно человеческое существо и так до беско­нечности, тогда можно сказать, что человеческие существа являются не чем иным, как звеньями цепи, которая никуда не ведет: сама цепь не имеет конечной цели или направлен­ности. Но если главная цель человеческого существа заклю­чается просто в том, чтобы играть роль "временного носите­ля генов", "части сложного устройства для их сохранения и передачи", "средством для ДНК в производстве еще одной ДНК", тогда очевидно, что статус человека при этом оказы­вается крайне низким. Вместо того, чтобы понимать челове­ка как существо, сотворенное по образу и подобию Божье­му, и созданное для того, чтобы любить Бога и вечно наслаж­даться общением с Ним, любой индивид становится не бо­лее чем временным приспособлением, служащим целям не­скольких биохимических образований. Даже на биологичес­ком уровне эта идея кажется абсурдной. Она навязывает нам представление, что высокий дуб — не растение, полное ве­личественной красоты, заслуживающее восхищения само по себе, а просто временное устройство, предназначенное для производства желудей.

Для того, чтобы понять, каким образом Уилсон основы­вает свое представление о морали на гене, обратимся к его работе, написанной им совместно с Майклом Рьюзом, "Эво­люция и этика"22. В этой статье говорится следующее: "Нрав­ственность, или говоря более точно, наша вера в нравствен­ность, является всего-навсего приспособлением, предназна­ченным для целей нашего дальнейшего воспроизводства. Таким образом, основание этики заложено не в воле Бога... В любом значимом смысле этика, как мы ее понимаем, явля­ется иллюзией, внушенной нам нашими генами, направлен­ной на то, чтобы мы взаимодействовали с ними"23.

Прокомментируем это весьма странное рассуждение. (i) Надо думать, что нравственное предписание: "Не прелю­бодействуй!" может существенно ограничить действия че-


 




ловека, связанные с его воспроизводством, то есть оно не может способствовать воспроизводству. (ii) Гены, вероятно, представляют собой крайне неэтичные биохимические образования, если они могут внушать нам иллюзии, чтобы заставить нас взаимодействовать с ними. Совершенно очевидно, что они считают, что цель оправды­вает средства.

(iii) Почему нам нужно взаимодействовать с генами? Пото­му, говорит Уилсон, что подлинная нравственность состоит в участии в стратегии наших генов. "Этические побудитель­ные мотивы работают потому, что вопреки нашим эгоистич­ным каждодневным импульсам толкают нас к действиям во имя всеобщего выживания и гармонии. Более того, наша природа действует таким образом, что мы начинаем думать, что существует объективный высший кодекс, которому мы все подчиняемся"24.

Гуманисты, критикуя с атеистических позиций и соци­альный дарвинизм, и его последнего потомка, социобиологию, отвергают их редукционизм и стремление построить нравственность человека на биологических основаниях и предлагают в качестве оснований морали социальные и куль­турные отношения человека. Ярким примером такой пози­ции является концепция Ф. Добржанского, одного из веду­щих представителей современной биологической теории эволюции25.

Но, в действительности, Уилсон, будучи редукционис­том, не забывает и не игнорирует развития человеческой культуры и социальной организации. Напротив, он подчер­кивает их важность. В своей книге "Социобиология: новый синтез" он высказывает мысль, что "гены расстались почти со всеми своими браздами правления", а в своей книге "О человеческой природе"26 он допускает, что "Социальная эво­люция человека является в большей степени культурной, чем генетической". Но это не означает, что культура в на­стоящее время достигла такого уровня развития, при кото­ром она всевластна: гены по-прежнему держат культуру на


длинном поводке27. И это совершенно неизбежно, посколь­ку, согласно Уилсону, они руководят деятельностью мозга, то есть множеством биологических процессов, которые оп­ределяют структуру сознания28. С другой стороны, гены не определяют того, как мы делаем выбор, а просто создают предрасположенность к нему. Отсюда — случайные разли­чия между разными культурами. Это не означает, однако, что гены не осуществляют контроля. Но зато означает, что естественный отбор в конце концов ведет к культурной адаптации.

Если все это верно, то мы, естественно, задаемся вопро­сом: каким образом предрасположенность, идущая от генов и определяющая выбор, который делает человек, привела в нашем столетии к таким отклонениям, как мировые войны, повлекшие уничтожение многих миллионов людей? Не обя­заны ли были наши гены, в соответствии с тем, что говорит Уилсон, держать наше общество на поводке?

Да, именно это наши гены и должны были делать. Но культурная эволюция является главным образом развити­ем биологических императивов, предназначенных, в основ­ном, для наших предков, охотников и собирателей29. (Не следует ли нам, в таком случае, задаться вопросом: Кто раз-работал эти биологические императивы для данных целей?)

Отсюда можно сделать вывод о том, что наши гены без­надежно устарели и мы не должны прислушиваться к ним, когда речь идет о вопросах морали. Но нам говорят, что это, очевидно, не так. Поскольку Уилсон высказывает далее мысль о том, что чудовищно разрушительные формы дея­тельности, которые проявились в развитых странах — ра­сизм, войны, убийства, геноцид, — это так называемые ги­пертрофии — абсурдные преувеличения здоровых тенден­ций генов, связанных с сохранением рода. Это своего рода раковые опухоли, разросшиеся на человеческих культурах, и средство избавления от них заключено в возвращении к нашим генам, в понимании их исходных здоровых намере­ний и жизни в соответствии с ними.


 




Таким образом, гены по-прежнему служат нашими ру­ководителями, нашим высшим моральным авторитетом.

Заключительные замечания

Итак, можно сделать вывод о том, что попытки атеистов возвести человеческую нравственность к генам грешат не­коей фундаментальной ошибкой. Если не существует Твор­ца и если Человек не что иное, как материя, не несущая в себе духовной стихии, тогда, разумеется, тело человека, его мозг и сознание являются продуктом генов. Но в таком слу­чае, как смог человек встать в критическую позицию по от­ношению к своим генам и поставить вопрос, нормальные они или нет? Что в человеке не стало продуктом генов и потому смогло мыслить независимо от них?

Ричард Докинз, автор известной книги "Эгоистичный ген", придерживается позиции, близкой точке зрения Эдвар­да Уилсона на генетические основания человеческой мора­ли. Наши гены, говорит он, озабочены исключительно ис­пользованием тел людей для реплицирования самих себя. Такова их стратегия, и она записана в генетическом коде каж­дой клетки нашего тела и мозга. И тем не менее, Докинз убеж­дает нас, что каким-то образом — он не объясняет нам, ка­ким — мы способны восставать против своих генов: "Мы ус­троены как машины для генов... но мы в силах обратиться против наших создателей. Мы — единственные существа на земле, способные восстать против тирании эгоистичных реп­ликаторов"30.

Возможно ли, что одна часть наших генов при этом вос­стает против другой? В таком случае было бы, конечно, очень сложно основывать на них свою нравственность, поскольку нам пришлось бы определять, какая из противоборствующих сторон права. И, наконец, нам нужно было бы решить, какая "негенная" нейтральная часть нашего существа должна была бы решать спор противостоящих друг другу сторон.

"Если же восставшая сторона — это не наши гены, — ост­роумно замечает профессор Стивен Роуз, — тогда кто это может быть? Докинз никогда не говорит, но всегда подразу-


мевает, что где-то имеется некая нематериальная, негенети ческая сила, которая формирует наше поведение"31.

А профессор Кэйи задает аналогичный вопрос Э. Уилсо-ну: "...каким образом воля и социобиология, не прилагая никаких видимых усилий, могут преодолеть "машину созна­ния", запрограммированную своими "скрытыми хозяевами", генами и естественным отбором?"32.

Date: 2015-11-14; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию